Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 13:36, курсовая работа
Цель курсовой работы
Рассмотреть основные характеристики понимающей социологии Макса Вебера с помощью исследования мотивов поведения
Задачи курсовой работы
Проанализировать историю становления понимающей социологии;
Раскрыть основные характеристики концепции понимающей социологии Макса Вебера;
Определить понятие и функции идеального типа.
Введение..................................................................................................................3
Глава I. Понимающая социология и теория социального действия…………..7
1.1 История становления понимающей социологии…………………………..7
1.2 Концепция понимающей социологии М. Вебера…………………………13
Глава II. Учение об идеальных типах М. Вебера………………………...……19
2.1 Понятие идеального типа в теории М. Вебера…………………………….19
2.2 Учение о типах господства М. Вебера…………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….33
Список литературы………………………………………………………………35
1. чисто аффективно: эмоциональной преданностью;
2. ценностно-
3. религиозно: верой в зависимость блага и спасения от сохранения данного порядка» [7; 185].
Существуют три идеологических основания легитимности, которые могут облекать правителей властью: традиционное, харизматическое и легально-рациональное. В соответствии с этим М. Вебер обосновывает три идеальных типа господства, каждый из которых получает наименование по своему идеологическому основанию. Рассмотрим каждый из этих типов подробнее.
Легально-рациональное господство. (Его иногда называют просто рациональным). Здесь основным мотивом подчинения выступает, в известной степени, удовлетворение собственных интересов. При этом люди подчиняются не столько другим людям, сколько общепринятым законам, правилам, которые этими другими людьми выражаются и от имени которых они выступают. Легально-рациональное господство подразумевает повиновение формальным правилам, установленным с помощью "правильных" публичных процедур. Отсюда - столь важная роль, которую играет в легально-рациональном господстве бюрократия, как неотъемлемый элемент рационального общества и то огромное внимание, которое уделяет ей в своих исследованиях М. Вебер.
Само понятие "бюрократия" имеет по меньшей мере два смысла: определенный способ управления и особая социальная группа, осуществляющая этот процесс управления. М. Вебер в качестве основной характерной черты любой бюрократической организации выделял опять же рациональность. Бюрократическую рациональность, по Веберу, следует рассматривать как воплощение капитализма вообще (причины этого мы еще рассмотрим ниже); поэтому решающую роль в бюрократической организации должны играть технические специалисты, получившие специальную подготовку и пользующиеся в своей работе научными методами.
Бюрократическая организация
характеризуется целым рядом
важных
черт, среди которых М. Вебер выделяет
следующие. Эффективность, достигаемая,
главным образом, благодаря четкому разделению
обязанностей между работниками аппарата,
что дает возможность использовать на
каждой из позиций узкоспециализированных
и высококвалифицированных специалистов.
Строгая иерархизация власти, которая позволяет
вышестоящему должностному чиновнику
осуществлять контроль за деятельностью
нижестоящего. Формально установленная и четко зафиксированная система
правил, обеспечивающая единообразие управленческой
деятельности и применение общих инструкций
к частным случаям, а также не допускающая
неопределенности и двусмысленности толкования
распоряжений; сотрудники бюрократической
организации подчиняются прежде всего
этим правилам, а не конкретной личности,
которая их выражает. Безличность админист
Современный научный анализ позиции М. Вебера утверждает, что его идея о рациональности бюрократии содержала в себе два несколько различающихся момента. В одном смысле рациональность бюрократии состояла в том, что она максимизирует техническую эффективность. Правила, определяющие наиболее подходящие средства для достижения организационных целей, базируются на современных технических знаниях и направляют поведение членов организации вдоль наиболее эффективных линий поведения. В другом смысле бюрократия представляет собой систему социального контроля или власти, которая принимается членами организации или социальной общности, поскольку они рассматривают правила как рациональные, правильные и справедливые – «легально-рациональная» система ценностей. Однако главное свойство бюрократии, по М. Веберу, - это ее предсказуемость.
Основная цель Вебера состояла в широком историческом сравнительном анализе способов политического администрирования и их воздействия на общество, он стремился выявить бюрократический идеальный тип. Однако, действительность не обязана совпадать с идеальным типом (скорее, как раз и не должна совпадать). Реальные бюрократические организации достаточно часто оказываются неэффективными, они несут в себе, наряду с рациональными чертами, немало рациональных, наряду с формальными отношениями, неформальные. Не говоря уже о том, что повиновение здесь нередко превращается в самоцель, а власть узаконивается самим фактом пребывания в должности [5].
Традиционное господство. Оно покоится на привычном, чаще всего не вполне осознанном, убеждении в святости и незыблемости общепринятых традиций и в законности прерогатив власти, предоставляемых ими. Приверженец традиционной власти принимает правила, которые воплощают обычай и древнюю практику. В рамках этого типа господства право власти чаще всего носит наследственный характер (примерно так: "Я служу этому человеку, потому что его отцу служил мой отец, а его деду - мой дед"). В чистом своем виде это патриархальная власть. Понятие "патриархата" в социологии обычно используется для описания господства мужчин над женщинами, причем оно может проявляться в различных типах обществ. Это понятие употребляется также для описания определенного типа организации домашнего хозяйства, в котором старший по возрасту мужчина господствует над всем семейством, включая более молодых мужчин. Поэтому отношения между властителем и его административным аппаратом при традиционном типе господства можно уподобить взаимоотношениям между домохозяином и слугами, а также зависящими от него родственниками: они носят личностный характер, отчетливо эмоциональную окраску и основаны на личной преданности.
Одной из наиболее распространенных разновидностей традиционного господства, по Веберу, является патримониализм. В патримониальных системах административная и политическая сила находятся под прямым личным контролем правителя. Причем, поддержка патримониальной власти обеспечивается не столько теми силами, которые рекрутируются из землевладельческой аристократии (что типично, например, для феодализма), сколько с помощью рабов, регулярных войск или наемников. Вебер рассматривал патримониализм как: политически нестабильный, поскольку он является объектом интриг и дворцовых переворотов, и препятствие развитию рационального капитализма. Другими словами, патримониализм выступал в качестве одного из аспектов веберовского объяснения причин отсутствия капиталистического развития в различных восточных обществах, где доминировало личное правление [5].
Харизматическое господство. Оно основано на исключительных качествах, приписываемых лидеру. Сам термин харизма (от греч.harisma - божественный дар, благодать) ввел в социологический концептуальный аппарат немецкий теолог Э. Трёльч. При наличии этого типа господства приказы исполняются потому, что последователи или ученики убеждены в совершенно особом характере своего вождя, власть которого превосходит обычную существующую практику. Харизматическое господство основано на экстраординарной, может быть, даже магической способности, которой обладает господин. При этом неважно, что в действительности этой способностью наделяют его сами приверженцы - те, кто идет за ним и предан ему (хотя они и считают, что его наделяют этим даром некие высшие силы). Здесь не играют роли ни происхождение, ни связанная с ним наследственность, ни сколько-нибудь рациональные соображения - только личные качества лидера. Наличие харизмы означает прямое, непосредственно осуществляемое господство. Харизматиками были большинство прославленных в истории пророков (включая всех основателей мировых религий), полководцев и выдающихся политических вождей [6; 27].
Как правило, со смертью лидера ученики разносят харизматические верования или превращают их в традиционные ("официальная харизма"), либо легально-рациональные формы. Поэтому сама по себе харизматическая власть носит нестабильный и временный характер.
При всех формах господства факт существования штаба управления и его действий, постоянно направленных на осуществление порядка и принуждение к нему, является жизненно необходимым для сохранения повиновения. Это есть то, что обозначают термином "организация". Решающей является также (идеальная или материальная) солидарность интересов штаба управления с господином. Об отношении господина к штабу можно сказать, что господин, поддержавший эту солидарность, сильнее каждого отдельного члена, но слабее всех вместе. Для того, чтобы планомерно и, следовательно, успешно проводить акцию сопротивления господину и парализовать его руководство, было необходимо плановое обобществление штаба, точно также, как для каждого, кто хочет нарушить господство, было необходимо создание собственного штаба управления для возможности собственного господства. Эта солидарность интересов с господином существует в наибольшей степени там, где собственная легитимность и гарантия обеспечения штаба управления зависит от легитимности и гарантий обеспечения господина. В отдельных случаях существуют возможности уклониться от этой солидарности, очень различные по структуре. Тяжелее всего - при полном отчуждении от средств управления, а именно: в чисто патриархальном (покоящемся только на традиции), чисто патримониальном и чисто бюрократическом (покоящемся только на регламенте) господствах; легче всего - при сословной апроприации (лены, наделы) [5].
Но, в конце концов, и на самом деле историческая реальность является также непрерывной, чаще всего скрытой борьбой между господином и штабом управления за лидерство одного или другого. В виде этой борьбы раскрывается развитие не только истории управления, но и истории культуры.
Заключение
Макс Вебер был одним из самых влиятельных теоретиков социологии - немецкий социолог, социальный философ и историк, основоположник понимающей социологии. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости сплав исторических изысканий и социологической мысли. Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Он использовал это понятие как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежит систематическое и точное исследование, а не просто “переживание” исторических событий.
Сущность понимающей социологии, по М. Веберу, заключается в том, что социолог должен понять и объяснить: 1) посредством каких осмысленных действий люди пытаются осуществить свои стремления, в какой степени и по каким причинам им это удавалось или не удавалось; 2) какие последствия имели их стремления для поведения других людей.
Важным вкладом М. Вебера в социологию было введение понятия «идеальный тип» – искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. Идеальный тип возникает из реального мира, а не из абстрактных теоретических построений. По М. Веберу, это понятие динамическое. Поскольку общество и интересы его исследователей постоянно изменяются, постольку необходимо создавать новые типологии, соответствующие изменившейся реальности.
Социальное отношение по М. Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционное, харизматическое и легально-рациональное.
Веберовское видение задач социологии разительно отличалось от широко распространенного в его время позитивистского подхода, ориентированного на поиск "законов" и рассматривающего социальные явления по аналогии с природными объектами. Для М. Вебера социальные явления - это, прежде всего, культурные, "смысловые", наделенные значениями явления. И задачей социологии должно быть именно понимание социальных явлений, а не поиск общих закономерностей (поиск которых если и возможен, то имеет подчиненный характер по отношению к главной задаче - пониманию).
Влияние, которое М. Вебер может оказать и, безусловно, уже оказывает на современную русскую социальную философию и науку, не может ограничиться в рамках одной школы или направления. Оно широко и распространяется на многие области общественных наук и философии, а значит, и на общественное сознание в целом. Идеи Макса Вебера переживают своеобразный ренессанс, возрождение. И это свидетельствует о том, что Макс Вебер был выдающимся ученым. Его социальные идеи, очевидно, имели опережающий характер.
Список литературы
воробьёвых, 1997. – С. 536.
МГУ, 2004. – С. 93.
Информация о работе Понимающая социология М. Вебера: сущность и история становления