Помни, что ты только человек!

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:34, статья

Описание работы

Слова эпиграфа заимствованы из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный для этой цели глашатай. Тогда они звучали как предостережение против установления тирании.
Сегодня так можно сформулировать жизненный принцип любого человека, независимо от его социального статуса, места проживания, пола, нации и возраста.

Файлы: 1 файл

4147.doc

— 584.50 Кб (Скачать файл)

Воспитателям предлагается обсудить возможные формы работы с родителями. 
В результате совместного обсуждения предлагается провести предварительное анкетирование родителей, которое могло бы заинтересовать их поставленными проблемами. 
Научный руководитель оценивает результаты педагогического совещания, анализирует их и делает выводы.

Ирина ПЕТРОВА, старший воспитатель МОУ № 3 «Шанавыл»

 

Межкультурное образование  в детском возрасте - актуальная проблема современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований)

Влияние глобализации как мировой тенденции  развития современных обществ ощущается  все сильнее. Научно-технический  прогресс создал всемирную транспортную инфраструктуру, а неравенство в  развитии государств и обществ стало  столь очевидным, что миграцию остановить уже невозможно. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран побуждают теперь правительства этих государств не к закрытию границ, а к поиску новых путей совместного существования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации быстрого старения населения большинства европейских стран она дает шанс на сохранение возрастного, а, следовательно, и экономического баланса в обществе. 
Мигранты приносят с собой особую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужеродная и ассоциируется в первую очередь с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решения образовательных и социальных проблем семей мигрантов подвели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к осознанию феномена мультикультурности существующего общества. С одной стороны, проблемы этнических меньшинств, постоянно проживающих на территории страны, стали отчетливее видны на фоне таких попыток, и общество "развернулось" к культуре меньшинства, стало более терпимо к специфическим запросам этносов и социальных групп. С другой стороны, в обществе нарастает напряженность, когда многие экономические и социальные проблемы связываются с иностранцами и ведут к возникновению националистических и экстремистских настроений. В то время как правительства озабочены правовой стороной проблемы: принимаются законы о государственном языке и языках народов, населяющих страну, о гражданстве, программы по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма и т.д., педагогическая общественность также пытается найти адекватный ответ на спровоцированные миграцией проблемы. 
Педагогический опыт большинства принимающих мигрантов и изначально мультикультурных стран показывает, насколько важно принятие концепции межкультурного образования как ведущей парадигмы воспитания и обучения. В первую очередь это несет пользу коренному населению (или национальному большинству) страны: озабоченные сохранением социальной стабильности в обществе, в то же время родители не осознают, как своими шовинистскими установками готовят почву для развития ксенофобии и межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской личности в этот период - означает позволить "осесть" негативным национальным стереотипам в детское сознание, когда способность к критическому их осмыслению еще не сформирована. В будущем осмелиться противостоять консерватизму большинства, пойти "против отцов" сможет не каждая личность.  
Для детей - мигрантов или представителей национальных меньшинств межкультурное образование дает возможность равного жизненного старта, в то же время оставляя возможность возврата на историческую родину открытой. Общие цели межкультурного образования ведут личность через диалог, разрешение конфликтов, критическое осмысление собственной культуры и традиции "как чужой", преодоление этноцентрической фиксации к толерантности, признанию равенства шансов для всех, к сознательному, ответственному социальному поведению - и этим к взаимному обогащению всех культур, составляющих общество
Анализ  мирового опыта межкультурного образования  позволяет выделить специфическую  ценность его реализации именно в детском возрасте, обусловленную высокой сензитивностью детства к формированию позитивных установок в межкультурном общении и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду "наталкиваются" на мультикультурность - она та среда, где взрослеют современные дети. Классы современных европейских, американских, австралийских, российских школ далеки от гомогенности: дети различаются в языковом (языки и диалекты), религиозном и мировоззренческом отношении, в географическом происхождении и личной истории (все больше отличаются дети села и города, за одной партой могут оказаться местный житель и мигрант или беженец). Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, несущую отпечаток той культуры, в какой он воспитывался и рос.  
В то же время мультикультурное общество не отражается в содержании детских книг и школьных учебников, а дети больше знают об экзотических культурах других стран, чем о культуре соседей - этносов; часто история преподносится с точки зрения культуры большинства (т.н. история "суперэтноса"), не говоря уже о доминировании в учебниках мужской точки зрения на мир, игнорирования в учебном процессе половых различий в познании. Это несет большую опасность для становления детской личности. Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, по мнению Г. Люсиера и С. Чайклина, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах. Если же детям навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может сложиться атмосфера скрытой вражды.  
Ребенок - мигрант, живущий под влиянием мигрантской субкультуры и наталкивающийся ежедневно на культуру большинства, находится в сложной кризисной ситуации: независимо от того, решила ли (и имеет ли возможность) его семья окончательно поселиться в этой стране, является ли он вторым и даже третьим поколением иностранцев, для здорового развития его личности необходимо достижение им позитивной этноидентичности и на этом фоне становление этнотолерантности. Здесь огромную роль играет педагогическая поддержка ребенка в выборе этноидентичности в форме занятий родным языком и религией, включения в содержание образования в детском саду и школе культурных архетипов (сказок, песен, игр). Все это способствует развитию языка общения между детьми доминирующей культуры и культуры меньшинства, ускоряет интеграцию ребенка в новую культуру, в то же время предотвращая опасность деэтнизации и маргинализации.
Межкультурное образование постоянно подвергается критике за акцентирование культурных различий, невольно ведущее к усилению дискриминации, за изучение иммигрантской  культуры, потерявшей свое функциональное значение в условиях миграции (ассимиляции  большинством) и ставшей фольклором. Однако большинство исследователей подчеркивают именно здоровьесохраняющую функцию культуры для развития детской личности. Этноидентичность - один из важнейших механизмов адаптации, присущих только человеку. Наиболее "здоровой" является интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) с сохранением тесной связи с родной культурой. Это приводит к взаимному обогащению культур и становлению нового вида культурных ценностей, расширяет репертуар поведения человека, делает психику более устойчивой. 
Дети, отличающиеся от большинства по внешности, языку, религии испытывают первыми на себе враждебное отношение к иностранцам. Если взрослыми негативные культурные и этнические стереотипы используются в политических целях с опорой на конформизм и консерватизм основной массы общества, молодежью - для группировки на базе экстремистских целей и выброса возрастной агрессивности, то дети перенимают их бессознательно. Недостаток уверенности в себе, неумение отстоять свою точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт - вот причины нетерпимого отношения детей к культурным отличиям. Поэтому становится наиболее популярным в межкультурном образовании в последнее время подход, ориентированный на конфликт, где главной целью является становление конфликтной компетентности. Анализ межкультурных конфликтов требует осмысления их причин, что ведет к снятию культурных стереотипов. Дополненный подходом, ориентированным на встречу культур, их диалог, предполагающим становление межкультурной компетентности (с информационным и языковым компонентами), конфликтоориентированный подход несет большую пользу для развития у детей толерантных установок в поведении. 
Доказано, что особенности межэтнического восприятия обусловлены возрастом и социальными условиями развития. С одной стороны, дети до 6 лет имеют достаточно размытое представление о своей национальности, в то же время уже в 4 года у ребенка начинает формироваться отношение к человеку другой национальности. По данным Ф. Уэссти, дошкольники и младшие школьники остаются в большинстве своем непредубежденными, но уже с 9 лет эмоциональные предпочтения складываются в устойчивые стереотипы, изменить которые становится очень трудно . К. Мок считает, что для маленьких детей поликультурность должна быть частью всего ранневозрастного обучения. Установлено, что уже к четырем годам у ребенка вырабатывается не только первоначальное представление о расовой принадлежности, но и о причинно-следственной связи фактора национальности с положением в обществе. С другой стороны, дети, вынужденные жить в ситуации этнической напряженности, в районах межнациональных и межрелигиозных конфликтов, очень рано осознают свою этническую принадлежность и становятся особенно чувствительными к усвоению как позитивных, так и негативных национальных стереотипов.
Межкультурное образование ориентируется на универсальные  права человека: оно признает равноценность  всех людей и рассматривает достоинство  человека как неприкосновенное. В  центре межкультурного образования  стоит категорический императив  И. Канта, который в межкультурной плоскости может означать, что каждый человек должен общаться со своими соседями, невзирая на их происхождение и цвет кожи так, какое поведение он ожидает от них по отношению к себе. Однако ценности межкультурного образования разделяются далеко не всеми. Признание плюрализма и демократических прав для всех граждан является проблемой для всех европейских обществ. Как отмечает генеральный секретарь Международной ассоциации по межкультурному образованию Питер Бателаан, "сегодня проблема заключается в том, что культурное, этническое, социальное разнообразие является явлением, которое создает проблемы для людей, поскольку они никогда не учились воспринимать и ценить разнообразие". Всегда есть склонность оценивать другую культуру с высоты своей. Межкультурное образование тогда легко становится "педагогикой сочувствия", "педагогикой для иностранцев" или "фольклорной педагогикой". И. Хайс утверждает, что межкультурное образование не имеет ничего общего с педагогикой сочувствия, т.к. жалость, милосердие к национальному меньшинству или людям иной (эмигрантской) культуры - это формы утонченной дискриминации. Отличие в мыслях и действиях других людей имеет свою собственную ценность и право быть понятым в своих собственных определениях. 
Взаимное обогащение культур в их диалоге не останется пустой фразой, если каждый будет прилагать усилия, чтобы "единство в многообразии" стало важнейшей образовательной ценностью. Межкультурное образование имеет свои истоки в "педагогике для иностранцев" и "фольклорной педагогике". Оно всегда находится под угрозой редуцироваться до одного из этих вариантов. Школы, имеющие в своем плане один - два межкультурных праздника с песнями, танцами и традиционными блюдами стран, откуда эмигрировали родители их учеников, не могут претендовать на то, что в их стенах обосновалось межкультурное образование. Культура - не только еда, одежда и песни. Это и образ мыслей, и быт, и способы общения. 
Концепция межкультурного образования - не очередной предмет "регионального компонента" в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Осознанная необходимость воспитания детей в уважении культурных различий требует от общества и государства специальных усилий по проникновению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого класса школы, каждой семьи.
 
Использованная литература. 
1. Абсалямова А.Г., Горбачева Ю.С.  Этика межнационального общения  детей в поликультурной группе. - Уфа: "Творчество", 1997.
2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. - М.: Народное образование, 1999.
3. Люсиер Г. К позитивным результам через культурное разнообразие класса/ Новые ценности образования, № 4: Культурная и мультикультурная среда школ. - М, 1996. - С.20-24. 
4. Менская Т.Б. Поликультурное образование: Программы и методы // Общество и образование в современном мире. Вып. 2. - М., 1993.
5. Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества // Советская этнография - 1982 - № 1 - С.80 - 88.
  1. Бабенко И.В. Педагогическое лингвострановедение как культурологический компонент образования учащихся-мигрантов. Ростов-на-Дону. 1998. (http://rspu.edu.ru/conference/summary/soukh.htm)
  2. Журнал «Дошкольное воспитание», № 2, 1999 г.
  3. http://dob.1september.ru/2001/10/3.htm, http://dob.1september.ru/2001/10/2.htm
  4. Зосимовский А.В. Формирование общественной направленности личности в школьном возрасте. - М.: Изд-во МГУ, 1982.
  5. «Вестник ОГУ» №3, 1999г. (ст. В.П.Комарова «Приоритетные направления воспитания культуры педагогики межнационального общения молодежи»)
  6.   Ю.А.Горячев «О формировании толерантности и профилактике экстремизма средствами образования»
  7.   Материалы Центра межнационального образования «Этносфера» www.etnosfera.ru
  8.   nakhodka.wl.dvgu.ru/forum/section3/3-30.htm (Федотова И.А. «Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей…»)
  9.   borytko.nm.ru/papers/subject6_1/slomova.htm (Сломова О.И. «Внедрение опыта педагогии межнационального общения в практику формирования толерантности»)
 

 

Концепция государственной  национальной политики Российской Федерации  предполагает формирование и функционирование взвешенной и всесторонней системы  мер государственного регулирования  национальных отношений, направленных на создание оптимальных условий  для социально–культурного развития народов и на предотвращение очагов межнациональной напряженности, на сохранение общности всех этносов России, укрепление единства и территориальной целостности государства.

В настоящий  момент ситуация характеризуется нарастанием  внутренней напряженности, опасностью обострения старых конфликтов и возникновением новых очагов нестабильности. Имеется  свыше 150 различных факторов, провоцирующих  осложнение ситуации в межнациональных отношениях. Особую опасность представляет использование национального фактора в борьбе за передел собственности, ресурсов, в целом за политическую власть. Эта борьба обостряется во время проведения предвыборных кампаний. Действуют также и другие факторы в исторических, культурных, языковых, религиозных сферах.

Показательно, что  даже в относительно спокойных по уровню межнациональной напряженности  регионах от 15 до 20 процентов опрошенных указывают на ущемление своих  прав по национальному признаку. Нарастание межнациональных конфликтов несет в себе угрозу целостности Российской Федерации и ее национальной безопасности.

Вместе с тем, наши наблюдения и результаты социологических  исследований последнего времени показывают, что в российском многонациональном  обществе сохраняются еще достаточно большой потенциал толерантности и взаимного доверия, стремление к сохранению единства российской государственности, единого Отечества. 

Вся история  российского государства с начала его становления до наших дней свидетельствует о том, что многонациональность России – это не слабость ее, а мощный созидательный потенциал. Но чтобы это не осталось красивой политической декларацией, важно умело и энергично на деле обеспечить единство многонационального государства при сохранении доброго самочувствия, самобытности и достоинства каждого российского народа. И в первую очередь необходимо создать прочную правовую базу для демократической модели развития наций и межнациональных отношений. 
Современные наука и педагогика выработали достаточно четкие критерии формирования образовательно-культурной среды, толерантности, которые включают в себя:

  признание культурного  разнообразия в качестве ценности, источника и фактора культурного  обогащения общества;
  эффективную защиту национальных меньшинств, прав и свобод лиц, принадлежащих к ним, в том  числе права сохранять и развивать  свою культуру и основные ее элементы (язык, религию, традиции), прав создавать  религиозные учреждения, организации  и ассоциации при условии соблюдения верховенства закона, территориальной целостности и государственного суверенитета;
  соблюдение  любым лицом, относящимся к этническому  меньшинству, национального законодательства, уважение прав других людей, принадлежащих  к основной группе населения или  другим национальным меньшинствам;
  определение принадлежности к национальному меньшинству  на основе самостоятельного индивидуального  выбора заинтересованного лица;
  содействие  со стороны государства климату  взаимного уважения, понимания и  солидарности между всеми лицами, проживающими на его территории, независимо от этнического происхождения или  религиозной принадлежности, поощрения  решения проблем с помощью  диалога, основанного на принципах верховенства закона.

Однако для  того, чтобы именно эти критерии применялись в повседневной работе, огромное значение приобретает своевременное  подключение к решению актуальных задач обучения и воспитания молодежи широкой научной и педагогической общественности, квалифицированных специалистов в области психологии, социологии и экологии, теоретиков и практиков обществоведения. Вообще вопрос о квалификации работника образования становится центральным - как никогда от него требуются высокая степень компетентности по самому широкому спектру гуманитарных проблем, отличные педагогические качества. Отсюда возникает необходимость постоянно расширять объем знаний, выходящих за рамки учебного процесса.

 

Заключение 

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала  терпимость к различиям среди  людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и  свободы, не нарушая прав и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека. Нетерпимость в полиэтническом, поликонфессиональном либо в поликультурном обществе приводит к нарушениям прав человека, насилию и вооруженным конфликтам. Год толерантности (1995) предоставил возможность для поиска новых и осмысления старых идей, а также становления общественного сознания. Было представлено множество индивидуальных проектов, как то: использование традиционных и оригинальных методик преподавания, например, кукольные постановки для детей, выставки, музыка и фильмы, дающие знания о других культурах, религиях и образе жизни.

Школы стали  центрами деятельности, проводимой в  рамках Международного года. ЮНЕСКО выпустило  и разослало в тысячи школ по всему  миру пособие «Толерантность: путь к миру». При этом учитывались  оценки и пожелания преподавателей. Повсеместно школы организовывали групповые обсуждения, конкурсы сочинений и рисунков, информационные недели, фестивали и обменные программы для учеников, посвященные теме толерантности.

Национальное  сознание, национальное самосознание, культура межнационального взаимодействия — сегодня вряд ли кто-нибудь усомнится  в актуальности этих понятий. Межнациональные  конфликты как следствие отсутствия культуры межнациональных отношений  — печальная реалия сегодняшнего дня. Один из путей выхода из кризисных ситуаций в межнациональных отношениях — этическое воспитание, сориентированное на межнациональное общение, причем начиная с самого раннего дошкольного возраста.  
Как показывают исследования отечественных авторов, трех-четырехлетний ребенок уже вступает в первую стадию политического развития, когда у него зарождается чувство национального самосознания. Но в этом возрасте его еще характеризуют эмоциональная отзывчивость, открытость, доверчивость и отсутствие этических стереотипов, что позволяет ему вступать в свободное общение с людьми разных национальностей. 
Задача гуманистической педагогики — сформировать у детей доброжелательное, уважительное отношение к представителям других этнических коллективов, приобщить дошкольников к культурным ценностям разных народов. 
Эффективность педагогической деятельности зависит от сотрудничества детского сада с семьями воспитанников, потому что именно семья предопределяет стартовое развитие личности и поведение ребенка в будущем. 
Однако, как показывает опыт, прежде чем планировать работу с детьми и с родителями, необходимо обратиться к самим педагогам: и они нуждаются в знакомстве с этнокультурным материалом, и им необходимо расширять свои знания в области межкультурного общения.

 

Министерство  образования РФ

Иркутский государственный педагогический университет

Факультет дошкольной педагогики и психологии 
 
 
 
 

Реферат

по курсу: «Педагогика межнационального общения» 

Толерантность и образование 
 
 
 
 

Выполнили: студентки 1го курса 2 гр.

заочного отделения

Хохлова И.Г.,

Кузьмина Н.Н.

Проверила: ст. преп. Кананчук Л.А. 
 
 
 
 
 
 
 

Иркутск 2003

 

Содержание

  1. Помни, что ты только человек (Введение)
  2. Определение категории «толерантность»
  3. Толерантность и образование

    3.1. Толерантность во взаимоотношениях

    3.2.  Основные критерии и показатели толерантности

    3.3.  Основные идеи и принципы образовательной стратегии формирования толерантности

    3.4.   Роль педагога в формировании толерантности

    3.5.   Формирование межкультурной толерантности у будущих учителей как одна из перспектив развития высшего образования

    3.6.   Межкультурное образование в детском возрасте – актуальная проблема современности (по материалам отечественных и зарубежных исследований)

  1. Практическая часть

    4.1. Семья и проблемы межнационального общения. Опыт исследования.

    4.2  «Знаем ли мы друг друга?»

    4.3.   «Мигрантская педагогика» в научной коле Е.В. Бондаревской в 90-е г. ХХ века.

5. Заключение

Информация о работе Помни, что ты только человек!