П. Гольбах о потребностях человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Понятия потребностей человека необходимо для каждого человека, чтобы лучше понять самого себя и попытаться правильно расставить свои жизненные приоритеты. Осознание потребности связано прежде всего с интересом. В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности. Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме.
К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Поль Анри Гольбах – выдающийся представитель французского Просвещения…………………………………………………………………5
Основные понятия теории потребностей. Потребности как внутренние побудители активности человека…………………………………………..10
Социально – философский взгляд П. Гольбаха на потребности человека……………………………………………………………………..14
Заключение……………………………………………………………………..21
Список используемой литературы……………………………………………23

Файлы: 1 файл

Гольбах о потребностях человека.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

 «Прихоть» обозначает  желание, в котором преобладает  субъективный момент, каприз. Прихоть  не имеет под собой достаточных  объективных, разумных оснований. Прихоть - капризное желание, причуда.8

«Нужда» – это недостаток необходимого (дефицит) и потребность  в чем-нибудь. 9 Нужды людей многообразны, это исходные составляющие природы человека. В каждых конкретных социокультурных условиях нужда принимает форму потребности, сопряженной с личностью индивида. Потребности, как известно, безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены.

В связи с этим индивид  для удовлетворения своих потребностей, как правило, выбирает те предметы (услуги), которые согласуются с его  возможностями (прежде всего финансовыми). В этом случае потребность выступает  как запрос индивида, она подкреплена  его покупательской способностью.

 «Мотивы» – это побудительные причины деятельности человека по удовлетворению потребностей. 10

«Интерес» – это проявление социальных потребностей, осознанное выражение отношений человека или  социальной группы к своим потребностям и условиям их удовлетворения.  Интерес - особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять. 11 Осознание интересов, как и потребностей, может проявляться в разной степени. Одна социальная группа осознает их быстро - другая с запозданием.

Мировоззрение»  –  это  система взглядов человека на мир  в целом и свое место в этом мире.12 На основе мировоззрения в каждом обществе и социальном слое формируется система ценностей.

«Ценность» – это значение предметов или явлений для  человека в обществе, оценка явлений  и событий как добра и зла, полезного и вредного, прекрасного  и безобразного, допустимого или  запретного, справедливого или несправедливого.

«Система ценностей» –  это совокупность оценок человеком  явлений и предметов окружающего мира.

В историческом развитии человека и его потребностей прослеживается ряд закономерностей.

Жизнь человека характеризуется  тем, что люди почти всегда чего - то желают. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность  и направляет внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет  и её, следующая потребность требует удовлетворения. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Осознание потребности связано, прежде всего, с интересом. Предметы, процессы, услуги, на удовлетворение, которых ориентированы потребности, являются также и предметами их интересов.

Интерес представляет собой  конкретизацию потребности. Если потребность  заключает в себе задачу, то интерес  – способ ее решения.

«Интересы как объективный  феномен структуры личности, ее деятельности, стоят в одном ряду с ее потребностями, они вместе с потребностями характеризуют  состояние человека, его избирательное  отношение к условиям жизни».13 В то же время интерес представляет собой единое, целостное образование, самостоятельный побудитель человеческой деятельности.

Принятие потребности  за побудитель приводит к двум следствиям: 1) как только субъект переходит  в состояние потребностного напряжения (драйва, нужды), начинается активность организма с высвобождением и тратой энергии; 2) чем выше напряжение потребности, тем интенсивнее побуждение. Поэтому в случае, когда условия не позволяют удовлетворить потребность, энергия должна возрастать и проявляться во все увеличивающейся «нецеленаправленной», «спонтанной», «общей» активности субъекта.

Соотношения между потребностями  и мотивами, можно систематизировать  следующим образом: 1) между потребностью и мотивом возможны далекие и  опосредствованные отношения; 2) потребность  дает толчок к возникновению мотива; 3) потребность преобразуется в мотив после опредмечивания, т. е. после нахождения предмета, могущего ее удовлетворить; 4) потребность — часть мотива.

При удовлетворении потребности  заканчивается потребностный цикл. Удовлетворение потребности - это овладение предметом потребности и его использование. При этом существуют способы как овладения, так и использования, причем первые более разнообразны, так как связаны с конкретными условиями, в которых происходит удовлетворение потребности. Исполнительская активность существа, ориентированная в направлении его потребностных связей с окружающей средой, понимается как деятельность.14 Обобщая основные понятия теории потребностей, сделаем вывод, что потребности выступают внутренними побудителями активности человека. Потребность как самый фундаментальный побудитель и срабатывает наиболее последовательно – от зарождения деятельности до ее завершения и тем самым удовлетворения потребности в той или иной форме.

К деятельности индивид побуждается, прежде всего, потребностями. Поэтому  индивидуальные потребности являются не только источником возникновения  групповых и общественных потребностей, но и их фундаментальной основой. Ведь любая группа существует в конечном счете для удовлетворения каких-то общих потребностей, возникающих у ряда индивидов. Как только индивиды утрачивают эти потребности в силу тех или иных обстоятельств, группа тотчас распадается, исчезает.

Потребности человека связаны  с его мировоззрением и составляют основу индивидуального поведения  и деятельности человека. Они определяют ценности, значительные и важные для  человека и общества, а также второстепенные, незначительные. А потребности являются источником любого прогресса.

 

  1. Социально – философский взгляд П. Гольбаха на потребности человека

 

Особое значение придавали  потребностям как основным источникам активности человека французские материалисты конца XVIII века.

Центральное место в философии  Французского Просвещения заняла проблема человека. Ее решение было различным. При всех различиях основным социально-философским  понятием французских просветителей  стало понятие «природа человека». Человек рассматривался ими как  всецело физическое, природное, материальное существо.

Люди приходят в мир  равными, со своими потребностями, интересами, удовлетворение которых - в установлении разумных и справедливых форм человеческого  общежития.

Выдвинув идею формирования личности, просветители показали, что  человек обладает разумом, духовной,  физической и материальной силой.

Поэтому главным моментом философской антропологии французских  просветителей явилось отрицание  дуалистической природы человека и  утверждение положения о его  материальном единстве.

 Взгляды французских  материалистов того времени были  обобщены в трудах П. Гольбаха.

Поль Анри Гольбах, крупнейший представитель французского материализма XVIII в.

МАТЕРИАЛИЗМ (от лат. materialis – вещественный) – монистическое философское направление, признающее существование мира вне и независимо от сознания познающего субъекта и объясняющее этот мир из самого себя, не прибегая к гипотезе о предшествующем ему и порождающем его мировом духе (боге, абсолютной идее и т.д.). Человеческое сознание при этом понимается как закономерный продукт эволюции материального мира.15

Материализм утверждает, что  в основе качественного разнообразия мира лежит абсолютно однородная первоматерия. Поиски последней составляли одну из главных задач материализма с самого его возникновения. 16

Гольбах  разработал философскую  картину Вселенной как единого  целого, где все находится во взаимосвязи  друг с другом. Утверждал первичность, несотворимость и неуничтожимость материи, природы, существующей неза-висимо от человеческого сознания, бесконечной во времени и пространстве.

По Гольбаху, материя есть то, что может оказывать воздействие на наши органы чувств и производить ощущения. Материя делится на органическую и неорганическую. Неорганическая материя вечна, органическая материя возникает и исчезает. На Земле сначала была только неорганическая материя, затем появилась жизнь, растительная и животная. Растения и животные рождаются, растут, потом умирают и разрушаются, т. е. снова превращаются в неорганическую материю. Так, согласно Гольбаху, происходит непрерывный круговорот материи в природе. Таким образом, если, согласно религиозным воззрениям, жизнь есть проявление божественного промысла, и естественными причинами ее объяснить невозможно, то Гольбах считает, что жизнь «есть совокупность движений, свойственных организованному существу, а движение может быть лишь свойством материи».

Гольбах  предпринял попытку  соединить естественнонаучные представления  о свойствах и структурной  организации материи с гносеологическим подходом к ее определению. Так, по Гольбаху, «материя есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства». Движение Гольбах определял как  способ существования материи, необходимо вытекающий из ее сущности. Концепция всеобщей взаимосвязи и причинной обусловленности тел в бесконечной Вселенной, разработанная Гольбахом, была одним из философских источников лапласовского детерминизма и космогонической гипотезы Лапласа об эволюции туманности и становлении Солнечной системы. В понимании человека Гольбах стоял на позициях эволюционизма, считал, что «человек - продукт самодеятельности природы, ступень в ее развитии, полностью подчиняющаяся объективным законам природы».17

Отправной точкой его учения являются положения о «естественном человеке». Человек как разумное существо, по мнению Гольбаха, призван стать властителем мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях. Этим обусловливались права человека: быть равным другому, быть свободным в своих решениях и действиях. Сущность человека, по Гольбаху проявляется в его стремлении к самосохранению, к личному благу и удовлетворению своих жизненных потребностей. 

П. Гольбах подчеркивал  определенную роль потребностей в жизни  человека, делая это глубже и последовательнее. «Потребности, - писал он, - выступают движущим фактором наших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собой реальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма, потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому, чтобы предпринять определённые меры для поддержания существования организма. Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником его постоянной активности».18  
  П. Гольбах в учении о потребностях утверждал, что для объяснения активности человека достаточно одних внешних причин, и полностью отвергал, традиционное представление идеализма о спонтанной активности сознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности.

Исходный рубеж и животного, и социально-практического образа жизни образуют потребности. Это  часто приводит к выводу о тождественности  потребностей животного и человека. Так, Гольбах полагал, что потребности  людей заложены в их организме  и они не в состоянии уйти от этого. «Что бы ни предпринимал человек, какие бы учреждения он не изобретал, какие бы средства ни применял, чтобы  улучшить свой удел, – ему никогда  не выйти за пределы своей природы». 19

П. Гольбах писал, что как  физическое существо «человек существует по тем же физическим законам, что  и природа. Силы инерции, тяготения, притяжения и отталкивания господствуют и над поведением человека. Как  и все существа, человек стремится  к самосохранению, он сопротивляется разрушению».20

Стремясь определить «человеческую  природу» вообще, выявить некие вечные его свойства, Гольбах приходил к утверждению о неизменности человеческой природы. Такой подход в трактовке человека исключал принцип историзма. Выдвигая критерием общества неизменную «человеческую природу», тем самым с субъективно-идеалистической точки зрения рассматривал законы развития общества.

 Потребности в такой  концепции играют очень существенную  роль. С одной стороны, они связывают  человека с природой, именно через  естественные потребности природа  подчиняет поведение человека  своим законам. С другой стороны,  естественные потребности проявляют  себя в общественной жизни  в виде интересов и стремлений  к пользе. Так через потребности  осуществляется сведение социального к индивидуальному и тем самым сведение общественных законов к естественным, растворение общества в природе.

Все потребности Гольбах  делит на «первые потребности» и  «мнимые» или «условные».

«Первые потребности вложены  в человека природой. Это различные  нужды – своего рода телохранители, созданные природой для того, чтобы  сохранить тело человека и просветить его дух».

Пища, одежда, жилище, семья  – вот предметы первых потребностей. Таким образом, естественные потребности  – это все то, что необходимо для поддержания биологического существования человека. Они выступают  побудителями человеческой активности, заставляют его трудиться. Эти телесные потребности остаются неизменными  и вечными, хотя проявляться могут  по-разному, в зависимости от обстоятельств.

 Содержанием «первых  потребностей» является стремление  к самосохранению, а всех потребностей  – стремление к удовольствию, избеганию страданий. В свою  очередь, они обусловливают страсти  и чувства человека, а также  его интересы.

Информация о работе П. Гольбах о потребностях человека