Положение женщины в семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Анализ результатов исследования позволяет сделать следующие выводы. В системе жизненных ценностей современных женщин профессиональная деятельность занимает чрезвычайно важное место. Особенность здесь заключается в том, что смысл трудовой деятельности женщины видят, прежде всего, в повышении материального благосостояния семьи. Профессиональная карьера для подавляющего большинства жизненной ценностью не является. Важной жизненной ценностью женщины считают образование.

Содержание работы

1. Программа исследования 3
1.1 Методологический раздел 3
1.2. Процедурный раздел. 9
2. Характеристика выборочной совокупности 11
3. Основные результаты пилотажного исследования 12
4. Методический анализ инструмента исследования. 20
5. Список используемой литературы 21
6. Приложения. 22
Приложение 1. Итоговая анкета. 2

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по МиМСИ.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предварительный системный  анализ предмета исследования.    

При изучении проблемы положения женщины  в семье, необходимо рассмотреть  типологию моделей семьи в  аспекте роли женщины в ней.    Традиционное положение женщины в семье:

  1. Основное место работы – семейное домохозяйство, причем работа ведется не за деньги, а на себя и свою семью.
  2. В системе жизненных ценностей женщины преобладают такие, как долг, следование обычаям, авторитетам, судьбе, ценность семейной ответственности, детей как вкладов в будущую благополучную старость родителей, доминирование родительского авторитета  и мужского влияния.
  3. Родовые и родительские узы для женщины имеют главное значение, поэтому в семье могут проживать три поколения разом, причем властные функции выполнялись старшим в семье мужчиной.
  4. Степень участия женщины в материальном обеспечении семьи минимальна, а порой даже отсутствует.
  5. Воспитанием детей занимается жена.       Современное положение женщины в семье:
  6. Совмещение одновременно работы в домашнем хозяйстве и наёмного труда на предприятиях с индивидуальной оплатой труда независимо от статуса в семейно-родственных сетях, то есть для женщины характерна двойная занятость.
  7. Возможности для всех уровней мобильности не ограничены, есть свобода для индивидуальной активности, построения личной карьеры и карьерного роста.
  8. Супружеские узы становятся выше родовых и родительских, причем в супружестве интересы пары подчинены интересам индивида.
  9. Активное участие в материальном обеспечении семьи.
  10. Ориентация женщины на малодетность.
  11. Воспитанием детей занимаются оба супруга.

Общие факторы:            1. Традиционные стереотипы, сложившиеся в отношении женщины  2.  Экономическая поддержка семьи государством     3. Государственная политика в отношении семьи и женщин 

Специфические факторы:          1. Религия           2. Уровень образования         3. Социально-профессиональный статус супругов     4. Возраст           5. Национальность           6. Сфера занятости         7. Характер отношений в семье       8. Жилищно-бытовые условия       9. Состояние здоровья         10. Количество детей в семье        11. Тип семьи           12.  Место жительства женщины в детские, школьные годы   13. Тип родительской семьи        14. Характер распределения ролей в родительской семье    15. Брачный стаж          16.  Разница в возрасте между супругами

 

 

Рабочие гипотезы

 

1. Женщины, получившие высшее образование, более склонны к самореализации себя в профессиональной деятельности, нежели в семейной.  2. Если в родительской семье мать занимала традиционное положение то, скорее всего, представительницы данной семьи будут придерживаться традиционного положения и в своей собственной семье.        3. Чем муж старше жены, тем меньшее влияние имеет в семье жена.  4. Чем старше женщина, тем больше вероятность того, что ей будет присуще традиционное положение в семье.         5. Высокий заработок жены определяет ее главенствующее положение в семье. 6. Сходный социально-профессиональный статус мужа и жены определяет современный тип их отношений в семье.        7. Женщины, выросшие в сельской местности, меньше включены в реализацию властных функций, чем коренные горожанки.     8. Характер распределения властных функций в родительской семье определяет характер распределения властных функций в данной семье.   9. Чем больший вклад женщина вносит в материальное обеспечение семьи, тем меньше она тратит времени на воспитание и занятия с детьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. 2. Процедурный раздел

 

Проводится дифференцированное пилотажное исследование, поэтому требования репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдаются, но в исследование будут входить группы, которые должны участвовать в массовом исследовании: замужние женщины, имеющие детей, русской, удмуртской, башкирской и таджикской национальностей, проживающие в поселениях сельского и городского типа.

Методом сбора социологической информации является анкетный опрос. Анкета, разработанная на основе программы исследования, включает в себя следующие смысловые блоки:

    1. социально-демографический блок, который необходим для проверки влияния различных факторов;
    2. блок вопросов о родительской семье, необходимый для изучения её влияния на распределение ролей в данной семье;
  1. блок вопросов о детях;
  1. блок вопросов о распределении обязанностей в семье;
  2. блок вопросов о материальном положении семьи;
  3. блок вопросов об удовлетворенности условиями жизни.

Результаты  будут обрабатываться вручную, при  анализе данных будут использоваться следующие методы:

    1. вычисление частот и частостей;
    2. ранжирование;
    3. укрупнение исходных группировок;
    4. анализ зависимостей между такими факторами, как тип распределения властных функций в родительской семье, тип поселения, уровень заработка, социально-профессиональный статус, и показателями положения женщины в семье;
  1. использование теоретической типологии для анализа эмпирических данных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Характеристика выборочной совокупности.

В апреле 2011 года в Пермском крае был проведено анкетирование на тему «Положение женщины в семье». Всего было опрошено 30 женщин.

Было опрошено 26 замужних женщин (86, 7%) и 4 женщины (13, 3%), живущие в незарегистрированном браке. 

Большинство возрастных групп представлено в достаточном количестве: до 35 лет – 8 чел.(26, 7%), 41 – 45 лет – 7 чел. (23, 3%), 46 – 50 лет – 9 чел. (30%). Однако две возрастные группы представлены недостаточно: 36 – 40 лет – 5 чел. (16, 7%) , 51 год и старше – 1 чел. (3, 3%). Среди опрошенных нет ни одного человека, имеющего начальное или неполное среднее образование; 2 человека (6, 7%) имеют среднее общее образование; 10 человек (33, 3%) – среднее специальное образование; 16 человек (53, 3%) – высшее или незаконченное высшее образование; 2 человека (6, 7%) имеют ученую степень.

По национальностям  результаты распределись следующим образом: 25 человек  (83, 3%) – русские, 3 человека (10%) – удмурты, 1 человек (3, 35%) – башкирской национальности, 1 человек (3, 35%) – таджикской национальности.

В вопросе о  стаже супружеской жизни следующее распределение: до 5 лет – 4 человека (13, 3%), 6-10 лет – 5 человек (16, 7%), 11-15 лет – 1 человек (3, 3%), 16-20 лет – 8 человек (26, 7%), 21 – 30 лет - 11 человек (36, 7%), 31 год и более – 1 человек (3, 3%).

По типу поселения  группы распределились следующим образом: поселения сельского типа – 12 человек (40 %), поселения городского типа 18 человек (60%).

Были опрошены респонденты с разным социально-профессиональным статусом: специалист на производстве - 3 человека (10%), специалист непроизводственной сферы – 10 человек (33, 3%),  рабочий на производстве – 3 человека (10%), рабочий непроизводственной сферы – 5 человек (16, 7%), предприниматель, коммерсант – 1 человек (3, 3%), руководитель на предприятии, в организации – 3 человека (10%); студент – 1 человек (3, 3%), безработный – 1 человек (3, 3%), занятый индивидуальной трудовой деятельностью – 1 человек (3, 3%), служащий в органах управления предприятия или организации – 1 человек (3, 3%), другое – 1 человек (3, 3%). Ни одного руководителя в органах власти и военного или работника правоохранительной сферы в выборке не оказалось. У мужчин распределение получилось следующее: рабочий на производстве – 23, 3%, 20 % - рабочий непроизводственной сферы, 16, 7% - специалист непроизводственной сферы, 13, 3% отметили другой вариант ответа. Специалист на производстве и предприниматель, коммерсант представлены в одинаковом количестве – в каждой группе по 6, 7%. Военный или работник правоохранительной сферы, руководитель на предприятии организации, занятый индивидуальной трудовой деятельностью, служащий в органах управления предприятия или организации – по 3, 3 % в каждой группе. Не представленными группами оказались: руководитель в органах власти, студент и безработный.

Из 30 опрошенных респондентов все 30 человек (100%) имеет  детей.

Недостатком выборки оказалось то, что некоторые социально-профессиональные группы (руководители в органах власти; предприниматели и коммерсанты) не оказались достаточно представленными, что повлияло на проверку гипотезы «Сходный социально-профессиональный статус мужа и жены определяет современный тип их отношений в семье».  Также недостаточно представленными оказались возрастные группы женщин от 36 -  40 лет и старше 51 года, что повлияло на проверку гипотезы «Чем старше женщина, тем больше вероятность того, что ей будет присуще традиционное положение в семье».

 

 

 

 

  1. Основные результаты пилотажного исследования

В ходе исследования была поставлена следующая задача: «Определить степень  традиционности положения женщины  в семье». Для ее решения был использован ряд вопросов.

При выяснении участия женщины в распоряжении домашним бюджетом оказалось, в большинстве семей деньгами распоряжаются оба супруга – 21 человек (70%), но примерно четверть респондентов – 8 (26, 7%) ответили, что бюджетом распоряжается жена. Лишь 1 участник опроса (3, 3%) отметил, что бюджетом распоряжается муж.

Изучив данные по вопросу можно сделать вывод о равноправных отношениях в современной семье, однако в некоторых семьях присутствует женская авторитарность, а в редких случаях и мужская.

На вопрос о принятии решений в семье 14 человек (46, 7%) ответили, что решения в семье принимаются сообща всеми членами семьи. Но стоит заметить, что вторая половина респондентов ответили следующим образом: решающий голос мужа – 6 человек (20%), жены – 5 человек (16, 7%). Оставшиеся 5 человек (16, 7 %) отметили, что решение принимается определенным членом семьи в зависимости от ситуации.

На основе этих данных, можно также  прийти к выводу о преобладании равноправных отношений в семье.

Также для решения задачи был  рассмотрен вопрос о доверии детей к матери. Чуть меньше половины респондентов отметили, что дети сравнительно часто доверяют им свои секреты – 11 человек (36, 7%), около четверти отметили высокую и низкую степень доверия (6 человек - 20% и 8 человек – 26, 7%), 1 участник опроса (3, 3%) отметил, что дети не делятся проблемами вообще.

 На занятия с детьми примерно четверть респонденток затрачивает от 30 минут до 1 часа (26, 7%), 7 респонденток (23, 3 %) проводят от 1 до 2 часов, от 2 до 3 часов и более 3 часов – по 6 человек в каждой группе (20%), не более 30 минут – 3 человека (10%).

При выяснении количества затрачиваемого времени в день на хозяйственно-бытовую  деятельность более половины респондентов отметили, что затрачивают на работу по дому от 1 до 2 часов и более 3 часов по 8 человек (26, 7%) на каждый вариант ответа. Что свидетельствует о ежедневной домашней нагрузке женщины.

Данные определения значительности вклада женщины в семейный бюджет распределились следующим образом: более половины опрошенных утверждают, что их доходы не являются главными. Однако 7 респонденток (23, 3 %) отметили, что их заработки являются главным источником обеспечения семьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что женщина непосредственно участвует в материальном обеспечении семьи.

На основе полученных данных можно сделать вывод, что в наше время  преобладает современное положение женщины в семье, но в некоторой степени присутствуют черты традиционности.

Для выяснения  влияния различных факторов было сформулировано несколько гипотез  и проанализированы необходимые зависимости.

Чтобы проверить  гипотезу «Женщины, получившие высшее образование, более склонны к самореализации себя в профессиональной деятельности, нежели в семейной» потребовался анализ зависимостей представленный ниже.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

Значимость семьи и работы в зависимости от образования (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)

Значимость семьи и  работы

Среднее образование

Высшее и незаконченное  высшее

образование

Абс. ч.

%

Абс. ч.

%

Главное для меня - работа

2

16,7

0

0

Главное для меня - семья

5

41,7

11

61,1

Семья и работа одинаково  для меня важны

5

41,7

7

38,9


 

Из таблицы 1 мы видим, что для женщин с высшим и незаконченным высшим образованием семья наиболее значима (61, 1%), в то время как среди женщин со средним образованием есть те, для кого главное значение имеет работа.

Таблица 2

Влияние образования на причины работы (в абсолютных числах и % от числа опрошенных в каждой группе)

Причины работы

Среднее образование

Высшее и незаконченное высшее

Абс. ч.

%

Абс. ч.

%

По необходимости, чтобы  обеспечить себя, свою семью или  увеличить ее доход

9

45,0

11

26,8

Чтобы применить свои способности, знания

0

0,0

4

9,8

Хочу заниматься не только домашними делами, но и иметь другие интересы, быть среди людей

7

35,0

10

24,4

Мне нравится моя работа, специальность

1

5,0

7

17,1

Благодаря работе чувствую себя увереннее в семье, в жизни  в целом

2

10,0

6

14,6

Есть желание достичь  успехов в своей профессии, сделать  карьеру

1

5,0

3

7,3

По другой причине

0

0,0

0

0,0

Информация о работе Положение женщины в семье