Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа
Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
Глава 1 Исторический анализ политики занятости молодежи
1.1 Исторические аспекты проблемы труда и занятости молодежи в России в 20 веке……………………………………………………………………………...8
1.2 Современная государственная политика в сфере занятости молодежи….11
Глава 2 Система профессиональной подготовки молодежи
2.1 Образовательные услуги на рынке труда в современных условиях……..........................................................................................................17
2.2 Взаимодействие службы занятости с органами образования и образовательными учреждениями……………………………………………...20
Глава 3 Решение проблем занятости молодежи
3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи…………………………………………………………………………24
3.2 Программы поддержки молодежи…………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..30
В настоящее время на рынке труда оказалось много школьников, не достигших 15 лет, и поэтому встает проблема адаптации младших школьников и подростков. Для этого на базе имеющихся учебных заведений начала создаваться сеть школ с профессионально-трудовым уклоном: аграрных, промышленных, технических, легкой промышленности и др. Встает вопрос о введении в систему профессионального образования нового элемента - профессиональной адаптации подростков с неполным средним образованием.
2.2 Взаимодействие службы
занятости с органами
Весь сложный механизм работы по организации и осуществлению профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения может успешно функционировать при условии тесного взаимодействия органов службы занятости с органами образования, образовательными учреждениями, предприятиями (работодателями). Вопросы, связанные с методическим обеспечением профессионального обучения, следует повсеместно отладить с органами управления образованием. Здесь важно акцентировать внимание на широком использовании в практике работы эффективных учебных технологий. Внедрении блочно-модульного принципа обучения, широком применении технических средств обучения.
Взаимодействие с образовательными учреждениями должно быть ориентировано не только на использование их возможностей для профессионального обучения безработных граждан и незанятого населения. Также внимание необходимо уделять активному участию образовательных учреждений в решении вопросов, связанных с опережающим профессиональным обучением учащихся и студентов выпускных классов и курсов, в разработке и осуществлении мер по предупреждению безработицы выпускников образовательных учреждений.
Органы службы занятости совместно с заинтересованными предприятиями должны участвовать в разработке и реализации мероприятий по заблаговременной переподготовке персонала, повышению квалификации, переподготовки и повышению профессиональной мобильности кадров предприятий с учетом интересов рынка труда. Особого внимания требуют вопросы взаимодействия с теми образовательными структурами и предприятиями, на базе которых осуществляется профессиональное обучение безработных граждан и незанятого населения. Это, прежде всего, вопросы, связанные с обеспечением высокого качества и эффективности обучения.
Политика сотрудничества служб занятости с образовательными учреждениями должна быть направлена на:
1. Предупреждение безработицы
2. Приобщение незанятого
Одним из основных критериев отбора образовательных учреждений для направления на учебу безработных является их способность к инновациям и гибкое реагирование на состояние рынка труда.
Как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, не существует планирования подготовки кадров в общеупотребительной трактовке этого выражения, но применяются согласованные действия со стороны обучающихся, работодателей и учебных заведений. В рыночной экономике спрос и предложение саморегулируются путем последовательных приближений. Эта система работает до тех пор, пока учебные заведения и обучаемые информированы о конъюнктуре рынка труда, и учебные заведения могут готовить столько рабочих и специалистов, сколько требуется экономике.
Вместе с тем, некоторые сферы требуют предварительного планирования на основе прогноза будущего спроса и предложения. Например, сфера обслуживания, микроэлектроника и др. Представляет интерес опыт зарубежных стран в области решения проблем молодежной безработицы. Так, Федеральное ведомство по труду Германии ежегодно изучает и оценивает состояние занятости, тенденции развития рабочей силы, спрос на работников определенных профессий и возможности профессионального обучения в целом, в отдельных отраслях и областях экономики с участием социальной структуры.
Важнейшим условием повышения эффективности подготовки и трудоустройства кадров является улучшение сотрудничества между образовательными учреждениями, службами занятости и работодателями. Это тем более важно, что многие образовательные учреждения оказались неподготовленными к новым рыночным условиям. Так, сложность ситуации с профессиональными училищами состоит в том, что приходится проводить две противоречащие друг другу политика: стремиться сохранить громадный кадровый и учебно-производительный потенциал и в то же время радикально менять модель профессиональных училищ.
Профессиональные училища десятки лет ориентировались на экстенсивное развитие экономики и централизованное отраслевое планирование воспроизводства рабочей силы. Сейчас необходимо перейти от отраслевого принципа планирования подготовки к территориальному с учетом потребностей экономики и регионов.
Органам образования и образовательным учреждениям совместно со службами занятости необходимо проводить свою деятельность по совершенствованию отбора и подготовки рабочих и специалистов с учетом достижений психологии в области мотивации и социально-психологических установок личности, потребностей экономики и рынка труда.
ГЛАВА 3 РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ
3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи
Трудоустройство молодежи,
их адаптация и подготовка к профессиональной
трудовой деятельности по-прежнему являются
одними из важных задач, решение которых
позволит обеспечить реализацию прав
молодых людей на труд, использовать их
потенциал в развитии экономики страны.
Обеспечение занятости несовершеннолетних
граждан в возрасте от 14 до 18 лет и реализация
программы "Организация временного
трудоустройства безработных граждан
в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников
учреждений начального и среднего профессионального
образования, ищущих работу впервые"
позволяют приобщить учащихся и молодых
специалистов к труду, получить профессиональные
навыки и приобрести опыт корпоративного
взаимодействия, а работодателям – осуществить
профессиональный отбор специалистов
и обеспечить выполнение целей и задач
кадровой политики организации.
Проводимые мероприятия
являются важным профилактическим и воспитательным
средством борьбы с детской безнадзорностью
и преступностью, криминализацией подростковой
среды, источником удовлетворения материальных
и духовных потребностей подростка, а
также способствуют реализации стратегии
МОТ по искоренению наихудших форм детского
труда. От уровня развития человеческих
ресурсов зависит благополучие, эффективность
экономической деятельности и безопасность
страны.
Федеральная служба по труду и занятости
и Координационный совет объединений
работодателей России обращаются к работодателям,
объединениям и советам работодателей
с предложением принять участие в организации
временной занятости подростков с оплатой
труда в соответствии с трудовым законодательством
Российской Федерации, трудоустройстве
выпускников профессиональных учебных
заведений, стимулировании деятельности
по наставничеству, развитии трудовых
ресурсов.
Консолидация усилий работодателей, органов
службы занятости и органов исполнительной
власти, расширение сферы применения труда
молодежи, развитие кадрового потенциала,
преемственности и наставничества позволят
сделать конкретные шаги на пути трудового
и профессионального становления молодежи.
3.2 Программы занятости молодежи
Активная молодежная политика - забота любого современного государства, нацеленного на будущее. Нынешняя молодежь - это и есть наше будущее, образ завтрашнего дня страны. Велики интерес и внимание к молодежной проблематике и в России. Вместе с тем, в нашей стране почти нет устойчивых структур гражданского общества, крупных общественно-политических структур, профсоюзов, ориентированных на проведение своей молодежной политики. Вследствие такого положения, а также традиций, роль государства в реализации молодежной политики объективно доминирует, как на федеральном, так и на региональном уровне.
Сегодняшняя государственная молодежная политика представляет собой, прежде всего, деятельность органов власти по созданию условий самореализации молодого человека, социально-позитивной деятельности молодежных объединений и молодежных инициатив, деятельность по созданию определенных законодательством гарантий для молодежи в правовой, экономической и иных сферах жизни.
На реализацию целей государственной молодежной политики направлен целый комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - здесь и вопросы социальной защиты, и проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия для молодежи из так называемых групп риска и многое другое. Молодежная политика в развитых странах включает в себя, как известно, еще и специальные институты по защите прав молодежи, профилактические и исправительные программы в отношении бытового насилия, ювенальную юстицию, активную, подчас массированную пропаганду здорового образа жизни.
Законодательство – важнейший элемент государственной молодежной политики. Впервые в России и в СССР система мер по реализации прав молодежи в обществе, и, с другой стороны, обязанности государства по защите этих прав, были закреплены в едином нормативно-правовом акте в 1991 г. С 1 июля 1991 г. был введен в действие Закон СССР “Об общих началах государственной молодежной политики в СССР”.
Этим законом государство предоставляло определенный набор льгот молодым гражданам: в выделении участка земли, кредитовании жилищного строительства, обзаведения хозяйством, финансирование обучения. Особое место в упомянутом законе занимали нормы о взаимоотношениях учащихся и персонала учебно-воспитательных учреждений. Тем же законам всем зарегистрированным в установленном порядке молодежным объединениям было дано право законодательной инициативы (ранее, с 1977 г., это право имел комсомол).
Сегодня подростки, например, - самая криминальная демографическая группа (по числу правонарушений на тысячу человек в год). Без предупредительной работы с ними рост молодежной преступности обуздать не удастся.
Для сознания полноценной правовой базы необходимы специальные законодательные акты в отношении проблем молодежи на всех уровнях, строгий учет всех аспектов федеративного устройства России. Целый ряд необходимых нормативно-правовых актов, бюджетных механизмов, мероприятий органов власти и управления "распадается" на федеральный, региональный и местный компоненты. Увязка их между собой - сложный, но необходимый аспект нашей с вами общей работы.
Кстати сказать, среди многочисленных предложений регионов в большинстве материалов содержится пожелание ускорить принятие Федерального закона "Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации". Вот некоторые другие пожелания и рекомендации, большинство из которых уже стали предметом специального рассмотрения на заседаниях нашей Комиссии:
1) внести изменения в
налоговое законодательство с
установлением льгот для
2) предусмотреть в проекте КЗоТ РФ механизм квотирования рабочих мест для молодежи;
3) внести изменения и
дополнения в действующее
4) принять на Федеральном
уровне закон или иные
5) разработать механизмы
долгосрочного льготного
6) принять системные меры
по созданию системы
7) урегулировать в бюджетном
законодательстве проблемы
8) совершенствовать систему
подготовки и повышения
9) разработать систему
государственных минимальных
10) оказать государственную
поддержку нравственному и
11) разработать и утвердить типовое положение о детских и молодежных оздоровительно-образовательных учреждениях;
ряд других предложений.
Информация о работе Перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости