Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 18:03, контрольная работа
Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в
социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи
прогрессивным, по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном
мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.
Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более
полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и
потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной
политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может
ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять
стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться
тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной,
рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и
национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных
традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и
инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы
сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто
нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что
политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим
изменениям.
ВВЕДЕНИЕ
2
1. Современное положение социального обеспечения в России 3
2. Сущность социальной защиты населения
5
3. Государственная политика в области социальной защиты 10
4. Перспективы развития социальной защиты населения 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
17
Список используемой литературы
19
граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации.
Социальные
услуги населению оказывают
социальной защиты: комплексные центры социального обслуживания;
территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-
реабилитационные центры для несовершенно- летних; социальные приюты для
детей и подростков; дома ночного пребывания; геронтологические центры и т.
д.
Перечисленные
учреждения занимают важное
отношений.
Учреждение социальной защиты (в дальнейшем — УСЗ) является не только
организационной структурой комплексной системы социальной защиты населения,
но и действующим субъектом в системе общественных отношениях государства.
Поэтому оно подвергается воздействию многочисленных факторов, определяющих
жизнь общества в целом.
Для
УСЗ эти факторы являются
оказывают на него прямое или косвенное воздействие.
К
числу таких факторов
экономика, демография, финансы, право, технологии, социальная организация
общества, природно-климатические условия и другие .
Кроме того, на деятельность учреждений социальной защиты оказывают
свое воздействие конкуренция, а также такие постоянные субъекты рынка, как
клиенты и поставщики.
В
переходный период многие
изменяются. Эти изменения требуют, в свою очередь, изменений как в самом
учреждении, так и в его деятельности.
С другой стороны, деятельность учреждений социальной защиты может
косвенно оказывать свое воздействие на различные факторы окружающей их
среды, влияя на характер развития политики, права, экономики и других
общественных институтов.
4. Перспективы
развития социальной защиты
Стратегия реформирования социального сектора, предложенная нынешним
российским правительством,[5] включает предложения по развитию отдельных
отраслей комплекса социальной сферы (образование, здравоохранение,
культура, занятость, социальная защита, спорт и др.). Общие ориентиры
здесь: обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества
базовых социальных услуг, к которым относятся, прежде всего, медицинское
обслуживание и среднее образование; обеспечение максимально эффективной
защиты социально уязвимых домохозяйств; создание для трудоспособного
населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных
доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления.
В
основу реформы социальной
1)
Перераспределение социальных
Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы, предусматривается
сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот
и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо
пересмотреть федеральное социальное законодательство. Социальная помощь
должна предоставляться преимущественно в адресной форме и только тем
домохозяйствам, фактическое потребление которых ниже прожиточного минимума.
Для этого органы управления на региональном и местном уровне должны
будут шире использовать процедуры обязательной проверки нуждаемости
получателей социальной помощи. Предусматривается также установление
ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут
предоставляться одновременно одной и той же семье.
Переход
к адресному порядку
улучшить положение малоимущих семей. Тем не менее, для ограниченного числа
получателей, таких как ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы
аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России,
категориальные льготы сохраняются независимо от их материального положения.
Эти льготы предполагается перевести в форму денежных выплат и производить
из федерального бюджета. Льготы, установленные для различных категорий
государственных служащих, работников правоохранительных органов и
военнослужащих, также должны быть переведены в форму денежных выплат и
включены в оплату труда.
2)
Перераспределение полномочий
законодательства. Стратегия реформирования социального сектора предполагает
изменение действующего порядка взаимодействия органов власти федерального и
регионального уровня и местного самоуправления в области социальной защиты.
В целом предполагается передача большего объема полномочий по определению
размеров и форм предоставления помощи на региональный и муниципальный
уровень. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной
социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости
от бюджетных возможностей территорий, уровня жизни, особенностей занятости
населения, местных традиций.
Потребности
регионов в финансировании
определяться на основе анализа уровня бедности и учитываться при
определении величины федеральных трансфертов. Новая система потребует
усиления методической роли федеральных органов социальной защиты населения,
включая разработку методик и типовых нормативных документов.
3) Диверсификация обслуживания. Приоритетные задачи в этой сфере -
расширение возможностей граждан, пользующихся бесплатными или
субсидируемыми услугами, по выбору производителей услуг, в том числе в
области здравоохранения и образования, а также диверсификация форм
предоставления услуг на основе активного вовлечения негосударственного
сектора. Предусматривается обеспечение равноправного доступа к
государственному финансированию через механизм социального заказа для
государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные
услуги.
Некоторые из этих предложений включены в "План действий Правительства
Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики
на 2000-2001 гг.", утвержденный Распоряжением Правительства Российской
Федерации № 1072 (июль 2000 г.). Основные задачи в области социальной
поддержки населения включают помощь домохозяйствам, фактические доходы или
потребление которых ниже прожиточного минимума; сокращение бюджетных
субсидий производителям товаров и услуг; сокращение социально неоправданных
льгот; перевод натуральных льгот и выплат, установленных для отдельных
категорий государственных служащих, военнослужащих и работников
правоохранительных органов, в форму оплаты труда и денежного довольствия;
расширение полномочий органов государственной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления в определении приоритетов
оказания социальной помощи. Потребности регионов в финансировании
социальной помощи будут учитываться в формуле межбюджетного выравнивания.
Сокращаются только так называемые "социально неоправданные льготы",
часть помощи будет по-прежнему предоставляться без учета нуждаемости. Тем
не менее, это определенный шаг в области практической реализации стратегии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Россия
еще по крайней мере
сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены
по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика
опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и
механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо
важное значение.
Социальная политика не может
рассматриваться как
экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего
исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических
механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым
относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание
занятости населения.
Как показывает исторический опыт, при осуществлении радикальных
экономических преобразовании проблемы социальной политики выходят на первый
план, являясь одновременно и стимулом этих преобразований, и фактором,
определяющим границы радикализма.
Действительно, с одной стороны,
потребность и готовность
пойти на радикальные экономические преобразования достигает максимума
тогда, когда становится очевидной неспособность решить назревшие социальные
проблемы в рамках сложившейся экономической ситуации.
С другой, радикальный слом существующих экономических механизмов
зачастую опережает становление новых. В результате складывается ситуация,
когда старый экономический механизм уже не работает, а новый ещё не создан.
Понятно, что такая ситуация в первую очередь негативно отражается на
социальных аспектах экономической жизни. Результатом может стать отказ
значительной части общества поддержать реформы. Поэтому в период реформ
социальные проблемы имеют особое значение, т.к. по их состоянию население
судит о самих реформах.
Тем самым становится очевидно,
что для нормального
социально ориентированной рыночной экономики России и успешного создания
эффективного
социально-защитного механизма
принятие и
неукоснительное претворение в
жизнь нормативно-
актов, направленных
на повышение занятости и
социальной поддержки населения.
Список используемой литературы:
1. Трубин
В.В. Стратегия реформирования
населения в Российской Федерации. М., 2000
2. Основные
направления социально-
Российской
Федерации на долгосрочную
заседании
Правительства Российской
Стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. // Коммерсантъ.
2000. № 83. 12 мая
3. Холостова Е.И. Социальная политика. Учебное пособие. М., Инфра-М. 2001
4. Кузьмен
О.В. Социальная политика
-----------------------
[1] В.Ратников, Социальная защита и рыночные отношения, Вестник социальной
работы, No.l, Союз. М. 1993, стР64-70.
[2] Организация социального обслуживания населения, -М., 1994.
[3] Теория и методика социальной работы, Т. II, -М. , 1994.
[4] Организация социального обслуживания населения, -М., 1994.
[5] Основные направления
социально-экономической
Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Одобрены на заседании
Правительства Российской Федерации 28 июня 2000 г.; Стратегия развития