Политика занятости в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:56, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение проблемы занятости в городе и путей ее решения.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть включает 2 главы. В первой главе рассматриваются 3 вопроса. В первом описываются задачи занятости, структурные виды занятости, классификация форм занятости. Второй подпункт включает основные формы безработицы. Третий дает характеристику проблеме занятости в городе и ее причинам. Вторая глава состоит из 2 разделов. В первом рассматриваются принципы и задачи государственной программы занятости. Второй раздел включает перспективные направления, способствующие эффективной занятости.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Глава 1. Занятость и безработица как экономические явления……..…………4
Понятие и классификация занятости………………………..………….4
Безработица: понятие и классификация……………………..…………8
Причины безработицы в Республике Беларусь………………………13
Глава 2. Политика занятости в Республике Беларусь…………………………19
2.1 Правовое регулирование и направление политики занятости в Республике Беларусь…………………………………………………….………19
2.2 Перспективные направления политики занятости в переходный период…………………………………………………………………….………24
Заключение……………………………………………………………….………28
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

В силу указанных  обстоятельств уровень и структура  безработицы в Беларуси не могут  полностью объяснены ни закономерностями рыночной экономики (испытывающей структурную  и циклическую безработицу), ни закономерностями переходной экономики (испытывающей массовую безработицу по причине снижения высокого уровня занятости и реструктуризации экономики). Существующий уровень безработицы в Беларуси связан с административным контролем за количественными параметрами и отражает состав безработных на вторичном рынке труда. Как уже говорилось, этот уровень, по общепринятым стандартам, не является тревожным, что позволяет предположить неадекватность официальной статистики реальной действительности в области занятости.

Активизация механизмов рыночного регулирования  экономики сопряжена с реструктуризацией, модернизацией производств. Это, в  свою очередь, неминуемо спровоцирует массовые высвобождение персонала (то есть сокращение избыточной занятости) и рост безработицы. Чтобы подготовиться  к такому развитию ситуации, необходимо уже сейчас оценить масштабы предстоящих  высвобождений и с помощью  региональных служб занятости начать работу по управлению потоками высвобождаемых из производства работников. Оценку совокупного  масштаба предстоящих высвобождений  можно провести различными способами:

  • по параметрам неполной вынужденной занятости, характеризующей объем рабочей силы, которую предприятие не в силах загрузить работой. В 2000г. 8.2% занятых в экономике находились либо в административных отпусках, либо работали в режиме неполного рабочего дня по инициативе администрации . Но данный расчет не дает полной картины избыточной занятости, поскольку не учитывает тот труд, на который нет спроса в экономике (а потому он тоже относится к избыточному);
  • по параметрам нереализованной продукции, на которую нет платежеспособного спроса в экономике. В этом случае говорить о совокупной величине можно лишь условно, так как она значительно варьируется в отраслевом разрезе. Например, на отдельных предприятиях приборостроения избыточная занятость, оцененная по объему нереализованной продукции, достигает 50%, легкой промышленности - около15%, в лесной, деревообрабатывающей промышленности-около5%, в сфере кредитования, страхования ее нет /4, с. 235/. Корреляционно-регрессионная модель, отражающая зависимость между численностью занятых и объемами производства ВВП в Беларуси за период 1991-1999 гг., показала, что для производства ВВП в 2000 г. достаточно было не более 85% от численности занятых в 1999 г. То есть на труд 15% занятых нет спроса в экономике, и при реальной реструктуризации они должны быть высвобождены и поменять сферу приложения своего труда;
  • по параметрам производства убыточной продукции (за исключением той, производство которой дотируется государством по соображениям удержания социально приемлемой цены). В Беларуси удельный вес убыточных предприятий на 1.04.2001 г. составлял 40.1% от учитываемых в текущем порядке предприятий, хотя на 1.01.2001 г. их было 23.4% (в пересчете на численность занятых это составляет 33.1%).

Итак, в  зависимости от кардинальности рыночных преобразований на открытом рынке труда  Беларуси в ближайший период может  оказаться от 8 до 33% численности  занятых и, конечно, вырастет уровень  безработицы. Указанные обстоятельства объективно обусловливают необходимость  углубления теоретических и эмпирических исследований безработицы в переходной экономике Беларуси, ее проявлений, последствий, возможностей и направлений  регулирования.

 

Глава 2. Политика занятости в Республике Беларусь

 

2.1 Правовое регулирование и направления политики занятости

в Республике Беларусь

Взаимоотношения государства и граждан в сфере  трудовой деятельности регламентируется частью 2 ст. 41 Конституции Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» от 24.11.1992г.

В соответствии со ст. 41 Конституции Республики Беларусь, принятой 15.03.1994г., гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и  с учётом общественных потребностей, а также право на здоровые и  безопасные условия труда. Государство, согласно Конституции, создаёт условия  для полной занятости населения, а в случае незанятости лица по независящим от него причинам ему  гарантируется обучение новым специальностям и повышение квалификации с учётом общественных потребностей, а также  пособие по безработице в соответствии с законом.

Согласно  ст. 1 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» под занятостью следует понимать не запрещённую  законодательством деятельность граждан, приносящую им заработок (доход).

Принуждение к труду в административном порядке  не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Гражданам, которые не в состоянии на равных условиях с другими конкурировать  на рынке труда, государство гарантирует  занятость путём создания дополнительных рабочих мест.

В соответствии со ст. 2 Закона «О занятости населения  Республики Беларусь» безработными считаются трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины  до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно  проживающие на территории Республики Беларусь, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости.

В соответствии со ст. 9 Закона «О занятости населения Республики Беларусь» для реализации политики занятости населения и обеспечения  гражданам соответствующих гарантий на всей территории Республики Беларусь создана государственная служба занятости.

В состав государственной  службы занятости входят 148 структурных  подразделений, в том числе Комитет  по занятости населения при Министерстве труда Республики Беларусь, 6 управлений областных служб, Минский городской  центр занятости населения с 9 районными отделениями, 25 региональных, 13 городских и 93 районных центра занятости.

Государственная служба занятости наделена широкими полномочиями. Она имеет право  заключать договоры с нанимателями о направлении к ним граждан (при наличии свободных мест) для  трудоустройства; запрашивать у  нанимателей сведения о наличии  вакансий, а также получать информацию о высвобождении рабочей силы в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или  штата работников; вносить в местные Советы депутатов предложения по установлению предприятиям и организациям всех форм собственности брони для приёма на работу лиц, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда; взыскивать в установленном порядке штрафы за нарушение Закона о занятости; направлять безработных в установленном законом порядке на другую работу в другую местность и др.

Страхование от безработицы и финансирование мероприятий по обеспечению занятости  населения осуществляет Государственный  фонд содействия занятости, являющийся государственным внебюджетным фондом. Государственный фонд содействия занятости создаётся за счёт обязательных отчислений предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности (включая и предприятия с иностранными инвестициями), предпринимателей; ассигнований из республиканского и местных бюджетов; добровольных пожертвований и иных поступлений.

Государство помогает безработным в начале их трудовой деятельности или в возобновлении  её и обеспечивает им следующие виды гарантий и компенсаций:

а) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской  АЭС, уволенным с военной службы без права на пенсию;

б) выплату  стипендий в период профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки и включение  этого периода в общий и  непрерывный трудовой стаж;

в) выплату  в установленном порядке пособия  по безработице;

г) оказание материальной помощи безработному и  членам его семьи;

д) возмещение расходов и получение иных компенсаций, при необходимости переезда на другое место жительства в другую местность  для работы по направлению службы занятости.

В Беларуси основные принципы политики занятости определены в соответствии с Законом «О занятости населения Республики Беларусь». Государственная политика в области занятости населения основывается на следующих принципах:

  1. обеспечение равных возможностей всем трудоспособным гражданам;
  2. предоставление социальных гарантий и компенсаций безработным;
  3. поддержание трудовой инициативы граждан, содействие и поощрение в развитии их способностей к производительному и творческому труду;
  4. обеспечение мер, направленных на предотвращение безработицы;
  5. принятие дополнительных мер, содействующих трудоустройству граждан с ограниченной трудоспособностью;
  6. обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;
  7. координация деятельности в области занятости с другими направлениями экономической и социальной политики;
  8. участие профессиональных союзов, ассоциаций предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;
  9. международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая профессиональную деятельность граждан Республики Беларусь за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан в Республике Беларусь.

Государственные программы занятости предусматривают  в области занятости в качестве главной цели провозглашено обеспечение  содействия рациональной, свободно избранной  занятости. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:

  1. содействие структурной перестройке экономики и создание условий для направления высвобождаемых работников на рентабельные производства и в развивающиеся отрасли;
  2. развитие системы подготовки, повышения квалификации, переподготовки и профессиональной ориентации населения, создания новых рабочих мест с учетом демографической ситуации;
  3. обеспечение занятости отдельных категорий населения, трудоустройство которых затруднено;
  4. повышение экономической заинтересованности предприятий и организаций в создании рабочих мест и использовании гибких форм занятости;
  5. совершенствование организационной структуры государственной службы занятости, формирование ее материальной, кадровой, информационной, статистической, финансовой и научно-методической базы.

Решение стоящих перед государством задач  в области занятости населения  требует длительного времени, поэтому  обеспечение полной занятости выступает  в качестве стратегической цели развития на длительную перспективу. Однако стратегическая цель должна отражать то состояние  занятости, которое предусматривается  достичь, решая проблемы конкретного  периода времени.

Стратегическая  цель определяет следующие тактические  задачи:

  1. на 2006 – 2010 гг. – содействие социально-профессиональной мобильности рабочей силы, повышение эффективности и качества труда;
  2. после 2010г. – достижение количественной и качественной сбалансированности спроса и предложения рабочей силы и рабочих мест.

 

 

 

2.2 Перспективные направления политики  занятости в переходный период 

За время  своей деятельности государственная  служба занятости накопила огромный опыт борьбы в области занятости, который целесообразно продолжить и распространить на возрастающие объемы безработицы в связи с возможным высвобождением работников из производства.

Чтобы не произошло взрыва социальной напряженности  в стране в случае роста открытой безработицы, необходимо начать работу по высвобождению с предприятий  и трудоустройству избыточных работников совместными усилиями нанимателей, органов государственной службы занятости, участников института социального  партнерства. На уровне предприятий  это означает активную кадровую работу по проведению анализа внутренних рынков труда предприятий, сегментации  персонала предприятия, определению  размера и структуры избыточной численности персонала, размера  вакансий и качественных характеристик  персонала на их замещение, по составлению  заявки в службу занятости о наличии  свободных мест и вакансий.

Наиболее  сложным является вопрос о разработке мероприятий в трудоизбыточном  сегменте (предприятии). Здесь необходимо сделать оптимальный выбор из возможных альтернатив: высвобождение  персонала; сохранение персонала и  финансовая поддержка предприятия; развитие самозанятости вне предприятия.

Важным  элементом регулирования занятости  на региональном уровне должны стать  разработка и принятие пакета специализированных подпрограмм в рамках областных  программ занятости населения. К  разработке таких программ необходимо привлекать не только соответствующих  специалистов областных, региональных служб занятости и органов  исполнительной власти, но и специалистов региональных учебных заведений, занимающихся данной тематикой, областных объединений  работодателей и профсоюзов, руководителей и специалистов заинтересованных предприятий.

Информация о работе Политика занятости в Республике Беларусь