Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:03, контрольная работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение социального обеспечения в России 3
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития социальной защиты населения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19
ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение
социального обеспечения в
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития
социальной защиты населения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19
ВВЕДЕНИЕ
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.
В
условиях России это означает,
что должен максимально
имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для
формирования новой концепции социального обеспечения.
При
формировании социальной
приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по
социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так,
чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать
правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или
дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять
доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны
содействовать снижению социальной напряженности.[1]
1.
Современное положение системы
социального обеспечения в
Система
социального обеспечения
особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право
на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и
представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и
законодательных мер.
В
основном в Российской
малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным
направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.[2]
Социального обеспечения в
- пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за
выслугу лет, социальные):
- пособия (временной нетрудоспособности, беременности и родам,
многодетным и одиноким матерям, на детей в малообеспеченных семьях и
военнослужащих срочной службы, инвалидов детства и др.);
- содержание и обслуживание
учреждениях (домах-интернатах):
профессиональное
обучение и трудоустройство
- протезно-ортопедическую помощь
врачебно-трудовую
экспертизу и реабилитацию
- льготы и преимущества инвалидам.[3]
И хотя всей системе
то же время каждый вид имеет свои особенности.
Эффективность работы социальной системы во многом зависит от
продуманности механизма финансирования. Выплаты по социальному страхованию
производятся из страховых фондов, в которых сосредотачиваются собранные в
виде налогов средства. А государственные вложения осуществляются за счет
ассигнований из бюджетных средств (республиканских и местных бюджетов). В
итоге, средства на социальное обеспечение сосредоточиваются, прежде всего,
в государственной службе и в фонде социального страхования.
Существующая система социальных служб включает государственную,
муниципальную и негосударственную службу. Все социальные службы
ориентированы, прежде всего, на обеспечение нуждающихся лиц различными
видами социальных услуг.
В
зависимости от ориентации
осуществляемые, которые были сгруппированы следующим образом:
а) собственно функция социальной помощи, которая включает в себя как
учет, выявление лиц нам и профилактику бедности и надомные услуги
нуждающимся и т. д.;
б)
функция консультирования
различным вопросам, касающихся социальных аспектов;
в)
функция информирования
социальных нужд;
г) функция участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных
программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и
социальных конфликтов.
Следует отметить важность следующих четырех принципов:
- принципа
приоритета государственных
службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг:
- принципа опоры на общественное участие:
- принципа территориальности:
- принципа информированности: означающего право на сбор информации и
сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
Также
необходимо отметить для
социального обеспечения роль системы управления социальной службой. В
настоящее время управление социальной службой осуществляется органами
социальной защиты населения совместно с органами здравоохранения, народного
образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными
органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными
органами управления, а также с общественными, религиозными,
благотворительными организациями и фондами.[4] В перспективе большую помощь
по координации деятельности по социальному обслуживанию населения может
осуществлять местная администрация, состоящая из депутатов, представителей
заинтересованных организаций, финансовых и спонсорских кругов.
2.
Сущность социальной защиты
Система социальной защиты населения как особый социальный институт
находится в процессе своего развития. Термин «социальная защита» имеет
различные значения. В новых экономических условиях он заменил термин
«социальное обеспечение», использовавшийся в советской экономике, где он
характеризовал специфическую организационно-правовую форму социальной
защиты, осуществляемую непосредственно государством.
В
современных условиях
правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения.
Был введен термин «социальная защита», который давно использовался в
мировой практике.
Социальная
защита как социальный
совокупность правовых норм, призванных решать определенные социальные и
экономические проблемы, в международном контексте обычно имеет дело с
установленными законодательством категориями граждан, которые в силу утраты
трудоспособности, отсутствия работы либо по другим причинам не имеют
достаточных средств для удовлетворения своих жизненно важных потребностей и
потребностей нетрудоспособных членов семьи. В рамках систем социальной
защиты таким гражданам при наступлении установленных законодательством
неблагоприятных событий предоставляется помощь компенсационного характера в
денежной и натуральной формах, а также в форме различного рода услуг. Кроме
того, системы социальной защиты осуществляют меры профилактического
характера, направленные на предотвращение неблагоприятных событий.
Социальная защита осуществляется в различных организационно-правовых
формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей,
страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь,
государственное социальное обеспечение и др. Использование тех или иных
организационно-правовых форм социальной защиты может иметь различные
социальные и экономические последствия, которые необходимо учитывать при
осуществлении управления данной отраслью.
Вместе с тем социальная защита, являясь по своему функциональному
характеру достаточно целостной системой, представляющей собой
самостоятельный социальный институт, имеет специфические особенности,
связанные с технологиями оказываемых ею услуг. Технология предоставления
пенсий существенно отличается от технологии оказания медицинской помощи,
социально-реабилитационных технологий или технологий обеспечения
безработных граждан.
Для осмысления состояния развития института социальной защиты в России
и выработки национальной политики в отношении путей его дальнейшего
развития в нашей стране представляется необходимым прежде всего отметить,
что, хотя такой институт в России имеется и играет исключительно важную
роль в жизни российских граждан, его развитие в определенной степени
осуществляется стихийно, без должного представления о том, какие задачи и
каким образом он должен решать и какова должна быть его организационная
структура, с точки зрения как организации системы правовых норм, так и
административной структуры данного института, призванной разрабатывать и
осуществлять на практике правовые нормы данного института.
Кроме того, следует отметить, что, несмотря на фактическое
существование системы социальной защиты в России и ее достаточно бурное
развитие, она еще не принята общественным сознанием в нашей стране в
качестве самостоятельного социального института. В связи с этим сфера ее
деятельности существенно сужается. На практике в функции органов
государственной власти, имеющих в своем названии слова «социальная защита»,
таких, как бывшее Министерство социальной защиты населения Российской
Федерации или министерства, комитеты или управления социальной защиты
субъектов Российской Федерации, не входят многие функции, которые по
определению должны входить в сферу их компетенции. В принятой в 1997 г.