Политические партии в современном избирательном процессе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности.

Содержание работы

Понятия и классификации политических партий.
Цели, задачи и функции политических партий.
Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства.
Участие политических партий в избирательном процессе.
Список литераитуры.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

1. Участвует в работе законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления;

2. Участвует в избирательных кампаниях и выдвигает кандидатов на должность Президента Российской Федерации, в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по федеральному избирательному округу, а также кандидатов в депутаты и на иные выборные должности субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством;

3. Представляет кандидатуру на должность главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»;

4. Участвует в подготовке и  проведении референдумов в Российской  Федерации и в субъектах Российской  Федерации в порядке, определенном  действующим законодательством;

5. Организует и проводит независимые общественные социологические исследования;

6. Осуществляет сотрудничество во всех законных формах с общественными, государственными структурами в деле реализации целей ЛДПР.

Главной задачей ЛДПР является построение конституционными методами правового, социально ориентированного государства  с многоукладной экономикой и  гарантированной реализацией гражданских  прав и свобод.4

На основании вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что цели и задачи деятельности политических партий, указанные в Уставе и Программе, дублируют те, что указаны в  законе «О политических партиях», а  также дополняют и конкретизируют их применительно к своей идеологии  и направлениям деятельности.

Функция в теории государства и  права означает направление, предмет  деятельности того или иного политико-правового  института, содержание этой деятельности, ее обеспечение. Именно в этом смысле говорится о функции политической партии.

Политические партии, являясь организациями, которые выражают интересы политически  активной части населения, должны выполнять  определенные функции в современных  обществах в соответствии с политической, экономической и духовной ситуацией  в государстве. Наиболее конкретно  и полно предназначение партии проявляется  в функциях, под которыми понимаются основные направления её деятельности. Можно назвать такие главные функции этого института, как:

- выявление, обоснование и формирование  интересов определённых групп  и слоёв населения, главным  образом тех, которые составляют  социальную базу партии;

- социально-политическое просвещение,  сплочение и активизация граждан  на основе общности коренных  интересов, отражение этих интересов  в политической идеологии и  программе развития общества;

- разъяснение массам сложившейся  ситуации и платформы действий, организация широкой поддержки  программных требований со стороны  населения; постоянная забота  о расширении социальной базы  партийной политики. В этих целях  партия налаживает взаимодействие  с профессиональными, экологическими, культурно-просветительскими и другими  общественными организациями и  движениями, инициативно участвует  в формировании общественного  мнения, политическом воспитании  граждан;

- участие в подборе, и выдвижении  кадров для самой партии, для  формирования политической элиты,  подготовки её различных звеньев  к политической деятельности, для  обогащения политического опыта;

- организация борьбы за власть  или в её защиту, определение  средств, форм и методов этой  борьбы в зависимости от меняющейся  обстановки (легальные и нелегальные,  революционные и эволюционно-реформистские,  вооружённые и без использования  вооружённого насилия и т.д.); в  условиях реальной демократии  такая функция осуществляется  конституционными способами, через  систему демократических выборов  органов центральной и местной  власти;

- подготовка и проведение избирательных  кампаний по формированию высших  и местных органов власти, выдвижение  в них своих сторонников, организация  контроля за их парламентской  деятельностью. Реализуя эту функцию,  партии в странах с демократическими  режимами выступают главными  организаторами сохранения существующей  государственной власти или её  замены. Именно они создают условия  для мирной смены правительства;

- формирование в парламенте  партийной фракции, служащей связующим  звеном между партией и органами  власти, мощным рычагом партийного  воздействия на государственную  политику в центре и на местах. Фракция широко использует законодательные  инициативы, депутатские запросы.

- разработка принципов и форм  отношений с другими политическими  партиями с учётом их политической  ориентации. Эти отношения могут  быть отношениями сотрудничества, партнёрства, что во многом  зависит от гибкости, смелости  руководства партии, его способности  к компромиссам.

- для партии, проигравшей борьбу  за власть, важной функцией является  организация парламентской оппозиции,  давление на государственные  органы гражданского сопротивления  политике властей, противоречащей  интересам социальных слоёв, чьи  чаяния отстаивает партия.

3.Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства

 

Важная роль деятельности политических партий обуславливает объем и  характер закрепляемых законодательно их прав и обязанностей.

Предоставляемые политическим партиям  права, должны, с одной стороны, обеспечить им свободу деятельности и выполнение предусмотренных законом общественных задач, а с другой стороны – «гарантировать существование и нормальное функционирование многопартийной системы».5

Федеральный закон Российской Федерации  «О политических партиях» содержит главу, которая посвящена данному вопросу. В порядке, предусмотренном законодательством  России политическая партия вправе:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;

б) участвовать в выработке решений  органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, установленных  настоящим Федеральным законом  и иными законами;

в) участвовать в выборах и  референдумах в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

г) создавать региональные, местные  и первичные отделения, в том  числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации  и ликвидации;

д) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования  и иные публичные мероприятия;

е) учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные  учреждения дополнительного образования  взрослых;

ж) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;

з) создавать объединения и союзы  с другими политическими партиями и иными общественными объединениями  без образования юридического лица;

и) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;

к) устанавливать и поддерживать международные связи с политическими  партиями и иными общественными  объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы  и ассоциации;

л) осуществлять предпринимательскую  деятельность в соответствии с законодательством  Российской Федерации и уставом  политической партии.

На этом закон не ограничивает деятельность политической партии, она правомочна осуществлять и иного рода действия, установленные российским законодательством. Уставы политических партий могут содержать  и другие положения.

Предоставляя политическим партиям  широкие права и свободы, законодательство в то же время возлагает на них  и обязанности. Чаше всего в законодательстве зарубежных стран они формулируются в самом общем виде, в ФЗ Российской Федерации «О политических партиях» они носят более конкретный характер. В соответствии с 27 статьёй политическая партия обязана:

а) соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные  правовые акты Российской Федерации, а  также устав политической партии;

б) ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности  членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении  своей деятельности с указанием  места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных  подразделениях, не наделенных правами  юридического лица, но обладающих в  соответствии с уставом политической партии правом принимать участие  в выборах и (или) референдумах, а  также копию представляемого  в Центральную избирательную  комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

в) допускать представителей уполномоченных органов на открытые мероприятия (в  том числе на съезды, конференции  или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными  отделениями и иными структурными подразделениями;

г) извещать заблаговременно избирательную  комиссию соответствующего уровня о  проведении мероприятий, связанных  с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в  органах государственной власти и органах местного самоуправления, и допускать представителей избирательной  комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия.

Указанные обязанности носят далеко не декларативный характер, за их несоблюдение предусматривается юридическая  ответственность в виде приостановления  деятельности политической партии, которая  может привести к ликвидации. Все  права политических партий являются коллективными, хотя многие из них совпадают  с индивидуальными конституционными правами граждан, данные права принадлежат  не отдельным индивидам, а их объединениям – политическим партиям – как  специфическим субъектам права  и могут быть реализованы только ими.

 

 

4. Участие политических партий в избирательном процессе

 

Становление института политических партий неразрывно связано с совершенствованием избирательной системы. По словам М. Дюверже, «система партий и избирательная система — две реальности, неразрывно связанные друг с другом, подчас их трудно разделить даже с целью анализа: большая или меньшая адекватность политического представительства, например, зависит от избирательной системы и системы партий, рассматриваемых в качестве элементов одного и того же комплекса, и нередко эти элементы невозможно изолировать друг от друга».6

В Российской Федерации законодательство о выборах достаточно обширно: его  составляют Федеральные законы (Федеральный  закон «Об основных гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан  РФ» от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ 1991, Федеральный закон «О выборах Президента РФ» от 10 января 2003 года № 19-ФЗ2007, «Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» от 20 декабря 2002 года № 175-ФЗ 2018 и другие), а также законы о выборах в субъектах федерации. Специалист в области избирательного законодательства В. Шейнис считает, что российское законодательство о выборах «принадлежит к числу наиболее разработанных в мире, открывает широкие возможности для гражданской инициативы и общественного контроля».9

В России политическая партия является единственным видом общественного  объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов в депутаты и иные выборные должности в органах  государственной власти (п.1 ст. 36 ФЗ «О политических партиях»). Это положение  является правовой новеллой нашего законодательства, так как ранее, согласно ФЗ «Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие в референдуме  граждан Российской Федерации», этим правом обладали и другие политические общественные объединения (политические организации и движения).

В России основными материально-правовыми  предпосылками участия партии в  выборах является наличие у нее  права избирательного объединения, ее участие в выборах соответствующего уровня, выдвижение кандидатов именно в период избирательной кампании и опубликование партией предвыборной программы. Для того чтобы партия была признана участвующей в выборах, необходимо выдвижение кандидатов от нее либо от избирательного блока, в  состав которого она входит, а также  ее участие на всех основных стадиях  избирательного процесса.

Несмотря на то, что выдвижение кандидатов политической партией -сфера  внутрипартийных организационных  отношений, современное законодательство вторгается в нее, устанавливая ряд требований общего характера, а именно кандидаты должны выдвигаться представительными органами партии и путем тайного голосования.

Стоит заметить, что в отличие  от выдвижения кандидатов, процедура  которого достаточно подробно урегулирована  избирательным законодательством, вопрос об основаниях отзыва кандидатов фактически передан в ведение  самих партий. Сравнительный анализ данных показывает, что основанием для отзыва кандидата, как правило, служат нарушения норм действующего законодательства, устава партии, а  также норм корпоративной этики. Вместе с тем в некоторых партиях  нормы устава не определяют предметные основания отзыва: для его осуществления  необходимо лишь соответствующее решение  уполномоченного партийного органа, без указания его мотивов. Это, несомненно, является проблемным моментом в регулировании  избирательной деятельности партий.

Информация о работе Политические партии в современном избирательном процессе России