П. Гольбах о потребностях человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Понятия потребностей человека необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. Осознание потребности связано прежде всего с интересом. В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности. Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме.
К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Поль Анри Гольбах – выдающийся представитель французского Просвещения…………………………………………………………………5
Основные понятия теории потребностей. Потребности как внутренние побудители активности человека…………………………………………..10
Социально – философский взгляд П. Гольбаха на потребности человека……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………23

Файлы: 1 файл

Гольбах о потребностях человека.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)


 

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский  Государственный

Университет Гражданской  Авиации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Человек и его потребности

Курсовой проект

По теме: «П. Гольбах о  потребностях человека»

Вариант 58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнил: студент, ГФ СНТ 703

Попова Елена

 

Проверил: доцент, Левшина  Ольга 

Николаевна

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

  1. Поль Анри Гольбах – выдающийся представитель французского Просвещения…………………………………………………………………5
  2. Основные понятия теории потребностей. Потребности как внутренние побудители активности человека…………………………………………..10
  3. Социально – философский взгляд П. Гольбаха на потребности человека……………………………………………………………………..14

Заключение……………………………………………………………………..21

Список используемой литературы……………………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В современном мире значительную роль в развитии человечества  играют человек и его потребности: возрастает производительность труда, национальное богатство, уменьшаются числа людей, занятых в промышленности, увеличивается  число работников сферы сервиса.

Возрастающие потребности  требуют повышения их значения в  жизни: развитие материальных и духовных потребностей,  сочетание индивидуальных потребностей и общественных.

Потребности человека связаны  с его мировоззрением и составляют основу индивидуального поведения  и деятельности человека. Они определяют ценности, значительные и важные для  человека и общества, а также второстепенные, незначительные. Благодаря потребностям жизнь приобретает целенаправленность, что происходит при удовлетворении потребности.

Удовлетворение потребностей - это процесс освоения определённой формы деятельности, обусловленной  общественным развитием. Поскольку  процесс удовлетворения выступает  как целенаправленная деятельность, потребности являются источником активности личности. Тем самым, потребности являются источником любого прогресса.  Потребности беспрерывны, поэтому человек остается активным.

Выбор темы курсовой работы сделан исходя из ее актуальности. Актуальность человеческих потребностей возникает в отношении каждого человека. Улучшая свое материальное положение, человек получает все новые возможности для своего развития.

Методологической основой  исследования послужили взгляды  на потребности человека французского материалиста XVIII века Гольбах Поля Анри Дитрих, рассматривающего потребности человека последовательно.

Понятия потребностей человека необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и  попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. По моему мнению, это особенно актуально для современной России, где материальные потребности превалируют над духовными.

Целью данной работы является изучение  взглядов П. Гольбаха на  потребности  человека.

Объект  исследования – потребности  человека.

Задачи курсовой работы:

1. Ознакомиться с биографией  французского материалиста  XVII века Гольбах Поля Анри Дитрих.

2. Разобраться с основными понятиями  потребностей и выявить направленность  потребностей, как  внутренние  побудители активности человека.

4. Рассмотреть и изучить взгляды   П. Гольбаха на потребности  человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Поль Анри Гольбах – выдающийся представитель французского Просвещения

 

Центральное место в философии  Французского Просвещения заняла проблема человека. При всех различиях основным социально-философским понятием французских  просветителей стало понятие  «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо. Поэтому главным  моментом философской антропологии французских просветителей явилось  отрицание дуалистической природы  человека и утверждение положения  о его материальном единстве.1

Философы-просветители выступали  за совершенствование общества и  человека под лозунгами торжества  науки и прогресса.

Наиболее видный представитель  французского Просвещения - Поль Анри Гольбах.

Поль Анри (Пауль-Генрих-Дитрих) Гольбах - крупнейший представитель французского материализма XVIII в. По происхождению был немецким бароном.

 Родился он в 1723 г.  в городе Гейдельсгейме, в Пфальце, однако воспитывался и жил в Париже.

Полю было 7 лет, когда  умерла его мать. Анри остался на попечении дяди - старшего брата  матери - Франциска Адама де Гольбаха. Франциск Адам с конца XVII века служил во французской армии, отличился  в войнах Людовика XIV, в 1723 году был  удостоен баронского титула и приобрел огромные богатства. Именно от своего дяди будущий философ получил  фамилию Гольбах с баронским титулом и значительное состояние, позволившее ему впоследствии посвятить жизнь просветительской деятельности.

С 12 лет Поль воспитывался в Париже. Благодаря усидчивости, прилежанию он быстро освоил французский  и английский языки, изучил латинский  и греческий.2 Отличаясь огромной работоспособностью, вдумчивостью и любознательностью, Гольбах глубоко вникал в изучение естественных наук, которые по тому времени на высоком уровне преподавались в старейшем европейском университете.

В Париже Гольбах открыл салон, где собирались философы, ученые, литераторы, политики, люди искусства. Салон этот стал центром философской  и атеистической мысли предреволюционной  Франции. Дважды в неделю для гостей устраивались обеды. Посетителями знаменитого  салона Гольбаха были Дидро, Д'Аламбер, Руссо, Гримм, Бюффон, Монтескье, Кондильяк и многие другие замечательные мыслители. По их же свидетельству в салоне Гольбаха имелась специальная антирелигиозная библиотека, в которую поступала из разных концов мира как легальная, так и нелегальная литература.

Гольбах обладал даром  яркого публициста, тонкой разящей  иронией и убедительностью.

В научных, академических  кругах того времени Гольбах был  известен как прекрасный натуралист. Он являлся членом маннгеймской и берлинской академий наук.

В России Гольбаха знали  как активного участника перевода и издания на французском языке  книги М. В. Ломоносова "Древняя  Российская история". Гольбах был одним из первых французских ученых, оценивших труды русского гения и способствовавших распространению его научных идей.

19 сентября 1780 года на  торжественном заседании Академии  наук в Петербурге Поль Гольбах  единогласно был избран почетным  членом Императорской Академии  наук.

Избрание французского философа в состав петербургской Академии способствовало росту его авторитета в передовых кругах русской интеллигенции конца XVIII века, вследствие чего в России стали появляться переводы основных сочинений Гольбаха.

Имя Гольбаха связано и  с социально-политическими идеями декабристов. В записной книжке Пестеля  имеются выписки из сочинений  Гольбаха и Дидро.

Член Южного общества декабристов  Н. А. Крюков осуществил обширные переводы из «Системы природы», о чем свидетельствуют  его рукописи, фигурировавшие во время  следствия над декабристами.

В 60-х годах XVIII века идеологическая борьба буржуазии во Франции вступает в новый этап. Философы, проповедовавшие  просвещение, объединяются в салоне Гольбаха.3

Все его атеистические  произведения написаны в духе буржуазного  просветительства и были рассчитаны на самую широкую аудиторию.

Ненависть Гольбаха к религии  и церкви была так велика, что  за ним прочно и навсегда утвердилась  слава «личного врага бога».

Будучи убежденным и активным атеистом, Гольбах рассматривал религиозную  догматику и священное писание  с позиций философского материализма.

Философия Гольбаха была высшим по тому времени этапом европейской  материалистической мысли.

Величайшей заслугой Гольбаха, позволившей ему наиболее последовательно  и решительно выступить против религии, была попытка представить мир  как единое целое, существующее объективно. Такой всеобщей субстанцией, единым целым является, по Гольбаху, материя, обладающая рядом свойств. Из этой основополагающей материалистической посылки Гольбах делал далеко идущие антирелигиозные выводы о происхождении мира и человека.

Продолжая и развивая дальше материалистическое учение о материи, Гольбах отбросил идеалистические  по своей сути утверждения о пассивности  материи, справедливо усматривая в  этом уступку теологии. Прорывая рубежи механицизма, требующего искать источник движения тела вне его, источник активности материи — вне мира.

Гольбах выдвинул в одной  из своих работ положение о  том, что сама природа содержит в  себе источник движения. Он высказывал твердое убеждение в том, что  «в природе постоянно происходит всеобщий круговорот, что она живет по внутренним законам движения и не требует для своего объяснения вмешательства какой-то сверхприродной, божественной причины».4

Одно за другим публикует  Гольбах произведения французских  материалистов конца XVII - первой половины XVIII века, переведенные им труды английских деистов и собственные произведения. За десять лет он издает около тридцати пяти томов.

Гольбах обычно пересылал  свои произведения за границу, где они  печатались и тайно перевозились во Францию.

После 1770 года, в обстановке кануна буржуазной революции, Гольбах  выдвигает в своих произведениях  на первый план злободневные общественные проблемы. Он издает "Естественную политику", "Социальную систему", "Этократию", "Всеобщую мораль" (в общей сложности не менее 10 томов), где, развивая основные идеи "Системы природы", по существу разрабатывает социально-политическую программу революционной буржуазии. В этих произведениях Гольбах доказывает необходимость просвещать общество, научить его жить по справедливым законам, избавить род людской от пагубных заблуждений, возвестить народу истину. Такова благородная цель произведений последнего периода творчества Гольбаха.

Произведения Гольбаха нанесли  ощутимый удар по религии и церкви. Удар был настолько чувствительным, что даже современные католические «теоретики» - Маритэн, Гаррингтон и др, - до сих пор занимаются «опровержением» Гольбаха.

Желание автора стереть с  лица земли малейший след какой бы то ни было религии очевидно: он — противник любой религии, и не только стремится уничтожить веру в бога, но и ниспровергнуть политический строй, настаивая на уничтожении неравенства между сословиями, ограничении власти монарха вначале временно, а затем передаче ее «в руки слепой черни».

Гольбах скончался 21 июня 1789 г., накануне революции. В некрологе, помещенном в «Journal de Paris», секретарь и личный друг Гольбаха, редактор многих  работ, Нежон отмечал, что «Гольбах вел

борьбу за прогресс разума, неустанно трудился над способами  и возможностями его быстрейшего  ускорения».5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия теории потребностей. Потребности как внутренние побудители активности человека

 

Потребности имеют глубинную  философскую, социальную и психологическую  основу. Обычно люди не замечают, что, в  конечном счете, их действия зависят  от мировоззрения, от представлений  о цели и смысле своей деятельности.

Потребность – состояние  человека, которое складывается на основе противоречий между имеющимся  и необходимым.6

Основные понятия, которые  используются в обыденной речи с  категорией «потребности»  связаны  понятия «нужда», «желание», «прихоть», «влечение», «стремление».

«Желание или стремление»  – это внешнее выражение потребности, которая осознана человеком. Настойчивое желание чего-нибудь добиться, что-нибудь осуществить; устремленность к чему-нибудь.7

Информация о работе П. Гольбах о потребностях человека