Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа
Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. В системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает чрезвычайно важное место. Особенность здесь заключается в том, что смысл трудовой деятельности женщины видят, прежде всего, в повышении материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера для подавляющего большинства жизненной ценностью не является. Важной жизненной ценностью женщины считают образование.
1. Программа исследования 3
1.1 Методологический раздел 3
1.2. Процедурный раздел. 9
2. Характеристика выборочной совокупности 11
3. Основные результаты пилотажного исследования 12
4. Методический анализ инструмента исследования. 20
5. Список используемой литературы 21
6. Приложения. 22
Приложение 1. Итоговая анкета. 2
Предварительный системный анализ предмета исследования.
При изучении проблемы положения женщины в семье, необходимо рассмотреть типологию моделей семьи в аспекте роли женщины в ней. Традиционное положение женщины в семье:
Общие факторы: 1. Традиционные стереотипы,
сложившиеся в отношении женщины 2.
Экономическая поддержка семьи государством 3.
Специфические факторы: 1. Религия
Рабочие гипотезы
1. Женщины, получившие высшее образование, более склонны к самореализации себя в профессиональной деятельности, нежели в семейной. 2. Если в родительской семье мать занимала традиционное положение то, скорее всего, представительницы данной семьи будут придерживаться традиционного положения и в своей собственной семье. 3. Чем муж старше жены, тем меньшее влияние имеет в семье жена. 4. Чем старше женщина, тем больше вероятность того, что ей будет присуще традиционное положение в семье. 5. Высокий заработок жены определяет ее главенствующее положение в семье. 6. Сходный социально-профессиональный статус мужа и жены определяет современный тип их отношений в семье. 7. Женщины, выросшие в сельской местности, меньше включены в реализацию властных функций, чем коренные горожанки. 8. Характер распределения властных функций в родительской семье определяет характер распределения властных функций в данной семье. 9. Чем больший вклад женщина вносит в материальное обеспечение семьи, тем меньше она тратит времени на воспитание и занятия с детьми.
Проводится дифференцированное пилотажное исследование, поэтому требования репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдаются, но в исследование будут входить группы, которые должны участвовать в массовом исследовании: замужние женщины, имеющие детей, русской, удмуртской, башкирской и таджикской национальностей, проживающие в поселениях сельского и городского типа.
Методом сбора социологической информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная на основе программы исследования, включает в себя следующие смысловые блоки:
Результаты будут обрабатываться вручную, при анализе данных будут использоваться следующие методы:
В апреле 2011 года в Пермском крае был проведено анкетирование на тему «Положение женщины в семье». Всего было опрошено 30 женщин.
Было опрошено 26 замужних женщин (86, 7%) и 4 женщины (13, 3%), живущие в незарегистрированном браке.
Большинство возрастных групп представлено в достаточном количестве: до 35 лет – 8 чел.(26, 7%), 41 – 45 лет – 7 чел. (23, 3%), 46 – 50 лет – 9 чел. (30%). Однако две возрастные группы представлены недостаточно: 36 – 40 лет – 5 чел. (16, 7%) , 51 год и старше – 1 чел. (3, 3%). Среди опрошенных нет ни одного человека, имеющего начальное или неполное среднее образование; 2 человека (6, 7%) имеют среднее общее образование; 10 человек (33, 3%) – среднее специальное образование; 16 человек (53, 3%) – высшее или незаконченное высшее образование; 2 человека (6, 7%) имеют ученую степень.
По национальностям результаты распределись следующим образом: 25 человек (83, 3%) – русские, 3 человека (10%) – удмурты, 1 человек (3, 35%) – башкирской национальности, 1 человек (3, 35%) – таджикской национальности.
В вопросе о
стаже супружеской жизни следую
По типу поселения группы распределились следующим образом: поселения сельского типа – 12 человек (40 %), поселения городского типа 18 человек (60%).
Были опрошены респонденты с разным социально-профессиональным статусом: специалист на производстве - 3 человека (10%), специалист непроизводственной сферы – 10 человек (33, 3%), рабочий на производстве – 3 человека (10%), рабочий непроизводственной сферы – 5 человек (16, 7%), предприниматель, коммерсант – 1 человек (3, 3%), руководитель на предприятии, в организации – 3 человека (10%); студент – 1 человек (3, 3%), безработный – 1 человек (3, 3%), занятый индивидуальной трудовой деятельностью – 1 человек (3, 3%), служащий в органах управления предприятия или организации – 1 человек (3, 3%), другое – 1 человек (3, 3%). Ни одного руководителя в органах власти и военного или работника правоохранительной сферы в выборке не оказалось. У мужчин распределение получилось следующее: рабочий на производстве – 23, 3%, 20 % - рабочий непроизводственной сферы, 16, 7% - специалист непроизводственной сферы, 13, 3% отметили другой вариант ответа. Специалист на производстве и предприниматель, коммерсант представлены в одинаковом количестве – в каждой группе по 6, 7%. Военный или работник правоохранительной сферы, руководитель на предприятии организации, занятый индивидуальной трудовой деятельностью, служащий в органах управления предприятия или организации – по 3, 3 % в каждой группе. Не представленными группами оказались: руководитель в органах власти, студент и безработный.
Из 30 опрошенных респондентов все 30 человек (100%) имеет детей.
Недостатком выборки оказалось то, что некоторые социально-профессиональные группы (руководители в органах власти; предприниматели и коммерсанты) не оказались достаточно представленными, что повлияло на проверку гипотезы «Сходный социально-профессиональный статус мужа и жены определяет современный тип их отношений в семье». Также недостаточно представленными оказались возрастные группы женщин от 36 - 40 лет и старше 51 года, что повлияло на проверку гипотезы «Чем старше женщина, тем больше вероятность того, что ей будет присуще традиционное положение в семье».
В ходе исследования была поставлена следующая задача: «Определить степень традиционности положения женщины в семье». Для ее решения был использован ряд вопросов.
При выяснении участия женщины в распоряжении домашним бюджетом оказалось, в большинстве семей деньгами распоряжаются оба супруга – 21 человек (70%), но примерно четверть респондентов – 8 (26, 7%) ответили, что бюджетом распоряжается жена. Лишь 1 участник опроса (3, 3%) отметил, что бюджетом распоряжается муж.
Изучив данные по вопросу можно сделать вывод о равноправных отношениях в современной семье, однако в некоторых семьях присутствует женская авторитарность, а в редких случаях и мужская.
На вопрос о принятии решений в семье 14 человек (46, 7%) ответили, что решения в семье принимаются сообща всеми членами семьи. Но стоит заметить, что вторая половина респондентов ответили следующим образом: решающий голос мужа – 6 человек (20%), жены – 5 человек (16, 7%). Оставшиеся 5 человек (16, 7 %) отметили, что решение принимается определенным членом семьи в зависимости от ситуации.
На основе этих данных, можно также прийти к выводу о преобладании равноправных отношений в семье.
Также для решения задачи был рассмотрен вопрос о доверии детей к матери. Чуть меньше половины респондентов отметили, что дети сравнительно часто доверяют им свои секреты – 11 человек (36, 7%), около четверти отметили высокую и низкую степень доверия (6 человек - 20% и 8 человек – 26, 7%), 1 участник опроса (3, 3%) отметил, что дети не делятся проблемами вообще.
На занятия с детьми примерно четверть респонденток затрачивает от 30 минут до 1 часа (26, 7%), 7 респонденток (23, 3 %) проводят от 1 до 2 часов, от 2 до 3 часов и более 3 часов – по 6 человек в каждой группе (20%), не более 30 минут – 3 человека (10%).
При выяснении количества затрачиваемого времени в день на хозяйственно-бытовую деятельность более половины респондентов отметили, что затрачивают на работу по дому от 1 до 2 часов и более 3 часов по 8 человек (26, 7%) на каждый вариант ответа. Что свидетельствует о ежедневной домашней нагрузке женщины.
Данные определения
Таким образом, можно сделать вывод, что женщина непосредственно участвует в материальном обеспечении семьи.
На основе полученных данных можно сделать вывод, что в наше время преобладает современное положение женщины в семье, но в некоторой степени присутствуют черты традиционности.
Для выяснения влияния различных факторов было сформулировано несколько гипотез и проанализированы необходимые зависимости.
Чтобы проверить гипотезу «Женщины, получившие высшее образование, более склонны к самореализации себя в профессиональной деятельности, нежели в семейной» потребовался анализ зависимостей представленный ниже.
Таблица 1
Значимость семьи и работы в зависимости от образования (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
Значимость семьи и работы |
Среднее образование |
Высшее и незаконченное высшее образование | ||
Абс. ч. |
% |
Абс. ч. |
% | |
Главное для меня - работа |
2 |
16,7 |
0 |
0 |
Главное для меня - семья |
5 |
41,7 |
11 |
61,1 |
Семья и работа одинаково для меня важны |
5 |
41,7 |
7 |
38,9 |
Из таблицы 1 мы видим, что для женщин с высшим и незаконченным высшим образованием семья наиболее значима (61, 1%), в то время как среди женщин со средним образованием есть те, для кого главное значение имеет работа.
Таблица 2
Влияние образования на причины работы (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)
Причины работы |
Среднее образование |
Высшее и незаконченное высшее | ||
Абс. ч. |
% |
Абс. ч. |
% | |
По необходимости, чтобы обеспечить себя, свою семью или увеличить ее доход |
9 |
45,0 |
11 |
26,8 |
Чтобы применить свои способности, знания |
0 |
0,0 |
4 |
9,8 |
Хочу заниматься не только домашними делами, но и иметь другие интересы, быть среди людей |
7 |
35,0 |
10 |
24,4 |
Мне нравится моя работа, специальность |
1 |
5,0 |
7 |
17,1 |
Благодаря работе чувствую себя увереннее в семье, в жизни в целом |
2 |
10,0 |
6 |
14,6 |
Есть желание достичь успехов в своей профессии, сделать карьеру |
1 |
5,0 |
3 |
7,3 |
По другой причине |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |