Политические функции в соцзащите

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:03, контрольная работа

Описание работы

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение социального обеспечения в России 3
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития социальной защиты населения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19

Файлы: 1 файл

казак.docx

— 45.60 Кб (Скачать файл)

граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.

      Социальные  услуги населению оказывают различные  типы учреждений

социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания;

территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-

реабилитационные центры для несовершенно- летних; социальные приюты для

детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т.

д.

      Перечисленные  учреждения занимают важное место  в системе общественных

отношений.

      Учреждение  социальной защиты (в дальнейшем  — УСЗ) является не только

организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения,

но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства.

Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих

жизнь общества в целом.

      Для  УСЗ эти факторы являются факторами  окружающей среды, которые

оказывают на него прямое или косвенное воздействие.

      К  числу таких факторов относятся  идеология, политика, культура,

экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация

общества, природно-климатические условия и другие .

      Кроме  того, на деятельность учреждений  социальной защиты оказывают

свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как

клиенты и поставщики.

      В  переходный период многие факторы  внешней среды существенно

изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом

учреждении, так и в его деятельности.

      С  другой стороны, деятельность учреждений  социальной защиты может

косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их

среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других

общественных институтов.

 

4.  Перспективы  развития социальной защиты населения

 

Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним

российским правительством,[5] включает предложения по развитию отдельных

отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение,

культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры

здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества

базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское

обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной

защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного

населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных

доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.

      В  основу реформы социальной защиты  положены следующие принципы:

      1) Перераспределение социальных расходов  в пользу бедных домохозяйств.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается

сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот

и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо

пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь

должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем

домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.

 

      Для  этого органы управления на  региональном и местном уровне  должны

будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости

получателей социальной помощи. Предусматривается также установление

ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут

предоставляться одновременно одной и той же семье.

      Переход  к адресному порядку предоставления  помощи может значительно

улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа

получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы

аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России,

категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.

Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить

из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий

государственных служащих, работников правоохранительных органов и

военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и

включены в оплату труда.

      2) Перераспределение полномочий по  реализации федерального социального

законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает

изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и

регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.

В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению

размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный

уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной

социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости

от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости

населения, местных традиций.

      Потребности  регионов в финансировании социальной  помощи должны

определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при

определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует

усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения,

включая разработку методик и типовых нормативных документов.

      3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные  задачи в этой сфере -

расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или

субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в

области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм

предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного

сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к

государственному финансированию через механизм социального заказа для

государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные

услуги.

      Некоторые  из этих предложений включены  в "План действий Правительства

Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики

на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской

Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной

поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или

потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных

субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных

льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных

категорий государственных служащих, военнослужащих и работников

правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия;

расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов

оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании

социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.

      Сокращаются  только так называемые "социально  неоправданные льготы",

часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем

не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.

 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      Россия  еще по крайней мере десятилетие  будет находиться в достаточно

сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены

по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика

опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и

механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо

важное значение.

 

         Социальная политика не может  рассматриваться как исключительно

экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего

исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических

механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики  к таковым

относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание

занятости населения.

      Как  показывает исторический опыт, при  осуществлении радикальных

экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый

план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором,

определяющим границы радикализма.

         Действительно, с одной стороны, потребность и готовность общества

пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума

тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные

проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.

         С другой, радикальный слом существующих  экономических механизмов

зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация,

когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.

Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на

социальных  аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ

значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ

социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население

судит о самих реформах.

         Тем самым становится очевидно, что для нормального функционирования

  социально ориентированной  рыночной экономики России и  успешного создания

  эффективного  социально-защитного механизма необходимо  незамедлительное

  принятие и  неукоснительное претворение в  жизнь нормативно-законодательных

  актов, направленных  на повышение занятости и обеспечение  государством

  социальной поддержки  населения.

 

 

 

Список используемой литературы:

 

 

   1. Трубин  В.В. Стратегия реформирования системы  социальной защиты

      населения  в Российской Федерации. М., 2000

   2. Основные  направления социально-экономической  политики Правительства

      Российской  Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на

      заседании  Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.;

      Стратегия  развития Российской Федерации  до 2010 г. // Коммерсантъ.

      2000. № 83. 12 мая

   3. Холостова  Е.И. Социальная политика. Учебное  пособие. М., Инфра-М. 2001

   4. Кузьмен  О.В. Социальная политика государства. УМК. Новосибирск 2002.

-----------------------

[1] В.Ратников, Социальная  защита и рыночные отношения, Вестник социальной

работы, No.l, Союз. М. 1993, стР64-70.

[2] Организация социального обслуживания населения, -М., 1994.

[3] Теория и методика  социальной работы, Т. II, -М. , 1994.

[4] Организация социального  обслуживания населения, -М., 1994.

[5] Основные направления  социально-экономической политики  Правительства

Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании

Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития

Информация о работе Политические функции в соцзащите