Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:17, курсовая работа
Целью моей работы является подетальное, емкое исследование социально-правовой поддержки в России. Чтобы достичь своей цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Провести углубленную оценку положения женщин в современном обществе с прояснением демографической ситуации, обращениям к сфере труда, вопросу экономической независимости и/или безопасности.
2. Раскрыть содержание социального обеспечения и прав трудящихся женщин.
3. Исследовать существующие положения, связанные с правовой поддержкой женщин в России.
4. Провести сравнительную оценку защиты прав женщин в Европейской Союзе.
Принимая решение о восстановлении на прежней работе незаконно уволенного или переведенного работника и о выплате ему заработной платы за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, суд должен рассмотреть вопрос о материальной ответственности должностного лица, виновного в незаконном увольнении или переводе. Если увольнение или перевод произведены с явным нарушением закона, или если администрация задержала исполнение решения суда о восстановлении работника, на виновное должностное лицо возлагается обязанность возместить предприятию, учреждению или организации ущерб в связи с оплатой за вынужденный прогул или за время выполнения нижеоплачиваемой работы.
Что касается занятых на предприятиях современных форм собственности (АО, ЗАО, ООО, ХТ, ХО и т.д.), то для них установлен иной порядок рассмотрения трудовых споров. Споры по делам, возникшим из данных отношений, разрешаются общим собранием, правлением и т.п. в порядке, определенным его уставом.
Общественно полезный труд и его результаты определяют положение человека в обществе. Здесь учитывается не только сам факт общественно полезной деятельности, но и ее продолжительность или стаж. Стаж общественно полезной деятельности — это время труда, период работы; измеряется календарными сроками: в днях, месяцах, годах.
Общий порядок исчисления трудового стажа регулируется нормами права, относящимися к граждан от их пола. Однако, учитывая специфические функции, выполняемые женщинами, государство установило и специальные нормы, предусматривающие льготы при исчислении стажа работы.
Различают три вида стажа: общий трудовой стаж, специальный стаж и непрерывный стаж. Общий трудовой стаж — это вся продолжительность общественно-полезной деятельности независимо от ее вида, перерывов, которые имелись в работе, их длительности. С общим трудовым стажем законодательство связывает право трудящихся на пенсии. Как уже указывалось, размер пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет также зависти от общего трудового стажа. В общий стаж работы засчитывается как время фактической работы, так и периоды, когда гражданин не работал, но за ним сохранилось место работы (время болезни, например). Что касается женщин, то в стаж их работы включаются все периоды отпусков, связанных с рождением и воспитанием ребенка. Следует подчеркнуть, что в общий стаж работы включается военная служба, служба в органах госбезопасности и органах внутренних дел. Это положение имеет определенное значение и для женщин, так как в последнее время женщины на добровольной основе несут службу в армии. Важная льгота, предоставляемая женщинам при исчислении общего трудового стажа заключается в том, что в стаж работы, учитываемый при назначении пенсии может быть засчитан период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхурочной службы с мужьями в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности (не более 10 лет).
В общий стаж засчитывается работа, выполняемая на основе трудового договора на производстве, в учреждении, организации, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования. Существенно расширил понятие общего трудового стажа закон о пенсионном обеспечении граждан еще в СССР. Так, в общий стаж включается время ухода неработающей матери за малолетними детьми, но не далее, чем до достижения каждым ребенком трех лет. Ограничен и общий период: в общей сложности в трудовой стаж может быть включен лишь шестилетний период. Также в общий стаж включается врем ухода за инвалидами Великой Отечественно войны первой группы и инвалидами, ставшими таковыми вследствие трудового увечья. По новому пенсионному закону в общий стаж включается время ухода за инвалидом первой группы, независимо от причины инвалидности, или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста. Специальный стаж представляет собой продолжительность работы по определенной специальности, в определенной должности или в определенных условиях (специальным стажем может быть, например, стаж работы в районах Крайнего Севера). Специальный стаж служит основанием для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях и пенсий за выслугу лет. Как правило, в специальный стаж включается только та работа, которая указана в законе как основание для предоставления соответствующей пенсии. В некоторых случаях в него засчитывается и иная деятельность. Особые правила установлены для исчисления специального стажа работникам просвещения и здравоохранения.
Непрерывный стаж — это продолжительность работы на одном и том же предприятии, учреждении или организации.
От длительности непрерывного стажа зависит размер пособия при болезни или бытовой травме. Продолжительность непрерывного стажа для назначения пособий по временной нетрудоспособности определяется по последнему месту работы. Что касается надбавок к пенсии, то продолжительность непрерывного стажа может быть учтена за любой период. Законодательство о порядке исчисления непрерывного стажа всегда содержало нормы о сохранении непрерывного стажа при переходе женщин, имеющих детей, с одной работы на другую. Непрерывный трудовой стаж для исчисления пособий по временной нетрудоспособности сохраняются за женщинами в случае расторжения трудового договора в связи с уходом за ребенком в возрасте до 14 лет или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста. При исчислении непрерывного стажа следует увольнение в связи с переводом мужа на другую работу, в другую местность и в связи с переездом к месту жительства мужа. В первом случае непрерывный стаж сохраняется независимо от времени поступления на работу, во втором — при условии поступления на работу в течение месяца. Стаж работы не прерывается независимо от продолжительности перерыва, если женщина увольняется по собственному желанию в связи с увольнением мужа со службы в Вооруженных Силах и выездом на новое место жительства.
Трудовой стаж считается прерванным, если работница увольняется за прогул, за появление на работе в нетрезвом виде, за систематическое нарушение без уважительных причин обязанностей, возложенных на нее трудовым договором, за совершение проступка, вызвавшего утрату доверия со стороны администрации и т.п. В непрерывный стаж может быть включена и учеба, и время работы или производственной практики на оплачиваемых местах и должностях в период обучения в высшем или среднем специальном учебном заведении, пребывания в аспирантуре или клинической ординатуре. Во всех случаях, когда в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного стажа, работница была временно нетрудоспособна, что подтверждается документом лечебного учреждения, этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.
При заболеваниях, травмах и в других случаях, когда по состоянию здоровья трудящиеся не могут выполнять свои производственные и служебные обязанности, они должны быть освобождены от работы и имеют право на получение пособия, возмещающего утраченный заработок. Общее условие для назначения пособия во всех случаях временной нетрудоспособности — утрата всего заработка или его части. Если работница, будучи больной или ухаживая за членом семьи, приходила на работу и выполняла свои обязанности, она должна получать за свой труд, а не пособие.
Один из важнейших показателей уровня заботы общества о трудящихся— это право на пенсию для лиц, достигших преклонного возраста и в случае инвалидности.
Пенсионная система в нашей стране предусматривает ряд льгот, предоставляемых женщинам. Льготы эти выражаются в уменьшении возраста и стажа работы, необходимых для назначения пенсии. По общему правилу пенсии по возрасту назначаются мужчинам по достижении 60 лет при общем стаже работы не менее 25 лет, а женщинам — в возрасте 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. Таким образом, женщины пользуются льготами даже при назначении пенсий на общих основаниях: для них на пять лет снижены возраст и стаж работы. Действующая пенсионная система предусматривает льготное обеспечение по старости всех трудящихся, если они заняты на работах с вредными и тяжелыми условиями труда. При этом трудящиеся женщины имеют дополнительные льготы, связанные с уменьшением возраста и стажа.
При исчислении стажа работы, дающего право на льготную пенсию, необходимо учитывать, что время работы во вредных условиях труда засчитывается в стаж в том случае, если работницы были заняты на работах, указанных в списках, полный рабочий день.
На пять лет раньше, чем всем женщинам, и на пять лет раньше, чем мужчинам при аналогичных условиях, назначается пенсия по возрасту женщинам-инвалидам, ставшим таковыми вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР и при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте. Пенсия по старости им назначается в возрасте 50 лет при 20-летнем стаже работы.
Самостоятельные льготные пенсии установлены женщинам, родившим пять и более детей и воспитавшим их до 8-летнего возраста (пенсия по старости назначается по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет). Если ребенок или все дети воспитывались в детских учреждениях с круглосуточным пребыванием в них, мать не теряет права на получение пенсии на льготных условиях.
В связи с заболеванием или травмой женщина может утратить трудоспособность на длительное время или даже навсегда, то есть стать инвалидом. При наступлении инвалидности от общего заболевания или в результате бытовой травмы право на пенсию зависит от общего стажа работы рабочего или служащего.
Особые льготы установлены для молодежи. Если инвалидность наступила до достижения гражданином 20 лет, но в период работы или после ее прекращения, пенсия по инвалидности назначается независимо от продолжительности трудового стажа по времени обращения за пенсией. Поэтому, например, если девушка после школы работала, а затем поступила учиться в техникум, но в связи с тяжелым почечным заболеванием стала инвалидом, то она вправе получать пенсию по инвалидности от общего заболевания.
Государство берет на себя обязанность предоставить материальное обеспечение в случае смерти работницы ее родственникам (детям, братьям, сестрам, внукам, отцу, матери, жене, мужу, деду, бабушке), если они состояли на иждивении умершего и нетрудоспособны.
В социальном обеспечении большое значение имеют денежные пособия, выплачиваемые семьям с детьми — они призваны повышать благосостояние таких семей. В настоящее время, в период перехода к рыночным отношениям, пособия выступают как гарантии, обеспечивающие нормальные условия жизни и потребления для семей с детьми, особенно для малообеспеченных и неполных семей (сюда относятся единовременные пособия одиноким матерям, пособие на детей военнослужащих срочной службы, временные пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов и т.д.— все перечисленные пособия следует рассматривать как минимальную общегосударственную материальную поддержку семье).
В настоящее время получают определенное распространение такие формы материальной помощи, как денежные доплаты к пособиям, денежные кредиты, пособия на приобретение отдельных видов непродовольственных товаров, оплата жилых помещений и коммунальных услуг, натуральные выдачи отдельных товаров.
Учитывая ограниченный объем данного дипломного проекта, я постаралась в сжатом виде описать права трудящихся женщин, подробно останавливаясь на основных моментах; особое внимание уделить правам и льготам, предоставляемым женщинам в разрезе следующих подразделов:
Раскрывая тему данного дипломного проекта “Социально-правовая поддержка женщин в России”, невозможно обойти стороной Конвенцию о политических правах женщин, принятую Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1952 года (вступившую в силу 7.07.54 г.), отражающую основные моменты правовой поддержки женщин, желая осуществить принцип равноправия мужчин и женщин, указанный в Уставе Организации Объединенных Наций (применимы в России).
Признавая, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредственно свободно избранных представителей и право равного доступа к госслужбе в своей стране, а также желая уравнять в соответствии с постановлениями Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей Декларации прав человека, положение мужчин и женщин и в отношении обладания и пользования политическими правами, решив заключить конвенцию для этой цели, договорившиеся Стороны согласились о том, что женщинам принадлежит право голосовать на всех выборах на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации (ст.1); женщины могут быть избираемы на равных с мужчинами условиях без какой-либо дискриминации, во все установленные национальным законом учреждения, требующие публичных выборов (ст.2); женщинам принадлежит на равных условиях с мужчинами без какой-либо дискриминации, право занимать должности на общественно-государственной службе и выполнять все общественно-государственные функции, установленные национальным законом (ст.3). настоящая Конвенция была открыта для подписания любыми членами ООН, а также любыми другими государствами, получившими приглашение от Генеральной Ассамблеи; подлежит ратификации, и ратификационные грамоты сдаются на хранение Генеральному секретарю ООН. Любой спор, возникший между любыми двумя или несколькими договорившимися государствами по поводу толкования или применения настоящей Конвенции, который не разрешен в порядке передается по требованию любой из Сторон в этом споре, если они не договорятся о другом порядке его урегулирования, на решение Международного Суда.
Несмотря на давность принятия вышеописанной Конвенции, ее статьи применимы и актуальны в современном обществе, олицетворяя собой реализацию принципа равноправия мужчин и стремящихся к независимости от них женщин.
Дискриминация женщин нарушает принципы равноправия и уважения человеческого достоинства, препятствует участию женщины наравне с мужчиной в политической, социальной, экономической и культурной жизни своей страны, мешает росту благосостояния общества и семьи и еще больше затрудняет полное раскрытие женщин на благо своих стран и человечества. В условиях нищеты женщины имеют наименьший доступ к продовольствию, здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и возможностям для трудоустройства, а также к другим потребностям.
Информация о работе Положение женщины в современном обществе