Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:03, контрольная работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение социального обеспечения в России 3
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития социальной защиты населения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19
Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 —
2000 гг. понятие «социальной
защиты» сводится лишь к
обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям,
компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке
граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.
Отсутствие
общего представления о
защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному
толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для
раскрытия смысла данного института,
В
советский период, в связи со
слабой теоретической
социальной защиты как социального института, термин «социальное
обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей
совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся
вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт
социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения».
Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался
для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с
предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств
государственного бюджета.
В стране, вставшей на путь развития рыночной экономики, термин
«социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной
защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может
использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических
отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с
новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в
значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином
«социальная защита».
Термин
«социальная защита» в
данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение»
продолжает существовать как «право социального обеспечения».
Социальная
защита также
душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного
минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования
или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств
реабилитации, оплаты жилья, лечения).
Социальная защита может осуществляться в денежной форме в виде пенсий
и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода
услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как
компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.
Одной
из государственно-правовых
непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные
признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование
расходов за счет государственного бюджета и установление категорий
обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами,
определяемыми органа- ми государственной власти.
Непосредственное государственное обеспечение в странах с рыночной
экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.
Другой
организационно-правовой
социальное страхование, которое широко используется в абсолютном
большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной
защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их
обязательного и добровольного страхования.
Финансирование
выплат по социальному
счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей,
выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем
социального страхования иногда также участвует государство.
В
странах с рыночной экономикой
также активно используется
организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она
носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их
нуждаемости, если они не имеют других источников существования.
Другими
организационно-правовыми
провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на
случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в
отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются
общенациональными организациями,
предназначенными
для осуществления
работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную
ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они
представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться
этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии
прекращения работы, в случае безработицы.
Характерной
особенностью частных форм
что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия
соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных
субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства
по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих
для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах
социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности,
медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким
образом, социальная защита в
любом государстве — это
система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания
разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным
лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают
общественно необходимого уровня жизни семьи.
Эффективная
социальная защита
адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной
улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности,
предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.
3.Государственная политика в области социальной защиты
Проводимая
в современной России
принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь
дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП,
ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных
базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым
категориям населения.
Однако
традиция активного участия
экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на
формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя
частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых
компаний.
Министерством труда и социального развития Российской Федерации в 1995
г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном
обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и
социальной работы.
К ним относятся:
• граждане (взрослые и дети), являющиеся инвалидами;
•
участники Великой
труженики тыла во время Великой Отечественной войны;
одинокие пожилые люди и семьи, состоящие из одних пенсионеров (по
возрасту, инвалидности и другим основаниям);
•
вдовы и матери военнослужащих,
погибших в Великой
войне и в мирное время;
•
бывшие несовершеннолетние
лица,
подвергшиеся политическим
реабилитированные;
• зарегистрированные беженцы, вынужденные переселенцы;
• лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на
Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;
• лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специального учебно-
воспитательного учреждения;
• лица без определенного места жительства;
• семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем,
употребляющих наркотики;
• семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;
•
семьи, имеющие на попечении детей-
попечения родителей;
• семьи с низким уровнем дохода;
• многодетные семьи; • неполные семьи;
•
семьи несовершеннолетних
• молодые, в том числе студенческие семьи;
матери,
находящиеся в отпуске по
• беременные женщины и
•
самостоятельно проживающие
интернатов (до достижения материальной независимости и социальной
зрелости);
• дети, осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей;
• безнадзорные дети и подростки;
• дети и подростки с девиантным поведением;
•
дети, испытывающие жестокое
в условиях, угрожающих здоровью и развитию;
• разводящиеся семьи;
•
семьи с неблагоприятным
отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;
граждане (взрослые и дети), имеющие психологические затруднения,
испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.
Государство реализует политику социальной защиты населения через
социальные программы и систему социального обслуживания населения (через
сеть учреждений).
В
настоящее время в России
программ, в том числе социальных:
Программа
социальных реформ в
2000 гг.;
• Федеральная целевая программа улучшения условий и охраны труда, 1998-
2000 гг.;
•
Федеральная комплексная
инвалидов»;
Федеральная
целевая программа «Старшее
1999 гг. (продлена);
• Президентская программа «Дети России»;
• Программа пенсионной реформы в России и др.
Система
социального обслуживания
Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в
Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. #195-ФЗ.
Социальное
обслуживание представляет
служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-
медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и
материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации