Политические функции в соцзащите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение социального обеспечения в России 3
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития социальной защиты населения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19

Файлы: 1 файл

казак.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

Правительством Российской Федерации Программе социальных реформ на 1997 —

2000 гг. понятие «социальной  защиты» сводится лишь к вопросам  социального

обслуживания населения, социальной защите инвалидов, социальным пособиям,

компенсационным выплатам, стипендиям, а также к социальной поддержке

граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку.

      Отсутствие  общего представления о характере  института социальной

защиты и его содержании, естественно, ведет к смешению и вольному

толкованию разнообразных категорий, терминов и понятий, служащих для

раскрытия смысла данного института,

      В  советский период, в связи со  слабой теоретической проработкой

социальной защиты как социального института, термин «социальное

обеспечение» использовался в широком смысле для определения всей

совокупности социально-экономических отношений в стране, касающихся

вопросов социальной защиты, и в этом смысле он определял весь институт

социальной защиты, получивший название «право социального обеспечения».

Одновременно, термин «социальное обеспечение» в узком смысле использовался

для определения системы отношений в области социальной защиты, связанных с

предоставлением отдельных видов обеспечения за счет средств

государственного бюджета.

      В  стране, вставшей на путь развития  рыночной экономики, термин

«социальное обеспечение», отражающий специфику организации социальной

защиты в централизованно планируемой системе хозяйства, не может

использоваться для определения ни всей совокупности социально-экономических

отношений в сфере социальной зашиты, ни ее административных структур с

новыми функциями. Поэтому термин «социальное обеспечение» был в

значительной степени вытеснен из практической сферы новым термином

«социальная защита».

      Термин  «социальная защита» в наибольшей  степени соответствует сущности

данного социального института, хотя термин «социальное обеспечение»

продолжает существовать как «право социального обеспечения».

      Социальная  защита также предусматривается  в отношении семей с низкими

душевыми доходами, не обеспечивающими общественно необходимого прожиточного

минимума, результатом чего обычно является отсутствие средств существования

или средств на оплату жизненно значимых товаров и услуг (средств

реабилитации, оплаты жилья, лечения).

      Социальная  защита может осуществляться  в денежной форме в виде  пенсий

и пособий, в натуральной форме, а также путем оказания различного рода

услуг лицам, являющимся объектом социальной защиты. Она может иметь как

компенсационный, так и предупредительный профилактический характер.

      Одной  из государственно-правовых форм  социальной Защиты является

непосредственно государственное обеспечение нетрудоспособных лиц. Основные

признаки непосредственного государственного обеспечения — финансирование

расходов за счет государственного бюджета и установление категорий

обеспечиваемых лиц и уровня их обеспечения в соответствии с приоритетами,

определяемыми органа- ми государственной власти.

      Непосредственное  государственное обеспечение в  странах с рыночной

экономикой имеет достаточно ограниченные масштабы применения.

      Другой  организационно-правовой формой  социальной защиты является

социальное страхование, которое широко используется в абсолютном

большинстве стран с рыночной экономикой в отношении многих видов социальной

защиты. В его основе лежит понятие социальных рисков и требование их

обязательного и добровольного страхования.

      Финансирование  выплат по социальному страхованию  осуществляется за

счет страховых взносов работающих граждан и их работодателей,

выплачиваемых, как правило, в равных долях. В финансировании систем

социального страхования иногда также участвует государство.

      В  странах с рыночной экономикой  также активно используется такая

организационно-правовая форма социальной защиты, как социальная помощь. Она

носит адресный характер и предоставляется лицам после проверки их

нуждаемости, если они не имеют других источников существования.

      Другими  организационно-правовыми формами  социальной защиты могут быть

провиденные фонды — обязательное (принудительное) накопление средств на

случай возникновения некоторых обстоятельств. Эти фонды существуют в

отдельных странах (Азии и Африки, которые были колониями) и являются

общенациональными организациями,

      предназначенными  для осуществления обязательных  сбережений всеми

работающими гражданами. Фонды преследуют цель обеспечить индивидуальную

ответственность каждого работающего за свое благосостояние в будущем. Они

представляют собой учреждения типа сберегательного банка. Воспользоваться

этими вкладами можно в случае временной нетрудоспособности, при условии

прекращения работы, в случае безработицы.

      Характерной  особенностью частных форм социальной  защиты является то,

что они создаются не в обязательном порядке в силу принятия

соответствующего законодательства, а в силу частной инициативы отдельных

субъектов отношений в данной среде, которые принимают на себя обязательства

по осуществлению социальной защиты ограниченного круга лиц, представляющих

для них определенный интерес. Частные формы могут применяться в таких видах

социальной защиты, как обеспечение временной нетрудоспособности,

медицинской помощи, в пенсионном обеспечении и других.

      Таким  образом, социальная защита в  любом государстве — это комплексная

система социально-экономических отношений, предназначенная для оказания

разносторонней помощи нетрудоспособным или ограниченно трудоспособным

лицам, а также семьям, доходы трудоспособных членов которых не обеспечивают

общественно необходимого уровня жизни семьи.

      Эффективная  социальная защита предполагает  проведение политики,

адекватно реагирующей на социальное самочувствие людей, способной

улавливать рост социального недовольства и социальной напряженности,

предупреждать возможные конфликты и радикальные формы протеста.

 

 

 

3.Государственная  политика в области социальной  защиты

 

      Проводимая  в современной России социальная  политика строится по

принципу, когда государство, признавая климат рыночных отношений, лишь

дополняет и корректирует рыночные механизмы перераспределения ВВП,

ориентируясь при этом на гарантированное удовлетворение лишь минимальных

базовых потребностей и оказание социальной помощи наиболее уязвимым

категориям населения.

      Однако  традиция активного участия государства  в управлении

экономическими и социальными процессами продолжает оказывать влияние на

формирование системы социальной защиты, которая также включает в себя

частную инициативу, создание благотворительных фондов, развитие страховых

компаний.

      Министерством  труда и социального развития  Российской Федерации в 1995

г. утвержден перечень категорий населения, которые нуждаются в социальном

обслуживании. Они являются основными объектами социальной политики и

социальной работы.

      К  ним относятся:

      •  граждане (взрослые и дети), являющиеся  инвалидами;

      •  участники Великой Отечественной  войны и приравненные к ним  лица,

труженики тыла во время Великой Отечественной войны;

      одинокие  пожилые люди и семьи, состоящие  из одних пенсионеров (по

возрасту, инвалидности и другим основаниям);

      •  вдовы и матери военнослужащих, погибших в Великой Отечественной

войне и в мирное время;

      •  бывшие несовершеннолетние узники  фашизма;

      лица, подвергшиеся политическим репрессиям  и впоследствии

реабилитированные;

      •  зарегистрированные беженцы, вынужденные  переселенцы;

      •  лица, подвергшиеся радиационному  воздействию вследствие аварии  на

Чернобыльской АЭС, ядерных выбросов, ядерных испытаний;

      •  лица, вернувшиеся из мест лишения  свободы, специального учебно-

воспитательного учреждения;

      •  лица без определенного места  жительства;

      •  семьи, имеющие в составе лиц, злоупотребляющих алкоголем,

употребляющих наркотики;

      •  семьи, имеющие детей-инвалидов до 16 лет;

      •  семьи, имеющие на попечении детей-сирот  и детей, оставшихся без

попечения родителей;

      •  семьи с низким уровнем дохода;

       • многодетные семьи; • неполные  семьи;

      •  семьи несовершеннолетних родителей;

      •  молодые, в том числе студенческие  семьи;

      матери, находящиеся в отпуске по уходу  за ребенком;

       • беременные женщины и кормящие  матери;

      •  самостоятельно проживающие выпускники  детских домов и школ-

интернатов (до достижения материальной независимости и социальной

зрелости);

      •  дети, осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей;

      •  безнадзорные дети и подростки;

      •  дети и подростки с девиантным  поведением;

      •  дети, испытывающие жестокое обращение  и насилие в семье, оказавшиеся

в условиях, угрожающих здоровью и развитию;

      •  разводящиеся семьи;

      •  семьи с неблагоприятным психологическим  микроклиматом, конфликтными

отношениями, педагогической несостоятельностью родителей;

      граждане (взрослые и дети), имеющие психологические  затруднения,

испытывающие психологические стрессы, склонные к суицидальным поступкам.

      Государство  реализует политику социальной  защиты населения через

социальные программы и систему социального обслуживания населения (через

сеть учреждений).

      В  настоящее время в России осуществляется  более 80 федеральных

программ, в том числе социальных:

      Программа  социальных реформ в Российской  Федерации на период 1996 —

2000 гг.;

      •  Федеральная целевая программа  улучшения условий и охраны  труда, 1998-

2000 гг.;

      •  Федеральная комплексная программа  «Социальная поддержка

      инвалидов»;

      Федеральная  целевая программа «Старшее поколение»  на 1997—

      1999 гг. (продлена);

      •  Президентская программа «Дети  России»;

      •  Программа пенсионной реформы  в России и др.

      Система  социального обслуживания населения  формируется в рамках

Федерального закона «Об основах социального обслуживания населения в

Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. #195-ФЗ.

      Социальное  обслуживание представляет собой  деятельность социальных

служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-

медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и

материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации

Информация о работе Политические функции в соцзащите