Положение афроамериканцев в 1970 - 2000е гг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 12:39, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данного исследования. Вопросы соблюдения гражданских прав и свобод различных народов относятся к числу актуальных проблем. Подобные вопросы являются неотъемлемой частью внутренней политики любого государства, особенно многонационального, такого как США. Одну из многочисленных категорий населения США представляют афроамериканцы, которые были насильно завезены на континент и в течение веков боролись за свои права. Рабство было отменено в XIX в., однако понадобились еще десятилетия для «полного освобождения».

Содержание работы

Введение
1. Положение афроамериканцев в 1970 – 2000-е гг.
2. Особенности положения афроамериканцев в 1970 – 2000-е гг.
3. Заключение
Список использованных источников и литературы
афроамериканский борьба права трудящийся

Файлы: 1 файл

положение афроамериканцев в 1970-2000е гг..docx

— 79.14 Кб (Скачать файл)

В 1981 г. средний годовой доход афроамериканца составлял 61,2, а афроамериканки – 39,2 % среднего годового дохода белого американца26. Причем, как показали американские исследователи Г. Данкэн и С. Хоффмэн, в 1980-х гг. наметилось большее отставание в уровне доходов молодых черных рабочих от белых, возрастающее по мере приобретения опыта работы27. В свете всего сказанного неудивительно, что, хотя в 1985 г. доходы ниже официального уровня бедности имели 14,4 % жителей США, среди них было 11,5 % белых американцев, но 33,6 % черных. Иначе говоря, каждый третий афроамериканец в середине 1980-х гг. жил в условиях нищеты28.

Более низкие доходы, как свидетельствует официальная статистика, ведут к более низкому уровню потребления. К тому же сохранение прежнего, а то и возрастающего разрыва между зарплатой белых и черных психологически усиливает у последних чувство обнищания, даже если их материальное положение в общем несколько улучшилось. Но у наименее обеспеченных слоев населения черных гетто оно заметно ухудшилось, и неудивительно, что именно эти слои играли главную роль как в «расовых бунтах» 1960-х гг., так и в волнениях, а также массовых организованных выступлениях афроамериканцев в 1980 – 1984 гг.

Растущие масштабы геттоизации афроамериканцев, концентрация в гетто расово однородного населения и изоляция гетто, все больше превращавшихся в очаги безработицы, нищеты и отчаяния, способствуют дальнейшему росту напряженности в межрасовых отношениях. По свидетельству лондонского еженедельника «Санди таймс мэгэзин», опубликовавшего в начале 1984 г. ряд статей о Лос-Анджелесе, ситуация в его негритянских кварталах была такова, что негры делали шаги «вниз все дальше и дальше. В результате среди них зреет возмущение, растет преступность. Вероятность волнений высока как никогда со времени восстания в гетто Уоттс»29.

Одним из важнейших последствий фактической расовой сегрегации, геттоизации и усугубленных спецификой процесса НТР в США хронической безработицы, ухудшения жилищных условий, скученности и нищеты в гетто стал небывалый ранее удельный вес среди афроамериканцев распавшихся семей и матерей-одиночек30.

В 1980-е гг. в США было отмечено изменение функции семьи в воспроизводстве населения, воспитании детей, экономической сфере и т. д., а в целом – падение значения семьи в американском обществе. Причины этого исследователи видят в экономических и социальных факторах, изменивших характер жизни американских женщин, прежде всего – в быстром росте вовлеченности их в 1950 – 80-х гг. в трудовые процессы. Начиная с 1950 г. численность работающих женщин в США увеличивалась каждое десятилетие на 9 %. Если в 1930 г. работало 24 % американок трудоспособного возраста, то в 1983 г. – уже 52 % (в том числе 60 % в возрасте от 25 до 44 лет), и они составляли 43 % всей рабочей силы в стране31.

В 1984 г. семьи матерей-одиночек с детьми составляли 44 % неполных черных семей во главе с женщиной, но на них пришлось 73 % всех черных семей с доходом ниже уровня бедности. Причем бедные семьи, возглавляемые черной женщиной, обычно еще беднее, чем живущие ниже уровня бедности семьи, возглавляемые черным мужчиной, белой женщиной или белым мужчиной32. И если в 50 – 60-х гг. армия черных бедняков пополнялась в основном за счет безработных мужчин, то в 70 – 80-х гг., на втором этапе НТР, — главным образом, за счет женщин — глав семей без мужей.

Трагедией обернулось все это для маленьких афроамериканцев. В середине 80-х гг. в семьях, возглавляемых матерями-одиночками, жили и в большинстве своем страдали от бедности уже более половины всех черных детей33.

Между тем сочетание безотцовщины с хронической безработицей и нищетой усугубляют и без того сложную проблему негритянской семьи в США, ведут ко многим тяжелым последствиям для негритянских детей и молодежи. С этой проблемой связаны вдвое более высокий уровень смертности негритянских детей, чем белых, рост в черных гетто психологической неустроенности огромной массы людей и числа самоубийств, алкоголизма, преступности, наркомании.

Очередным подтверждением этой истины стал на днях выход в свет исследования "Состояние мечты в 2004 году: Продолжающееся неравенство между черными и белыми"34. В его названии использованы слова из известной речи борца за предоставление гражданских прав неграм Мартина Лютера Кинга: "У меня есть мечта". Эта мечта ассоциировалась им с достижением равноправия в США всеми гражданами, независимо от цвета кожи. В названной работе, выполненной под эгидой Объединения в защиту справедливой экономики, есть все основания для вывода о том, что в последней трети ХХ в. почти ничего не изменилось в социально-экономическом положении черных в США.

Таким образом, продолжающийся процесс НТР в 70-е – 90-е гг. еще более усугубил положение афроамериканцев в США. В их рядах росла безработица, они лишались всевозможных форм социальной помощи, что в свою очередь вызывало движение протеста против существующего положения вещей.

2. Особенности положения афроамериканцев в 1970 – 2000-е гг.

 

Данный этап движения черных американцев значительно отличается от движения 1950 – 1960-х гг. Изменились объективно стоящие перед движением задачи, формы и методы борьбы, общественно-политическая обстановка, в которой ему приходится действовать.

С принятием в середине 1960-х гг. законодательства о гражданских правах закончился этап, объективной задачей которого было завершение буржуазно-демократической революции в отношении черного населения — предоставление ему формально-юридического равноправия. На повестку дня движения черных американцев встала задача достижения равенства в социально-экономической и политической сферах, преодоления последствий расистской политики прошлого35.

Несмотря на единство в осознании конечной цели борьбы, движение черных американцев в 1970-е гг. стало еще более фрагментарным, чем оно было в 1960-е гг. Резче проявилось социальное расслоение негритянского населения36. Его различные группы выдвигают на первый план свои неотложные нужды. Фрагментарный характер движения усиливается и в связи с тем, что черным американцам в ходе борьбы за преодоление дискриминации и ее последствий приходится сталкиваться с хозяевами отдельных компаний, предприятий, администрацией отдельных колледжей и университетов, в то время как движение за гражданские права обращало свои требования к федеральным властям. Поэтому борьба в значительной мере перешла с общенационального на местный уровень, ведется по различным направлениям, усилиями многочисленных организаций.

Переход от борьбы за формальное равноправие к требованиям «равенства результатов» означает важный качественный сдвиг. Существо нынешних требований – ликвидация национального угнетения, дискриминации и их последствий. Хотя эти требования касаются главным образом социально-экономических вопросов, борьба за их удовлетворение по своей сути носит политический характер: в конечном счете она ведется за перераспределение национального дохода и бюджетных ассигнований.

Значительные изменения по сравнению с 1960-ми г. претерпела организационная структура движения. В изменившихся условиях 1970-х — первой половины 1980-х гг. наибольшее влияние вновь приобрели умеренно-реформистские организации37. Крупнейшей организацией черных американцев продолжает оставаться Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения, насчитывающая свыше 450 тыс. членов. Усилились позиции другой старейшей организации черных американцев — Национальной городской лиги. Продолжают действовать созданные на рубеже 1960 – 1970-х гг. во многих крупных профсоюзах фракции черных рабочих. Они добились определенных успехов в борьбе за представительство в профсоюзах автомобилестроителей, сталелитейщиков, горняков, способствовали поражению ряда правых профсоюзных лидеров и избранию по-боевому настроенных деятелей на различные профсоюзные посты. Расширились масштабы деятельности возникшей в 1972 г. общенациональной организации — Коалиции черных членов профсоюзов, выступающей против политики правого профсоюзного руководства, за демократизацию профсоюзов и активизацию их деятельности38.

С начала 1970-х гг. важным направлением движения темных американцев стала борьба против судебного и полицейского произвола. Ведущую роль в этих выступлениях играет Национальный союз борьбы против расистских и политических репрессий, Национальная конференция черных юристов. В декабре 1978 г. они направили в ООН петицию, содержащую документальный материал, изобличающий нарушения прав цветных американцев в США39.

В ходе развертывающихся с конца 1970-х гг. массовых выступлений против экстремистки настроенных течений складывается новый тип организации, опирающейся на широкую массовую активность на местах, – Объединенные фронты черных, летом 1980 г. объединившиеся в Национальный объединенный фронт черных, провозгласивший своей конечной целью борьбу за радикальные перемены в американском обществе40.

Активную роль играют организации, основанные на началах самопомощи, пытающиеся своими силами решить стоящие перед черными американцами проблемы. Наибольшим влиянием среди них пользуется организация «Операция ПУШ», возглавляемая бывшим соратником М.Л. Кинга священником Дж. Джексоном, выступающим с открытой критикой внутри- и внешнеполитического курса администрации Рейгана41.

Характерная черта движения черных – рост политического самосознания его участников, лучшее понимание ими природы общества, в котором они живут. Она проявляется и в усиливающемся разочаровании в двухпартийной системе, в росте числа черных американцев, выступающих за развитие самостоятельных независимых политических действий.

Одним из основных путей решения социально-экономических проблем большинство лидеров движения черных считают использование выборных учреждений. Результатом развернувшейся со второй половины 1960-х г. борьбы за политическое представительство явился значительный рост числа черных, занимающих выборные политические должности на всех уровнях. Однако черные американцы еще весьма далеки от цели достижения политического представительства, пропорционального их доле в населении страны. Значительными резервами располагает возникшая в 1970-е г. новая форма объединения негритянского руководства – объединения черных американцев, занимающих выборные политические должности. Наиболее широкие масштабы носит деятельность созданной в 1971 г. негритянской фракции палаты представителей США42.

Это расхождение явилось стимулом к активизации усилий негритянского движения по целому ряду направлений.

В 1980-е гг. негритянскому движению приходится вести по сути дела оборонительную борьбу – не столько за расширение, сколько за сохранение того, что было достигнуто в прошлые десятилетия. Она ведется против сокращения ассигнований на социальные цели, против свертывания социальных программ и программ «позитивных действий», предусматривающих некоторые льготы и конкретную помощь черным и другим цветным американцам в сфере образования и занятости, против отказа властей продолжать меры по интеграции школьного обучения, против попыток пересмотреть законодательство о гражданских правах.

С 1981 г. наблюдается рост массовых выступлений под социально-экономическими и антирасистскими лозунгами. Их особенность – тесное переплетение социально-экономических и антивоенных лозунгов, стремление к совместным действиям с другими отрядами демократических сил. Организации черных американцев приняли активное участие в полумиллионной демонстрации в Вашингтоне в сентябре 1981 г., выступили инициаторами проведения марша на Вашингтон 27 августа 1983 г. под лозунгом «Мира, работы и свободы». Широкий размах приняли массовые выступления за объявление дня рождения М.Л. Кинга общенациональным праздником43.

Однако основные надежды представители всех групп негритянского населения связывают не с массовыми непарламентскими формами борьбы, как это было в 1960-е гг., а с реализацией своего политического потенциала.

В последние годы активизировались предпринимаемые с начала 1970-х гг. попытки объединения усилий организаций и лидеров черных американцев. В целях координации экономических ресурсов черной общины в 1977 г. был создан Национальный объединенный фонд черных, в совет управляющих которого входят многие видные негритянские деятели. На базе проводившихся с 1976 г. ежегодных встреч президентов 100 крупнейших организаций черных вырос Форум негритянского руководства44.

С приходом к власти администрации Рейгана усилились и попытки объединения черных с испаноязычными, с другими отрядами демократических сил. Об этом, в частности, свидетельствует активизация с начала 1981 г. деятельности созданного еще в 1960-е гг. Совета руководства по гражданским правам, объединяющего свыше 500 негритянских, профсоюзных, женских, студенческих, религиозных и других организаций. Совет активно включился в борьбу против наступления на гражданские права меньшинств и других трудящихся, в том число против попыток реакционных сил воспрепятствовать продлению закона о праве голоса 1965 г. Организации и лидеры черных вошли в созданную весной 1981 г. Коалицию против бюджетных сокращений, поставившую задачу бороться против «ненужного и неразумного разрушения социальных и экономических завоеваний последних 50 лет»45.

Сегодня наиболее агрессивная организация – это «Нация ислама», которая была создана в 1977 г. В неё вошли радикальные активисты, среди которых было немало ветеранов «Черных пантер». Штаб квартира «Нации ислама» находится в Чикаго. Ее численность составляет, по разным оценкам, от 10 до 20 тыс. человек46. Члены организации образуют своего рода службу безопасности, поддерживающую порядок в черных кварталах (точнее, существующий в них бандитский режим) и охраняющую особо важных лиц. Организации занимается и хозяйственной деятельностью. Так, в середине 1990-х г. "Нация ислама" открыла ресторанный комплекс в Чикаго. Энергично развивается парфюмерный бизнес, начатый благодаря беспроцентному кредиту на сумму 5 млн. долларов, полученному от лидера ливийской революции полковника Муамара Каддафи47. Что касается теневой экономики "Нации ислама", то о ней можно только догадываться.

Лидером и создателем "Нации ислама" является Луис Фаррахан, именуемый американской прессой Черным Мессией. Акция черных мусульман «Марш на Вашингтон» готовилась два года. Она принесла Фаррахану известность во всем мире. По данным полиции, в марше приняли участие около полумиллиона человек, прибывших из разных уголков страны, а по подсчетам организаторов – 1 млн. 200 тыс.

Информация о работе Положение афроамериканцев в 1970 - 2000е гг