Перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Будущее любой страны находится в руках современных юношей и девушек. Поэтому руководитель, которого заботит развитие своего государства и общества, считает молодежь объектом национально-государственных интересов. Как правило, в зоне молодежной политики находятся граждане в возрасте 14 – 29 лет. Именно в этот период важны государственная поддержка и стимулирование потенциала молодежи. В условиях России, когда за последнее десятилетие происходит резкое снижение качества жизни, здоровья юношей и девушек, ухудшение условий для получения профессиональной подготовки, обеспечения занятости, усиление наркозависимости, рост преступности в молодежной среде, требуется кардинальная активизация государственной политики по отношению к поколению, самостоятельно вступающему в жизнь.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

Глава 1 Исторический анализ политики занятости молодежи
1.1 Исторические аспекты проблемы труда и занятости молодежи в России в 20 веке……………………………………………………………………………...8
1.2 Современная государственная политика в сфере занятости молодежи….11
Глава 2 Система профессиональной подготовки молодежи
2.1 Образовательные услуги на рынке труда в современных условиях……..........................................................................................................17
2.2 Взаимодействие службы занятости с органами образования и образовательными учреждениями……………………………………………...20
Глава 3 Решение проблем занятости молодежи
3.1 Меры, направленные на снижение уровня безработицы среди молодежи…………………………………………………………………………24
3.2 Программы поддержки молодежи…………………………………………25
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..30

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 148.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по нашему мнению, в 1918-1920 гг., несмотря на условия гражданской войны, была сформирована система трудового образования.

В качестве основного вывода можно определить, что вопросы трудовой занятости молодого поколения в нашей стране на протяжении 20 века являлись важнейшей частью государственной социально-экономической политики и деятельности общественных организаций. Поэтому анализ динамики проблем занятости молодежи необходимо проводить с учетом современного состояния рынка труда в РФ. Рассмотрению этого вопроса и будет посвящено содержание следующего раздела работы.

 

1.2 Современная государственная  политика в сфере занятости  молодежи

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы как регистрируемой так и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями.

На протяжении семидесяти с лишним лет государство являлось единственным монопольным работодателем. До начала 1991 года действовал законодательно закрепленный принцип всеобщей занятости. Для каждого предприятия регламентировался численный и профессионально-квалификационный состав работников (в том числе и по возрастному признаку), уровень оплаты труда, их руководители обладали чрезвычайно узкими полномочиями по найму и увольнению кадрового состава, сфера занятости была лишена гибкости. На большинстве предприятий имелись излишки рабочей силы, которые, по различным оценкам, к началу 90-х годов составляли от 10 млн. до 20 млн. человек, и несмотря на это администрации все равно предписывалось нанимать рабочую силу.

«Условия выхода молодежи на рынок труда были также жестко регламентированы. Приток молодых кадров происходил двумя путями: для выпускников школ и лиц, закончивших профессионально-технические училища и решивших идти на производство, осуществлялось бронирование нескольких лет. Служба в армии, набор рабочих по лимиту, призывы на молодежные стройки и т.д. в конечном счете были направлены на обеспечение потребностей экстенсивного типа производства в трудовых ресурсах.».

Трансформационный кризис российской экономики, не в последнюю очередь обусловленный проведением шоковых реформ, привел к тому, что общий спад производства за период с 1989 по 1996 г.г. составил свыше 50%. Лишь в 1997 г. падение производства было остановлено и темпы экономического роста стабилизировались в районе нулевой отметки. Либеральные реформы породили огромную дифференциацию доходов российского населения. Чрезвычайно низкий уровень доходов беднейших слоев населения заставил молодежь раньше выходить на рынок труда. В течение последних лет труд подростков стал обычным явлением.

Следует отметить, что наряду с экономическими факторами, усилению напряженности на российском молодежном рынке труда способствовал и демографический фактор: сравнительно высокий уровень рождаемости, наблюдавшийся с середины 70-х и до конца 80-х годов, привел к увеличению притока молодежи на рынок труда в 90-е годы.

Ранней выход молодежи на рынок труда уже с первых шагов вырабатывает установку на труд, самостоятельность и инициативность, в трудовой жизни, ведет к росту мобильности. Но при этом негативным фактором является то, что он не позволяет получить законченное среднее, среднее специальное и тем более высшее образование, изначально предполагая понижение стартового уровня квалификации. Уменьшение возраста вступления на рынок труда оборачивается ростом нестабильной занятости, высокой текучестью рабочей силы, фрикционной безработицей.                   

Молодые люди в возрасте от 16 до 18 лет успевают получить лишь школьное образование, не имеют четкого представления о будущей специальности. С 18 до 25 лет проходит период получения специального образования, службы в армии. Молодежь, принадлежащая к первым двум возрастным категориям, как правило, выходит на рынок труда впервые и отличается более низким образовательным и профессиональным уровнем, не имеет производственного стажа. Все эти факторы обуславливают более низкую ее конкурентоспособность. В отличие от них возрастная категория от 25 до 29 лет ближе к взрослому населению: в нее включены лица трудоспособного возраста с определенным статусом занятости, уже вовлечены в сферу трудовых отношений.

Средняя продолжительность зарегистрированной безработицы среди лиц в возрасте от 16 до 29 лет, по данным Федеральной службы занятости, в 2008 г. равнялась 6,5 месяца. Российские официальные показатели средней продолжительности молодежной безработицы сопоставимы с аналогичными показателями у взрослого населения, в то время как в развитых странах Запада главной отличительной чертой молодежной безработицы является ее краткосрочность, обусловленная тем, что молодые люди находятся в процессе поиска своего места в жизни, легко меняют сферы деятельности, чередуют учебу и работу. Отчасти это может быть связано с завышением возрастных границ молодежного контингента с 25 до 29 лет.

Уровень безработицы среди молодежи сильно дифференцирован по регионам. При крайне низкой плотности населения по сравнению с другими странами и огромных расстояниях между производственными зонами российские работники особенно уязвимы в отношении транспортных и коммуникационных издержек, которые быстро росли в 90-е годы, ограничивая мобильность рабочей силы и развитие внутренних рынков труда.

Данные социологических обследовании, проведенные Центром исследований рынка труда ИЭ РАН в 2006 и 2007г.г. в службах занятости регионов РФ показали, что «безработная молодежь в возрасте до 25 лет составляла 21,5% общей численности безработных. При этом на долю лиц, не достигших 18-летнего возраста, пришлось лишь 2,7%, а удельный вес безработных в возрасте от 18 до 25 лет равнялся 18,8% (что является самым высоким показателем среди всех групп безработных, обозначенных границами пятилетних возрастных интервалов)». [24,26]

На нынешнем этапе вопросы занятости и трудоустройства регулируются Федеральным Законом РФ (в редакции, принятой Государственной Думой 20 апреля 1996 г.), который является центральным во всей системе законодательных актов в данной сфере. Закон состоит из семи глав и включает 39 статей. Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

К подзаконным актам, регулирующим вопросы занятости населения, относятся Указы Президента РФ «Об обязательном трудоустройстве отдельных категорий работников при ликвидации предприятия, учреждения, организации» от 5 июня 1992 г., «О самостоятельности федеральной службы занятости» от 14 июня 1992 г. Последним указом эта служба выделена из Министерства труда РФ в самостоятельный центральный орган исполнительной власти, призванный осуществлять руководство по обеспечению государственной политики в области занятости населения Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 23 мая 2006 г. утверждена «Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 2006 - 2010 гг. » (далее именуется - Программа), которая включает систему мер, осуществляемых Президентом и Правительством РФ совместно с органами исполнительной власти России. Основными целями Программы является повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2007 г. № 222 утверждена «Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 2007 - 2011 гг.», в разделе IV которой определена государственная политика Правительства России в области занятости населения и развития кадрового потенциала.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости в области трудоустройства. В настоящее время они способны обеспечить рабочими местами лишь небольшую долю обращающейся к ним молодежи. Это связано, во-первых, с высокой напряженностью на рынке труда, во-вторых, с тем, что предъявляемые молодыми безработными требования к рабочим местам неоправданно высоки. Низкая стартовая зарплата в сочетании с установкой на скорейшее получение высокооплачиваемой должности служит тормозом при трудоустройстве молодых.

Российская молодежь также характеризуется неустойчивостью жизненных установок: из-за этого она более мобильна при выборе и поиске рабочего места и в то же время не готова к самостоятельным действиям на рынке труда. В ходе обследования было выявлено, что более половины фактически безработных, как имеющих, так и не имеющих официальный статус безработного, получали предложения о трудоустройстве. Однако более 1/3 из них отказались от предложенной работы. Доминирующей причиной отказов (38,8%) была низкая заработная плата.

Сложные экономические условия не могли не повлиять на мотивацию молодых людей при трудоустройстве. Но отмечалось, что наибольшее количество отказов из-за низкой заработной платы пришлось на долю безработных в возрасте до 18 лет - 55,2% (78,4% из них не имеют ни профессии, ни опыта работы, так как недавно закончили школу и не успели получить необходимого профессионального образования) и чуть меньше на находятся посередине между прожиточным минимумом и средней заработной платой в регионе, их нельзя назвать чрезмерно завышенными, но, как свидетельствуют данные исследования, они значительно выше, чем у тех, кто имел работу до обращения в службы занятости.

Стабилизация ситуации на Российском молодежном рынке труда может способствовать широкое распространение так называемых гибких, или нестандартных, форм занятости, которые так же, как и активная содействия занятости играют важную роль в решении проблем молодежной безработицы.

Поведение молодежи на рынке труда имеет определенную специфику. Это необходимо учитывать при разработке политики занятости, так как молодежь является достаточно ярко выраженной «группой риска» из-за перенасыщенности рынка труда другими, более конкурентоспособными категориями населения. Государственная политика содействия занятости молодежи может и должна осуществляться по линии специальных государственных программ, таких как: «Молодежь России», «Адаптация молодежи, вступающей на рынок труда», «Субсидирование занятости молодежи».

Однако в некоторых регионах в рамках указанных программ уже накоплен определенный положительный опыт посредством использования различных форм занятости. При этом следует учитывать, что формированию российского рынка труда присущи регионализация, территориальные различия в наборе и остроте проблем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2 СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ МОЛОДЕЖИ

 

2.1 Образовательные услуги  на рынке труда в современных  условиях

В настоящее время в системе образования и профессиональной подготовки рабочих кадров осуществляются качественные преобразования, призванные привести ее в соответствие с требованиями рынка труда. Сокращение общих показателей подготовки кадров зачастую рассматривается с негативной стороны, как проявление кризис системы. Однако при этом не принимается во внимание демографическая ситуация. Анализ изменений в возрастном составе населения за последние 15 лет свидетельствует о том, что численность молодежи, находящейся в трудоспособном возрасте и формирующей потенциальный контингент учащихся профессиональных учебных заведений, неуклонно уменьшается. Кроме того, в настоящее время растет доля молодых людей, не желающих продолжать учебу после окончания средней школы и выходящих непосредственно на рынок труда.

Изменения в системе профессиональной подготовки нельзя трактовать как кризисные. Это процесс ее адаптации к объективным условиям социально-демографической и экономической ситуации. Причем показатели, свидетельствующие о сокращении выпуска рабочих и специалистов, в большей степени подвержены влиянию социально-демографических факторов. При этом показатели, характеризующие изменение типов подготовки, структуру учебных заведений, технологию образования, перечень профессий, по которым ведется подготовка, тесно связаны с экономическими факторами, в том числе с состоянием рынка труда.

В системе профессионального образования происходит адаптация образовательных программ к потребностям рынка труда. Вводятся дополнительные к основному курсу программы, расширяющие кругозор учащихся, или так называемые интегрированные программы, зачастую осуществляемые совместными усилиями профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений. Последние направлены на то, чтобы научить выпускников «обучаться», то есть постепенно отстаивать все более сложные профессии и в зависимости от уровня способностей повышать квалификацию.

Несмотря на перестройку системы образования, спрос работодателей на подготовленных рабочих и специалистов из числа выпускников продолжает оставаться низким: они предпочитают им опытных работников. Профессиональные учебные заведения до сих пор слабо ориентируются на потребности рынка труда, не изучая положения на нем своих студентов. В результате диспропорции между спросом и предложением становится настолько привычным, что уже в ряде регионов практикуется направление только что окончивших учебные заведения рабочих и специалистов на переподготовку чуть ли не в те же самые учебные заведения. При этом вузом и ведомством заключается договор о целевой переподготовке специалистов.

Что касается общеобразовательных школ, то выпуск учащихся также сократился, хотя и незначительно – (на 3%), что является следствием демографических сдвигов. При этом численность учащихся, получивших полное среднее образование, снизилась на 8%, а неполное - на 1%. По данным Госкомстата РФ, доля выпускников 9-х классов, поступивших в 10-й класс, возросла за последние четыре года с 53 до 60%, а остальная часть выпускников продолжила учебу в профтехучилищах, 14% и 2% нигде не учились. Среди выпускников 11-х классов 1997г. в вузы поступило только 43%, в средние специальные учебные заведения - 34% и не стали продолжать учебу 1%.

В настоящее время особо острой проблемой становится совмещение образования с профессиональной подготовкой еще на стадии обучения в общеобразовательной школе, поскольку растет доля молодежи, вступающей на рынок труда сразу после окончания школы. В России уже не в первый раз предпринимаются попытки проведения в жизнь всеобщей профессионализации, которые раньше не всегда были удачными. Так, получает все большее распространение профильная дифференциация общего образования. Она выражается либо в выборе какого-либо уклона всей школой (художественно-эстетического, экономического, экологического и т.п.), либо в открытии одного или нескольких классов различного профиля (педагогические, физико-математические, медицинские, архитектурные и др.) Профильные классы отличаются от обычных, как правило, только большим количеством учебных часов в неделю по какому-либо предмету. Эти классы обеспечивают усиленную специализированную подготовку к вузам определенного профиля. При этом она зачастую осуществляется в ущерб качеству классического универсального образования. А ведь теперь идея профессионализации имеет не столько идеологическое или чисто экономическое, сколько социальное значение, направленное на то, чтобы адаптировать молодое поколение к трудовой жизни в рыночных условиях, дать ему «путевку в жизнь» за счет предоставления базового образования и элементарной профессиональной подготовки.

Информация о работе Перспективы развития государственной молодежной политики РФ в сфере занятости