Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель курсовой работы
Рассмотреть основные характеристики понимающей социологии Макса Вебера с помощью исследования мотивов поведения
Задачи курсовой работы
Проанализировать историю становления понимающей социологии;
Раскрыть основные характеристики концепции понимающей социологии Макса Вебера;
Определить понятие и функции идеального типа.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Понимающая социология и теория социального действия…………..7
1.1 История становления понимающей социологии…………………………..7
1.2 Концепция понимающей социологии М. Вебера…………………………13
Глава II. Учение об идеальных типах М. Вебера………………………...……19
2.1 Понятие идеального типа в теории М. Вебера…………………………….19
2.2 Учение о типах господства М. Вебера…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
НИ ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт изобразительного искусства и социально-гуманитарных наук
Кафедра социологии и социальной работы
Допущен к защите_______________
Научный руководитель___________
Струк Н.М.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История социологии»
на тему: «Понимающая социология М. Вебера: сущность и история становления»
Выполнил студент группы
СЦб-12-1
Проверил к. ф. наук, профессор
Курсовая работа защищена с
оценкой__________________
Иркутск, 2013
Содержание:
Введение......................
Глава I. Понимающая социология и теория социального действия…………..7
1.1 История становления
1.2 Концепция понимающей социологии М. Вебера…………………………13
Глава II. Учение об идеальных типах М. Вебера………………………...……19
2.1 Понятие идеального типа в теории М. Вебера…………………………….19
2.2 Учение о типах господства М. Вебера…………………………………….26
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы исследования
Идеи Макса Вебера пронизывают всю современную социологию, составляя ее фундамент. С точки зрения М. Вебера, социология должна изучать поведение человека или группы людей. Он считал, что важная цель социологии состоит в том, чтобы сделать понятным то, что не было таковым. Он определял социологию как понимающую, основой которой является понятие социального действия. В ней исследователь ввел понятие идеальный тип и использовал его для анализа различных областей общественной жизни. В современном мире возрастает интерес к проблеме понимания. Изучение мотивации поведения людей до сих пор остается лишь наиболее вероятной гипотезой. Задача социологии заключается в том, чтобы выявить связь между отдельными мотивами и, посредством истолкования, установить ее подлинный характер. Данная задача остается актуальной и на сегодняшний день. На современном этапе поведение изучается углубленно, проводятся различные исследования и эксперименты, помогающие выявить закономерности мотивации.
В истории социологии выделяются три основных направления: позитивистская социология (классическая социология), марксистская социология и «понимающая» социология (неклассическая). Представители классической социологии – О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм – исследовали общество в целом изучая социальные факты и социальную реальность. К. Маркс и Ф. Энгельс, являющиеся представителями марксистской социологии, изучали общественный строй, производительные силы общества и производственные отношения. В период неклассической социологии ученые приходят к выводу, что не существует универсальных законов развития общества, что человек развивается индивидуально. Макс Вебер, представитель этого периода, отвергает в качестве предмета социологического знания такие понятия, как общество. Он считает, что главным предметом исследования социолога может быть только индивид. Таким образом можно считать Макса Вебера родоначальником нового, неклассического направления в социологии и автором субъективного подхода в анализе общественных процессов.
Объект курсовой работы
Субъективная социология Макса Вебера
Предмет курсовой работы
Сущность понимающей социологии Макса Вебера
Цель курсовой работы
Рассмотреть основные характеристики понимающей социологии Макса Вебера с помощью исследования мотивов поведения
Задачи курсовой работы
Степень научной разработанности темы.
Много трудов посвящено изучению работ Макса Вебера. На сегодняшний день редкий учебник и книга по истории социологии обходится без обращения к немецкому социологу. Исследованию его творчества посвятили свои работы такие авторы как А.И. Патрушев «Расколдованный мир Макса Вебера». В этой книге наследие немецкого ученого рассматривается с точки зрения позитивного его вклада в развитие социальных наук, анализируются суждения М. Вебера по общественным проблемам. А.И. Кравченко «Социология Макса Вебера», где дается анализ основных понятий, используемых М. Вебером, оценка его трудов по социологии. П.П. Гайденко, Ю.Н. Давыдов «История и рациональность. Социология Макса Вебера», здесь оценивается вклад ученого в развитие современной социологической науки, разумность исторического анализа власти для понятия ее возникновения, а также функционирования в современном мире.
В.В. Козловский, Р.П. Шпакова, Ф. Эттрих в своей статье «актуальность социологии Макса Вебера» подчеркивают, что М. Вебер остается центральной фигурой мировой социологии. Кюэн Шарль-Анри, в статье «Социологи и одержимость пониманием. Неопозитивистское прочтение Макса Вебера», отмечает, что главным условием понимания по М. Веберу является мотивация. Объяснить поведение индивида можно только уловив мотивы. Кюэн приходит к выводу: веберовские поиски «понимания» никоим образом не представляют собой «понимательства». Вебер изучал социальное действие, но не анализ социальных явлений, метод понимания у М. Вебера не есть объяснительный метод.
Также статьи о М. Вебере, анализе его произведений опубликовали А.В. Катасонов, Л.В. Кораблев, Н.Н. Железняк и М.А. Моргайлик и другие.
Теоретико-методологическая основа исследования.
Источниками информации для написания работы по теме «Понимающая социология М. Вебера: сущность и история становления» послужили основные базовые труды автора «О некоторых категориях понимающей социологии», «Основные социологические понятия» и «Хозяйство и общество». Также базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Понимающая социология М. Вебера», справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Методы исследования
Методом исследования является историко-сравнительный, логический, синтез и анализ.
Эмпирическая база исследования
Справочная и учебная литература, научные статьи, работы Макса Вебера «Основные социологические понятия», «О некоторых категориях понимающей социологии» и «Хозяйство и общество».
Положения, выносимые на защиту:
Структура курсовой работы.
Работа состоит из введения, глав основной части, выводов (заключения), списка литературы. Объем курсовой работы составляет 36 страниц.
Глава I. Понимающая социология и теория социального действия
Основателем социологической науки является французский философ XIX века Огюст Конт. Он стремился создать такую дисциплину, которая будет формулировать закономерности развития общества. Основатель социологии обращал внимание на две особенности данной науки: применение научных методов к изучению общества и практическое использование социологии в функционировании общества. О. Конт считал, что социология должна исследовать взаимосвязь фактов и специфику их функционировании я в рамках больших систем (общество, человечество). Несмотря на несовершенность отдельных взглядов, социология О. Конта положила начало научному изучению общества [2; 58]. Его взгляды сыграли выдающуюся роль в деле становления социологии как науки.
Весомый вклад в продолжение развития социологической теории внесли последователи О. Конта. Одним из наиболее значительных представителей был французский ученый Э. Дюркгейм, занимающий заметное место в истории развития социологии. Вслед за О. Контом, он особое внимание уделял вопросам развития методологии социологического знания, полагая, что она должна ориентироваться на методы познания естественных наук. По мнению, Э. Дюркгейма, предметом социологии должны выступать социальные факты, принудительно воздействующие на индивида, заставляя действовать его определенным образом. Э. Дюркгейм изучал общество, основываясь на коллективном сознании. Таким образом, можно говорить о том, что коллективное сознание покрывает индивидуальность и не дает увидеть личность. Исходя из таких условий наблюдения, нельзя осознать причины индивидуального поведения. Действующий индивид сам не может понять, что мотивирует его на то или иное действие. К таким выводам приходят ученые классического этапа развития социологической мысли.
Еще одно течение социологии, марксистская социология, явилось предпосылкой понимающей социологии. К. Маркс, главный представитель этого направления, рассматривал общество с позиции классов как социальных групп, где каждая соответствует определенному экономическому положению. Он отдавал предпочтение экономическим интересам, изучая социальные группы в целом, но не рассматривал личность индивидуально [2; 94].
Одним из важнейших
направлений современной
В основу концепции "понимающей" социологии легли идеи Э. Дюркгейма о социальной реальности как реальности особого рода, которую можно познать с помощью соответствующего метода, которым является понимание: «Понимание объективного действия, а не действующего лица - первая ступень познания. Понимание мотивов и чувств действующего индивида - вторая ступень познания. Обнаружение смысла действий, проявляющегося в характере его связей с человеческими представлениями, потребностями, интересами, является итогом понимания» [13].
Понимающая социология - в узком смысле - социологическая концепция М. Вебера, предположившего и сам термин «понимающая социология». Макс Вебер отрицал то, что исторические события рассматривались независимо от намерений людей, а сами индивиды – как соучастники заранее предопределенных событий. Также М. Вебер отрицал применение естественнонаучных подходов для анализа общества. Для этого познания, по его мнению, нужна другая методология, которая раскроет индивидуальность личности, в противовес тому, что неживую и живую природу нужно рассматривать отдельно друг от друга. Они взаимодействуют и развиваются по разным законам.
В широком смысле «понимающая социология» - это одно из основных направлений социологии, связанное с ориентацией на преодоление ее натуралистических установок и позитивистской методологии. В конце XIX - начале XX вв. оно заложило основы последующих неклассических ее версий: феноменологической социологии, этнометодологии, когнитивной социологии и т.д., вплоть до ее постмодернистского проекта (3. Бауман, В. Вельш и др.), а также таких неклассических направлений в социологическом анализе, как социология культуры (культур-социология) и социология знания [13].
Понимающую социологию можно рассматривать и как одну из первых редакций гуманистической альтернативы в социальном знании в целом. Становление понимающей теоретико-методологической парадигмы в социогуманитарном знании связано, прежде всего, с именами В. Дильтея и М. Вебера, а также Г. Зиммеля и отчасти (что признается далеко не всеми историками социологии) Дж. Г. Мида. В качестве отдаленных истоков понимающей социологии рассматриваются идеи исторического анализа Д. Вико (понимаемо лишь то, что совершено) и концепция герменевтики Ф. Шлейермахера. В качестве непосредственных источников понимающей социологии выступают философия жизни и неокантианство (прежде всего в лице Баденской школы). При этом, если у В. Дильтея доминируют идеи философии жизни, то у М. Вебера - неокантианства, а Г. Зиммель в разные периоды жизни акцентировал как собственную версию философии жизни, так и свой же проект формальной социологии, увязывая их с проблематикой понимания.
В российской философской и социогуманитарной мысли близкий к понимающей социологии проект был предложен (с некоторых теоретико-методологических позиций) Л. Франком. Примечательно, что «понимающей» альтернативе В. Дильтея была противопоставлена версия описательной психологии (аналогично Л. Франк исходил из попытки доказательства невозможности социологии как науки), однако реализована была она впервые именно в социологии (проект Л. Франка не получил социологического воплощения). В то же время для понимающей социологии (как изначально, так и в последующих вариантах) был характерен постоянный интерес к метатеоретическому уровню анализа и постоянные экскурсы в область собственно философского знания. Так, объединяющей исходной теоретико-методологической посылкой для «понимающих» социологов является утверждение принципиально разных онтологий природного и социального миров и установка на исследование способов и конституирования индивидами социума в ходе их непосредственного взаимодействия и в их духовном бытии.
Информация о работе Понимающая социология М. Вебера: сущность и история становления