Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:17, курсовая работа
Целью моей работы является подетальное, емкое исследование социально-правовой поддержки в России. Чтобы достичь своей цели мною были поставлены следующие задачи:
1. Провести углубленную оценку положения женщин в современном обществе с прояснением демографической ситуации, обращениям к сфере труда, вопросу экономической независимости и/или безопасности.
2. Раскрыть содержание социального обеспечения и прав трудящихся женщин.
3. Исследовать существующие положения, связанные с правовой поддержкой женщин в России.
4. Провести сравнительную оценку защиты прав женщин в Европейской Союзе.
Исходя из решений Суда Европейского Союза, “равным” может быть признан труд, идентичный по своему характеру и выполняемый работающими на одном и том же предприятии. Но это наиболее очевидный случай, когда с уверенностью можно констатировать возможность применения ст.119. Однако возникает справедливый вопрос, применима ли эта статья к ситуациям, когда работники выполняют одинаковую работу, но на различных предприятиях, и особенно когда такие предприятия принадлежат разным собственникам: государству, частным лицам и др. Однозначного мнения Суда до сих пор не выработано. Однако в настоящий момент, как указывает в своей работе английский автор Эллис Эвелини, в суде Европейского Союза появились тенденции, направленные на признание возможности применения ст.119 и к указанным статьям.10
Важное практическое значение при определении равенства труда имеет то обстоятельство, что в случае выполнения одинаковой по характеру работы для одного и того же наймодателя никакой роли не играет, выполнялись ли работы одновременно или нет.
Статья 119 Римского договора имеет довольно общий характер, и она не в состоянии урегулировать все возникающие и могущие возникнуть в будущем вопросы, связанные с принципом равноправия женщин в трудовых и социальных отношениях. Для конкретизации или, точнее сказать, более развернутой характеристики положений этой статьи в праве ЕС используются формы так называемого “вторичного” законодательства— директивы Совета Европейских Сообществ. Всего Советом ЕС по вопросам, касающимся принципа равноправия мужчин и женщин было принято 5 таких директив: Директива о равной оплате труда мужчин и женщин, (далее — Директива о равной оплате (ДОРО) № 117, 1975 г. ; Директива о принципе равенства мужчин и женщин в отношении доступа к рабочим местам, профессиональной подготовке и продвижению по службе, а также равным условиям работы (далее— Директива о принципе равенства (ДОПР) № 207, 1976 г.; Директива о равной соцзащите мужчин и женщин № 7, 1979 г.; Директива о равных тарифах производственного социального страхования № 378, 1986 г.; Директива о принципе равенства в индивидуально-трудовой деятельности № 613, 1986 г.
В настоящей главе я рассмотрела только первые 2 директивы (ДОРО и ДОПР) как наиболее часто встречающиеся в практике применения права ЕС.
Директива 75/117 о равной оплате (ДОРО) явилось по существу первым нормативным актом, принятым в рамках ЕС, по вопросам ликвидации дискриминации по признаку пола и установления равноправия между мужчинами и женщинами в области трудовых отношений. Часть 1 ст.1 Директивы 75/117 гласит: “ Принцип равной оплаты за равный труд мужчин и женщин, закрепленный в статье 119 Римского договора (далее “принцип равной оплаты” (ПРО), означает равную оплату за одинаковую работу или за работу той же ценности, а также запрещение дискриминации по принципу пола в отношении всех видов и условий заработной платы”.
Статья 119 Римского договора и ДОРО регулируют исключительно вопросы оплаты труда. Их действие не распространяется на иные аспекты принципа равенства трудящихся по признаку пола, а именно: равные условия труда, равные возможности в продвижении по службе, доступе к профессиональной подготовке и т.д. Эти вопросы нашли свое отражение в ДОПР 1976 г., которая провозгласила принцип ликвидации всех видов дискриминации по признаку пола в отношении:
— продвижения по службе, профессиональной подготовке и переподготовке;
— равных условий труда, (включая положения, гарантирующие порядок увольнения);
— приема на работу;
В решении Суда Европейского Союза (1991 г.) было подчеркнуто, что отказ в приеме на работу на основании принадлежности к женскому полу, а также беременных женщин является прямым нарушением ч.1 ст.2 директивы. Суд также отметил, что беременность женщин не является фактором, исключающим ее из круга претендентов на замечание того или другого вакантного места, если только по другим основаниям (квалификация, специальность, опыт работы) она ей соответствует. Нарушение директивы будет иметь место и в случае отказа в приеме на работу женщин только на основании того, что она имеет малолетних детей.11
Предпринимаемые в ограничении принципы равенства полов меры соответствуют требованиям директивы, когда направлены исключительно на дополнительную защиту женщин, ожидающих или родивших ребенка (или усыновивших малолетнего). В целях контроля за состоянием законодательных норм по защите материнства и беременных женщин государства-члены Европейского Союза должны в соответствии с требованиями директивы проводить каждые 4 года со дня вступления ее в силу их оценку и пересмотр, о чем обязуются докладывать Комиссии ЕС.
Принятие Советом Европейского Союза директив, связанных с равными возможностями мужчин и женщин свидетельствует о том, что право ЕС в рассматриваемой области — не застывшее явление, а институт, находящийся в постоянном развитии. Стратегические задачи в сфере защиты прав женщин во многом определяются принимаемыми руководящими органами Европейского Союза программами действий. Известны 3 программы ЕС по равным возможностям для женщин, разработанные на периоды 1982-1985 гг., 1986-1990 гг., 1990-1995 гг. Все программы имеют приблизительную структуру и сохраняют преемственность принципов. Во второй программе в качестве приоритетных указаны следующие направления:
Программа действий на 1990-1995 гг. была принята как реализация основных положений ст.16 Хартии основных социальных прав рабочих, принятой комиссией ЕС в 1990 г.3
В качестве основных направлений действий программа включает в себя дальнейшие развития законодательной базы по принципу равноправия и улучшения положения женщин в обществе. В этих целях в сентябре 1990 г. был разработан и опубликован проект директивы Совета ЕС о защите трудовых прав беременных женщин. По проекту предполагается обязать государства проводить периодические проверки (с помощью служб безопасности гигиены труда на предприятиях) влияния на состояние здоровья беременных женщин выполнения ими непосредственных служебных обязанностей (если это связано с переноской тяжестей, работой с химическими составами и т.д.) Если будет установлено, что дальнейшее продолжение работы такого характера неблагоприятно влияет на здоровье будущей матери и ребенка, администрация предприятия должна предоставить женщинам другую работу с сохранением прежнего заработка. Освобождение женщин от работы в ночное время суток (по крайней мере за 8 недель до рождения ребенка) также является мерой, которую Совет включил в проект директивы.
Большой вклад в разработку проектов директив, а также подготовку различного рода докладов, информационных сообщений о положении женщин в Европейском Союзе, о мерах по защите их прав вносит функциональный орган Комиссии ЕС — Бюро по вопросам занятости и равных возможностей для женщин.
В рамках Комиссии Европейского Союза действует также Женское бюро информации на базе которого выпускается ежеквартальный журнал «Женщины Европы», а также Консультативный комитет по вопросам «Равные возможности для мужчин и женщин» — в его задачи входят разработка предложений, определяющих политику ЕС по вопросам равных возможностей мужчин и женщин, ведение аналитической и консультативной деятельности.
Помимо специально созданных на базе Комиссии УС органов по защите прав женщин в ЕС функционирует Европейский социальный фонд, учрежденный в соответствии с Римским договором. Целью образования последнего было желание содействовать улучшению условий труда и жизни граждан государств — членов ЕС. Значительные суммы фонд выделял специально на нужды женщин. В 1986 году, например, фонд выделил на нужды женщин около 80% своих средств.4 Деньги выделялись на заработную плату приходящих нянь, чтобы обеспечить возможность для женщин, имеющих маленьких детей, работу на полный рабочий день. Фондом оплачивалась также программа обучения женщин, которые не имели раньше возможность получить компьютерное образование, без которого они не могли быть приняты на работу на крупные предприятия.
Можно сделать вывод, что защита прав женщин в Европейском Союзе осуществляется в различных формах: через законодательное регулирование, деятельность Суда ЕС, создание программ действий, адресованных государствам-членам, деятельность различных фондов и органов ЕС.
Сегодня пытаются пересмотреть, по-иному оценить события века, прошлое страны Советов и многое другое, но не признавать происшедших в жизни женщин, в них самих, в целом в обществе глубоких позитивных перемен мы не можем. Особенно разительными они были в образе жизни, самосознании, социальном статусе женщин национальных районов, в частности, в Республике Башкортостан.
К какому бы периоду столетия не обратиться, женщин можно увидеть в рядах сторонников разрешения накопившихся противоречий, созидания нового.
Сегодня, когда Башкортостан, как и все регионы бывшего СССР, переживает сложный, болезненный противоречивый период мучительных поисков путей дальнейшего развития, попыток коренных преобразований, как и в начале века, вновь одна из больших социально-демографических групп в структуре населения, трудовом и интеллектуальном потенциале республики заявляет о себе как о довольно заметной и влиятельной силе в общественной жизни. Выдвинулись и совершенно новые задачи определения ее места и роли в происходящих процессах.
Чтобы это понять, направлять, нужно изучать и анализировать уроки прошлого, учитывать его просчеты и ошибки, дабы не повторять их больше, но и не отбрасывать накопленный позитивный опыт, а, наоборот, применить его в нынешней ситуации.
В данном разделе я проанализировала изменения, произошедшие в общей структуре и численности населения Башкортостана за исследуемые 3 с лишним десятилетия.
Период 1959-1970 гг. выделялся, в отличие от предыдущего послевоенного, на который сильное воздействие оказала Великая Отечественная война, высокими темпами прироста населения (в среднем, оно увеличилось на 1,2% в год), затем этот процесс резко замедлился. В целом, с 1959 по 1989 гг. общий прирост населения составил 18%, при чем доля женщин сократилась на 2,3%, а мужчин — на столько же возросла.5 По естественному приросту населения в расчете на 1000 чел. Башкортостан в 1994 г. занимал 13-е место в Российской Федерации (среди 79 территорий).6
В республике сложилась половая диспропорция в структуре населения, обусловленная, главным образом, людскими потерями в годы Второй мировой войны и более высокой смертностью мужчин. По данным Всесоюзной переписи населения 1959 года, женщин в Башкирской АССР насчитывалось 1 млн.846 тыс., что составляло 55,3% от общей численности населения, их было больше мужчин. Затем заметными стали изменения в половой структуре населения в сторону выравнивания соотношения. К концу этого десятилетия численное превосходство женщин продолжало сохраняться (53,8%), нов первые наблюдалось сокращение численности.
Урбанизационные процессы, шедшие в эти годы ускоренными темпами, рост городского и снижение сельского населения республики, в числе других факторов, также отразились на структуре населения — численность женщин на селе сократилась, а в городах возросла.
Значительные изменения произошли в национальной структуре населения РБ: доля татарок в составе населения возросла, а башкирок и русских женщин — снизилась.
В данном разделе отдельное место я отвела параметрам демографической характеристики населения, таким как: средний уровень продолжительности жизни, состояние в браке, показатели рождаемости (относительно женщин РБ).
По данным переписей населения налицо старение женской части населения республики, причем темпы пополнения рядов женщин пенсионного возраста в городах выше, чем в сельской местности. Причины этого кроются в последствиях ВОВ, сказавшиеся на уровне рождаемости, естественном приросте населения — эта категория женщин, как свидетельствует статистика, живет дольше мужчин и в растущих цифрах демографического показателя смертности населения пальму первенства продолжают удерживать мужчины. Негативные явления в демографических процессах, в частности, в динамике показателей смертности населения в различных возрастных группах, сказались на снижении, хотя и незначительном, этого показателя, начиная с 1970 года. В рассматриваемый период произошли изменения и в брачно-семейных отношениях. Прежде всего изменился средний возраст вступления в брак — для женщин он составил: старше 50 лет— 17,1 лет, от 40 до 50 лет — 19,3, моложе 40 лет — 20,2 лет.7
Я согласна с мнением этнографа Н.В. Бикбулатова, считавшего, что повышение, точнее нормализация среднего возраста вступления в брак имеет, безусловно, положительное значение. Это не только благоприятно сказывается на здоровье женщин, но и дает возможность получить образование и профессиональную подготовку до замужества.8
Статистика отразила также и такой показатель, как общая численность мужчин и женщин, состоящих в браке в возрасте 16 лет и старше. Снижение коэффициента этого показателя (в конце прошлого десятилетия — как у мужчин до 685, так и у женщин до 556) объясняется неблагополучием в демографической ситуации в республике в это время; затем происходит рост показателя и у мужчин, и у женщин.
В брачно-семейных отношениях в республике Башкортостан в рассматриваемые годы проявились и негативные моменты, такие как сокращение числа заключенных браков, их непрочность, а значит рост разводов (таб.1 приложения), прослеживается устойчивая тенденция к старению браков. В 1990 г. в первый брак к 25 годам вступило 62% мужчин и 77% женщин , а ведь 10 лет назад для 75% мужчин и 83% женщин этого возраста впервые звучали волшебные звуки мендельсоновского вальса.2
Информация о работе Положение женщины в современном обществе