План работы социального педагога с молодой семьёй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2013 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: дать теоретический анализ проблем молодой семьи и рассмотреть планирование работы с ней социального педагога.
Объект исследования: молодая семья.
Предмет исследования: особенности социальной работы с молодой семьей.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы в современной литературе;
2. Дать характеристику особенностей молодой семьи;
3. Выявить особенности социальной работы с молодой семьей;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………………….2-3
ГЛАВА I. Характеристика особенностей молодой семьи
Определение термина семьи………………………………………………..4-9
Классификация семей………………………………………………………10-12
Роли и функции в семье……………………………………………………13-17
Трудности и проблемы, возникающие в молодых семьях……………………………………………………………………………..18-25
ГЛАВА II. Особенности соц. работы с молодыми семьями
2.1 Служба семьи. Её характерные черты……………………………..26-30
2.2 Социальный работник. Его функции. Диагностика семьи……………………………………………………………………………………31-36
ГЛАВА III. Практическая часть. План работы социального педагога с молодой семьёй………………………………………………37-40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………41-43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………

Файлы: 1 файл

Молодая семья как объект социальной работы.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

- охранно-защитную 

- организационно-коммуникативную 

- прогностическую

- координационную 

Конкретное содержание социальной работы с семьей в каждом случае обусловлено ее индивидуальными  особенностями: структурой, материальным положением, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты, аспектом неблагополучия. Тем не менее, Басов Н.Ф.[12] выделяет три основных направления социальн6ой работы: диагностическое, реабилитационное, профилактическое.

1. Диагностика предусматривает  сбор и анализ информации о  семье и ее членах, выявление  проблем.

Диагностика семьи - трудный  и ответственный процесс, который  требует от социального работника  соблюдения следующих принципов:

- объективность, взаимодополняемость  и проверка получаемой информации;

- клиентоцентризм (отношение  к проблеме в соответствии  с интересами клиента);

- конфиденциальность, адекватность  методов и методик;

- соблюдение права  клиента на невмешательство в  частную жизнь и умение предвидеть  возможные варианты его реакции  на предлагаемые действия.

Диагностика семьи - длительный процесс, который не допускает бесцеремонных поступков и непродуманных выводов.

Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Много полезной информации специалист получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.

На основании полученного  диагностического материала можно  составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи, сведения о детях (если они есть); состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.

2. Реабилитация - это система  мер, позволяющих восстановить  утраченное благополучие в семейных  отношениях или сформировать  новые. В целях реабилитации  семьи, ее членов в мировой практике используются учреждения социального обслуживания семьи, территориальные центры, медико-психолого-социальные центры. Содержанием их деятельности является оказание членам семьи или отдельному человеку различных видов помощи (юридической, психологической, медицинской, социальной), для того чтобы поддержать или увеличить ресурсы, переориентировать членов семьи на другие ценности, сменить их установки.

В подобных учреждениях  члены семьи могут получить консультацию у специалистов, посетить групповые занятия, включиться в одну из реабилитационных программ.

Также, реабилитационную функцию выполняют выездные формы  помощи семье, которые представляют собой комплекс различных процессов  и методик. Во-первых, это кризисные  варианты помощи семье или отдельным ее членам («телефон доверия», экстренная психологическая помощь). Во-вторых, помощь в населенном пункте, где отсутствуют соответствующие социальные службы и специалисты. В данном случае могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, семинары. Обеспечивать реализацию программы могут передвижные бригады. В-третьих, патронаж (покровительство) - это система специального обслуживания некоторых категорий людей, требующих особого внимания.

Выделяют следующие  этапы патронажа:

1.Подготовка - предварительное  знакомство со всеми имеющимися  сведениями о семье, составление  вопросов для собеседования и  т.п.

2.Вступительная часть  - непосредственное знакомство с  членами семьи, сообщение о  целях визитов, о возможной помощи.

3. Сбор и оценка  информации - выяснения состава и  условий проживания семьи, взаимоотношений  в ней, финансовой ситуации, состояния  здоровья членов семьи; сбор  сведений о событиях значимых  для них (потеря работы, родственников  и т.д.); заполнение социальной карты; выделение проблем которые может решать служба социальной защиты.

4. Заключение - резюмирование  для членов семьи сути стоящих  перед ними проблем; совместный  выбор тактики дальнейших действий; информация о видах помощи, которые могут быть предложены; сообщение подробных адресов социальных служб.

5. Установление связи  с другими специалистами, работающими  с этой семьей.

6. Отчет - это подробное  описание результатов визита  в акте обследования семьи;  составление индивидуальной программы дальнейшей работы с семьей.

Программа-максимум предназначена  для оказания помощи в крайних  ситуациях неблагополучия, при необходимости  не только компенсировать утраченное, но и добиться переориентации жизненной  позиции, заменить или скорректировать прежние поведенческие схемы членов семьи. Перемены требуют длительной работы с приложением значимых усилий, объединение потенциалов разных специалистов и служб.

В ряде случаев помимо описанных выше действий требуется  консультативная и психотерапевтическая работа с семьей или отдельными ее членами, направленная на систему семьи в целом. Могут быть использованы различные методики активной работы, в том числе приемы системной семейной терапии.

Патронаж можно считать  удачной формой не только закрепления  достигнутого при реабилитации, но и своеобразной профилактикой. Реабилитация предусматривает три уровня работы с семьей: индивидуальный (консультирование, патронаж), групповой (тренинг, проектирование) и общинный (социальные акции, социальное творчество, массовые праздники).

3.Профилактика представляет  собой комплекс мер, способствующих  полноценному функционированию  семьи, предотвращению возможных  проблем. Один из путей профилактики - разработка специальных обучающих  и просветительских программ. Так,  например, исследование проблем семьи и семейного воспитания показывает, что супруги все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений.

Просвещение супругов как  элемент профилактики может происходить в процессе тренингов, которые позволяют формировать у них навыки преодоления трудностей, регулирования взаимоотношений. Социальная защита семьи имеет и определенное экономическое содержание, которое также реализует в своей практической деятельности социальный работник. Это - обеспечение жилищной и других видов субсидиарной помощи; предоставление льгот по оплате транспортных, коммунальных услуг, оказание медицинской, юридической и социальной помощи; льготное снабжение продовольствием и товарами первой необходимости; поддержка в сфере образовательных услуг, занятости, предпринимательства.

Таким образом, социальная работа в молодой семье направлена на решение многочисленных проблем, психологического, социального, нравственного, медицинского и педагогического характера с которыми семья сталкивается в повседневной жизни, и которые не в состоянии решить самостоятельно. Также одним из механизмов регулирования брачно-семейных отношений в рамках социальной работы являются службы семьи, основная цель которых направлена на обеспечение оптимального выполнения семьей ее разнообразных функций, совершенствование внутрисемейных отношений, гармоничное развитие личности супругов и жизни семьи в целом.

 

 

Глава III. Практическая часть.

План работы социального педагога с молодой семьёй.

 

Ознакомившись и проанализировавши состояние проблем молодой семьи в современной литературе, дав характеристику ее особенностей, можно смело приступить к третьей главе данной курсовой работы – практической части.

Здесь я составила  план работы социального педагога с молодой, хорошо знакомой мне, семьёй, подобрала характеристику данной семьи из современной литературы, то есть представила, как бы педагоги и психологи рассмотрели её, также выявила основные её проблемы и пути их решения.

В данную семью (условно дадим им фамилию - Леготины) входят двое – молодой человек и девушка. Для удобства возьмём имена – Василий и Наталья.

Эта молодая семья  живёт гражданским браком сравнительно недолго – полгода, но уже возникли некоторые трудности во взаимоотношениях. Об этом будет говориться ниже.

Леготины являются студенческой семьёй, т.е. семьёй, зависящей от родителей, материально не обеспеченной.

В учебнике Меньшутина В.П.[6] говориться о том, что материальная и эмоциональная зависимость многих молодых семей указывает на необходимость достижения самостоятельности, ответственности, автономии, т. е. зрелости. Здесь следует отметить, что психологическая зрелость достигается труднее, чем

материальная. Молодые люди часто не имеют достаточного опыта применения совместных решений. Кроме того, при деловом обсуждении конкретных семейных вопросов нередко выясняется, что для принятия решений молодым супругам хватало и информации, и ясного понимания своих интересов, но согласованно действовать они не могли, так как не стремились к взаимопониманию, пробовали возникшую проблему решить не совместно, а один за другого. Также нередко выясняется, что «неумение» найти решение опирается на эгоцентрическое представление о семье, нежелание отказаться от некоторых привилегий или интересов. – В данном абзаце Меньшутина В. П. в полной мере раскрыла всю суть именно семьи Леготиных.

Рассмотрев классификацию  Куликовой Т. А.[5], можно прийти к выводу, что рассматриваемая семья относится к третьему типу, а именно, как говорит сама Куликова Т. А.:

«Молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения. При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа, как правило, прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную семью. Лидерство в семье может быть как авторитарным, так и демократическим».

В данной семье  отношения демократические.

Так как Наталья  и Василий имеют каждый своих друзей, у них возникают конфликты в организации совместного досуга и отдыха. Социальному работнику необходимо объяснить молодой семье, как выходить из подобного рода конфликтов.  А именно:

  1. Не доводить всё до глобальной ссоры.

 

  1. Находить в сложившихся ситуациях компромисс.

Организация культурного  досуга - одна из важнейших функций  семьи. Особая роль в восстановительной функции семьи принадлежит умело организованному досугу. Разумихин Г.П.[15] под досугом понимает внерабочее (свободное) время, которым человек распоряжается по своему выбору и усмотрению. Досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы. Содержание и формы проведения досуга зависят от уровня культуры, образования, места жительства, доходов, национальных традиций, возраста членов семьи, их индивидуальных склонностей и интересов. Характерной чертой семейного досуга является атмосфера особой эмоциональности, теплоты, которая позволяет человеку полностью раскрыться, быть искренним. Таких взаимоотношений необходимо добиться в семье Леготиных.

Если рассмотреть другую классификацию – по Холостовой Е. И.[19], то можно сказать, что данная семья подходит под определение эгалитарной семьи.

Вот как говорит сама Холостова Е. И. о данном типе семей:

«Эгалитарная семья (семья равных), в которой домашние обязанности пропорционально делятся между супругами, другими членами семьи, решения принимаются совместно, эмоциональные отношения пронизаны заботой, любовью, уважением, доверием.»

Это наиболее благоприятный тип семей, если выбирать из трех, представленных Холостовой Е. И. Здесь, в первом представленном

типе женщина  зависит от мужчины, а во втором – мужчина от женщины. То и другое, по моему мнению, не правильно, так как каждый взрослый член семьи должен быть самостоятельным материально и психологически. В рассматриваемой молодой семье Наталья и Василий не зависят друг от друга материально, каждый член семьи имеет свой маленький доход, но, конечно же, при необходимости стараются помочь друг другу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Изучив данную проблему, проанализировав и сравнив точки  зрения исследователей и авторов  различных публикаций, мы пришли к следующим выводам:

1. Семья является компонентом  социальной структуры любого  общества, выполняющим многие социальные  функции и играет важную роль  в общественном развитии, а также  является одним из тех социальных  формирований, которое оказывает существенное влияние на общественную жизнь фактически во всех ее сферах: от экономики до духовной культуры. Через семью сменяются поколения людей, в ней осуществляется продолжение рода, происходит первичная социализация и воспитание детей. В силу этого она оказывает сильнейшее влияние на человека от рождения до смерти, но наиболее значима ее роль на начальном этапе жизненного пути, когда закладываются психические, эмоционально-волевые, духовно-нравственные основы личности. Поэтому сейчас, в первую очередь, огромное внимание уделяется становлению и развитию молодой семьи.

2. В учебнике «Основы  социальной работы»[11] дается следующее определение молодой семье - это семья в первые три года жизни после заключения брака, на начальной стадии ее развития, на стадии реализации супружеского долга. В ней проявляется обычный феномен открытия в другом более сложного человека, и начинается «притирка» характеров, т.е. изменение всего образа жизни. Терпимость, постепенность, последовательность, умение уступать в ссоре - без таких качеств период «притирка» характеров значительно затрудняется и усложняется. Но «притирка» лишь начало формирования семейного уклада и взаимоотношений супругов. Следующие проблемы - распределение ролей в семье, выработка устоявшихся навыков совместного решения вопросов, проблема «власти» в семье, планирование семейной жизни, свободного времени и досуга, решение различных конфликтов и т.п. Многому из перечисленного молодая пара учится в первые и, как правило, самостоятельно, методом «проб и ошибок». Поэтому, в зависимости от того, как молодые супруги смогут найти общий язык, построить отношения, основанные на любви, уважении, взаимопонимании, от их умения выходить из конфликтных ситуаций, быстро и легко решать свои проблемы и преодолевать стоящие на пути трудности будет зависеть их дальнейшая семейная жизнь и развитие общества в целом.

Информация о работе План работы социального педагога с молодой семьёй