Пенитенциарные учреждения: опыт работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 21:29, контрольная работа

Описание работы

Актуальность работы обусловлена тем, что на фоне социальных и экономических проблем и алкоголизации населения официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Общая характеристика пенитенциарной системы. 5
1.1 Понятие и характеристика пенитенциарной системы. 5
1.2. Принципы и задачи пенитенциарной системы. 6
1.3. Виды пенитенциарных учреждений. 10
1.4. Проблемы российской пенитенциарной системы. 14
Глава 2. Опыт работы в Республике Башкортостан. 17
2.1. ФБУ КП-5 ГУФСИН России по РБ. 17
2.2. ЛИУ-19 ГУФСИН России по РБ. 19
2.3. Стерлитамакская воспитательная колония. 20
2.4. Следственный изолятор №5. 22
2.5. Исправительная колония № 13. 23
Заключение. 26
Список литературы: 28

Файлы: 1 файл

КРОксаны № 2. исправленная.doc

— 145.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное бюджетное  Учреждение

Башкирский  государственный университет

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Опыт организационно-административной работы в системе социальных служб, учреждений и организаций»

на тему: Пенитенциарные учреждения: опыт работы.

 

 

 

 

 

 

Выполнила:   

студентка VI курса заочного отделения

ФФиС, специальности  «Социальная работа»

Чижикова О. И.

Проверила:

старший преподаватель

Калимуллина Э.Р.

 

 

 

 

 

Уфа, 2012

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Особое место в системе  правоохранительных органов занимает пенитенциарная или уголовно-исполнительная система (УИС), которая, наряду с правоохранительными функциями, реализует задачи воспитания осужденных, производственно-хозяйственную деятельность, материально-бытовое и медицинское обеспечение.

Российская система  учреждений и органов, исполняющих  уголовные наказания, с начала ХХ в. традиционно основывалась на строгой централизации.

Прошло более десяти лет с момента введения в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. За это время, и особенно в последние годы, значительная часть статей кодекса была изменена. Существенные изменения внесены в Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Уголовно-исполнительная система была передана в ведение Министерства юстиции РФ, а затем реорганизована в Федеральную службу исполнения наказаний. Принят ряд постановлений Конституционного Суда РФ, касающихся вопросов деятельности уголовно-исполнительной системы.1

В последние годы преобразования и реформы пенитенциарной системы осуществляются на принципах демократизма, гуманизма, реального расширения прав осужденных, учета международно-правовых актов по вопросам исполнения наказаний, участия общественных и правозащитных организаций в выработке и реализации мероприятий по реформированию учреждений пенитенциарной системы.

В современном российском обществе, находящемся в кризисной ситуации, происходят значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых преступлений совершаемых в обществе.

 Актуальность работы обусловлена тем, что на фоне социальных и экономических проблем и алкоголизации населения официальной статистикой зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности. На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений. Социальные изменения, которые привели к изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных ранее систем ценностей, но и общим новым образом экономического, политического или иного социального поведения.

Российская пенитенциарная система отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности - перевоспитанию преступников.

Цель работы – рассмотреть опыт работы пенитенциарных учреждений.

Предмет – пенитенциарная система.

Объект – опыт работа пенитенциарного учреждения.

Задачи:

- рассмотреть понятие,  характеристику и функции пенитенциарной системы.

- изучить опыт работы  в пенитенциарных учреждениях Республики Башкортостан.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика пенитенциарной системы.

1.1 Понятие и характеристика пенитенциарной системы.

Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система (от лат. poenitentia - раскаяние) — государственный институт, ведающий исполнением уголовных наказаний, наложенных на граждан в соответствии с законом. Обеспечивает исполнение наказаний как связанных, так и не связанных с лишением свободы, а также содержание подследственных с момента заключения под стражу до суда (до изменения меры процессуального пресечения в виде заключения под стражу).2

Деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов  законности, гуманизма, уважения прав человека (Ст.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»)3, что в полной мере соответствует принципам уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации.

В советское время  пенитенциарные учреждения подчинялись  разным ведомствам, так было и в  начале 1990-х. Ситуация изменилась в 1994 году, когда исполнение наказаний  было полностью передано ГУИН МВД  РФ. Действующий в настоящее время  Уголовно-исполнительный кодекс РФ вступил в силу 1 июля 1997 года. В том же году пенитенциарная система России перешла в подчинение Министерству юстиции. В 2004 году была создана Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) РФ.

Будучи центральным управляющим органом российской пенитенциарной системы, сегодня ФСИН осуществляет контроль за всеми исправительными учреждениями России, следственными изоляторами (СИЗО) и уголовно-исполнительными инспекциями, а также координирует деятельность всех органов и подразделений, осуществляющих исполнение наказаний.

По состоянию на 1 августа 2012 г. в учреждениях УИС содержалось     722,2 тыс. человек (- 33,3 тыс. человек к  началу года).

На 1 августа 2012 года пенитенциарная система России включала 751 исправительную колонию, 230 СИЗО и 165 помещений, функционирующих в режиме следственных изоляторов, 7 тюрем, 46 воспитательных колоний для несовершеннолетних. При 47 женских колониях действовали 13 домов ребёнка. Также действовали 2467 уголовно-исполнительных инспекций для осуждённых, приговоры которых не связаны с лишением свободы.

Помимо медицинских  частей при каждом исправительном учреждении, функционировали 133 больницы и специализированные лечебные исправительные учреждения (59 ИУ для больных туберкулёзом и 9 —  для наркоманов).4

1.2. Принципы и задачи пенитенциарной системы.

К числу общеправовых принципов уголовно-исполнительного  законодательства относятся законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом.5

Принципы уголовно-исполнительного  законодательства не являются, как нередко представляют, застывшими декларативными, лишенными нормативной силы положениями. Принципы, закрепленные в ст.8 УИК РФ, во-первых, определяют построение и содержание Особенной части Кодекса, где регулируется исполнение конкретных видов уголовных наказаний.

Во-вторых, они влияют на содержание институтов и норм УИК  РФ, а также создают ориентиры  для иных законодательных и подзаконных  нормативных правовых актов, регулирующих исполнение различных видов наказания.

 В-третьих, принципы уголовно-исполнительного законодательства через систему норм и путем непосредственного действия влияют на практику исполнения уголовных наказаний, корректируя ее в пользу реализации прогрессивных идей законности, гуманизма, равенства граждан перед законом и др.

В принципах уголовно-исполнительного  законодательства выражаются общие  принципы права, принципы отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью, а также принципы, присущие данной отрасли права.

Наконец, они отражают общие требования обращения с осужденными, которые закреплены в соответствующих международных актах.6

Принцип законности - конституционный и закреплен в ряде статей Конституции РФ (ст.4, 13, 15, 17-19 и др.)7, а также в отдельных международных актах. В уголовно-исполнительном законодательстве он выражается в обеспечении верховенства закона, регулирующего исполнение наказания, и его приоритете перед другими нормативными правовыми актами. Так, в ст.4 УИК РФ указывается, что нормативные правовые акты, принимаемые органами исполнительной власти, должны основываться на законе.

Принцип законности означает точное и неуклонное соблюдение уголовно-исполнительного  законодательства учреждениями и органами, исполняющими наказания, персоналом этих учреждений, органами государственной  власти и управления, должностными лицами, всеми организациями, взаимодействующими с учреждениями и органами, исполняющими наказания, отдельными гражданами.

Принцип гуманизма отражен в ряде статей УИК РФ. В частности, в ст.10 подчеркивается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных. В ч.2 ст.12 указывается, что осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.

Задачи гуманного отношения  к осужденным находят свое выражение  в нормах законодательства, устанавливающих право осужденных на выезд за пределы мест лишения свободы (ст.97), право на свидания (ст.89), телефонные разговоры (ст.92) и др.8

Принцип гуманизма выражается также в целях, которые ставит государство при исполнении наказаний – исправление осужденных, возвращение в общество полноправными его членами. Он реализуется также в средствах исправления – в воспитательной работе, общественно полезном труде, получении общего образования, профессиональной подготовки, которые наряду с режимными требованиями создают условия для исправления осужденных.

Принцип демократизма отражается в содержании многих норм УИК РФ. Прежде всего, он реализуется в признании осужденного субъектом этой отрасли права. Социальная значимость данного положения определяется тем, что отбывающие наказание, особенно лишение свободы, значительно ограничиваются в своих правах и свободах. Поэтому они нуждаются в дополнительном гарантировании и защите.

Этой задаче отвечают нормы УИК РФ, направленные на обеспечение личной безопасности осужденных (ст.13), свободы совести и свободы вероисповедания (ст.14), права на подачу обращений: предложений, заявлений, жалоб и ходатайств (ст.15) и т.д. Принцип демократизма реализуется в организации процесса исправления осужденных, открытости деятельности учреждений и органов, исполняющих наказания, привлечении общественности к воспитательной работе с осужденными.

Принцип равенства  осужденных перед законом нашел реализацию во многих статьях УИК РФ. В соответствии с конституционными положениями нормы УИК РФ не устанавливают каких-либо преимуществ для осужденных в зависимости от пола, расы, национальности, религиозных и политических убеждений, социального происхождения, имущественного положения. Вместе с тем равенство перед законом не означает равенство условий отбывания наказания. Они, напротив, индивидуализируются в зависимости от возраста, состояния здоровья, пола. Например, для несовершеннолетних, беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, для инвалидов создаются более льготные условия содержания.9

 

Основными задачами пенитенциарной системы РФ являются:

- исполнение в соответствии  с законодательством Российской  Федерации уголовных наказаний,  содержание под стражей лиц,  подозреваемых либо обвиняемых  в совершении преступлений, и подсудимых;

- контроль за поведением  условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена  отсрочка отбывания наказания;

- обеспечение охраны  прав, свобод и законных интересов  осужденных и лиц, содержащихся под стражей;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и в следственных изоляторах, обеспечение безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов;

- охрана и конвоирование  осужденных и лиц, содержащихся  под стражей, по установленным  маршрутам конвоирования, конвоирование  граждан Российской Федерации  и лиц без гражданства на территорию РФ, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции;

- создание осужденным  и лицам, содержащимся под стражей,  условий содержания, соответствующих  нормам международного права,  положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов;

- организация деятельности  по оказанию осужденным помощи  в социальной адаптации;

- управление территориальными  органами ФСИН России и непосредственно  подчиненными учреждениями.10

1.3. Виды пенитенциарных  учреждений.

В настоящее время  большинство уголовных наказаний исполняют учреждения УИС. В нее входят: уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие такие виды наказаний, как исправительные и обязательные работы, лишение права занимать определенные должности или заниматься

Информация о работе Пенитенциарные учреждения: опыт работы