В СРЮ пенсия по инвалидности назначается полностью утратившим трудоспособность,
а также лицам со сниженной трудоспособностью,
которым по возрасту (50 лет — мужчины,
45 лет — женщины) не обеспечивается право
на переквалификацию и переобучение. Для
размера пенсии по инвалидности от общего
заболевания важное значение имеет соотношение
имеющегося у застрахованного пенсионного
стажа и так называемого трудового возраста
— разницы между возрастом, когда наступила
инвалидность, и возрастом 20 лет ( у обучавшихся
очно в системе полувысшего образования
— 23 года, а в высшей школе — 26 лет). Если
это соотношение равно % или более, то пенсия
за стаж до 15 лет составляет у мужчин 55%,
а у женщин — 60% пенсионной основы; за каждый
последующий год пенсионного стажа до
25 лет пенсия повышается на 2% основы исчисления,
а за каждый год стажа после 25 лет — на
1%. Если соотношение пенсионного стажа
и трудового возраста равно '/2 или более,
то часть пенсии за стаж до 15 лет составляет
50% основы — для мужчин и 57,5% — для женщин
с указанным выше повышением пенсии за
стаж свыше 15 лет; при соотношении менее
V: пенсия за стаж до 15 лет составляет соответственно
45 и 55%, а повышение пенсии за стаж свыше
15 лет — 2% основы исчисления за каждый
год. Максимум пенсии по инвалидности
— 85% основы исчисления9.
Инвалид со сниженной трудоспособностью, не имея права
на пенсию, пользуется рядом иных прав:
правом на трудоустройство по остаточной
тру-; доспособности, правом на переобучение,
на выплату работодателем денежной компенсации
заработной платы за время до трудоустройства
или направления на переобучение и до
его окончания; за счет органа страхования
ему выплачивается компенсация утраченного
заработка при последующей нижеоплачиваемой
работе.
Пенсия по инвалидности в
связи с трудовым увечьем или профессиональным
заболеванием.
Право на пенсию связано с признанием наступления
инвалидности вследствие трудового увечья
или профессионального заболевания. Пенсионное
или трудовое законодательство всех стран
дает специальные перечни случаев, когда
увечье признается трудовым, а заболевание
— профессиональным. Эти перечни в основе
( но не всегда) совпадают с установленными
в российском законодательстве.
В отличие от пенсионирования по инвалидности
вследствие общего заболевания при назначении
пенсий по инвалидности в связи с трудовым
увечьем или профессиональным заболеванием не
применяется, как правило, условие о необходимом
трудовом (страховом) стаже. Пенсия назначается
в повышенных размерах.
Так, в СРЮ пенсия по инвалидности в связи
с трудовым увечьем назначается в максимальном
размере — 85% пенсионной основы. В Польше пенсия по
инвалидности назначается в соответствии
со специальным Законом от 12 июня 1975 г.
об обеспечении в случае трудового увечья
и профессионального заболевания по правилам,
установленным Законом от 17 декабря 1998
г. о пенсиях из Фонда социального страхования
(т.е. с учетом длительности страхового
стажа), но эта пенсия не может быть ниже
80% основы исчисления — при полной и 60%
— при частичной нетрудоспособности.
Пенсия на период переобучения— 100% основы
исчисления. Если вследствие трудового
увечья или профессионального заболевания
трудоспособность работника снизилась
не менее чем на 20% и в связи с этим он получает
заработную плату, по крайней мере, на
10% ниже прежней, ему назначается уравнительная
пенсия в размере разницы между прежним
и новым заработками, но не свыше 30% прежнего
заработка, на срок до 3 лет. Кроме того,
Законом 1975 г. предусмотрена единовременная
выплата соответственно проценту причиненного
здоровью ущерба10.
По венгерскому Закону о пенсионном страховании пенсия по инвалидности в связи с трудовым
увечьем составляет: по 1- й группе инвалидности
— 70%, по 2-й — 65% и по 3-й — 60% основы исчисления.
За каждый год трудового стажа пенсия
повышается на 1% основы, но общий размер
пенсии не может превышать основу исчисления.
При утрате трудоспособности от 16 до 66%
( при силикозе — до 50%) выплачивается пособие
в размере до 30% основы.
В венгерском и польском решении видна
связь размера пенсии с трудовым стажем.
Связь размера пенсии с трудовым стажем,
а в отношении инвалидов 3- й группы — и с правом на
пенсию установлена законодательством
Румынии. Для каждой категории работ в
румынском пенсионном законе приводится
особая таблица, по которой определяется
пенсия инвалиду 1-й группы. Процент включаемой
в пенсию доли заработной платы более
высок при низких заработках и более низок
при высоких заработках. В каждой таблице
дается шкала расчета пенсии при стаже
5,15 и 30 лет. В пределах этих стажевых рамок
рассчитывается пропорциональная пенсия.
Пенсия инвалиду 2-й группы составляет
85%, а инвалиду 3- й группы — 60% пенсии инвалиду
1- й группы. За стаж сверх полного, как
и при пенсиях по старости, начисляется
надбавка в размере 1% заработка за каждый
год из пяти последующих лет стажа и 0,5%
его за каждый из следующих за ними 5 лет.
Пенсии инвалидам 1- й и 2- й групп, не имеющим
стажа 5 лет, назначаются в твердых суммах;
инвалиды 3-й группы в этом случае пенсией
не обеспечиваются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, Пенсия по инвалидности предусматривается
законодательством РФ и предоставляется
определенным категориям лиц, имеющим
установленную медицинской комиссией
инвалидность I, II, или III группы в результате
трудовых увечий, профзаболеваний или
соматических заболеваний в период трудового
стажа. Существуют основания для назначения
пенсий. Это общие основания и пенсии военнослужащих.
Пенсия по инвалидности, назначенная
в связи с инвалидизацией на рабочем месте,
а также в связи с профзаболеванием не
имеет зависимости от трудового стажа
человека. В то время как, для получения
инвалидности лицам с общими заболеваниями
необходим определенной длительности
трудовой стаж, напрямую зависящий от
возраста работника. Так, чтобы была назначена
трудовая пенсия по инвалидности гражданам
моложе двадцати трех лет требуется более
одного года трудового стажа. Гражданам
моложе двадцати лет пенсия назначается
вне зависимости от трудового стажа.
Размеры материального пособия по инвалидности
варьирует в зависимости от причин инвалидизации
и установленной группы инвалидности.
В соответствии с российским федеральным законодательством трудовая
пенсия по инвалидности выплачивается
лицам с инвалидностью на общих основаниях
следующим образом: первая и вторая группы
инвалидности - 75% заработка, третьей
группы - 30% заработка.
При условиях, когда начисления из заработка не представляется возможным,
гражданам предоставляется минимальная
пенсия. Граждане, которым назначена
пенсия по инвалидности, обязаны проходить
регулярно в установленные сроки переосвидетельствование
на медико-социальной экспертной комиссии
для продления, снятия или изменения группы
инвалидности.
По состоянию на 01.02.2015 размер фиксированной
выплаты к страховой пенсии по инвалидности
I и II группы составляет 4383 рубля 59 копеек
в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии
по инвалидности III группы составляет
2191 рубль 80 копеек (50% от 4383 рубля 59 копеек).
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Ерофеева О. В. Защита прав граждан на
пенсионное обеспечение; Проспект - Москва,
2013. - 176 c.
- Капустина О. В. К вопросу об истории создания советской системы
всеобщего государственного пенсионного
России // Социальное и пенсионное право,
2013, №1.
- Мамий Е.А. Актуальные проблемы реформирования
пенсионной системы Российской Федерации
/ Е.А. Мамий // Финансы и кредит. - 2014. - № 19. - С. 26-32.
- Невинная, И. Какие изменения ожидают
пенсионную систему России? / И. Невинная
// Юрист спешит на помощь. - 2014. - № 3. - С.
35-36.
- Пенсионное законодательство; Проспект
- Москва, 2014. - 128 c.
- Пенсионное законодательство Российской Федерации; Рид Групп - Москва, 2011. -
336 c.
- Пищулов В.М. Проблема изыскания источников
средств для наполнения пенсионных фондов
/ В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2014. - № 30. - С. 53-64.
- Рафикова Р.Р. Структура организационно-правовой
формы негосударственного пенсионного фонда : законодательное
закрепление и практика применения / Р.Р.
Рафикова // Соц. и пенс. право. - 2014. - № 1.
- С. 12-18.
- Скоробагатько А.В. Феномен справедливости в пенсионном обеспечении / А.В. Скоробагатько // Трудовое право в России и за рубежом. - 2014. - № 1. - С.
49-52. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
- Сочнева Е.Н. Оценка системы пенсионного
обеспечения России / Е.Н. Сочнева // Соц.
и пенс. право. - 2014. - № 1. - С. 52-56.
1
Пенсионное законодательство; Проспект
- Москва, 2014. - 28 c
2
Капустина О. В. К вопросу об истории создания
советской системы всеобщего государственного
пенсионного России // Социальное и пенсионное
право, 2013, №1, 55 с.
3
Рафикова Р.Р. Структура организационно-правовой
формы негосударственного пенсионного
фонда : законодательное закрепление и
практика применения / Р.Р. Рафикова // Соц.
и пенс. право. - 2014. - № 1. - С. 12-18
4
Сочнева Е.Н. Оценка системы пенсионного
обеспечения России / Е.Н. Сочнева // Соц.
и пенс. право. - 2014. - № 1. - С. 52-56
5
Невинная, И. Какие изменения ожидают пенсионную
систему России? / И. Невинная // Юрист спешит
на помощь. - 2014. - № 3. - С. 35-36
6
Пищулов В.М. Проблема изыскания источников
средств для наполнения пенсионных фондов
/ В.М. Пищулов // Финансы и кредит. - 2014. -
№ 30. - С. 53-64
7
Скоробагатько А.В. Феномен справедливости
в пенсионном обеспечении / А.В. Скоробагатько
// Трудовое право в России и за рубежом.
- 2014. - № 1. - С. 49-52
8
Пенсионное законодательство Российской
Федерации; Рид Групп - Москва, 2011. - 36 c
9
Ерофеева О. В. Защита прав граждан на пенсионное
обеспечение; Проспект - Москва, 2013. - 107
c
10
Мамий Е.А. Актуальные проблемы реформирования
пенсионной системы Российской Федерации
/ Е.А. Мамий // Финансы и кредит. - 2014. - №
19. - С. 26-32