Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать истоки возникновения и развития проблемы преступности подростков, профилактику их устранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить психосоциальную литературу по данной теме;
-выявить причины возникновения подростковой преступности;
Введение………………………………………………………………………..
1 Подростковая преступность как проблема современного общества……
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России………
1.2 Психологическое содержание подросткового периода………………
2 Основные черты девиантного поведения детей…………………………..
2.1 Предпосылки возникновения преступности подростков……………….
2.2 Причины подростковой преступности………………………………….
2.3 Профилактика подростковой преступности……………………………..
3 Социальная работа с детьми девиантного поведения…………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………
разработка тактики работы с асоциальными и криминогенными группами.
Очень важно соблюдать принципы профилактической работы с подростками. Это такие принципы как: принцип компетентности; принцип взаимодействия всех сил и средств, ведущих борьбу с преступностью несовершеннолетних; принцип своевременности; принцип упреждаемости; принцип дифференциации мер профилактики.
Система профилактики подростковой преступности включает в себя: общие меры, организационно-правовые, специальные психолого-педагогические и специальные криминологические – а также важно соблюдать принципы профилактической работы с несовершеннолетними преступниками. [8]
Вывод: Наличие причин и условий, способствующих преступности подростков, не означает фатальной неизбежности совершения ими преступлений. Данные причины и условия в определенной степени подлежат регулированию, нейтрализации и устранению. Важное значение в связи с этим приобретает общая и индивидуальная профилактика - система мер предупреждения преступности, применяемых государственными органами, в том числе органами внутренних дел, в отношении несовершеннолетних, совершающих преступления.
3 СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Социальная работа с молодежью и в нашей стране, и во многих других странах является частью государственной молодежной политики. Эффективность государственной молодежной политики и социальной работы с молодежью во многом определяется установлением гарантированного минимума социальных услуг молодежи.
В молодежной среде приобретают ярко выраженный характер явления социальной патологии. Эксперты с обеспокоенностью отмечают рост криминализации среди молодежи. За последние пять лет заметно увеличилось число подростков, совершивших групповые преступления: в среднем по России они составляют более 60%, а в отдельных регионах – 70%.
С распадом пионерской и комсомольской организаций образовался своеобразный застой в воспитательной работе с молодыми людьми. В этой связи молодежная политика и социальная работа направлены на создание системы социальных служб для молодежи, с одной стороны, и развитие детского и молодежного движения –с другой. В регионах России, особенно после принятия Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», стали создаваться социальные службы.
В соответствии с утвержденной номенклатурой органов по делам молодежи существует следующая структура социальных служб:
-центр социально-психологической
помощи молодежи для оказания
медико-психолого-
-консультативный центр для подростков и молодежи, оказывающий квалифицированную, экстренную, анонимную, бесплатную психологическую помощь по телефону;
-приют для подростков, создающий условия для жизнедеятельности несовершеннолетнего, отчужденного по объективным или субъективным причинам от благоприятных условий своего развития в семье, воспитательном учреждении, обществе;
-центр ресоциализации молодежи, предназначенный для лиц, вернувшихся из мест заключения, и оказывающий им консультативную, социально-правовую, профориентированную и психологическую помощь, в первую очередь несовершеннолетним, оказавшимся в дезаптированном состоянии;
-центр информации для молодежи, оказывающий информационные и методические услуги органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различными группами молодежи.
Система социальных служб для молодежи состоит как из государственных структур, так и неправительственных организации. Пик формирования новых общероссийских организаций приходится на 1991 и 1992 гг. Общественные организации – и прежде всего те, которые входят в состав Национального совета молодежных и детских объединений России, постоянно контактируют с органами государственной власти, решая вопросы своей деятельности.
Наиболее перспективным путем создания такой системы стала поддержка на федеральном уровне сети опорных и экспериментальных центров в регионах, основная задача которых – обобщение и распространение накопленного опыта, проведение мероприятий по повышению квалификации специалистов, работающих в данной сфере, организационная и методическая помощь при создании социальных служб для молодежи.
Направлениями работы социальных учреждений являются:
-оказание социально-психологической помощи подросткам и молодежи путем создания бесплатных анонимных кабинетов психологической разгрузки, центров и служб;
-правовая помощь молодежи и молодой семье ;
-профилактическая воспитательная работа с несовершеннолетними;
-медицинская и медико-социальная помощь;
-информационное обеспечение социальных служб.
Расширяется сеть социально-психологических центров для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических служб, анонимных наркологических кабинетов для молодежи и подростков, оказывается квалифицированная экстренная психологическая помощь по телефону . [14]
Вывод: Несмотря на создание
и развитие сети социальных служб различного
профиля, сегодняшнее их количество не
соответствует объективной потребности
в них. Необходимо создать в социуме условия
и механизмы оптимальной социализации
молодежи и перехода к новому уровню социальной
работы – от отдельных центров и традиционных
технологий к государственной межведомственной
политике социального обслуживания, созданию
системы социальных служб с разветвленной
инфраструктурой.
Заключение
В результате исследования была достигнута цель: проанализированы истоки возникновения и развития проблемы преступности подростков, профилактика их устранения.
При этом были решены следующие задачи:
-изучена психосоциальная литературу по данной теме;
-выявлены причины возникновения подростковой преступности;
-изучены меры
профилактики правонарушений
В результате этого можно сделать выводы:
1.Преступность среди подростков растет катастрофически быстро, а также меняется ее структура и характер. А в основе этих отклонений лежит неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение.
2.Причина становления девиантного поведения являются: несогласованность между целями и средствами, наличие социального неравенства в обществе, неравноправные отношения в семье.
3. Динамика подростковой преступности характеризуется высоким уровнем латентности, неравномерностью по временным показателям.
4. Для профилактика подростковой преступности созданаы сети социальных служб различного профиля.
5. Специфика социальной работы с подростками заключается в том, что они рассматривается не как объект воспитания, а как субъект социального действия, социального обновления.
Исходя из этого, можно сказать: бороться с рецидивной преступностью подростков можно посредством обеспечения социальной адаптации подростков, огромную роль играют в жизни подростков родители. Им нужно понять, что не надо забывать о духовной и о моральной сторонах воспитания. Ведь дети хотят быть понятыми, чувствовать себя нужными и иметь равные со всеми права. Надо, чтобы дети становились взрослыми на глазах родителей, при их помощи. В этой работе, мы постарались пролить свет, на уже «пылающий факел» современности – подростковую преступность. Мы попытались привлечь внимание общественности к этой наболевшей проблеме.
Конечно, при таком положении дел в стране в сфере социальной политики и экономики говорить об искоренении преступности не приходиться. Тем не менее, нужно приложить максимум усилий хотя бы для снижения роста преступности среди детей. В борьбе с преступностью несовершеннолетних существенно мешают недостатки в нормотворческой деятельности, так как правительство РФ не уделяет должного внимания этой проблеме. Одним из важнейших направлений борьбы с преступностью подростков является обеспечение социальной адаптации подростков.
Список литературы
1.Алмазов, Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних/Б.Н. Алмазов. -Свердловск:Владос,1986.-243с.
2.Бадмаев, С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников/С.А. Бадмаев. -М.: Магистр, 1997.-95с.
3.Башкатов, И.П. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей: Социально-психологические особенности/И.П. Башкатов. -М.: Прометей, 1999-256с.
4.Бузько, Н.М. Преступность несовершеннолетних и ее предупреждение/Н.М. Бузько. Кубанский институт, 1999.-223с.
5.Василькова, Ю.В., Василькова, Т.А. Соц. педагогика: курс лекций: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/Ю. В. Василькова, Т.А. Василькова.-7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008.-448с.
6.Верин, В.В. Статистическое изучение преступности подростков и несовершеннолетних в современной России/В.В. Верин. -М:1999.-213с.
7.Клейберг, Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков/Ю.А. Клейберг. -Кемерово: Кузбассвузиздат,1996.-318с.
8.Ковалева, А.И. Социализация личности: норма и отклонение/А.И. Ковалева. -М:Социс,1996.
9.Ланцова, Л.А., Шурупова М.Ф.
Социологическая теория девиантного поведения/Социально-
10.Лелеков, В.А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних/ В.А.Лелеков, Е.В.Кошелева - СОЦИС, 2006. - № 1.-С.106
11.Степанов, В.Г. Психология трудных школьников/В.Г. Степанов. -М: Академия, 2001. -336 с.
12.Ханипов, Р.А. Делинквентность: современные подростковые сообщества и насильственные практики / Р.А. Ханипов- СОЦИС, 2007. – №12. –103с.
13.Холостова, Е.И., Сорвина., А.С. Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие/Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. М.: ИНФРА-М, 2001.- 427с.
14.Чиганова, С.Д. Целевые программы как инструмент реализации социальной политики: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Социальная работа»/С.Д. Чиганова. -Красноярск: Универс,2002. -80 с.
15.Шипунова, Т.В. Подходы к объяснению преступности: противостояние или взаимодополнение / Т.В. Шипунова -СОЦИС, 2006. - № 1. -90с
Информация о работе Подростковая преступность: истоки, причины, профилактика