Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа
Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Исторический анализ политики занятости молодежи
1.1 Исторические аспекты проблемы труда и занятости молодежи в России в 20 веке……………………………………………………………………………...8
1.2 Современная государственная политика в сфере занятости молодежи….11
Глава 2 Система профессиональной подготовки молодежи
2.1 Образовательные услуги на рынке труда в современных условиях……..........................................................................................................17
2.2 Взаимодействие службы занятости с органами образования и образовательными учреждениями……………………………………………...20
Глава 3 Решение проблем занятости молодежи
3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи…………………………………………………………………………24
3.2 Программы поддержки молодежи…………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..30
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский Филиал
Кафедра Управления
По дисциплине: «Введение в профессиональную деятельность»
На тему: «Перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости»
Выполнила:
очной формы обучения,
направление подготовки 081160.14
Государственное и муниципальное управление
Михайлова Алиса Владимировна
Проверил:
Антонов Михаил Владимирович
к.т.н., доцент
Саратов 2014
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Глава 1 Исторический анализ политики занятости молодежи
1.1 Исторические аспекты проблемы
труда и занятости молодежи в России в
20 веке……………………………………………………………………
1.2 Современная государственная политика в сфере занятости молодежи….11
Глава 2 Система профессиональной подготовки молодежи
2.1 Образовательные услуги на рынке
труда в современных условиях……....................
2.2 Взаимодействие службы занятости с органами
образования и образовательными учреждениями…………………………………………….
Глава 3 Решение проблем занятости молодежи
3.1 Меры, направленные на снижение уровня
безработицы среди молодежи…………………………………………………………
3.2 Программы поддержки молодежи…………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Библиографический список…………………………………………………..30
Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.
Актуальность и новизна проблемы:
Необходимость анализа положения молодежи на российском рынке труда обусловливается двумя важнейшими обстоятельствами. Во-первых на территории Российской Федерации в настоящее время проживает 28,5 млн. человек в возрасте 16-29 лет, что составляет пятую часть всего населения России, или треть численности населения в трудоспособном возрасте, из них 2,5 млн. - неработающая и не учащаяся молодежь. Во-вторых, что самое главное, они - будущее страны, и от стартовых условий их деятельности зависит последующее развитие.
В последние годы в литературе появляется все больше работ, посвященных проблеме безработице в молодежной среде. В этих работах исследуются масштабы современной молодежной безработицы, анализируются причины незанятости, предлагаются конкретные государственные меры по трудоустройству молодежи: создание системы профцентров, организация малого бизнеса, квотирование рабочих мест, сезонная и временная работа. Кроме того, проблема занятости молодежи находится в поле зрения законодательных и исполнительных органов государственной власти, политических партий и движений.
Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные структуры общества. Вместе с тем, она во всем мире является одной из особо уязвимых групп на рынке труда, особенно в нашей стране. Обращает внимание тот факт, что доля молодежи среди безработных больше, чем удельный вес данной социально - демографической группы среди населения трудоспособного возраста. Вместе с тем, неудавшаяся в начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на всей дальнейшей судьбе человека. Реальная угроза появления «потерянного поколения» - людей без практических навыков, опыта работы, желания трудиться - может серьезно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.
По статистическим данным 2004 г., в Российской Федерации проживало около 35 миллионов молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, а в 2008 эта цифра возросла до 43 миллионов. При этом в 2008 году в общероссийской армии безработных было зарегистрировано 40% молодежи (а это свыше 2,6 миллиона человек).
Специалисты Института молодежи (Москва) считают, что доля безработной молодежи в официальной статистике занижена как минимум на 20% по сравнению с реальным количеством молодых неработающих людей. Таким образом, по удельному весу молодежи среди безработных Россия приближается к мировым стандартам.
Растет число впервые ищущих работу (им труднее всех), но и у имеющих некоторый стаж проблем хватает - их в первую очередь сокращают с предприятий, кроме того, все труднее найти рабочее место выпускникам высших и профессиональных учебных заведений: каждый второй выпускник не может устроиться работать по специальности. В нашей стране общая численность подростков, обращающихся в службы по трудоустройству составляет 20,6% от всех ищущих работу. Из них 16,6% - учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время. Однако это лишь официально зарегистрированные лица, большая же часть данной категории подростков находит работу, минуя государственные службы. По данным социологических опросов, 20% подростков имеют два источника доходов, 10% - получают больше своих родителей, а 40% - зарабатывают основную часть средств для существования семьи.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.
Проблемы занятости молодежи и ее регулирования исследованы в литературе различными авторами в историческом, экономическом, социологическом и правовом аспектах.
Так, например, в работах И.Е. Заславского, Э.С. Маруцкого сделана попытка обобщения исторического опыта работы по трудоустройству молодежи в производственной сфере, охарактеризованы формы и методы деятельности государственных и общественных организаций по закреплению подростков в различных отраслях промышленности в период с 1917 г. по 1985 г.
В последние годы в научной литературе наиболее глубоко рассмотрены экономические аспекты занятости. Экономисты рассматривают эту проблему в контексте формирования общероссийского рынка труда и регулирования занятости в новых социально-экономических условиях. Основное внимание в этих работах уделяется экономическим механизмам обеспечения занятости. Однако, проблема занятости молодежи в этих работах не получила специального рассмотрения.
В настоящее время развивается система законодательного регулирования вопросов занятости, в частности трудоустройства молодежи. На основе Федерального закона «О занятости населения» разворачивается система региональных законов и федеральных подзаконных нормативных актов, отражающих различные аспекты организации занятости молодежи, систему квотирования рабочих мест, предоставления льгот. Необходимо учитывать также законодательно определенную (Трудовой кодекс) свободу регионов в регулировании рынка занятости.
Несмотря на актуальность перечисленных проблем, им уделяется мало внимания в научных исследованиях, средствах массовой информации, правительственных документах. Решение проблемы занятости молодежи возможно лишь в единстве действий государственных, региональных и местных органов управления, образовательных учреждений и социальных служб. Именно вышеуказанный фактор обусловил постановку цели курсовой работы.
Объект - безработная молодежь трудоспособного возраста.
Предмет - социально-правовые аспекты решения проблем безработицы в молодежной среде.
Цель работы – выявить основные проблемы и выделить ключевые этапы и перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Работа состоит из введения, трех глав, в каждой по 2 параграфа, заключения и выводов, списка литературы и включает 31 страницу.
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
1.1 Исторические аспекты проблемы труда и занятости молодежи в России в 20 веке
Для того, чтобы определить актуальные проблемы современной молодежи в сфере трудоустройства, а также приоритетные направления государственной политики, необходимо проанализировать деятельность российского государства в данной области с начала прошлого века. К началу 1917 г. в экономике России спрос промышленности на рабочую силу превышал ее предложения. С целью удовлетворения потребности растущего военного производства в рабочих в стране были открыты первые бюро труда. Для замены кадров, призванных на фронт, с их помощью на предприятия набирались неквалифицированные работники, подростки, которые составили рабочий слой своего рода «лимитчиков» времен империалистической войны. После Февральской революции хозяйственный развал в значительной мере начался в результате резкого свертывания военного производства. С закрытием предприятий возникала массовая безработица, а предложения на рынке труда превышали спрос на рабочие руки.
Борьбу с начинавшейся безработицей существенно тормозило отсутствие специальных органов. В царской России было только 6 постоянных бирж труда и несколько их временных отделений. Биржи должны были осуществлять регистрацию спроса и предложения рабочей силы, оказывать посреднические услуги по найму, вести статистику и систематизацию сведений о рынке труда. Всего в течение 1917 г. было открыто 42 биржи труда. Первые биржи труда не зависели от государства и находились в ведении профсоюзов, были самоуправляемыми и принадлежали тем, кто оказался на рынке труда. К началу 1918 г. число зарегистрированных ими безработных достигло почти 100 тыс. чел.
Октябрьская революция положила, начало революционной ломке отношений в сфере труда. Советское правительство своими первыми декретами о труде удовлетворило все требования рабочих. В них право на труд сочеталось с правом безработного на получение помощи. Кроме того, был запрещен детский труд и расширено обучение рабочих-подростков. Ряд мер в области труда и быта защищали интересы рабочей молодежи, гарантируя ей нормальные условия труда, образования, отдыха. Рабочий день для юношей и девушек, не достигших 18 лет, не должен был превышать 6 часов в сутки с сохранением заработной платы как за полный 8-часовой. Запрещалось использование труда подростков до 16 лет в ночное время, на подземных и сверхурочных работах. Полностью запрещен наем на работу подростков, не достигших 14 лет. Для контроля за соблюдением норм охраны труда в мае 1918г. была учреждена инспекция труда. Главные ее задачи заключались в охране жизни, здоровья и труда всех работников.
Для защиты рабочих от увольнения впервые в мире было введено страхование от всех видов социального риска, в том числе от безработицы, за счет взносов нанимателей. При закрытии предприятий были установлены ликвидационные выплаты (сроком на 1,5 месяца) в размере полного заработка рабочего. К началу осени 1918 г. безработица в Москве сократилась в шесть раз. Кроме того, началось формирование регулярных частей Красной Армии, создание продотрядов из числа рабочих. В результате в течение очень короткого времени образовался «дефицит» трудовых ресурсов. Однако из первых попыток его преодоления стало запрещение безработным отказываться от направления на работу по специальности и введение некоторых экономических санкций в отношении «отказников» - лишение права на пособие и льгот по социальному страхованию.
В декабре 1918 г. был принят первый советский Кодекс законов о труде. Для всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет была установлена трудовая повинность. Лица, обязанные трудовой повинностью и не занятые общественно полезным трудом, теперь могли быть принудительно привлечены местными Советами депутатов к выполнению специальных общественных работ. В условиях углубляющегося дефицита кадров рабочим запрещается увольняться без ведома и санкции органа по труду. Однако, несмотря на все принимаемые меры, нужда в работниках росла все быстрее. В июне 1919 г. В.И. Ленин подписал декрет Совнаркома «О мерах к распространению профессионально-технических знаний», в котором указывалось на распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний и умений, создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Питомцам этих школ давали обширный объем общеобразовательных и общетехнических знаний, готовили из них высококультурных, технически грамотных рабочих, в которых остро нуждалась молодая промышленность. В наследие от старой России Советская власть получила очень мало специалистов: в 1913 г. в стране насчитывалось только 136 тыс. человек с высшим образованием в подавляющем большинстве это были выходцы из имущих классов.
Советской власти нужны были свои специалисты. И она приступила к подготовке таких кадров. Специальным декретом от 26 декабря 1919 г. Совнарком обязал всех неграмотных в возрасте от 8 до 50 лет обучаться грамоте. Рабочий день для них сокращался на два часа с сохранением заработной платы.
Чтобы помочь рабочей молодежи готовиться к обучению в высшей школе, в 1919 г. при вузах начали открывать рабочие факультеты (рабфаки). Несмотря на крайнюю бедность, Советское государство выделяло значительные средства на строительство высшей школы. Было создано много новых университетов, высших технических, педагогических и других учебных заведений.
Информация о работе Перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости