Педагогическая модель социализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 06:59, лекция

Описание работы

Педагогическая модель социализации личности, с точки зрения институ-циональной теории, базируется на четырех компонентах, установленных нами: физиологическом, социальном, образовательном и психологическом.
Физиологический компонент включает в себя внутренние биологические факторы, которые целесообразно разделить на две группы: наследуемые (пол, задатки, тип нервной системы, цвет волос, глаз, состояние здоровья и т.д.) и приобретенные (физические отклонения, полученные в результате несчастных случаев, заболевания, чувствительность рецепторов (ощущения), физиологиче-ские особенности организма человека).

Файлы: 1 файл

К лекции по социализации.doc

— 423.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, период младшего школьного возраста связан с осознанием своего места в системе общественных отношений, появлением у ребенка в шесть–девять лет творческого отношения к действительности. Происходит формирование произвольности психических процессов, внутреннего плана дей-ствий, рефлексии собственного поведения, что обеспечивает к девяти годам развитие потребности ребенка в получении признания со стороны других лю-дей, требует развертывания системы взаимоотношений с ними, новой социаль-но значимой деятельности.

Вопрос педагогической подготовки детей к обучению в школе является од-ним из этапов социализации личности ребенка. Однако, готовность к школе – это, прежде всего, готовность к овладению высокоопосредованными, «внеси-туативными» формами регуляции деятельности, позволяющими строить её в соответствии с заданными нормами. В регуляции деятельности на первый план выходят другие личностные структуры – волевые и эмоциональные процессы. Именно на эти стороны развития ребенка оказывают решающее влияние на процесс социализации личности на начальном уровне образования в общеобра-зовательной школе.

2. В отношении среднего школьного возраста:

- социализированность учащихся среднего школьного возраста по физиоло-гическому компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе - от 17,83% до 25,43%, в экспериментальной группе – от 18,37% до 33,07%. Разница между ними составила в контрольной группе 7,6%, в экспериментальной – 14,7%.

- социализированность учащихся по социальному компоненту за время обу-чения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 15,95% до 24,1%, в экспериментальной – от 16,2% до 31,35%. Разница между ними соста-вила в контрольной группе – 8,15%, в экспериментальной – 15,15%.

- социализированность учащихся по образовательному компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 14,9% до 23,63%, в экспериментальной – от 15,15% до 30,58%. Разница между ними составила в контрольной группе – 8,73%, в экспериментальной – 15,43%.

- социализированность учащихся по психологическому компоненту за время обучения в среднем звене школы изменилась в контрольной группе – от 22,45% до 30,05%, в экспериментальной – от 22,45% до 37,25%. Разница между ними составила в контрольной группе – 7,6%, в экспериментальной – 14,8%.

Таким образом, результаты нашей экспериментальной работы показали, что в период среднего школьного возраста (11-14 лет) для учащихся возрастает значение здоровья как ценности, начинается процесс активного формирования жизненных планов, осознается моральная ответственность за состояние окру-жающей среды. Кроме того, учащиеся среднего школьного возраста начинают активно овладевать культурой общения со сверстниками и другими участника-ми педагогического процесса, осваивают новые социальные роли. В этот пери-од происходит усвоение умений и навыков социальных отношений не только в школе, но и в других организациях: спортивно-оздоровительных, культурно-просветительских. Увеличивается доля школьников, посещающих спортивные кружки и секции, детские спортивные клубы, художественные и музыкальные школы и т.д.

Для учащихся уровня основного среднего образования значимым становит-ся собственный социальный статус в коллективе сверстников, проявляется по-требность в активно-созидательном образе жизни, которая реализуется в по-ступках и деятельности учеников. Учащиеся среднего школьного возраста к его окончанию (13-14 лет) начинают ясно осознавать значимость выбора профиля обучения и выбора будущей сферы профессиональной деятельности, многие задумываются над продолжением образования в средних профессиональных учебных заведениях. В указанный период проявляется интерес и потребность в овладении достижениями и ценностями мировой культуры, данный интерес проявляется в активном участии школьников среднего звена в разнообразных познавательных викторинах, олимпиадах, творческих конкурсах и задача шко-лы на данном этапе предоставить возможность для учащихся данной возрас-тной группы в удовлетворении их познавательных потребностей, для осущест-вления самореализации и самоопределения.

3. В отношении старшего школьного возраста:

- социализированность учащихся старшего школьного возраста по физиоло-гическому компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе - от 20,67% до 29,53%, в экспериментальной группе – от 20,63% до 36,67%. Разница между ними составила в контрольной группе 8,87%, в экспериментальной – 16,04%.

- социализированность учащихся по социальному компоненту за время обу-чения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 17,4% до 24,5%, в экспериментальной – от 17,8% до 32,43%. Разница между ними соста-вила в контрольной группе – 7,1%, в экспериментальной – 14,63%.

- социализированность учащихся по образовательному компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 23,73% до 32,24%, в экспериментальной – от 23,5% до 39,63%. Разница между ними со-ставила в контрольной группе – 8,51%, в экспериментальной – 16,13%.

- социализированность учащихся по психологическому компоненту за время обучения в старшем звене школы изменилась в контрольной группе – от 28% до 40,08%, в экспериментальной – от 28,1% до 47,57%. Разница между ними со-ставила в контрольной группе – 12,8%, в экспериментальной – 19,8%.

Таким образом, результаты нашей экспериментальной работы показали, что в период старшего школьного возраста (15-17 лет) для учащихся осознается ощущение себя как представителя определенного пола, многие задумываются над социальной ролью семьянина, приобретает актуальность интерес к буду-щей семейной жизни, при этом важным фактором становится готовность к здо-ровому образу жизни. Старшеклассники проявляют склонность осознавать себя гражданином мира, обладают качествами поликультурной личности, принима-ют участие во всех видах деятельности, требующей активности, движения, об-щения, при этом действуют в соответствии со своими нравственными убежде-ниями.

Для учащихся старшего школьного возраста присуще наличие целостного мировоззрения, целостной системы взглядов на окружающую действитель-ность, они позитивно относятся к самим себе и окружающему миру. Возрастает значимость учебно-профессиональной и других социально-значимых видов деятельности и социального сотрудничества, они выстраивают собственную линию поведения в отношении подготовки к самостоятельной жизни, что про-является в сознательном осуществлении выбора будущей профессиональной деятельности. Для учащихся данной возрастной категории становится актуаль-ной адекватная самооценка, возрастает умение саморегуляции и самоконтроля. Кроме того, в этот возрастной период актуализируется потребность к общению в неформальных группах и разновозрастных коллективах.

Учитывая вышеприведенные факты экспериментального исследования в русле возрастной концепции, представляется целесообразным представить ре-зультаты педагогической деятельности школы по социализации личности уча-щихся в объединенной таблице (таблица 2) по физиологическому, образовательному, социальному и психологическому компонентам.

 

Таблица 2 – Сводная таблица результатов экспериментальной деятельности по социализации личности учащихся общеобразовательных школ в русле возрас-тной концепции (в процентах)

 

Возраст

Компонент

Констатирующий срез

Итоговый срез

Разница

Конт.

Эксп.

Конт.

Эксп.

Конт.

Эксп.

Младший школьный

Физиологический

18,97

19,03

24,23

31,33

5,27

12,30

Социальный

16,28

16,25

21,75

28,13

5,48

11,88

Образовательный

13,3

13

20,4

27,3

7,1

14,3

Психологический

16,4

15,5

24,2

31,25

7,8

15,75

Общее значение социализированности

16,24

15,95

22,65

29,50

6,41

13,56

Средний школьный

Физиологический

17,83

18,37

25,43

33,07

7,60

14,70

Социальный

15,95

16,2

24,1

31,35

8,15

15,15

Образовательный

14,90

15,15

23,63

30,58

8,73

15,43

Психологический

22,45

22,45

30,05

37,25

7,6

14,8

Общее значение социализированности

17,78

18,04

25,80

33,06

8,02

15,02

Старший школьный

Физиологический

20,67

20,63

29,53

36,67

8,86

16,04

Социальный

17,4

17,8

24,5

32,43

7,1

14,63

Образовательный

23,73

23,5

32,24

39,63

8,51

16,13

Психологический

28

28,1

40,8

47,57

12,8

19,47

Общее значение социализированности

22,45

22,51

31,77

39,08

9,32

16,57

 

Анализ данных, представленных в таблице 2 позволяет утверждать, что процесс социализации личности учащихся общеобразовательных школ имеет положительную динамику и доля школьников, имеющих высокий и средний уровень социализированности с возрастом увеличивается. Такое увеличение в контрольной группе в период младшего возраста составило 6,41%, в группе среднего школьного возраста – 8,02%, в группе старшего школьного возраста – 9,32%. Однако при организации планомерной педагогической деятельности общеобразовательной школы доля школьников, имеющих высокий и средний уровень социализированности увеличивается в группе младшего школьного возраста на 13,56%, в группе среднего школьного возраста – на 15,02%, в груп-пе старшего школьного возраста – на 16,57%.

Таким образом, нами установлено, что в условиях общеобразовательной школы дети действительно получают социализирующий опыт, однако исход-ный уровень социализированности повышается с увеличением возраста. Кроме того, для каждого школьного возраста существует специфика по включенности в разнообразные по содержанию воспитательные мероприятия.

Соответственно данные таблицы 2 возможно обобщить в виде диаграммы, представленной на рисунке 2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 2 – Диаграмма результатов экспериментального исследования социализированности учащихся общеобразовательных школ в русле возрастной концепции

 

Данные диаграммы констатируют, что в результате экспериментальной пе-дагогической деятельности повысилось количество учащихся, имеющих высо-кий и средний уровень социализированности во всех трех возрастных группах. При этом в группе младшего школьного возраста увеличение составило 7,15%, в группе среднего школьного возраста – 7%, в группе старшего школьного воз-раста – 7,25%. Следовательно, введенный в учебно-воспитательный процесс экспериментальный фактор повышает социализированность школьников в среднем на 7,13%.

Таким образом, разработанная нами программа социализации личности ох-ватывает все необходимые стороны педагогических процессов, имеющих место в общеобразовательной школе, позволяет отслеживать результаты эксперимен-тальной деятельности школы по различным направлениям педагогических ис-следований. При этом экспериментом могут быть охвачены все перечисленные направления, или некоторые из них, или даже одно-единственное.

 

 



Информация о работе Педагогическая модель социализации