План работы социального педагога с молодой семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи и рассмотреть планирование работы с ней социального педагога.
Объект исследования: молодая семья.
Предмет исследования: особенности социальной работы с молодой семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;
2. Дать характеристику особенностей молодой семьи;
3. Выявить особенности социальной работы с молодой семьей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….2-3
ГЛАВА I. Характеристика особенностей молодой семьи
Определение термина семьи………………………………………………..4-9
Классификация семей………………………………………………………10-12
Роли и функции в семье……………………………………………………13-17
Трудности и проблемы, возникающие в молодых семьях……………………………………………………………………………..18-25
ГЛАВА II. Особенности соц. работы с молодыми семьями
2.1 Служба семьи. Её характерные черты……………………………..26-30
2.2 Социальный работник. Его функции. Диагностика семьи……………………………………………………………………………………31-36
ГЛАВА III. Практическая часть. План работы социального педагога с молодой семьёй………………………………………………37-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………41-43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Молодая семья как объект социальной работы.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….2-3

ГЛАВА I. Характеристика особенностей молодой семьи

    1. Определение термина семьи………………………………………………..4-9
    2. Классификация семей………………………………………………………10-12
    3. Роли и функции в семье……………………………………………………13-17
    4. Трудности и проблемы, возникающие в молодых семьях……………………………………………………………………………..18-25

ГЛАВА II. Особенности соц. работы с молодыми семьями

2.1 Служба семьи. Её характерные черты……………………………..26-30

2.2 Социальный работник. Его функции. Диагностика семьи……………………………………………………………………………………31-36

     ГЛАВА III. Практическая часть. План работы социального                       педагога с молодой семьёй………………………………………………37-40

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………41-43

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………44-46

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждая семья  представляет собой малую социально-психологическую  группу, которая складывается на основе глубоко интимных и доверительных  отношений между супругами, родителями и детьми. Ее социальная активность, структура, нравственно-психологическая атмосфера зависят не только от общих условий и закономерностей, но и от тех специфических обстоятельств, в которых семья формируется, живет и функционирует. Среди этих обстоятельств - уровень образования и культуры членов семьи, материальное положение, традиции и ценности, которых они придерживаются и на которые они ориентируются в своих жизненных планах и устремлениях, место жительства, социальная принадлежность семьи, нравственные убеждения супругов, от которых во многом зависит способность семьи к развитию и сплочению. Все эти обстоятельства неизбежно накладывают отпечаток на характер отношений в семье, определяют конкретную специфику семейных отношений.

В наше время  существует множество разновидностей семей, но мы подробнее остановимся  на молодой семье, ведь от того, как будет происходить развитие и становлении молодой семьи, на начальных этапах совместной жизни супругов, будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

На общем  жизненном пути молодым супругам приходится сталкиваться с многочисленными проблемами и трудностями, многие из них молодая семья не в состоянии решить самостоятельно и ей просто необходима помощь квалифицированного специалиста. Поэтому в современных условиях развития общества проблема становления молодой семьи с каждым днем приобретает все большую актуальность, а роль социального работника в сохранении семьи и предоставлении ей необходимой помощи постоянно возрастает.

Проблемы развития и становления молодой семьи  нашли свое отражение в работах  таких исследователей как: Бочарова В.Г., Зубкова Т.С., Меньшутин В.П., Мустаева Ф.А., Герасимович Г.И., Ничипоров Б.В., Басов Н.Ф., Шнейдер Л.Б. и многих других.

Цель исследования: дать теоретический анализ проблем  молодой семьи и рассмотреть планирование работы с ней социального педагога.

Объект исследования: молодая семья.

Предмет исследования: особенности социальной работы с  молодой семьей.

Задачи исследования:

1. Изучить и  проанализировать состояние проблемы  в современной литературе;

2. Дать характеристику особенностей молодой семьи;

3. Выявить особенности  социальной работы с молодой  семьей;

4. Представить  план работы соц. педагога с  молодой семьей.

Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов, обобщение опыта деятельности социальных служб по решению социальных проблем.

Основные понятия: семья, молодая семья, служба семьи.

Глава I. Характеристика молодой семьи.

1.1 Определение термина семья.

 

Семья, по признанию  ученых, - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. Это система, имеющая определенную структуру, выполняющая целый ряд разнообразных функций, устойчивая система взаимоотношений между людьми в повседневной жизни. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинтересованно общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек независимо от возраста.

В современной  науке нет единого определения  семьи, хотя попытки сделать это  предпринимались великими мыслителями много веков назад. Наиболее часто о семье говорят как об основной ячейке общества, которая непосредственно участвует в биологическом и социальном воспроизводстве общества. В последние годы все чаще семью называют специфической малой социально-психологической группой, подчеркивая тем самым, что для нее характерна особая система межличностных отношений, которые в большей или меньшей степени управляются законами, нравственными нормами, традициями.

В учебнике «Социальная  работа образовательных учреждений с семьей» семья рассматривается как объект социальной работы. Автор учебника Гуров В.Н.[3] дает следующее определение семье: семья - это сложная социальная система, которой присущи черты социального института и малой социальной группы. Как социальный институт общества семья представляет собой совокупность социальных норм, образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психологические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. В то же время семья в этом плане зависит от уровня развития общества, несет на себе печать всех его проблем. Безработица, низкий прожиточный минимум, невыплата заработной платы, инфляция, нарастающее напряжение в социальных отношениях, ухудшение обслуживания, разрушение прежних и несформированность новых ценностных установок - таковы социальные проблемы современной семьи.

Холостова Е.И.[19] определяет семью как малую группу - это общность людей, основанная на браке, кровном родстве, удовлетворении индивидуальных потребностей человека. Ее отличает единое экономическое пространство, взаимозависимый образ жизни, эмоционально-нравственные связи, отношения заботы, опеки, поддержки, защиты. Для того чтобы получить целостное представление о семье, необходимо учитывать всю палитру семейных взаимоотношений: муж-жена, муж-дети, жена-дети, дети-дети, муж-родственники, жена-родственники, дети-родители, дети-родственники.

Для семьи как  малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые  изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того, в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие и долголетие семьи.

Интегральными характеристиками семьи, которые во многом определяют ее потенциалы, считаются: психологическое здоровье, функционально-ролевая  согласованность, социально-ролевая адекватность, эмоциональная удовлетворенность, адаптивность в макросоциальных отношениях, устремленность на семейное долголетие.

Автор учебника «Теория социальной работы» Фирсов М.В.[22] говорит о том, что семье присущи определенные социально-психологические процессы. Одним из таких процессов является общение, т.к. именно в нем раскрываются, реализуются семейные и межличностные отношения. Общение является реализацией всей системы внутрисемейных отношений человека.

Также Фирсов М.В.[22] выделяет три взаимосвязанные стороны внутрисемейного отношения: коммуникативной, интерактивной и перцептивной.

Коммуникативная сторона общения состоит в  обмене информацией между общающимися  членами семьи. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися членами семьи, т.е. в обмене не только знаниями, но и действиями. Перцептивная сторона означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. В реальной жизни семьи каждая из этих сторон не существует изолированно.

Важной характеристикой семьи является ее жизненный цикл, т.е. последовательность смены стадий ее функционирования от начала до прекращения брака. В учебнике «Основы социальной работы» Н.Ф.Басова[12] выделяют три фазы жизненного цикла семьи: до рождения ребенка, до отделения взрослых детей от родителей, постепенный распад супружества. Для специалиста главное - понимать то, что на пути от старта семейных отношений до их финиша возможны болезни, разлуки, ссоры, конфликты, разводы и многие другие сложности, которые решить самостоятельно члены семьи не в состоянии. Социальный работник призван смягчать напряженность во взаимоотношениях между ними, сглаживать трудности, которые проявляются в условиях кризиса, помогать развитию навыков самопомощи и саморегуляции.

Меньшутин В.П.[6] считает, что семья - один из древнейших институтов социализации новых поколений, который выполняет функцию обеспечения безопасности и защищенности любого человека, но в современных условиях переживает серьезные проблемы (дезорганизация факторов семейной связи, нестабильность супружеских отношений, рост числа разводов, изменение положения супругов в системе общественного труда, серьезные экономические затруднения, смена эмоционально-психических проявлений, потеря родительской функции и др.), можно с полным основанием считать, что роль социального работника в сохранении и усилении социального потенциала этого феномена общества возрастает.

Таким образом, семья, как необходимый компонент  социальной структуры любого общества, выполняющий многие социальные функции, играет важную роль в общественном развитии. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. Поэтому сейчас огромное внимание уделяется становлению и развитию именно молодой семьи. Ведь от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

Автор учебника «Основы социальной работы» Павленок П.Д.[11] дает следующее определение молодой семье: молодая семья - это семья в первые три года после заключения брака. Возраст супругов от 18 до 30 лет. Молодые семьи бывают большими, состоящими не только из супругов, детей, но и родителей супругов, бабушек, дедушек или даже родственников, и малыми, состоящими только из супругов или супругов с детьми. В структуру молодых семей входят следующие: полные; благополучные; социального риска; несовершеннолетних матерей; студенческие; военнослужащих срочной службы.

Мустаева Ф.А.[8] считает, что молодая семья - это семья на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского выбора. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре - без таких качеств период «притирка» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы - распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга. Многому из перечисленного молодая пара учится в первые и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Способность создавать стабильные семейные отношения, прочную, счастливую семью не относится к врожденным качествам человека. Ее надо не только развивать и воспитывать, но и постоянно совершенствовать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Классификация  семей.

 

В реальной жизни  взаимоотношения между людьми складываются по-разному. Зубкова Т.С.[4] говорит о том, что возможно существование разных вариантов семей. Наиболее распространенной считается нуклеарная семья, состоящая из родителей и детей, находящихся на их иждивении, или супружеской пары. Такая семья может быть полной и неполной, образовавшейся в результате развода, овдовения, рождения ребенка вне брака. Семьи могут различаться по наличию или отсутствию детей и их количеству. Принято говорить о бездетных, однодетных, многодетных и малодетных семьях. Также семьи различаются по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучные, неблагополучные, и по семейному стажу: молодожены, молодая семья; семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста, старшего супружеского возраста и пожилая супружеская пара. Если семейная структура помимо супругов и детей включает других родственников (родителей супругов, их братьев, сестер, внуков), то ее называют расширенной.

По характеру  распределения семейных обязанностей и по тому, кто в семье является лидером, Холостова Е.И.[19] выделяет три основных типа семьи:

1.Традиционная (патриархальная) семья, где под  одной крышей проживают минимум  три поколения и роль лидера  отводится старшему мужчине. Здесь  существует экономическая зависимость  женщины и детей от супруга; четко закреплены мужские и женские обязанности; безусловно, признается мужское главенство.

2. Нетрадиционная (эксплуататорская) семья: при установках  на мужское лидерство, жестоком  распределении мужских и женских  ролей в семье, разграничении обязанностей между супругами, за женщиной закрепляется еще и право на участие в общественном труде наряду с мужчиной. Вполне естественно, что в такой семье из-за чрезмерной занятости женщины, ее перезагрузок появляется свой комплекс проблем.

3. Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.

Известны и  другие типы семей, например, такие, где роль матери выполняет отец, старший брат или сестра. Эти тенденции заставляют социальных работников по-иному оценивать готовность определенной семьи реализовывать предписываемые ей функции и выбирать способы оказания ей помощи.

Рассмотрим еще одну классификацию.

Куликова Т.А.[5] выделяет три основных типа молодых семей:

Информация о работе План работы социального педагога с молодой семьёй