Положение женщины в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. В системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает чрезвычайно важное место. Особенность здесь заключается в том, что смысл трудовой деятельности женщины видят, прежде всего, в повышении материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера для подавляющего большинства жизненной ценностью не является. Важной жизненной ценностью женщины считают образование.

Содержание работы

1. Программа исследования 3
1.1 Методологический раздел 3
1.2. Процедурный раздел. 9
2. Характеристика выборочной совокупности 11
3. Основные результаты пилотажного исследования 12
4. Методический анализ инструмента исследования. 20
5. Список используемой литературы 21
6. Приложения. 22
Приложение 1. Итоговая анкета. 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МиМСИ.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки РФ

Пермский Национальный Исследовательский  Политехнический Университет

Кафедра социологии и политологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По методологии и методике социологического исследования

Тема: положение женщины  в семье

(программа и результаты пилотажного исследования)

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

Студентка гр. С-10-2

Уткина Маргарита

Проверила доцент кафедры социологии и политологии

Разинская Виктория Дорофеевна

 

 

 

 

 

Пермь, 2011 г.

 

 

Содержание:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Программа исследования
  2. 1. 1. Методологический раздел

Анализ ситуации в исследуемой области. Постановка проблемы исследования.

 

Возникновение и развитие феминизма, как явления общественной жизни  многих европейских стран, привело  к размышлениям о должном образе жизни и поведении женщин, послужило  началом продолжающейся до сего дня дискуссии о женских добродетелях, о правильности оценки роли женщин в истории человечества. Теоретические разработки в этой области первоначально были сосредоточены, главным образом, на критике патриархатного уклада современного общества. Анализируя влияние патриархатной культуры на различные сферы жизни общества (политическую, культурную), авторы показывают формирование различий в структуре мужской и женской психики, различий в моделях поведения.[5]

Тема исследования актуальна на фоне возросшего интереса к статусу женщины в современном обществе, для чего необходимо изучение и осмысление ее не только экономического и социально-политического положения на протяжении длительного исторического периода, но и ее положения в семье.

Является общепризнанным тот факт, что роль женщины в любом обществе обусловлена уровнем развития данного общества. Но свободны ли мы от стереотипов по отношению к женщине в наше время? Об этом можно судить по тому, как мы относимся к самоопределению женщины, к ее социальной роли и предназначению. Мужчинам и женщинам постоянно приписывают различные социальные роли. Существуют занятия «для девочек» и «для мальчиков», «мужская» и «женская» работа, чисто «мужское» и чисто «женское» поведение. Предложены различные объяснения дифференциации сексуальных ролей. [4, с. 357]         Мы живем в просвещенную эпоху, когда равные права мужчин и женщин закреплены в конституциях различных стран, когда женщины включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию, но все же, положение женщин во многом остается двойственным. Сохраняется дискриминация женщин, хотя часто уже не в явной, а в скрытой форме, чему способствуют поло-ролевые стереотипы. Они являются барьерами в сознании и поведении людей, причиной неравенства социальных позиций мужчин и женщин.

Вот некоторые из наиболее распространенных стереотипов: женское  предназначение — дом и семья; женщина не может быть хорошим  руководителем; занятость женщин на работе оказывает негативное воздействие  на ее детей, влияет на рост преступности в обществе; политика — не женское дело и т. д. [1, с.164]

Процессы глубокой трансформации  общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины. О ее роли, положении в семье можно судить, с одной стороны, по официальной статистике - это так называемые объективные данные, с другой стороны, существуют результаты социологических опросов общественного мнения.[5]

Следует понимать внешнее проявление свойств какого-либо субъекта в данной системе отношений, определенные действия по реализации потребностей, т. е какие функции должны выполняться в семье.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально-экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Значительную часть этих функций выполняет женщина. Перечислим некоторые из них: репродуктивная функция (биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях), экономическая (в основе лежит материальное обеспечение семьи, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных, использование материальных средств для удовлетворения индивидуальных потребностей), воспитательная (обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения), хозяйственно-бытовая (удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми и т.д.), функция первичного социального контроля (осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи), досуговая (общение, поддержание гармонии в семье между ее членами), сексуальная (соответствующий контроль за нравственной стороной интимных отношений членов семьи при воспитании у индивида реальных представлений об интимных отношениях).[5]

  Как уже было сказано выше, издавна существует стереотипное представление о том, что основная роль женщины — быть матерью, женой, вести домашнее хозяйство, а главное в жизни мужчины — это работа. Теоретическое объяснение такого разделения мужских и женских ролей можно найти у 3. Фрейда и Т. Парсонса. Фрейд выводил жесткое поло-ролевое разделение из различий физиологических. Он говорил, что «анатомия — это судьба». Парсонс, представитель функционализма, считал, что мужчина выполняет роль добытчика, т. е. инструментальную, а женщина как хранительница домашнего очага — экспрессивную. Чтобы быть настоящим мужчиной, по мнению Парсонса, существует единственный способ — иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь. Главный статус для женщины — быть женой своего мужа, матерью детей, домохозяйкой. Такое разделение ролей между мужчиной и женщиной, с точки зрения Парсонса, будет способствовать стабильности в обществе. Впоследствии функционализм Парсонса подвергался критике: "Функционалист пасует перед изменениями в общественной жизни, ибо, по определению, его предметом является статичное общество". [1, с.164-165]

Феминизм активно привлекает те теории и методологии (марксизм, интеракционистские теории, постмодернизм), идеи которых могут быть положены в основу изучения и анализа угнетения, стратификации, субординации, эксплуатации, подчинения, социальной несправедливости в отношении женщин, а также для описания специфического опыта женщин, их мировосприятия и социальных проблем. Феминистский подход в социологии – открыто идеологический, задача состоит не только в том, чтобы исследовать социальную реальность и опыт женщин в их интересах и с их позиции, но и для изменения существующего социального порядка, который несправедлив по отношению к ним. С содержательной точки зрения в большей мере феминистской критике подвергнуты теории, основанные на “естественности” различия в социальных статусах женщин и мужчин, т.е. на биологическом детерминизме. Такие воззрения характерны для основателей социологии, в частности, позитивистской концепции Огюста Конта, который считал, что неравноправное положение женщин в обществе основано на “естественной слабости женского организма”. Данная интерпретация характерна для большинства позитивистских социологов, которые исходили из природной обусловленности социальных явлений.

Всякая социологическая  теория предполагает некоторую интерпретацию  социально организованных отношений  между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у Маркса и Дюркгейма, Зиммеля и Парсонса, Гофмана и Гарфинкеля и пр.

Логика марксистской социологии при всех вариантах приводит исследователей к утверждению, что гендерные  отношения, т.е. отношения между полами, это один из аспектов производственных отношений. При этом разделение труда между мужчиной и женщиной рассматривается как первичное, необходимое для существования человеческого рода.

Эмиль Дюркгейм связывает  изменение положения полов с  общественным разделением труда и развитием цивилизации. В результате социального развития, считает Дюркгейм, "один из полов завладел эмоциональными функциями, а другой - интеллектуальными". В основании диссоциации функций находятся "дополняющие друг друга (природные) различия".

Данная тема нашла  отражение не только в теории, но и изучается эмпирически. М. С. Еливановой было проведено исследование в Казани, где ее интересовала бикарьерная  семья (семья, где работают жена и  муж и при этом дети обеспечены общественным присмотром (ясли/сад)). Как складывается в такой семье морально -  психологический климат? По данным исследования, с детьми общаются в свободное время только 2% семей интеллигенции. При этом у матерей в таких семьях 92% времени в структуре свободного времени расходуется на работу в домашнем хозяйстве. У отцов втрое меньше (27%), зато они больше заняты общением с друзьями (а не с детьми!). При этом каждый третий недоволен тем, как складываются в семье взаимоотношения с детьми, но больше половины опрошенных не жалуются на отсутствие общения с детьми. На 8-10% ситуация хуже среди рабочих семей, еще хуже – среди крестьян, что отражает наличие социального неравенства. [2, с. 62-63]

В ценностных ориентациях  на семью все обстоит тоже достаточно непросто. Исследование было проведено автором в 1991 г. в Екатеринбурге.  Практически все женщины отмечают ценность семьи; причем, подавляющее большинство - 72,7% подчеркивают очень большую ценность семьи для них, для 22% респонденток семья довольно важна, для 3,2% семья ценности не представляет. Результаты исследования показывают и разное отношение к мужу и детям. Так, ценность детей отмечают 72,7%, мужа - 44,5%. Муж довольно важен для 35,7%женщин, дети довольно важны для 15,5%. Муж совсем не важен для 12,2% женщин, дети совсем не важны для 7%.

Снижение ценности детей, увеличение числа малодетных семей  многие специалисты связывают с  отмиранием традиционной семьи, ростом городского и промышленного населения. Автору исследования представилось  целесообразным узнать мнение самих женщин о том, что необходимо для того, чтобы в семье было желаемое число детей. Это, прежде всего, материальное благополучие (74,5%), жилищные условия (50,5%), хорошее здоровье матери и отца (43,2%), возможность дать ребенку воспитание и образование (соответственно 29,2 и 11,5%), а также наличие хорошей медицинской помощи матери и ребенку (14,5%).

Полученные данные свидетельствуют  о трансформации брачно-семейных отношений, об ослаблении брачно-семейных уз, о том, что важность, значимость мужа во многом зависит от его вклада в совместное строительство семьи. [3, с.29]

Эти данные свидетельствуют о том, что женщинам очень важен дом, "гнездо", надежный "тыл", наличие  которого они во многом связывают  с определенными качествами мужа, прежде всего такими, как надежность, трудолюбие, ум. Можно говорить о своеобразном противоречии в женских оценках семьи. С одной стороны - это ослабление семейных уз, с другой, семья - это прибежище, "тихая гавань", где можно укрыться от житейских невзгод.

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. В системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает чрезвычайно важное место. Особенность здесь заключается в том, что смысл трудовой деятельности женщины видят, прежде всего, в повышении материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера для подавляющего большинства жизненной ценностью не является. Важной жизненной ценностью женщины считают образование.

Основное место в системе  жизненных ценностей женщин занимают семья и дети. Более того, результаты исследования, сравнительный анализ дает возможность предположить изменение ценностных ориентаций женщин в пользу семьи. Но при этом наблюдается разброс в женских оценках семьи, возникает большой разрыв между гипотетическим и реальным поведением женщин в отношении семьи, детей. [ 3, с.30]  Таким образом, основная противоречивость в исследуемой области возникает между возросшей ролью женщины в обществе и сохранении в значительной мере ее традиционного положения в семье.

Хотя данной теме уделяется определенное внимание, но следует отметить, что особый всплеск интереса был замечен в 90х годах. Но с течением времени произошли существенные изменения в данной сфере, поэтому данную проблему следует изучать.

 

 

Объект, предмет, цели и задачи исследования

Анализ научной разработанности  проблемы показывает, что имеющиеся  труды отечественных и зарубежных авторов, отражая отдельные грани  женской статусности, недостаточно выражают социальное осмысление взаимосвязи  женских социальных ролей как в семье, так и вне нее. Это определило выбор объекта, предмета, цели и задач исследования.                   Объект исследования – женщины, состоящие в браке и имеющие детей. Предмет исследования – положение женщины в семье.     Цель исследования: выяснить, какое положение женщина занимает в  семье, какова роль различных факторов в его формировании.        В соответствии с данной целью формулируются следующие задачи:    1. Выяснить степень участия женщин в выполнении различных семейных функций:                    1.1. В воспитании детей.                1.2. В материальном обеспечении семьи.       1.3. В выполнении хозяйственно-бытовых обязанностей.     1.4. В реализации властных функций.       2. Определить степень традиционности положения женщины в семье.   3. Установить основные факторы, влияющие на положение женщины в семье.  3.1. Установить влияние образования и социально-профессионального статуса на положение женщины в семье.          3.2. Установить роль первичной социализации в определении положения женщины в собственной семье.           3.3. Установить роль демографических факторов (возраст женщины и супруга, наличие и  количество детей, брачный стаж, разница в возрасте и т.д.).

 

 

Теоретические уточнения  и эмпирическая интерпретация основных понятий.

Семья – это организованная социальная группа, члены которой связаны  общностью быта, взаимной моральной  ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном самовоспроизводстве. Созданию семьи предшествует брак как парное отношение, основанное на взаимной привязанности, любви, заботе, интимных отношениях.      Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует половую связь. Брак регулируется обычаями, традициями, религией, правовыми нормами. В его основе лежит забота, общение, совместное добывание средств к существованию, взаимная материальная и духовная поддержка, ведение хозяйства, организация досуга. Социальный статус – положение, занимаемое индивидом или социальной группой в обществе или отдельной подсистеме общества. Разделяется по умениям, навыкам, образованию.           Социальная роль – модель поведения человека, объективно заданная социальной позицией личности в системе социальных, общественных и личных отношений.   Ролевые отношения в семье – отношения между членами семьи, которые определяются характером и содержанием семейных ролей или типом взаимодействия членов семьи при исполнении ими семейных ролей.      Семейная роль – это свод неписаных правил и норм поведения каждого из супругов. Определяется местом и функциями индивида в семейной группе, и подразделяются на супружеские, родительские, детские.      Эмпирические показатели положения женщины в семье можно разбить на несколько групп:            1. Участие женщины в воспитании детей:        а) виды досуговой деятельности c детьми;       б) время, затраченное на занятия с детьми;       в) авторитет матери среди детей;       2. Участие женщины  в материальном обеспечении семьи:     а) уровень заработной платы;         б) соотносительный вклад в семейный бюджет;     3. Участие женщины в хозяйственно-бытовой деятельности:     а) время, затрачиваемое на хозяйственно-бытовую         деятельность;             б) виды выполняемых обязанностей;        в) наличие помощи со стороны мужа и других членов семьи;   4. Участие женщины в реализации властных функций:      а) наличие главенствующего положения в семье;      б) распоряжение бюджетом семьи;        в) характер участия в принятии внутрисемейных решений;

Информация о работе Положение женщины в семье