Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать истоки возникновения и развития проблемы преступности подростков, профилактику их устранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить психосоциальную литературу по данной теме;
-выявить причины возникновения подростковой преступности;
Введение………………………………………………………………………..
1 Подростковая преступность как проблема современного общества……
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России………
1.2 Психологическое содержание подросткового периода………………
2 Основные черты девиантного поведения детей…………………………..
2.1 Предпосылки возникновения преступности подростков……………….
2.2 Причины подростковой преступности………………………………….
2.3 Профилактика подростковой преступности……………………………..
3 Социальная работа с детьми девиантного поведения…………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………
ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ: ИСТОКИ, ПРИЧИНЫ, ПРОФИЛАКТИКА
Воронеж 2013
Оглавление
Введение………………………………………………………… |
3 |
1 Подростковая преступность как проблема современного общества…… |
5 |
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России……… |
5 |
1.2 Психологическое содержание подросткового периода……………… |
8 |
2 Основные черты девиантного поведения детей………………………….. |
13 |
2.1 Предпосылки возникновения преступности подростков………………. |
13 |
2.2 Причины подростковой преступности…………………………………. |
16 |
2.3 Профилактика подростковой преступности…………………………….. |
23 |
3 Социальная работа с детьми девиантного поведения……………………. |
26 |
Заключение…………………………………………………… |
29 |
Литература…………………………………………………… |
31 |
Введение
Данная работа рассматривает проблему современности - преступности подростков. Выделим основные понятия, которыми будем оперировать в работе.
Преступлением
считается предусмотренное
Важно отметить,
что к преступлениям относятся
только деяния, предусмотренные уголовным
законом. Деяние, не указанное в законе,
к разряду преступлений не относится
и может считаться
Общественная опасность является критерием, который определяет деяние как преступление, то есть причинение значительного ущерба (вреда) существующим общественным отношениям или содержащее в себе реальную угрозу причинения такого ущерба этим отношениям должно расцениваться как преступление. Общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Таким детям нужна материальная, юридическая, психосоциальная помощь.
Объектом исследования данной курсовой работы - это дети с отклоняющимся преступным поведением.
Предметом исследования данной курсовой работы являются социальная работа с детьми девиантного поведения.
Цель данной курсовой работы – проанализировать истоки возникновения и развития проблемы преступности подростков, профилактику их устранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить психосоциальную литературу по данной теме;
-выявить причины возникновения подростковой преступности;
-изучить меры
профилактики правонарушений
В первой главе рассматриваются проблемы подростковой преступности в современной России и психологическое содержание подросткового периода,
Во второй главе представлен материал о предпосылках возникновения подростковой преступности, её причинах и мерах профилактики правонарушений среди подростков.
В третьей главе рассматривается развитие сети социальных служб.
В заключении работы сделаны выводы и подведены итоги выполненной работы.
О преступности подростков много пишут, говорят, снимают телепередачи, но до сих пор большинство людей не восприняли эту проблему всерьёз. Поэтому свою работу мы посвятили именно этой проблеме современного мира.
1 ПОДРОСТКОВАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ КАК ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России
Подросток - растущий человек, в усложненной деятельности которого четко намечается направленность на новый характер общественных наблюдений.
В настоящее время общество оказалось перед фактом: преступность среди несовершеннолетних катастрофически быстро растет, коренным образом меняется ее структура и характер. Важно вникнуть в суть этого феномена, понять, почему так все происходит. Не только потому, что с развалом СССР, кризисом общества и государственности распалась ранее существовавшая система профилактики, и не только в связи с действием ряда социально-негативных факторов, на что указывали и указывают криминологи, но и потому, что мы не знаем современной подростковой преступности, не знаем, что она из себя представляет.[6] Судим о ней поверхностно на основе лишь ярко бросающихся в глаза признаков. При этом ни педагоги, ни практические психологи, ни работники правоохранительных органов психологически не готовы к ее быстрым изменениям. А отсюда - серьезные упущения в профилактической работе. Рассмотрим основные характеристики подростково-юношеской преступности.
Преступность несовершеннолетних растет непропорционально быстро. Обычно уровень преступности сопоставляют с динамикой населения подросткового возраста. Есть такая закономерность, когда рост преступности соответствует приросту или уменьшению населения подросткового возраста. А сейчас прирост преступности среди подростков и юношей значительно опережает рост подростково-юношеской популяции: преступность среди несовершеннолетних за 10 лет выросла приблизительно в два раза. А подростково-юношеское население уменьшилось на 15-20%. Это по данным нашей несовершенной и щадящей статистики. Фактически же получить точные данные трудно, поскольку в подростково-юношеской преступности высок уровень латентности, когда преступление совершено, но правоохранительным органам об этом неизвестно. Например, не все жертвы изнасилований, рэкета, карманных и квартирных краж, мошенничества заявляют о совершенном на них факте преступного посягательства. Причины разные, зависящие от характера совершенного преступления, так, при изнасилованиях действует ложный стыд; нежелание обнародовать о себе компрометирующие сведения; угрозы со стороны насильников; выплата родителями насильников родителям пострадавших «откупных»; чувство неловкости, испытываемое девушкой перед следователем (большинство из которых мужчины) и т.п. При рэкете, карманных кражах, мошенничестве действуют другие причины. Очень часто - это неверие в возможности милиции изловить и привлечь к уголовной ответственности преступников; выбор наименьшего зла («по следствию и судам затаскают»). Даже не обо всех квартирных кражах пострадавшие заявляют, особенно те, кому есть что-то из своих неправедных доходов скрывать. Так, группа подростков через наводчиков узнала богатые квартиры лиц, наживших состояние незаконными способами. [7]
Сегодня в среднем по стране каждое десятое преступление совершается подростком или юношей. По не которым регионам - каждое четвертое. В последние годы отмечается значительный рост преступности среди детей до 14 лет. Имеют место случаи, когда 11-12-летние дети имеют большой опыт карманных краж, крадут из автомобилей, угоняют велосипеды. Зачастую такие дети промышляют «обуванием» на вокзалах других детей - окружают их и отбирают деньги. Как правило, такие дети растут в неблагополучных семьях, где один из родителей, а иногда и оба лишены родительских прав. Проблемы в семьях, плохие отношения с отчимом, бедность выталкивают детей на улицу. Кто-то сдает бутылки и продает газеты, кто-то занимается воровством. Многие малолетние воришки попадаются по нескольку раз. После возвращения домой они вновь принимаются за свой промысел. Случаи, когда дети в 13 лет никогда не учились в школе, не умеют читать и писать, встречаются достаточно часто. Обычно 13-14-летние дети заканчивают 5-6 классов и больше учиться не хотят. И очень рано значительная часть подростково-юношеского населения попадает в преступный мир и приобщается к его страшным законам жизни. Отсюда наибольшая вероятность рецидива: чем раньше встанет человек на этот путь, тем быстрее достигает уровня особо опасного рецидивиста. Это -закономерность.
Поэтому за последние 15 лет средний возраст особо опасного рецидивиста снизился на 4-5 лет (с 28-30 лет до 23-25 лет). Рецидивист опасен не только и не столько потенциальной возможностью совершения им нового преступления, сколько возможностью приобщения неустойчивых подростков и юношей к преступному образу жизни.[3] Он в одиночку не действует, а организует преступные группы, втягивая в них новичков, т.е. начинает криминализировать подростково-юношеское население, порождать первичную преступность. Рецидивист становится учителем и наставником подростков в сфере преступной деятельности. Молодой рецидивист опасен и тем, что по возрасту (23-25 лет) он не далеко «ушел» от подростков и поэтому как личность он психологически им интересен. Значит, чем больше несовершеннолетних становится, на путь преступлений, тем больше опасность эскалации преступности, т.е. ее самопорождения, саморазвития по присущим ей законам. Известно, что истоки формирования криминогенных и криминальных групп несовершеннолетних находятся в семейном неблагополучии подростков, их неудовлетворительном положении в первичном учебном коллективе (классе, учебной группе), в нарушении принципа социальной справедливости в отношении отдельных учащихся, заформализованности работы с ними. Все это они стремятся компенсировать свободой на «улицах» в среде таких же отвергнутых и непонятых.
Именно потребность
в общении (у подростков она особенна,
обострена), потребность в самоутверждении,
в реализации своих возможностей
и способностей, в признании окружающих,
поиск психологической и
Хотя о подростковой преступности можно услышать, увидеть и даже можно испытать на себе, большинство людей все еще не восприняли всерьез эту проблему. Конечно, экономика, социальная политика, духовная сфера не развиты в нашей стране на должном уровне и вовсе не располагают к искоренению преступности. [11]
Таким образом, исследование проблем подростков показало, что в условиях нестабильности развития общества резко возрастают процессы дезадаптации детей и подростков, связанные с ростом бедности семей, алкоголизмом и наркоманией, увеличением беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, что порождает увеличением детской преступности.
1.2 Психологическое содержание подросткового периода
Подростковый возраст - один из самых сенситивных и критических периодов развития и становления человека как биологического вида и как личности. В этот период в организме человека и в его психике происходят революционные изменения. У большинства людей это время ассоциируется со стремлением к свободе, независимости, удовольствиям, переживанием выбора жизненного пути и перспективами.
Период пубертата - это период полового созревания. С точки зрения онтогенеза в это время происходит переход от детства к юности, сопровождающийся серьезнейшими биологическими изменениями в организме человека. Перемены в теле, связанные с гормональным дисбалансом в период полового созревания, тяжело переживаются подростками. И телесные проблемы - одна из составляющих подросткового кризиса. Подростки чутко воспринимают несовершенство своего тела, угри, диспропорции конечностей, запаздывание формирования вторичных половых признаков, задержку формирования механизмов нервной регуляции. Подобные недостатки часто приводят к формированию дисморфофобии, т.е. страху и раздражению против своей внешности. Крайним проявлением этой проблемы может быть подростковое аутоагрессивное или насильственное поведение, в основе которого лежит гиперкомпенсация субъективно переживаемых телесных недостатков. Основным биологическим содержанием пубертата является половое созревание и, как следствие этого, усиление полового влечения, с которым подросткам трудно справиться. [1]
Эта биологическая
платформа является основой
Психологическим
содержанием подросткового
Как правило, подросток в этом возрасте идентифицирует себя с тем человеком, который является носителем наиболее привлекательной модели поведения. Человек ищет того, кто мог бы стать его «зеркалом», через которое он проверял бы свои поступки. Он выбирает себе кумира, а остальных взрослых ставит в зависимость от их отношения к своему выбору. Чаще всего «подростковый идеал» отличается эпатажным поведением, опровергающим нормы морали «старшего» поколения. Подросток делает из этого кумира «борца за справедливость». В этой ситуации больше всех страдают родители.
Информация о работе Подростковая преступность: истоки, причины, профилактика