Положение женщины в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 13:30, реферат

Описание работы

С уходом идеологических противоречий разногласия в области прав человека определяются теперь, с одной стороны, различным уровнем развития социально-экономического и политического развития общества, с другой — и это самое главное, национальными интересами группы или отдельных государств.
Определение места и роли женщины в обществе является одним из актуальных и наболевших вопросов современности, а особенно важна сущность и эффективность социально-правовой поддержки женщин. Этим и объясняется актуальность выбранной мною темы.
Целью моей работы является подетальное, емкое исследование социально-правовой поддержки в России.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Положение женщины в современном обществе 8
1.1. Демографическая ситуация 10
1.2. Сфера труда 14
1.3. Экономическая независимость и (или) безопасность 20
Глава 2. Права трудящихся женщин 25
2.1. Реализация права на труд 25
2.2. Условия труда 32
2.3. Защита трудовых прав 41
2.4. Социальное обеспечение 43
Глава III. Правовая поддержка женщин в России 50
3.1. Конвенция о политических правах женщин 50
3.2. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 51
3.3. Конвенция о гражданстве замужней женщины 60
Глава IV. Защита прав женщин в Европейском Союзе 62
Глава V. Женщины в населении Республики Башкортостан. Мероприятия в сфере труда и быта женщин 70
5.1. Характеристика женской части населения 70
5.2. Бытовые и производственные условия жизнедеятельности женщин 77
5.2.1. Охрана материнства и детства 77
5.2.2. Женщина и быт 81
5.2.3. Торгово-бытовое обслуживание 83
5.2.4. Условия труда. 85
5.3. Место женщин в общественном производстве 87
5.4. Деятельность съезда Общества башкирских женщин 92
Заключение 95
Приложение 98
Список используемой литературы 106

Файлы: 1 файл

diploma.docx

— 148.08 Кб (Скачать файл)

      О правовой поддержке женщин можно  говорить до бесконечности и приводить массу правовых документов, содержащих в себе все соответствующие меры для реализации прав женщин равных с мужчинами. В настоящей главе я уделила внимание лишь трем, по моему мнению, наиболее емкими и, несмотря на давность принятия, актуальным положениям, принятым Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции о политических правах женщин (п.3.1), Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации  в отношении женщин (извлечение) (п.3.2) и Конвенции о гражданстве замужней женщины (п.3.3.).

      В сжатом виде я отвела место политическим и иным правам женщин, а также  всем соответствующим мерам для  их реализации, учитывая факт равноправия  мужчин и женщин. Соблюдение всех этих мер, несомненно, ведет не только к  определению четких границ, отводимых месту и роли, занимаемым женщинами в современном обществе, но и к возможности проявления себя, эффективной реализации своих навыков, профессиональных качеств и способностей в достижении целей на уровне удовлетворения фундаментальных потребностей, а также на государственном уровне.

      Глава IV. Защита прав женщин в Европейском Союзе

      Правовая  защита граждан — важный элемент социальной политики, проводимый Европейским Союзом (ЕС). Основой правовой защищенности женщин в Европейском Союзе являются провозглашение обязательности соблюдения принципа равноправия мужчин и женщин, в первую очередь в области трудовых отношений, и законодательное закрепление этого принципа в праве Европейского Союза.

      Непосредственное  отношение к правовому регулированию  положения женщин в Европейском Союзе имеет  Римский договор 1957 г., содержащий специальную статью (ст.119), определяющую правовой статус работающей женщины. Эта статья обязывает государства — членов Европейского Союза гарантировать и соблюдать принцип, согласно которому мужчины и женщины должны получать равную оплату за равный труд.

      Статья 119 Римского договора помимо закрепления  общего принципа о необходимости  гарантировать равную оплату за равный труд мужчин и женщин содержит характеристику самого понятия “оплата” за равный труд — постоянный заработок, жалованье или любое иное вознаграждение, выплачиваемое наличными деньгами или в ином качестве, которое работник получает за выполненную им работу от работодателя непосредственно или иным путем”. Но несмотря на имеющиеся разъяснение на практике возникло много вопросов относительно того, охватываются ли понятием “любое иное вознаграждение” различного рода пособия, суммы профессиональной страховки, оплата выходных дней, предоставление льгот на проезд на транспорте и другие льготы, с помощью которых работодатель пытается нередко привлечь или сохранить рабочую силу. Судом ЕС было признано, что “иным вознаграждением” могут быть возмещение работодателем транспортных расходов работника, расходов, связанных с переездом из другого города к месту работы, различные компенсационные выплаты, возможность пользоваться служебным автомобилем

      Исходя  из решений Суда Европейского Союза, “равным” может быть признан труд, идентичный по своему характеру  и выполняемый работающими на одном и том же предприятии. Но это наиболее очевидный случай, когда с уверенностью можно констатировать возможность применения ст.119. Однако возникает справедливый вопрос, применима ли эта статья к ситуациям, когда работники выполняют одинаковую работу, но на различных предприятиях, и особенно когда такие предприятия принадлежат разным собственникам: государству, частным лицам и др. Однозначного мнения Суда до сих пор не выработано. Однако в настоящий момент, как указывает в своей работе английский автор Эллис Эвелини, в суде Европейского Союза появились тенденции, направленные на признание возможности применения ст.119 и к указанным статьям.11

      Важное  практическое значение при определении  равенства труда имеет то обстоятельство, что в случае выполнения одинаковой по характеру работы для одного и  того же наймодателя никакой роли не играет, выполнялись ли работы одновременно или нет.

      Статья 119 Римского договора имеет довольно общий характер, и она не в состоянии урегулировать все возникающие и могущие возникнуть в будущем вопросы, связанные с принципом равноправия женщин в трудовых и социальных отношениях. Для конкретизации или, точнее сказать, более развернутой характеристики положений этой статьи в праве ЕС используются формы  так называемого “вторичного” законодательства— директивы Совета Европейских Сообществ. Всего Советом ЕС по вопросам, касающимся принципа равноправия мужчин и женщин было принято 5 таких директив: Директива о равной оплате труда мужчин и женщин, (далее — Директива о равной оплате (ДОРО) № 117, 1975 г. ; Директива о принципе равенства мужчин и женщин в отношении доступа к рабочим местам, профессиональной подготовке и продвижению по службе, а также равным условиям работы (далее— Директива  о принципе равенства (ДОПР) № 207, 1976 г.; Директива о равной соцзащите мужчин и женщин № 7, 1979 г.; Директива о равных тарифах производственного социального страхования № 378, 1986 г.; Директива о принципе равенства в индивидуально-трудовой деятельности № 613, 1986 г.

      В настоящей главе я рассмотрела  только первые 2 директивы (ДОРО и ДОПР) как наиболее часто встречающиеся  в практике применения  права ЕС.

      Директива 75/117 о равной оплате (ДОРО) явилось  по существу первым нормативным актом, принятым в рамках ЕС, по вопросам ликвидации дискриминации по признаку пола и установления равноправия между мужчинами и женщинами в области трудовых отношений. Часть 1 ст.1 Директивы 75/117 гласит: “ Принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, закрепленный  в статье 119 Римского договора (далее “принцип равной оплаты” (ПРО), означает равную оплату за одинаковую работу или за работу той же ценности, а также запрещение дискриминации по принципу пола в отношении всех видов и условий заработной платы”.

      Статья 119 Римского договора и ДОРО регулируют исключительно вопросы оплаты труда. Их действие не распространяется на иные аспекты  принципа равенства трудящихся по признаку пола, а именно: равные условия труда, равные возможности в продвижении по службе, доступе к профессиональной подготовке и т.д. Эти вопросы нашли свое отражение в ДОПР 1976 г., которая провозгласила принцип ликвидации всех видов дискриминации по признаку пола в отношении:

      — продвижения по службе, профессиональной подготовке и переподготовке;

      — равных условий труда, (включая положения, гарантирующие порядок увольнения);

      — приема на работу;

      В решении Суда Европейского Союза (1991 г.) было подчеркнуто,  что отказ в приеме на работу на основании принадлежности к женскому полу, а также беременных женщин является прямым нарушением ч.1 ст.2 директивы. Суд также отметил, что беременность женщин не является фактором, исключающим ее из круга претендентов на замечание того или другого вакантного места, если только по другим основаниям (квалификация, специальность, опыт работы) она ей соответствует. Нарушение директивы будет иметь место и в случае отказа в приеме на работу женщин только на основании того, что она имеет малолетних детей.12

      Предпринимаемые в ограничении принципы равенства  полов меры соответствуют требованиям  директивы, когда направлены исключительно на дополнительную защиту женщин, ожидающих или родивших ребенка (или усыновивших малолетнего). В целях контроля за состоянием законодательных норм по защите материнства и беременных женщин государства-члены Европейского Союза должны в соответствии с требованиями директивы проводить каждые 4 года со дня вступления ее в силу их оценку и пересмотр, о чем обязуются  докладывать Комиссии ЕС.

      Принятие  Советом Европейского Союза директив, связанных с равными возможностями  мужчин и женщин свидетельствует  о том, что право ЕС в рассматриваемой  области — не застывшее явление, а институт, находящийся в постоянном развитии. Стратегические задачи в сфере защиты прав женщин во многом определяются принимаемыми руководящими органами Европейского Союза программами действий. Известны 3 программы ЕС по равным возможностям для женщин, разработанные на периоды 1982-1985 гг., 1986-1990 гг., 1990-1995 гг. Все программы имеют приблизительную структуру и сохраняют преемственность принципов. Во второй программе в качестве приоритетных указаны следующие направления:

      внедрение новых методов управления;

      улучшение условий для образования и  профессиональной подготовки женщин, определение и учет перспектив их занятости и влияния на нее новых технологий; 

      расширение  социальной помощи государств и корпораций в сторону приспособления системы социального обеспечения к происходящим изменениям в трудовых и семейных отношениях.13  

      Одним из примеров конкретных практических действий предпринимаемым Европейским Союзом для осуществления целей и задач второй программы, явилось выделение Комиссией ЕС специальных гарантов женщинам, начинающим собственный бизнес. Предпочтение в выделении помощи такого рода отдавалось тем проектам, в соответствии с которыми предполагалось создать новые рабочие места для женщин со специальными проблемами (например, для безработных), а также в сферах профессиональной деятельности, нетрадиционной для применения женского труда.14

      Программа действий на 1990-1995 гг. была принята как  реализация основных положений ст.16 Хартии основных социальных прав рабочих, принятой комиссией ЕС в 1990 г.15

      В качестве основных направлений действий программа включает в себя дальнейшие развития законодательной базы по принципу равноправия и улучшения положения женщин в обществе. В этих целях в сентябре 1990 г. был разработан и опубликован проект директивы Совета ЕС о защите трудовых прав беременных женщин. По проекту предполагается обязать государства проводить периодические проверки (с помощью служб безопасности гигиены труда на предприятиях) влияния на состояние здоровья беременных женщин выполнения ими непосредственных служебных обязанностей (если это связано с переноской тяжестей, работой с химическими составами и т.д.) Если будет установлено, что дальнейшее продолжение работы такого характера неблагоприятно влияет на здоровье будущей матери и ребенка, администрация предприятия должна предоставить женщинам другую работу с сохранением прежнего заработка. Освобождение женщин от работы в ночное время суток (по крайней мере за 8 недель до рождения ребенка) также является мерой, которую Совет включил  в проект директивы.

      Большой вклад в разработку проектов директив, а также подготовку различного рода докладов, информационных сообщений о положении женщин в Европейском Союзе, о мерах по защите их прав вносит функциональный орган Комиссии ЕС — Бюро по вопросам занятости и равных возможностей для женщин.

      В рамках Комиссии Европейского Союза  действует также Женское бюро информации на базе которого выпускается  ежеквартальный журнал «Женщины Европы», а также Консультативный комитет по вопросам «Равные возможности для мужчин и женщин» — в его задачи входят разработка предложений, определяющих политику ЕС по вопросам равных возможностей мужчин и женщин, ведение аналитической и консультативной деятельности.

      Помимо  специально созданных на базе Комиссии УС органов по защите прав женщин в ЕС функционирует Европейский социальный фонд, учрежденный в соответствии с Римским договором. Целью образования последнего было желание содействовать улучшению условий труда и жизни граждан государств — членов ЕС. Значительные суммы фонд выделял специально на нужды женщин. В 1986 году, например, фонд выделил на нужды женщин около 80% своих средств.16  Деньги выделялись на заработную плату приходящих нянь, чтобы обеспечить возможность для женщин, имеющих маленьких детей, работу на полный рабочий день. Фондом оплачивалась также программа обучения женщин, которые не имели раньше возможность получить компьютерное образование, без которого они не могли быть приняты на работу на крупные предприятия.

      Можно сделать вывод, что защита прав женщин в Европейском Союзе осуществляется в различных формах: через законодательное регулирование, деятельность Суда ЕС, создание программ действий, адресованных государствам-членам, деятельность различных фондов и органов ЕС.

      Глава V. Женщины в  населении Республики Башкортостан. Мероприятия в сфере труда и быта женщин

      5.1. Характеристика  женской части населения

      Сегодня пытаются пересмотреть, по-иному оценить  события века, прошлое страны Советов  и многое другое, но не признавать происшедших в жизни женщин, в них самих, в целом в обществе глубоких позитивных перемен мы не можем. Особенно разительными они были в образе жизни, самосознании, социальном статусе женщин национальных районов, в частности, в Республике Башкортостан.

      К какому бы периоду столетия не обратиться, женщин можно увидеть в рядах сторонников разрешения накопившихся противоречий, созидания нового.

      Сегодня, когда Башкортостан, как и все  регионы бывшего СССР, переживает сложный, болезненный противоречивый период мучительных поисков путей  дальнейшего развития, попыток коренных преобразований, как и в начале века, вновь одна из больших социально-демографических групп в структуре населения, трудовом и интеллектуальном потенциале республики заявляет о себе как о довольно заметной и влиятельной силе в общественной жизни.  Выдвинулись и совершенно новые задачи определения ее места и роли  в происходящих процессах.

Информация о работе Положение женщины в современном обществе