Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, статья
Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста.
Основные
идеи и принципы образовательной
стратегии
формирования толерантности
Древние философы
предостерегали: «Трех
вещей нужно избегать (в
жизни): ненависти, зависти
и презрения». Опираясь на это высказывание,
можно определить основные идеи образовательной
стратегии формирования толерантности.
Согласно общим положениям о правах человека,
изложенным в Декларации ООН по правам
человека и общим положениям о правах
ребенка, изложенным в Конвенции прав
ребенка, необходимо
создание системы социальных
и педагогических условий, способствующих
формированию толерантных убеждений,
взглядов и навыков толерантного поведения
в микросреде — в семье, в учебном заведении,
на рабочем месте, при участии всех заинтересованных
лиц (родителей, педагогов, работников
социальной сферы, политиков, СМИ и общества
в целом).
Образовательная стратегия должна распространять
позитивный подход к
этническим вопросам и предотвращать
любые проявления расизма, шовинизма,
экстремизма, ксенофобии, дихотомии (видение
мира в бело-черных цветах), национальных
стереотипов через создание
доброжелательной атмосферы
в детских коллективах, акцентируя внимание
на том, что объединяет детей, представителей
разных этносов (культурное наследие;
вклад в развитие науки, искусства, государства;
позитивные черты характера).
Образовательная стратегия должна реализовывать
идею привития детям и юным гражданам
полинационального государства открытых
и уважительных отношений к другим людям,
понимания возможности многовариантного
человеческого бытия в разнообразных,
отличных друг от друга культурных, религиозных
и социальных сферах.
Образовательная стратегия должна способствовать
созданию благоприятного
микрокосма культурного,
межэтнического взаимопонимания, в
котором каждый ребенок, независимо от
этнической принадлежности, чувствует
себя комфортно, защищено и способен к
открытому взаимодействию с миром.
Реализовать вышеперечисленные
идеи образовательной стратегии
позволяет выполнение педагогами следующих
принципов:
— в течение жизни личность развивает
в себе социальные качества, определяющие
ее принадлежность к виду “homo sapiens”, поэтому
ребенка нужно обучать культуре
мира (общечеловеческим законам бытия),
опираясь на естественную природу ребенка,
дабы не нарушить хрупкий мир детства;
— ребенок рождается и воспитывается
в определенной культурной, национальной
среде, которая имеет множество позитивных
черт; опора на позитивный социально-культурный
опыт этноса — важнейший принцип образовательной
стратегии;
— принцип межнационального общения предполагает
создание условий для позитивного взаимодействия
и взаимообогащения детей разных культурных,
национальных, религиозных и социальных
групп;
— принцип самоценности ребенка предполагает
принятие ребенка таким, какой он есть;
— ребенок от природы способен на неосознанную
агрессию, унижение и издевательство над
другими, поэтому принцип нравственной
атмосферы («социального комфорта»), предполагающий
обеспечение защиты детей от насилия,
издевательств и бойкотирования в детском
коллективе, является основополагающим;
— принцип «социального урока» предполагает
активизацию детей в поиске решений проблемы
детской агрессии (ребенок оказывается
в позиции обиженного, отвергнутого или
ставится в позицию агрессора и пытается
решить проблему).
Роль педагога в формировании толерантности.
Следует обратить внимание на специфику работы педагога по формированию такого качества как толерантность.
Педагоги многонационального коллектива должны делать все, чтобы их работа была хорошо продумана, тщательно спланирована, последовательна во всех своих этапах. Основными элементами этой деятельности является:
Основное требование к педагогу — повернуться к каждому конкретному человеку, представителю той или иной нации. Он должен иметь четкое представление о мнениях и позициях каждого ученика по поводу национально окрашенных проблем, возникающих в коллективе. Особое место в сплочении многонационального коллектива должно занимать интернациональное воспитание. В многонациональном коллективе необходимо организовать решительную борьбу с пережитками в сознании и в поведении людей, делать все возможное для искоренения предрассудков, эгоизма, национальной ограниченности;
Большое значение
приобретает
Cущественным признаком высокого уровня педагога является его умение управлять межнациональным общением в своем классе, находить выход из конфликтной ситуации.
Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей как одна из перспектив развития высшего образования
Большинство государств планеты, многонациональны, следовательно, важнейшим условием прочности государства является формирование дружественных многонациональных отношений на основе гибкой национальной политики, прежде всего, в области образования.
Актуализируется проблема углубления взаимодействия народов и их культур, толерантности, уважения друг к другу, к людям иной конфессиональной принадлежности.
Проблема толерантного отношения друг к другу различных народов коснулась и малых городов, так как процесс миграции населения наиболее ощутим в малых городах. На территории многих регионов нашей страны проживает около десятка различных народностей: армяне, азербайджанцы, цыгане, грузины, узбеки, таджики, татары, и др. Поэтому на современном уровне в условиях мировой глобализации и интеграции необходимо воспитание и обучение в духе терпимости к культуре различных этносов, а это возможно лишь в рамках многокультурного образования. Многокультурное образование призвано создавать в учебных заведениях такую благоприятную социально-психологическую среду, в которой каждый обучающийся, независимо от своей идентичности, имеет одинаковые со всеми возможности для реализации своего конституционного права на получение равноценного образования, для реализации своих потенциальных возможностей и социального развития в период учебы.
Одна из важнейших целей образования - ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и таят в себе огромный антигуманистический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.
Очень важная проблема - педагог и его роль в воспитании толерантной личности. Трудно представить, что нетерпимый к другим учитель сможет воспитать у школьника толерантное отношение к другим людям, другим культурам. Рассматриваемые нами способы воспитания толерантной личности только тогда будут воспроизводимы, когда их будет осуществлять педагог, с пониманием относящийся к особенностям ребенка в его диалоге с иной культурой.
В педагогической практике очень часто возникают ситуации, когда учитель неадекватно, необъективно оценивает способности, уровень знаний учащихся лишь на основании принадлежности учащихся к иной культуре. Педагог должен уметь учитывать не только индивидуально-личностные особенности учащихся с иной идентичностью. Национально-психологические особенности могут способствовать или препятствовать адаптации представителей той или иной нации к требованиям педагога. Например, народы Северного Кавказа склоны сразу оказывать противодействие, если приемы воспитательного воздействия им непривычны или непонятны. Поэтому педагогу необходимо познакомиться с нравами, обычаями, традициями народа, представители которого входят в ученический коллектив. Незнание национально-психологических особенностей приводит не только к снижению эффективности учебной деятельности, но и появлению межнациональных трений, к взаимному отчуждению.
Поэтому очень
важным является формирование толерантности
у будущих учителей уже на этапе
подготовки к профессионально-
Подготовка квалифицированных
педагогов, готовых реализовать образовательную
стратегию должна начинаться еще в педагогических
учебных заведениях: педагогических вузах,
колледжах. Следует отметить, что и у самих
студентов не всегда сформированы толерантные
отношения. Причем речь идет не только
о нетерпимости будущих учителей к представителям
какой-либо национальной или социальной
группы, а о нетерпимости к личности ребенка
вообще. Истоки этого в непонимании природы
ребенка; в несформированной чуткости,
доброжелательности, в отсутствии педагогической
направленности. Здесь решение проблемы
видится в целенаправленной коррекции
позиции будущего педагога социальными
и психологическими службами (хотя и она
не всегда приводит к желаемому результату).
Симптомами нетерпимости
педагога по отношению
к ребенку являются:
— амбициозность;
— настороженность
в общении;
— раздражение;
— повышенная чувствительность;
— резкие эмоциональные
взрывы (негодование,
ненависть), дискриминирующее
поведение;
— тактика запугивания;
— негативная вербализация
в адрес детей;
— агрессивная и враждебная
позиция по отношению
к ребенку, к человеку,
непохожему на педагога.
Подобные проявления
невозможны и несопоставимы с
деятельностью педагога, с одним
из самых гуманных, миротворческих
видов деятельности — образованием
человека.
Студенты должны сформировать следующие
навыки:
— общения с детьми различных этногрупп;
— обнаружения проблем при адаптации
детей, оказавшихся в иной этносреде;
— оказания помощи в адаптации таким детям;
— прогнозирования намечающейся межэтнической
конфронтации в детском коллективе и оказания
превентивной помощи;
— обеспечения защиты детей от насилия,
издевательств, унижения со стороны и
сверстников, и взрослых;
— организации народного игрового досуга;
— организации досуга народных праздников.
«Мигрантская педагогика» в научной школе Е.В. Бондаревской в 90-е годы 20 века.
Важной для отечественной
Актуальность исследований определяется особенностями социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом. Межнациональные конфликты, локальные войны, не прекращающиеся на протяжении последнего десятилетия в этом регионе, повлекли за собой разрушение традиционной инфраструктуры и экологии детства, вовлечение множества людей, в том числе и детей, в военные и межнациональные конфликты, отток населения с мест событий, появление большого количества беженцев, изменение контингента учащихся практически во всех школах региона, в направлении усиления его необходимости по национальному составу, культурной и религиозной принадлежности, уровню обученности и воспитанности.
В процессе анализа
социально-психологических и