Политические партии в современном избирательном процессе России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 20:32, доклад

Описание работы

Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Не являясь непосредственными носителями государственной власти, они являются важными элементами гражданского общества, выполняют функции посредников между государством и обществом, реализуют интересы граждан в сфере государственной жизни. Занимая центральное место в системе негосударственных организаций, политическая партия представляет собой самостоятельное, самоуправляемое объединение граждан, имеющее определенную структуру и цели деятельности.

Содержание работы

Понятия и классификации политических партий.
Цели, задачи и функции политических партий.
Права и обязанности политических партий в соответствии Российского законодательства.
Участие политических партий в избирательном процессе.
Список литераитуры.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 41.95 Кб (Скачать файл)

Период, в течение которого политические партии и организации, а также  государственные органы, ответственные  за проведение выборов, осуществляют их организационную, пропагандистскую и  идеолого-информационную подготовку в  соответствии с установленными правилами  называется избирательной кампанией.

Для проведения избирательной кампании партией создается специальный  штаб, в который входят профессионалы: распорядитель, финансовый агент, пресс-секретарь, политический организатор, составитель  ежедневных планов, технический секретарь, специальный помощник. Помимо них  нанимаются консультанты со стороны: специалисты  по опросам общественного мнения, генеральный консультант, консультанты по средствам массовой информации, специалисты по сбору средств  по почте.

Политические партии активно участвуют  в контроле за проведением выборов  через своих уполномоченных, называемых наблюдателями. Они имеют право  присутствовать на избирательных участках во время голосования и подсчета голосов; получать информацию обо всех действиях избирательной администрации; знакомиться со всей избирательной  документацией и т. п.

В выборный период Центральная комиссия и соответствующие региональные комиссии организуют Информационные центры, где уполномоченные представители  имеют возможность осуществлять наблюдение за ходом выборов. Для  того, чтобы политические партии были активными участниками электорального процесса, избирательные комиссии привлекают представителей партии к разработке законодательства о выборах. Но, несмотря на это, взаимодействие политических партий и избирательных комиссий представляется недостаточным, в связи с чем  возможно обсуждение внесения в Федеральный  закон «О политических партиях» (или  в избирательные законы) дополнений, касающихся расширения участия представителей политических партий в формировании избирательных комиссий всех уровней, в том числе более широкого представительства политических партий в этих комиссиях, предоставления дополнительных полномочий наблюдателям на выборах и референдумах, при одновременном предоставлении политическим партиям права на более масштабное участие в формировании корпуса наблюдателей, включая полномочия по контролю за сверкой копий заверенных протоколов и сводных данных, наблюдению за процессом ввода данных об итогах голосования в систему ГАС «Выборы», а также включения политических партий в специальные группы контроля деятельности системы ГАС «Выборы», в связи с чем необходимо внести соответствующие поправки в ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы».10

Порядок определения результатов  выборов по общефедеральному округу представляет собой кульминационный  момент избирательного процесса, своего рода таинство превращения голосов, полученных на выборах, в депутатские  мандаты. Ключевое значение здесь имеет  электоральная формула выборов, в соответствии с которой кандидат признается избранным.

Стоит заметить, что результаты выборов, определяющие победителей и побежденных, во многом зависят от типа избирательной  системы. Существуют два основных типа: мажоритарная и пропорциональная. При  мажоритарной системе от каждого  избирательного округа избирается один депутат. Победителем на выборах  считается кандидат, набравший наибольшее число голосов, причём, если по одному и тому же округу баллотируются не два, а несколько кандидатов, победу может одержать и тот, кто набрал менее 50% голосов.

В России, учитывая, что длительное время российская партийная система  пребывала в раздробленном состоянии, а деятельность общероссийских партий и движений имела довольно слабую проекцию на региональный политический процесс, введение механизмов пропорциональных выборов носило достаточно ограниченный характер. Именно поэтому необходимой  мерой, направленной на упорядочение политических отношений, стало внесения соответствующих  поправок в избирательное законодательство и Федеральный закон «О политических партиях» и распространении пропорциональной модели избирательной системы на субъекты Российской Федерации.

Однако теперь некоторые политики и исследователи делают вывод  о преждевременности использования  механизмов пропорционального представительства  применительно к российским условиям. Аргументируется он, как правило, низким политико-организационным потенциалом партий, а также непомерно высокой ролью партийной элиты в формировании списков избирательных объединений и непрозрачности механизма выдвижения кандидатов по федеральному списку, приводящей к тому, что зачастую в список попадают практически неизвестные избирателю кандидаты, фактически приобретающие место в обмен на спонсирование избирательной кампании объединения либо блока. Кроме того, сторонники возврата к мажоритарной системе выборов нередко апеллируют к тому, что эта система голосования «за кандидата» более понятна избирателю, так как дает возможность персонального выбора. Переход к пропорциональной избирательной системе поддержали и участники Парламентских слушаний «Практика проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской

Федерации в 2002-2004 годах и перспективы  развития избирательного законодательства», посчитавшие, что введенные меры направлены на обеспечение единства страны и укрепление государственных  структур.

Но вместе с тем, в целях обеспечения  установления тесной связи избранных  депутатов с избирателями в регионах и зависимости получения депутатского мандата от результатов работы кандидата  из федерального списка в конкретном субъекте Российской Федерации, они  порекомендовали Федеральному Собранию Российской Федерации закрепить  в Федеральном законе «О выборах  депутатов Государственной Думы»  следующие требования: уменьшение до трех кандидатов общефедеральной части  федерального списка кандидатов; обязательность разделения федерального списка кандидатов на региональные группы, общее число  которых не может составлять менее  четырех пятых от числа субъектов  Российской Федерации; при распределении  депутатских мандатов внутри федеральных  списков кандидатов — первоочередное получение мандатов кандидатами  из тех региональных групп кандидатов, которые набрали на соответствующих  территориях наибольшие доли голосов  избирателей в общем числе  голосов избирателей, принявших  участие в голосовании на этих территориях; сохранение предусмотренного в настоящее время федеральным  законом для следующих выборов  депутатов Государственной Думы семипроцентного заградительного  пункта при условии распределения  депутатских мандатов в Государственной  Думе не менее чем между четырьмя федеральными списками кандидатов.

При совершенствовании избирательной  системы одним из наиболее болезненных  вопросов является проблема наличия  и величины заградительного пункта, согласно которому партии и движения, набравшие меньше определенного  процента голосов избирателей, исключаются  из распределения депутатских мандатов.

В России в ходе подготовки законопроекта  «О политических париях» ко второму  чтению в сентябре—октябре 2002 года рядом депутатов Государственной  Думы были выдвинуты инициативы по пересмотру порога заградительного  барьера в сторону его увеличения. Так, депутатом О.В.Морозовым было инициировано повышение уровня заградительного  барьера в 2,5 раза с 5 % до 12,5 %. Однако в результате возобладала точка  зрения о необходимости повышения  заградительного барьера до 7 %.

Кроме того, Федеральный закон «О политических партиях» предусматривает  обязательность участия политических партий в выборах: партии, не принимавшие  участия в выборах в течение 5 лет, подлежат ликвидации в судебном порядке. Выбор именно пятилетнего  периода не случаен: он совпадает  по времени с электоральным циклом, в течение которого происходит смена  составов всех без исключения органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. В этот период партия имеет потенциальную возможность  принять участие в проведении практически всех избирательных  кампаниях на территории Российской Федерации. Таким образом, в России изменения, внесенные в избирательное законодательство, предоставляют значительные преимущества крупным политическим партиям.

Завершая рассмотрение вопроса  о деятельности партий в избирательном  процессе, необходимо указать на такие  проблемные моменты, как отсутствие исчерпывающего перечня оснований  для отзыва кандидатов, выдвинутых партией, что является уязвимым звеном действующей системы правового  регулирования деятельности партий и необходимость усиления правовых гарантий общественного контроля за проведением выборов, подсчетом  голосов избирателей, установлением  итогов голосования.

Кроме того, необходимо предпринять  дополнительные меры по ограничению  использования участниками избирательных  кампаний преимуществ должностного положения, причем не только лицами, замещающими  государственные должности, но и  иными руководителями, в том числе  коммерческих организаций. Должно быть обращено внимание на реализацию гарантий справедливого и сбалансированного  освещения в средствах массовой информации деятельности различных  политических партий.

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1) Конституция Российской Федерации:  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. – М.: Юрист, 2002. – 56 с.

2) О политических партиях: Федеральный  закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

3) О государственной регистрации  юридически лиц и индивидуальных  предпринимателей: Федеральный закон  РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

4) Об общественных объединениях: Федеральный  закон РФ от 19 мая 1995 года №  82-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

5) О собраниях, митингах, демонстрациях,  шествиях и пикетированиях: Федеральный  закон от 19 июня 2004 года №54-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

6) Об основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан РФ: Федеральный  закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ199 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

7) О выборах Президента РФ: Федеральный  закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ200 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

8) О выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания РФ: Федеральный закон от 20 декабря  2002 года № 175-ФЗ 201 // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

9) Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья и четвертая – М.: Издательская группа ИНФРА–М-НОРМА, 2009 год.

10) Гражданский процессуальный кодекс  РФ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».

16) Зотова З.М. Политические партии  и избирательный процесс. –  М.: РЦОНИТ, 2002. – 176 с.

17) Комментарий к Федеральному закону  от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических  партиях» / Под ред. С.Н. Братановского,  А.А. Рождествиной // Справочная правовая  система Консультант Плюс. Комментарии.

18) Лапаева В.В. Комментарий к  Федеральному Закону «О политических  партиях». - М., 2002. – 249 с.

19) Политология: Учебник / Под ред.  М.А. Василика. - М., 2005. – 588 с.

20) Теория государства и права.  Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова  и А.В. Малько. - М., 2005. – 672 с.

21) Юдин Ю.А. Политические партии  и право в современном государстве, - М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 1998, - 288 с.

22) Шейнис В. Избирательный закон: новый раунд измерений // Известия. - 2001. - 31 октября.

.




Информация о работе Политические партии в современном избирательном процессе России