Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2013 в 00:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – проанализировать истоки возникновения и развития проблемы преступности подростков, профилактику их устранения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить психосоциальную литературу по данной теме;
-выявить причины возникновения подростковой преступности;
Введение………………………………………………………………………..
1 Подростковая преступность как проблема современного общества……
1.1 Проблема подростковой преступности в современной России………
1.2 Психологическое содержание подросткового периода………………
2 Основные черты девиантного поведения детей…………………………..
2.1 Предпосылки возникновения преступности подростков……………….
2.2 Причины подростковой преступности………………………………….
2.3 Профилактика подростковой преступности……………………………..
3 Социальная работа с детьми девиантного поведения…………………….
Заключение…………………………………………………………………….
Литература……………………………………………………………………
Исследователь
проводит параллель между
Для трудных
подростков неформальная
2. Влияние семьи
Семья –
это архиважная ячейка
Одним из
условий формирования личности
несовершеннолетнего
Можно классифицировать
семьи несовершеннолетних
1) социально нейтральные;
2) с пассивным антиобщественным воспитанием;
3) с активным антиобщественным воспитанием.
В предлагаемой
классификационной схеме
Взаимосвязь
неблагополучной семьи и
В основу статьи Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. легли результаты социологического изучения родительских семей 1758 несовершеннолетних, совершивших преступление в 18 субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации (ЦФО), а так же материалы органов внутренних дел, включая уголовно-правовую, административно-правовую статистику. В качестве основной гипотезы исследования выдвигалось следующее положение: даже в относительно благополучных регионах тип и характер семьи влияют на показатели преступности несовершеннолетних.
О влиянии семьи на преступность подростков говорится во многих работах юристов, психологов, социологов, практических работников. К тяжелым последствиям недостатков семейного воспитания относятся преступность, алкоголизм, наркомания и другие патологические явления, источником которых в большинстве случаев стали обстоятельства, окружавшие ребенка в семье. Лелеков В.А. подсчитал, что вклад таких семей в преступность несовершеннолетних составляет 30–35%. В разные годы по различным регионам страны у несовершеннолетних преступников отсутствие одного из родителей фиксировалось значительно чаще, чем у подростков, преступлений не совершавших. Из числа подростков, совершивших повторное преступление, 46% воспитывались в неполной семье. Спиртные напитки несовершеннолетние правонарушители начинают употреблять с 12–15лет. О питейных традициях они узнают в гораздо более раннем возрасте и, как правило, в семье. По данным из статьи о влиянии семьи на преступность несовершеннолетних Лелекова В.А. и Кошелевой Е.В. видно, что среди несовершеннолетних, совершивших преступления, свыше 42% уже ранее употребляли алкоголь, и преступление совершили в нетрезвом состоянии. Почти каждый второй из них употреблял алкоголь еще до ареста; при этом 14% впервые употребили спиртные напитки с родителями, родственниками, 36% несовершеннолетних правонарушителей воспитывались в семьях, в которых родители и родственники были лицами ранее судимыми. Опросы воспитанников колоний показывают, что каждый седьмой начал курить в первом или втором классе, употреблять спиртное – чуть позже, через два-три года, причем в 67% случаев – дома, в кругу семьи, родственников.
При этом подчеркивается, что в семьях девиантов (в первую очередь, правонарушителей) отсутствует эмоциональный контакт ребенка с обоими родителями или с одним из них, в случае с мальчиками – с отцом. Далее следует значительное снижение уровня взаимопонимания, не говоря уже о каком-либо сотрудничестве между самими родителями. Резко возросли излишняя требовательность, безразличие и сократилась чрезмерная доброта к детям, что свидетельствует об ухудшении микроклимата в семьях, как результат обострившейся экономической, духовно-нравственной, политической ситуации в обществе в целом. [10]
Нравственно-правовой
облик семьи, где
Обращается
внимание на жестокость и насил
В условиях
бедного, а порой и нищенского
существования несовершеннолетн
Выявлены
неединичные факты вовлечения
несовершеннолетних в
Авторы в статье приходят к выводам, что основными криминогенными факторами семей, находящихся в социально опасном положении, которые негативно влияют на поведение несовершеннолетних, не противостоят, а способствуют совершению ими преступлений, относятся:
-воспитание детей в условиях неполной семьи, одним родителем;
-наличие в семье судимых родственников (родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек)
-злоупотребление спиртными напитками взрослыми членами семьи, скандалы, драки, сексуальная распущенность;
-тяжелое материальное положение, плохие жилищные условия семей, отсутствие отдельной комнаты для детей, нужда в питании, одежде;
-низкая правовая культура, правовой нигилизм родителей и других взрослых членов семьи.
-грубость, жестокость, насилие в семье, воспитание детей в условиях эмоционального голода. [3]
2.3 Профилактика подростковой преступности
Профилактика подростковой преступности осуществляется рядом следующих мер. Прежде всего – это реализация на уровне региона (района, области, города, республики) общесоциальных, экономических, организационных мер, осуществляемых местными органами власти. Так, в ряде мест, где уровень преступности учащихся значительно ниже, чем по другим регионам, существенную роль играли координационные советы, создаваемые в каждой области из представителей правоохранительных органов, общественных организации и системы образования, здравоохранения, которые обеспечили планомерность и комплексность используемых мер, направленных на устранение условий жизни и воспитания, способствующих возникновению и формированию криминальных групп несовершеннолетних. Одной из глобальных профилактических мер преступности несовершеннолетних, является ликвидация подростковой беспризорности. Оказавшиеся на улицах городов и поселков несовершеннолетние без средств существования вынуждены совершать корыстные и корыстно-насильственные преступления.
Общие меры профилактики включают повышение качества всего учебного процесса, совершенствование его организации, методического уровня. Сюда относятся: четкое выполнение учебного плана, предупреждение пропусков занятий учащимися без уважительных причин и прогулов, обеспечение повседневной занятости учащихся после занятий и в свободное время полезными видами деятельности, активизация деятельности органов ученического самоуправления и др. [4]
Общие меры включают также меры воспитательные. Сюда относятся не только «повышение воспитывающей роли обучения», но и гуманизация межличностных отношений педагогов с учащимися.
Система профилактики включает организационно-правовые меры:
-воссоздание в каждом учебном заведении соответствующих органов профилактики правонарушений учащихся ( советы, секции, комиссии профилактики и т.п.);
-воссоздание общественных формирований из числа взрослых учащихся и педагогов молодежного возраста (оперативные молодежные отряды дружинников);
-воссоздание различных групп, отрядов (скаутских, зеленых патрулей);
-создание органов профилактики из учащихся, проживающих в общежитиях (советов, секторов, бригад и т.п.);
-закрепление за учащимися, состоящими на учете в ОППН и КДН, и лиц, которые могут оказать на них позитивное влияние;
-воссоздание других правоохранительных формирований из числа учащихся (природоохранные, охраны памятников истории и культуры и т.п.);
-обеспечение тесного взаимодействия внутришкольных и внутриучилищных органов профилактики между собой и с внешними организациями. [7]
Для успешной деятельности
этих формирований нужна элементарная
правовая база. В одних случаях
можно воспользоваться
К специальным психолого-педагогическим мерам относятся:
-психодиагностические: изучение поступающего на учебу контингента и выявление лиц с повышенным криминальным риском (трудных и педагогически запущенных учащихся, состоящих на учете в ОППН и КДН, а также имеющих судимости, прибывших из специальных школ или колоний), выявление их дружеских связей внутри училища (школы) и за ее пределами;
-психокоррекционные: систематическая правовоспитательная работа с этими учащимися с использованием индивидуальных и коллективных форм работы, руководство их межличностным общением;
-психопрофилактические: использование широкого диапазона мер ранней профилактики групповых правонарушений со стороны подростков, «вытесненных» из неблагополучных семей, а также из учебных коллективов групп; обеспечение систематического контроля за их поведением внутри школы, училища и за их пределами.
К специальным
криминологическим мерам
-выявление асоциальных, криминогенных и криминальных групп, установление их внутриучилищных (внутришкольных) и внешних связей;
-выявление роли каждого члена группы и разработка мер его отрыва от группы;
выявление фактических и потенциальных лидеров и разработка мер по пресечению их лидерской деятельности в подобных группах;
Информация о работе Подростковая преступность: истоки, причины, профилактика