Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:59, лекция
Педагогическая модель социализации личности, с точки зрения институ-циональной теории, базируется на четырех компонентах, установленных нами: физиологическом, социальном, образовательном и психологическом.
Физиологический компонент включает в себя внутренние биологические факторы, которые целесообразно разделить на две группы: наследуемые (пол, задатки, тип нервной системы, цвет волос, глаз, состояние здоровья и т.д.) и приобретенные (физические отклонения, полученные в результате несчастных случаев, заболевания, чувствительность рецепторов (ощущения), физиологиче-ские особенности организма человека).
Таким образом, период младшего школьного возраста связан с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка в шесть–девять лет творческого отношения к действительности. Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана дей-ствий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к девяти годам развитие потребности ребенка в получении признания со стороны других лю-дей, требует развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социаль-но значимой деятельности.
Вопрос педагогической подготовки детей к обучению в школе является од-ним из этапов социализации личности ребенка. Однако, готовность к школе – это, прежде всего, готовность к овладению высокоопосредованными, «внеси-туативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить её в соответствии с заданными нормами. В регуляции деятельности на первый план выходят другие личностные структуры – волевые и эмоциональные процессы. Именно на эти стороны развития ребенка оказывают решающее влияние на процесс социализации личности на начальном уровне образования в общеобра-зовательной школе.
2. В отношении среднего школьного возраста:
- социализированность учащихся среднего школьного возраста по физиоло-гическому компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе - от 17,83% до 25,43%, в экспериментальной группе – от 18,37% до 33,07%. Разница между ними составила в контрольной группе 7,6%, в экспериментальной – 14,7%.
- социализированность учащихся по социальному компоненту за время обу-чения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 15,95% до 24,1%, в экспериментальной – от 16,2% до 31,35%. Разница между ними соста-вила в контрольной группе – 8,15%, в экспериментальной – 15,15%.
- социализированность учащихся по образовательному компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 14,9% до 23,63%, в экспериментальной – от 15,15% до 30,58%. Разница между ними составила в контрольной группе – 8,73%, в экспериментальной – 15,43%.
- социализированность учащихся по психологическому компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 22,45% до 30,05%, в экспериментальной – от 22,45% до 37,25%. Разница между ними составила в контрольной группе – 7,6%, в экспериментальной – 14,8%.
Таким образом, результаты нашей экспериментальной работы показали, что в период среднего школьного возраста (11-14 лет) для учащихся возрастает значение здоровья как ценности, начинается процесс активного формирования жизненных планов, осознается моральная ответственность за состояние окру-жающей среды. Кроме того, учащиеся среднего школьного возраста начинают активно овладевать культурой общения со сверстниками и другими участника-ми педагогического процесса, осваивают новые социальные роли. В этот пери-од происходит усвоение умений и навыков социальных отношений не только в школе, но и в других организациях: спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских. Увеличивается доля школьников, посещающих спортивные кружки и секции, детские спортивные клубы, художественные и музыкальные школы и т.д.
Для учащихся уровня основного среднего образования значимым становит-ся собственный социальный статус в коллективе сверстников, проявляется по-требность в активно-созидательном образе жизни, которая реализуется в по-ступках и деятельности учеников. Учащиеся среднего школьного возраста к его окончанию (13-14 лет) начинают ясно осознавать значимость выбора профиля обучения и выбора будущей сферы профессиональной деятельности, многие задумываются над продолжением образования в средних профессиональных учебных заведениях. В указанный период проявляется интерес и потребность в овладении достижениями и ценностями мировой культуры, данный интерес проявляется в активном участии школьников среднего звена в разнообразных познавательных викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и задача шко-лы на данном этапе предоставить возможность для учащихся данной возрас-тной группы в удовлетворении их познавательных потребностей, для осущест-вления самореализации и самоопределения.
3. В отношении старшего школьного возраста:
- социализированность учащихся старшего школьного возраста по физиоло-гическому компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе - от 20,67% до 29,53%, в экспериментальной группе – от 20,63% до 36,67%. Разница между ними составила в контрольной группе 8,87%, в экспериментальной – 16,04%.
- социализированность учащихся по социальному компоненту за время обу-чения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 17,4% до 24,5%, в экспериментальной – от 17,8% до 32,43%. Разница между ними соста-вила в контрольной группе – 7,1%, в экспериментальной – 14,63%.
- социализированность учащихся по образовательному компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 23,73% до 32,24%, в экспериментальной – от 23,5% до 39,63%. Разница между ними со-ставила в контрольной группе – 8,51%, в экспериментальной – 16,13%.
- социализированность учащихся по психологическому компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 28% до 40,08%, в экспериментальной – от 28,1% до 47,57%. Разница между ними со-ставила в контрольной группе – 12,8%, в экспериментальной – 19,8%.
Таким образом, результаты нашей экспериментальной работы показали, что в период старшего школьного возраста (15-17 лет) для учащихся осознается ощущение себя как представителя определенного пола, многие задумываются над социальной ролью семьянина, приобретает актуальность интерес к буду-щей семейной жизни, при этом важным фактором становится готовность к здо-ровому образу жизни. Старшеклассники проявляют склонность осознавать себя гражданином мира, обладают качествами поликультурной личности, принима-ют участие во всех видах деятельности, требующей активности, движения, об-щения, при этом действуют в соответствии со своими нравственными убежде-ниями.
Для учащихся старшего школьного возраста присуще наличие целостного мировоззрения, целостной системы взглядов на окружающую действитель-ность, они позитивно относятся к самим себе и окружающему миру. Возрастает значимость учебно-профессиональной и других социально-значимых видов деятельности и социального сотрудничества, они выстраивают собственную линию поведения в отношении подготовки к самостоятельной жизни, что про-является в сознательном осуществлении выбора будущей профессиональной деятельности. Для учащихся данной возрастной категории становится актуаль-ной адекватная самооценка, возрастает умение саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, в этот возрастной период актуализируется потребность к общению в неформальных группах и разновозрастных коллективах.
Учитывая вышеприведенные факты экспериментального исследования в русле возрастной концепции, представляется целесообразным представить ре-зультаты педагогической деятельности школы по социализации личности уча-щихся в объединенной таблице (таблица 2) по физиологическому, образовательному, социальному и психологическому компонентам.
Таблица 2 – Сводная таблица результатов экспериментальной деятельности по социализации личности учащихся общеобразовательных школ в русле возрас-тной концепции (в процентах)
Возраст | Компонент | Констатирующий срез | Итоговый срез | Разница | |||
Конт. | Эксп. | Конт. | Эксп. | Конт. | Эксп. | ||
Младший школьный | Физиологический | 18,97 | 19,03 | 24,23 | 31,33 | 5,27 | 12,30 |
Социальный | 16,28 | 16,25 | 21,75 | 28,13 | 5,48 | 11,88 | |
Образовательный | 13,3 | 13 | 20,4 | 27,3 | 7,1 | 14,3 | |
Психологический | 16,4 | 15,5 | 24,2 | 31,25 | 7,8 | 15,75 | |
Общее значение социализированности | 16,24 | 15,95 | 22,65 | 29,50 | 6,41 | 13,56 | |
Средний школьный | Физиологический | 17,83 | 18,37 | 25,43 | 33,07 | 7,60 | 14,70 |
Социальный | 15,95 | 16,2 | 24,1 | 31,35 | 8,15 | 15,15 | |
Образовательный | 14,90 | 15,15 | 23,63 | 30,58 | 8,73 | 15,43 | |
Психологический | 22,45 | 22,45 | 30,05 | 37,25 | 7,6 | 14,8 | |
Общее значение социализированности | 17,78 | 18,04 | 25,80 | 33,06 | 8,02 | 15,02 | |
Старший школьный | Физиологический | 20,67 | 20,63 | 29,53 | 36,67 | 8,86 | 16,04 |
Социальный | 17,4 | 17,8 | 24,5 | 32,43 | 7,1 | 14,63 | |
Образовательный | 23,73 | 23,5 | 32,24 | 39,63 | 8,51 | 16,13 | |
Психологический | 28 | 28,1 | 40,8 | 47,57 | 12,8 | 19,47 | |
Общее значение социализированности | 22,45 | 22,51 | 31,77 | 39,08 | 9,32 | 16,57 |
Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет утверждать, что процесс социализации личности учащихся общеобразовательных школ имеет положительную динамику и доля школьников, имеющих высокий и средний уровень социализированности с возрастом увеличивается. Такое увеличение в контрольной группе в период младшего возраста составило 6,41%, в группе среднего школьного возраста – 8,02%, в группе старшего школьного возраста – 9,32%. Однако при организации планомерной педагогической деятельности общеобразовательной школы доля школьников, имеющих высокий и средний уровень социализированности увеличивается в группе младшего школьного возраста на 13,56%, в группе среднего школьного возраста – на 15,02%, в груп-пе старшего школьного возраста – на 16,57%.
Таким образом, нами установлено, что в условиях общеобразовательной школы дети действительно получают социализирующий опыт, однако исход-ный уровень социализированности повышается с увеличением возраста. Кроме того, для каждого школьного возраста существует специфика по включенности в разнообразные по содержанию воспитательные мероприятия.
Соответственно данные таблицы 2 возможно обобщить в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.
Рисунок 2 – Диаграмма результатов экспериментального исследования социализированности учащихся общеобразовательных школ в русле возрастной концепции
Данные диаграммы констатируют, что в результате экспериментальной пе-дагогической деятельности повысилось количество учащихся, имеющих высо-кий и средний уровень социализированности во всех трех возрастных группах. При этом в группе младшего школьного возраста увеличение составило 7,15%, в группе среднего школьного возраста – 7%, в группе старшего школьного воз-раста – 7,25%. Следовательно, введенный в учебно-воспитательный процесс экспериментальный фактор повышает социализированность школьников в среднем на 7,13%.
Таким образом, разработанная нами программа социализации личности ох-ватывает все необходимые стороны педагогических процессов, имеющих место в общеобразовательной школе, позволяет отслеживать результаты эксперимен-тальной деятельности школы по различным направлениям педагогических ис-следований. При этом экспериментом могут быть охвачены все перечисленные направления, или некоторые из них, или даже одно-единственное.