Политика занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы занятости в городе и путей ее решения.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает 2 главы. В первой главе рассматриваются 3 вопроса. В первом описываются задачи занятости, структурные виды занятости, классификация форм занятости. Второй подпункт включает основные формы безработицы. Третий дает характеристику проблеме занятости в городе и ее причинам. Вторая глава состоит из 2 разделов. В первом рассматриваются принципы и задачи государственной программы занятости. Второй раздел включает перспективные направления, способствующие эффективной занятости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Занятость и безработица как экономические явления……..…………4
Понятие и классификация занятости………………………..………….4
Безработица: понятие и классификация……………………..…………8
Причины безработицы в Республике Беларусь………………………13
Глава 2. Политика занятости в Республике Беларусь…………………………19
2.1 Правовое регулирование и направление политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………….………19
2.2 Перспективные направления политики занятости в переходный период…………………………………………………………………….………24
Заключение……………………………………………………………….………28
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

* высоких  темпов модернизации производства.

Кейнс утверждал,  что  3-4%  населения  остаются  без  работы   в  силу противоречивого  характера экономики, ее структурной  перестройки, обновления технологии.

По закону РБ “О занятости населения “  от 30 мая 1991 г.   “безработными  считаются  трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  –  до 55 лет, мужчины –  до  60),  постоянно  проживающие  на  территории  РБ,  не имеющие работы,   не  занимающиеся  предпринимательской  деятельностью,   не обучающиеся  в  дневных   учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной  службе занятости.

Согласно  определению международных организаций  –  Международной организации  труда  (МОТ)  и  Организации   экономического  сотрудничества  и развития  (ОЭСР),  безработные  – это люди, не  имеющие  работы,   кто  готов приступить к работе  и  ищет  работу  в  течение  последних  четырех  недель

Так, например, в США безработными,  считаются  гражданские  лица, которые:

     . не имели занятости в течении недели обследования;

     . предпринимали усилия найти  работу в  течении  предыдущих  4-х недель (обращаясь непосредственно к нанимателю, к услугам   государственной службы  занятости или к друзьям);

     . лица, временно уволенные   или   лица,  нанятые  на  новую   работу, которые должны приступить  к работе в течение 30 дней.

В  Японии безработным считается тот, кто  не работал  в  течение  недели обследования  ни одного часа, в Великобритании  –  кто  не  имеет  работы  в течение недели обследования,  ищет работу в течение этой недели или не  может искать ее  из-за болезни,  а  также  кто  ждет  результатов  переговоров  об устройстве  на работу.   Органами  трудоустройства  и  статистикой  развитых капиталистических  стран   не   рассматриваются    как   безработные   лица, проживающие  в застойных  районах,   где  нет  и  не  предвидится   свободных рабочих мест.   Если  даже  люди,    проживающие   в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро  разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие  работу и возвращаются на  работу  после длительного перерыва.   К первой  группе относится прежде всего молодежь,  ко второй – женщины, оставившие  работу  в связи с рождением и воспитанием малолетних  детей.   Основной  же  массив безработных – это лица,  уволенные с предприятий и имеющие стаж  работы.   В эту категорию в основном  входят  работники,  потерявшие  работу  вследствие структурных изменений в экономике и производстве,  закрытия  предприятий   и учреждений,  модернизации производства, перехода на новые виды  продукции и т.д.  Среди них люди различных квалификаций и профессий,   готовые работать по своей специальности на  других  предприятиях,   пройти  переподготовку  и повысить свою квалификацию.

Безработица  может  существовать  в  разнообразных  формах.   Основными являются:

1. фрикционная  – временная добровольная незанятость,  связанная с  переходом с  одной работы на другую. Она  возникает  из-за   несовершенства  в техническом  функционировании  рынка  труда,  отсутствие   информации  о наличии  рабочих  мест,   стремление  граждан   лучше   применить   свои способности и носит краткосрочный характер;

2. структурная   –  вид  вынужденной  безработицы,  вызываемой  структурной перестройкой  экономики, ликвидация устаревших  отраслей,   что  изменяет, в   свою  очередь,  структуру  общего   спроса   на   рабочую   силу    в профессиональном  или региональном разрезе;

3.  циклическая   –  безработица,  вызванная   спадом   производства.   Когда  совокупный спрос на товары  и услуги уменьшается,  а безработица  растет;

4. скрытая  – излишнее количество работников,  занятых в производстве,  хотя  производственный процесс требует  меньшего числа работающих;

5. “конверсионная”  –  безработица,   связанная   с  сокращением  численности  армии и занятых в отраслях  ВПК;

6. молодёжная  безработица;

7.  остаточная  -  безработица,   вызванная   ограничением   работающих   по состоянию  здоровья,   по  возрасту,  более  низкой  производительностью мобильностью,  отсутствием  стремления   к   повышению   квалификаций   у пожилых.

Кроме  того,  существуют  сезонная,   технологическая,    региональная, застойная  и другие виды безработицы.

Монетаристы (М..Фридмен,   К.Викселль)   выделяют   естественную    и вынужденную  безработицу.  К естественной относят  фрикционную и  структурную. В  этом случае ещё  говорят  о  естественной  норме  безработицы  или  уровне безработицы при полной занятости.  В  настоящее  время  экономисты  считают, что естественный уровень  безработицы  равен  примерно  5-6%.   Если  текущая безработица   значительно   превышает   естественную норму,   то    это свидетельствует  о вынужденной безработице.

Безработица, в  особенности  вынужденная,  -  это  нечто  большее,  чем  экономическое бедствие,   это  также  и  социальная  катастрофа.   Депрессия приводит к бездеятельности,  а  бездеятельность  –  к  потере  квалификации, потере   самоуважения, упадку   моральных   устоев,     распаду    семьи, самоубийствам, социальной  напряжённости.  История  убедительно  показывает, что массовая безработица приводит  к  быстрым,  а  иногда  и  очень  быстрым  социальным  политическим  переменам  (вспомним  хотя  бы  приход  Гитлера  к власти). Поэтому государства  пытаются  снижать  уровни  безработицы,  чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и  потрясений.

 

1.3 Причины безработицы в Республике  Беларусь

Основной  причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких  условиях невозможно формирование рабочий  мест. Большинство белорусских предприятий  на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к  промышленности. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем  большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного). Процессы увеличения уровня безработицы тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу. Низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.  
Проблем предостаточно. Все экономические процессы, развивающиеся на рынке труда, тесно взаимосвязаны с ситуацией во внутренней и внешней экономике. Их решение не в компетенции одних служб занятости или даже министерства труда.

Что касается женской безработицы в Республике Беларусь, то в структуре состоящих  на учете безработных - более 60% женщин. Хотя среди вновь регистрируемых безработных преобладают мужчины, они же в первую очередь покидают ряды безработных, поскольку спрос  нанимателей в большой степени  ориентирован на применение мужской  рабочей силы и показатель трудоустройства  мужчин значительно выше, чем женщин. В результате они составляют 80% среди  безработных, состоящих на учете  более одного года.

В наиболее сложном положении на рынке труда  оказываются женщины, имеющие малолетних детей, выпускницы учебных заведений, не имеющие опыта работы, женщины  предпенсионного возраста, а также  женщины, имеющие профессии, по которым  при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.).

Также особенностью современной безработицы является молодежная безработица, уровень которой  в странах ОЭСР значительно превышает  долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди  молодежи, к которой по международным  стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает показатель для основного трудоспособного возраста более чем вдвое. 

В Республике Беларусь в связи со вступлением  в трудоспособный возраст многочисленного  поколения, родившихся в середине 80-х  годов, на рынок труда усилился приток молодежи, в том числе не имеющей  профессии и опыта работы и  как следствие, неконкурентоспособной. Резко возросло количество обращений  в органы государственной службы занятости выпускников школ: если в 1997 г. их было зарегистрировано в качестве безработных 8.3 тыс. человек, то за 2001 г.- около 16 тыс. человек.

Следует отметить, что в Республике Беларусь наблюдается несоответствие спроса и предложения рабочей силы. На 119 тыс. безработных заявлено только 35 тыс. вакансий, из них более 80% предусмотрены для трудоустройства по рабочим и строительным специальностям, в то время как среди безработных каждый третий - специалист или служащий.

Не лучшим образом обстоят дела и в регионах Республики Беларусь. В ряде городов  и районов республики уровень  безработицы значительно превышает среднереспубликанский уровень. Лидерами здесь являются Витебская и Могилевская области, где на конец июля 2002 г. уровень безработицы составил соответственно 3.6% и 3.4%. Причина такого положения кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных городов. Одно - два градообразующих предприятия при своей неритмичной работе в последнее время уже не могут обеспечить полную занятость региона или города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость военнослужащих и их семей в военных городках, где произошел вывод войск.

Обращение к исследованию безработицы в Республике Беларусь продиктовано в первую очередь укоренившимся в течение последних нескольких лет представлением о неактуальности данной проблемы (в 1999-2000 гг. ее уровень составлял 2.1%). Несмотря на множество интересных исследований тенденций, характерных для социально-трудовой сферы Беларуси, в целом практика государственного регулирования социально-трудовых процессов так или иначе отражает это мнение, что выражается в регулировании только официально контролируемой части рынка труда, слабой связи политики занятости с другими направлениями макроэкономической политики, рассмотрении политики регулирования безработицы только в контексте ее социальных последствий. 

Такая ситуация объясняется недостаточным теоретико-методологическим обоснованием сущности безработицы  в условиях переходной экономики. С  началом трансформационных преобразований возникло противоречие между теорией  и практикой изучения и управления безработицы в Беларуси. Вопросы  сущности, видов, причин и последствий  безработицы, способов ее регулирования, разработанные для развитой рыночной экономики в трудах классиков  экономической теории, широко известны и распространены в отечественной  экономической среде. Однако, как  отмечает доктор экономических наук Е. В. Ванкевич в своей статье “Безработица в Беларуси”, использование такой  теоретико-методологической основы регулирования  безработицы в практике переходной экономики Республики Беларусь оказывается  мало результативным, поскольку инструментарий регулирования, разработанный для  рыночной экономики в процессе ее эволюции, требует соответствующей  рыночной среды для ее реализации. Это объясняет эклектичность  применяемых форм и методов регулирования, их противоречивость и, соответственно, непоследовательность экономических  преобразований.

Природа появления безработицы в рыночной экономике принципиально отлична  от отечественных условий, поскольку  это результат механизма межотраслевого и внутриотраслевого движения капитала, фазы экономического цикла. Поэтому  и концентрируется она за пределами  предприятий (за исключением внутрифирменной  кадровой политики, обусловленной задачами формирования внутренних рынков труда). В отечественной экономике безработица является результатом накопления избыточной рабочей силы внутри предприятий в условиях экстенсивного развития огосударствленной экономики. Отсюда основной потенциал безработицы сконцентрирован внутри предприятий и институционально поддерживается вплоть до настоящего времени.

Информация о работе Политика занятости в Республике Беларусь