Помни, что ты только человек!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, статья

Описание работы

Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста.

Файлы: 1 файл

4147.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Выявлены требования к профессиональной подготовке учителя, ориентированного на работу с детьми-мигрантами: овладение теорией поликультурного образования, понимание социально-психологических особенностей учащихся-мигрантов, овладение технологией проектирования кросс-культурных интегрированных курсов, учет особенностей менталитета обучаемых, способность к диалогическому общению.

Апробированы  некоторые образовательные технологии профессиональной подготовки учителя к работе с детьми-мигрантами, в частности, спецкурс по педагогическому лингвострановедению "Порог ментальности при соприкосновении различных культур", программа которого разработана и апробирована на базе РГПУ и Дортмундского "Auslandsgeselschat" (Германия). Показано, что эффективное решение проблем обучения и воспитания детей-мигрантов может быть обеспечено в личностно-ориентированном образовательном процессе.

Это обусловлено  тем, что личностно-ориентированное  образование - это такое образование, которое не только вооружает человека знаниями, умениями и навыками, но и помогает ему в решении его жизненных проблем. В контексте личностно-ориентированного образования воспитание рассматривается как гуманитарная практика, направленная на заботу и помощь детям-мирантам, восстановление их естественно-антропологических прав (на этническую принадлежность, жилье, здоровый образ жизни и др.), на преодоление социальной дезинтеграции и маргинализации.

Культуросообразная  личностно-ориентированная среда  русской школы является необходимым условием уменьшения и частичного преодоления социально-психологической напряженности, дискомфортности, экзистенциального вакуума, страха, безысходности и других стрессовых состояний, в которых находятся дети-мигранты.

Изучение отличительных особенностей, разработка общей схемы менталитета создает предпосылки для формирования личностно значимых качеств учащихся и национального идеала. Создание для мигранта культурного пространства, ориентирующего ребенка к идеалу человека, стремящегося к самореализации и обладающего чувством ответственности, умеющего критически мыслить и ценить духовные и материальные богатства, накопленные человечеством, уважать личность, чуткую к постоянно меняющемуся миру и способствовать творчески обогатить его – вот главные задачи мигрантской педагогики.

 

Семья и проблемы межнационального общения

Опыт  исследования

В июне 2000 г. был провен социологический опрос среди шестилетних воспитанников одного детского сада. Выяснилось, что о своей этнической принадлежности знают только 56 % детей.  
О том, насколько дети осведомлены о представителях разнонационального окружения, свидетельствуют ответы на вопрос «Какие народности и национальности ты знаешь?».

По полученным данным стало видно, что дети знают лишь ближайшие национальные группы, но сведения о них весьма ограничены. Основной называемый детьми признак людей другой национальности — особенности их одежды.

Исследование  предусматривало также анализ развития национального чувства у дошкольников:

  • у 31 % детей отмечается положительное отношение ко всем этническим группам;
  • у 25 % детей из 8 предложенных национальных групп выражена антипатия к 2 группам;
  • у 44 % детей сформировалось негативное отношение к более чем 3 национальным группам.

В процессе опроса дети, как правило, передают в своих  ответах ту информацию, которую они  слышат от окружающих. Отрицательное  отношение к отдельным национальностям  обусловлено родительским влиянием: так, цыганами детей запугивают, у  негров отмечают цвет их кожи. (Следует учесть, что в США более оскорбительным считается как раз слово «негр», а не указание на цвет кожи человека.)  
Методика «Сестренки» (см. журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1999 г.) помогла определить отношение дошкольников к сверстникам иной расы. На основе полученных ответов зафиксировано:

  • доброжелательное отношение — у 14 % детей;
  • индифферентное отношение — у 36 % детей;
  • недоброжелательное отношение — у 36 % детей.

Методика «Угости  конфеткой» (опубликована там же) направлена на оценку характера действий ребенка  в ситуации выбора:

  • 8,1 % детей одинаково доброжелательны в своих действиях ко всем этническим группам;
  • у 12,5 % детей в действиях присутствует эгоистичность, то есть дети никому не отдают свой выбор, сконцентрировавшись на себе;
  • у 6 % детей в действиях выражается предпочтение при выборе национальной группы.

Таким образом, полученные в ходе исследований результаты еще раз подчеркнули правильность выбора проблемы воспитания этики межнационального общения. Но разрешение этой проблемы возможно только при тесном сотрудничестве с семьей. 
Для изучения отношений родителей к людям своей и других национальностей в мае 1999 г. работниками детского сада была предложена анкета, результаты которой помогли выявить причины существующей отрицательной оценки детьми различных национальных групп. 
Приводим некоторые анкетные вопросы и полученные ответы:

1. Раздражает  ли вас, когда люди другой  национальности говорят на своем языке, а остальные их не понимают?

Нет — 33 %; да — 67 %.

2. Какие песни  и танцы вам больше нравятся?

национальные  — 23 %; 
соседних народов — 37 %; 
эстрадные — 20 %; 
зарубежные — 20 %.

3. Когда вы  разговариваете с ребенком о  представителях другой национальности, вы советуете:

быть с  ними настороже — 31 %; 
быть терпимыми к их национальным особенностям — 29 %; 
не даете никаких советов — 40 %.

По полученным результатам стало видно, что значительная часть родителей предвзято относится к другим этническим группам. Это сказывается и на воспитании у детей эмоционально-положительного отношения к людям из их ближайшего национального окружения.

Приобщение  родителей к решению  проблем межнационального общения — необходимый  элемент педагогической работы. Однако важно  найти правильные формы взаимодействия с семьей.

При анкетировании  родителей на вопрос: «Какими формами  взаимодействия ДОУ с семьей вы отдаете  предпочтение?» — были предложены следующие варианты ответов (при  выборке в 100 семей):

посещение семьи на дому — 8 %; 
общее родительское собрание — 17 %; 
групповые родительские собрания с воспитателями — 30 %; 
групповое родительское собрание с приглашением специалистов — 58 %; 
клубы — 74 %; 
совместные мероприятия (в игровых и соревновательных формах) — 86 %; 
лекционная форма — 15 %; 
индивидуальные консультации, беседы с воспитателями, специалистами — 72 %; 
родительские собрания с включением открытых мероприятий — 67 %.

По полученным результатам были сделаны следующие выводы: наиболее приемлемыми формами взаимодействия ДОУ с семьей являются игровые и соревновательные . Лекционная форма (монологическое выступление) родителями не воспринимается. В связи с экономической нестабильностью большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами.

За время опытно-экспериментальной  работы были разработаны формы взаимодействия семьи и ДОУ, которые способствовали сближению и самораскрытию родителей.

Наталья ТЕНТЮРИНА, 
психолог МОУ № 3 «Шанавыл»

 

ЗНАЕМ ЛИ МЫ ДРУГ ДРУГА?

Современные методы работы образовательного учреждения с семьей по воспитанию этики межнационального общения

МЕТОДОБЪЕДИНЕНИЕ

Задача: ориентировать воспитателей на изучение современных достижений психолого-педагогической науки и методической литературы по данной теме, способствовать знакомству с различными подходами к решению педагогических проблем в работе с семьей.

Форма проведения: педагогический ринг — состязаются две команды воспитателей.

Домашнее задание:

  • ознакомиться с перечнем литературы по данной проблеме;
  • провести тестирование детей, сделать анализ межличностного общения в межнациональном коллективе;
  • составить банк идей по рассматриваемой проблеме.

Критерии оценок:

  • общая эрудиция;
  • профессиональные знания, умения, навыки;
  • умение выйти из затруднительного положения;
  • четкость, точность.

ПЕРВЫЙ  ЭТАП

Вопросы командам

(Задаются поочередно — то одной, то другой команде. В случае затруднений у одной команды слово передается соперникам. Каждый правильный ответ оценивается одним очком.)

  • Что является основой культуры межнационального общения? (Терпимость, толерантность.)
  • Дошкольный возраст характеризуется отсутствием этических стереотипов. Что это значит?
  • Что, по-вашему, является причиной отрицательных проявлений у детей к людям других национальностей?
  • Раскройте принцип подбора народных сказок и художественной литературы, используемых для воспитания у детей доброжелательного отношения к людям разных национальностей.
  • Каким образом может быть обеспечено право ребенка на национальную самобытность в вашей группе?
  • В чем заключается подготовка воспитателя, организующего общение детей с людьми иных национальностей?
  • В каком возрасте дети способны правильно определить свою этническую принадлежность?
  • Назовите педагогические условия, позволяющие рассматривать сказку как эффективное средство воспитания добрых чувств к людям разных национальностей.

Тестовые задания

(Выполняются индивидуально каждым воспитателем. Количество правильных ответов каждой анкеты суммируется в общее число баллов команды )

  • Кому принадлежат слова о том, что счастье всего мира не стоит одной слезинки на щеке ребенка?

а) Ф.М. Достоевскому; 
б) А.П. Чехову; 
в) А.М. Горькому.

  • В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка?

а) 1948 г.; 
б) 1959 г.; 
в) 1966 г.

  • В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

а) 1967 г.; 
б) 1982 г.; 
в) 1989 г.

  • Кто первым поставил вопрос о правах ребенка?

а) К.Н. Венцель;  
б) А.С. Макаренко; 
в) Н.К. Крупская.

  • Возрождение национальных культур способствует:

а) национализму; 
б) шовинизму; 
в) развитию национального самосознания.

  • Ребенок впитывает родную культуру благодаря:

а) семье; 
б) школе; 
в) телевизионным передачам.

Жюри подводит предварительные итоги.

ВТОРОЙ ЭТАП

Решение проблемных ситуаций

1. В вашу  группу приходит ребенок. Надо  ли выяснить у него, какой он  национальности, и сообщать об  этом детям в группе?  
2. Дети в группе высмеивают речь ребенка, принадлежащего к национальному меньшинству и делающего ошибки в русской речи. Ваши действия по отношению к ребенку, к его семье.

Анализ выполнения домашнего задания  
(проводится совместно с психологом)

Ознакомление  педагогического коллектива с результатами тестирования детей на предмет выяснения  характера межличностного общения  в межнациональном коллективе.

Жюри оценивает ответы и подводит итоги ринга.

Старший воспитатель: Задача педагогического коллектива нашего детского сада — воспитывать у детей доброжелательное, уважительное отношение к людям других национальностей. Одним из важнейших условий, способствующих решению поставленной задачи, является наше сотрудничество с семьями наших воспитанников.

Информация о работе Помни, что ты только человек!