Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:12, курсовая работа
Понятия потребностей человека необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. Осознание потребности связано прежде всего с интересом. В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности. Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме.
К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями.
Введение………………………………………………………………………….3
Поль Анри Гольбах – выдающийся представитель французского Просвещения…………………………………………………………………5
Основные понятия теории потребностей. Потребности как внутренние побудители активности человека…………………………………………..10
Социально – философский взгляд П. Гольбаха на потребности человека……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………23
«Прихоть» обозначает
желание, в котором
«Нужда» – это недостаток необходимого (дефицит) и потребность в чем-нибудь. 9 Нужды людей многообразны, это исходные составляющие природы человека. В каждых конкретных социокультурных условиях нужда принимает форму потребности, сопряженной с личностью индивида. Потребности, как известно, безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.
В связи с этим индивид для удовлетворения своих потребностей, как правило, выбирает те предметы (услуги), которые согласуются с его возможностями (прежде всего финансовыми). В этом случае потребность выступает как запрос индивида, она подкреплена его покупательской способностью.
«Мотивы» – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. 10
«Интерес» – это проявление социальных потребностей, осознанное выражение отношений человека или социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения. Интерес - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 11 Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Одна социальная группа осознает их быстро - другая с запозданием.
Мировоззрение» – это система взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.12 На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей.
«Ценность» – это значение
предметов или явлений для
человека в обществе, оценка явлений
и событий как добра и зла,
полезного и вредного, прекрасного
и безобразного, допустимого или
запретного, справедливого или
«Система ценностей» – это совокупность оценок человеком явлений и предметов окружающего мира.
В историческом развитии человека и его потребностей прослеживается ряд закономерностей.
Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего - то желают. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и её, следующая потребность требует удовлетворения. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Осознание потребности связано, прежде всего, с интересом. Предметы, процессы, услуги, на удовлетворение, которых ориентированы потребности, являются также и предметами их интересов.
Интерес представляет собой конкретизацию потребности. Если потребность заключает в себе задачу, то интерес – способ ее решения.
«Интересы как объективный феномен структуры личности, ее деятельности, стоят в одном ряду с ее потребностями, они вместе с потребностями характеризуют состояние человека, его избирательное отношение к условиям жизни».13 В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности.
Принятие потребности за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как только субъект переходит в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия должна возрастать и проявляться во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности субъекта.
Соотношения между потребностями и мотивами, можно систематизировать следующим образом: 1) между потребностью и мотивом возможны далекие и опосредствованные отношения; 2) потребность дает толчок к возникновению мотива; 3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т. е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить; 4) потребность — часть мотива.
При удовлетворении потребности заканчивается потребностный цикл. Удовлетворение потребности - это овладение предметом потребности и его использование. При этом существуют способы как овладения, так и использования, причем первые более разнообразны, так как связаны с конкретными условиями, в которых происходит удовлетворение потребности. Исполнительская активность существа, ориентированная в направлении его потребностных связей с окружающей средой, понимается как деятельность.14 Обобщая основные понятия теории потребностей, сделаем вывод, что потребности выступают внутренними побудителями активности человека. Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме.
К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями. Поэтому индивидуальные потребности являются не только источником возникновения групповых и общественных потребностей, но и их фундаментальной основой. Ведь любая группа существует в конечном счете для удовлетворения каких-то общих потребностей, возникающих у ряда индивидов. Как только индивиды утрачивают эти потребности в силу тех или иных обстоятельств, группа тотчас распадается, исчезает.
Потребности человека связаны с его мировоззрением и составляют основу индивидуального поведения и деятельности человека. Они определяют ценности, значительные и важные для человека и общества, а также второстепенные, незначительные. А потребности являются источником любого прогресса.
Особое значение придавали потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века.
Центральное место в философии Французского Просвещения заняла проблема человека. Ее решение было различным. При всех различиях основным социально-философским понятием французских просветителей стало понятие «природа человека». Человек рассматривался ими как всецело физическое, природное, материальное существо.
Люди приходят в мир равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого общежития.
Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что человек обладает разумом, духовной, физической и материальной силой.
Поэтому главным моментом
философской антропологии французских
просветителей явилось
Взгляды французских
материалистов того времени
Поль Анри Гольбах, крупнейший представитель французского материализма XVIII в.
МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.15
Материализм утверждает, что в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. 16
Гольбах разработал философскую картину Вселенной как единого целого, где все находится во взаимосвязи друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве.
По Гольбаху, материя есть то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и производить ощущения. Материя делится на органическую и неорганическую. Неорганическая материя вечна, органическая материя возникает и исчезает. На Земле сначала была только неорганическая материя, затем появилась жизнь, растительная и животная. Растения и животные рождаются, растут, потом умирают и разрушаются, т. е. снова превращаются в неорганическую материю. Так, согласно Гольбаху, происходит непрерывный круговорот материи в природе. Таким образом, если, согласно религиозным воззрениям, жизнь есть проявление божественного промысла, и естественными причинами ее объяснить невозможно, то Гольбах считает, что жизнь «есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи».
Гольбах предпринял попытку
соединить естественнонаучные представления
о свойствах и структурной
организации материи с
Отправной точкой его учения являются положения о «естественном человеке». Человек как разумное существо, по мнению Гольбаха, призван стать властителем мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. Этим обусловливались права человека: быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях. Сущность человека, по Гольбаху проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей.
П. Гольбах подчеркивал
определенную роль потребностей в жизни
человека, делая это глубже и последовательнее.
«Потребности, - писал он, - выступают движущим
фактором наших страстей, воли, умственной
активности. Через мотивы, представляющие
собой реальные или воображаемые предметы,
с которыми связано благополучие организма,
потребности приводят в действие наши
ум, чувства и волю и направляют их к тому,
чтобы предпринять определённые меры
для поддержания существования организма.
Потребности человека беспрерывны, и это
обстоятельство служит источником его
постоянной активности».18
П. Гольбах в учении о потребностях
утверждал, что для объяснения активности
человека достаточно одних внешних причин,
и полностью отвергал, традиционное представление
идеализма о спонтанной активности сознания,
познавательной, эмоциональной и волевой
деятельности.
Исходный рубеж и животного,
и социально-практического
П. Гольбах писал, что как физическое существо «человек существует по тем же физическим законам, что и природа. Силы инерции, тяготения, притяжения и отталкивания господствуют и над поведением человека. Как и все существа, человек стремится к самосохранению, он сопротивляется разрушению».20
Стремясь определить «человеческую природу» вообще, выявить некие вечные его свойства, Гольбах приходил к утверждению о неизменности человеческой природы. Такой подход в трактовке человека исключал принцип историзма. Выдвигая критерием общества неизменную «человеческую природу», тем самым с субъективно-идеалистической точки зрения рассматривал законы развития общества.
Потребности в такой
концепции играют очень
Все потребности Гольбах делит на «первые потребности» и «мнимые» или «условные».
«Первые потребности вложены в человека природой. Это различные нужды – своего рода телохранители, созданные природой для того, чтобы сохранить тело человека и просветить его дух».
Пища, одежда, жилище, семья – вот предметы первых потребностей. Таким образом, естественные потребности – это все то, что необходимо для поддержания биологического существования человека. Они выступают побудителями человеческой активности, заставляют его трудиться. Эти телесные потребности остаются неизменными и вечными, хотя проявляться могут по-разному, в зависимости от обстоятельств.
Содержанием «первых
потребностей» является