Понятие и характеристика молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 08:28, курсовая работа

Описание работы

В связи с этим молодежная политика, социальная работа и социальная защита молодого поколения должны стать одними из главных приоритетов государства.
Целью данного исследования является анализ социальных проблем молодежи.
Объектом исследования является молодежь.
Предметом исследования являются социальные проблемы молодежи.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
4
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖИ
6
Определение понятия «молодежь»
6
Характеристика современной молодежи
7
Основные социальные проблемы современной молодежи
9
Наркомания
10
Алкоголизм
11
Молодежная безработица
13
Жилищное обеспечение молодежи
14
ВЫВОДЫ
14
ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ
15
2.1. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации
15
2.2. Федеральная целевая программа «Молодежь России» в разные годы
18
2.3. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье- гражданам России».
20
2.4. Проекты, проводимые в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России»
21
2.4.1. Проект «Новый взгляд»
22
2.4.2. Проект «Доброволец России»
23
2.4.3. Проект «Карьера»
24
2.4.4. Проект «Молодая семья России»
26
2.4.5. Проект «Шаг навстречу»
29
ВЫВОДЫ
30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
32
ПРИЛОЖЕНИЕ
34

Файлы: 1 файл

Социальные проблемы молодежи.doc

— 151.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

4

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ  И ХАРАКТЕРИСТИКА МОЛОДЕЖИ

6

    1. Определение понятия «молодежь»

6

    1. Характеристика современной молодежи

7

    1. Основные социальные проблемы современной молодежи

9

      1. Наркомания

10

      1. Алкоголизм

11

      1. Молодежная безработица

13

      1. Жилищное обеспечение молодежи

14

ВЫВОДЫ

14

ГЛАВА 2. ПУТИ РЕШЕНИЯ  СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МОЛОДЕЖИ

15

2.1. Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации

15

2.2. Федеральная  целевая программа «Молодежь  России» в разные годы

18

2.3. Национальный  проект «Доступное и комфортное  жилье- гражданам России».

20

2.4. Проекты,  проводимые в рамках федеральной  целевой программы «Молодежь  России»

21

2.4.1. Проект «Новый  взгляд»

22

2.4.2. Проект «Доброволец  России»

23

2.4.3. Проект «Карьера»

24

2.4.4. Проект «Молодая  семья России»

26

2.4.5. Проект «Шаг  навстречу»

29

ВЫВОДЫ

30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

31

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

32

ПРИЛОЖЕНИЕ

34


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения  социального положения различных групп населения, в том числе и таких которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодёжи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определяет будущее общества. Именно поэтому в работе освещена наиболее острая проблема современного общества, проблема социального развития молодежи. Данная тема особенно актуальна, так как молодежь – это будущее России. На данный момент молодежь составляет 30% населения планеты, и именно она займет со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной, духовной сферах общества.

Социальная  работа с молодежью, как одно из эффективных  средств успешного решения многочисленных проблем различных категорий  подрастающего поколения, в XXI веке может стать для России важнейшим фактором и базовым условием успешного экономического и политического реформирования общества. Этот специфический вид социальной работы влияет на характер жизнеобеспечения молодого поколения и определяет в конечном итоге качество молодого поколения россиян.

 В связи  с этим молодежная политика, социальная  работа и социальная защита  молодого поколения должны стать  одними из главных приоритетов  государства.

    • Целью данного исследования является анализ социальных проблем молодежи.
    • Объектом исследования является молодежь.
    • Предметом исследования являются социальные проблемы молодежи.

 В соответствии  с поставленной целью необходимо  решить ряд задач:

  • изучить молодежь, как особую социальную группу, охаракткризовать ее;
  • провести анкетирование среди молодежи;
  • выявить основные страхи и проблемы молодежи;
  • изучить основные направления социальной работы с молодежью.

В работе использовались такие методы как: анализ, синтез, систематизирование, математическая обработка; социологические методы: анкетирование, опрос.

Практическая  значимость работы заключается в том, что были рассмотрены ключевые вопросы; проведенное анкетирование позволило определить важные для работы аспекты, на основе которых был проведен анализ решения проблем, заявленных в теме работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОЛОДЕЖИ

1.1 Определение понятия «молодежь»

Молодежь - социально-демографическая  группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положенияи обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которыеопределяются общественным строем, культурой, закономерностямисоциализации, воспитания данного общества; современные возрастные границыот 14-16 до 25-30 лет[14, 140].

Прежде чем говорить о социальном положении и защите молодежи, следует определить возрастные рамки этой группы населения. В Древнем Китае, например, к молодежи принадлежали лица в возрасте до 20 лет, затем следовал период вступления в брак — до 30 лет. В классификации возрастов жизни по Пифагору молодость обозначена как "лето жизни" — от 20 до 40 лет; Гиппократ к молодости относил периоды с 14 до 21 года и с 21 года до 28 лет.

Международным симпозиумом по возрастной периодизации (Москва, 1965) юношеский возраст определен с 17 до 21 года для юношей и с 16 до 20 лет для девушек, первый период среднего возраста — с 22 до 35 лет для мужчин и с 21 до 35 лет для женщин.

Современные ученые считают, что возрастные границы  периода молодости условны, их можно  определить интервалом от 13~14 лет до 29-30 лет. Однако молодость — не столько этап жизненного цикла, сколько определенный социальный статус человека, связанный с основными видами деятельности: учащийся, военнослужащий, работающий и т. д.[1,2]

Сегодня молодёжь РФ — это 39,6 миллионов молодых граждан — 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р, к категории молодёжи в России ранее относились граждане от 14 до 30 лет. Однако, последнее время в большинстве субъектов РФ наблюдается тенденция смещения возрастного ценза для молодежи до 35 лет.

1.2 Характеристика современной молодежи

Приведенные определения показывают, что основной и неизменной характеристикой молодежи является возрастной признак. В определении молодежи, представленном в первом российском учебнике по социальной политике этот признак является даже единственным: «Молодежь – это социально-демографическая группа, главной количественной характеристикой которой являются возрастные показатели».

Однако в  действительности проблема возрастной периодизации молодежи не является столь  однозначной и бесспорной. На самом  деле границы молодежного возраста очень подвижны. На протяжении развития общества возрастная периодизация молодежи часто менялась по мере изменения культуры, способов и форм социализации человеческого сообщества. Молодость является переходным периодом между детством и взрослостью. Исходя из этого понимания и вытекают основные критерии выделения хронологических границ молодежи.

Перед наступлением собственно молодежной возрастной стадии обычно выделяются две стадии т.н. ранней молодости: отрочество и юность. До начала - середины ХХ века период отрочества определялся в границах 10-14 лет, период юности – в границах 14-18 лет. Период с 18 и примерно до 21-22 лет определялся как период наступления непосредственно молодежного возраста.

Однако изменения, которые принес с собой ХХ век в жизнь общества, отразились и на определении возрастных границ молодежи. С одной стороны, ХХ век стал веком массового приобщения широкого круга молодежи к получению образования (полного среднего, средне-специального и высшего). Следствием этого стало более позднее вхождение значительной части молодых людей во взрослую трудовую жизнь и, соответственно, повышение верхней границы возрастного интервала молодежной группы.

С другой стороны, существенные коррективы в определение  возрастных границ молодежи внес феномен акселерации, особенно ярко заявивший о себе во второй половине прошлого столетия. Обозначилась новая молодежная проблема: несовпадение зрелости физиологической, которая наступает раньше (акселерация), и социальной, которая, напротив, затягивается, главным образом, в связи с ростом продолжительности учебы. Обнаруженный диссонанс в темпах развития молодежи привел к пересмотру взгляда специалистов на вопрос о возрастных границах молодежи; к постепенному размыванию и отмене жестких возрастных границ молодежи. Поэтому на сегодняшний день в современном мире возрастные границы молодежи определяются достаточно условно: к ней относят людей в возрасте от 14-16 лет и до 25-30 лет.

Кроме возрастного  признака (количественная характеристика), к основным характеристикам молодежи как социально-демографической группы относятся и качественные характеристики:

А) особенности социального положения молодых людей;

Б) место и функции в социальной структуре общества;

В) характерные особенности их интересов, особенности их самосознания и структуры ценностей.

Эти характеристики также во многом подверглись значительным изменениям. В сравнении с молодежью  начала ХХ века, современная молодежь как социальная группа во всем мире характеризуется некоторыми новыми чертами: она, как правило, более образованна, владеет новыми профессиями, является носителем нового образа жизни и социального динамизма . Сознание молодых более адаптировано к современным реалиям, чем старшее поколение. Все это в совокупности предоставляет молодежи больше ресурсов и возможностей для успешного социального старта и ускоренного продвижения в сторону повышения своего социального статуса.

Немецкий социолог Карл Мангейм (1893—1947) определил, что  молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Динамичные общества рано или поздно должны активизировать и даже организовывать их (ресурсы, которые в традиционном обществе не мобилизуются и не интегрируются, а часто подавляются).

Молодёжь, по мысли  Мангейма, ни прогрессивна, ни консервативна  по своей природе, она — потенция, готовая к любому начинанию[7,446].

1.3. Основные  социальные проблемы современной  молодежи.

Круг основных проблем молодежи традиционно связан с ее спецификой как особой социально-демографической группы, переживающей период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. В практическом смысле эти проблемы образуют целый комплекс проблем т.н. «жизненного старта», включающий вопросы получения образования, начала трудовой жизни, формирования семьи, интернализации сформированных в детском возрасте норм и ценностей, складывания социальных и профессиональных ожиданий, ролей и статуса, закладывания основ для последующего успешного профессионального роста и продвижения, проблемы молодежного алкоголизма и наркомании.

Прежде чем детально рассмотреть  некоторые из проблем, следует отметить опасения современной молодежи. По данным социологического первые три места занимают боязнь остаться без средств к существованию (52,1 %), боязнь за получение высшего образоваия (22,48 %), опасения перед устройством на работу (19,8 %). Далее следуют боязнь остаться без друзей и родных, боязнь не создать семью и ухудшения криминагенной обстановки 1,9 %, 3,2 % и 0,52 % соответственно.

 Теперь, зная опасения современной молодежи, рассмотрим некоторые из проблем.

1.3.1. Наркомания.

«Наркотики – сильнодействующие  природные, а также синтетические  вещества, парализующие действие центральной нервной системы, вызывающие искусственный сон, галлюцинации, а при передозировке – потерю сознания и смерть.» [5, 61]

Легально наркотические вещества могут употребляться только по назначению врача, любое другое потребление будет незаконным, и считается преступлением.

Наркотики, вызывают у человека зависимость  как психическую, так и физическую. Они полностью подчиняют себе потребителя. Зависимый, то есть наркоман, готов на все ради них: от отказа соблюдать моральные принципы и нормы, до тяжких преступлений.

Сегодняшняя ситуация с распространением наркомании в России, приняла угрожающие размеры. Количество наркоманов за последнее  десятилетие увеличилось в 9 раз, и составляет на август-сентябрь 2002 года 4 миллиона человек (около 3% населения). Самым ужасающим является то, что более половины потребителей составляют молодые люди в возрасте до 29 лет. Эти люди не могут дать нормальное потомство, не могут участвовать в трудовых отношениях, выпадают из жизни общества, нарушают и разрушают социальные связи. Такое обстоятельство ставит под угрозу дальнейшее существование нашей нации, потому что в целом нарушается генофонд, подрывается экономика, возникают новые социальные конфликты. А если учесть, что происходит старение населения, и большинство употребляющих наркотические средства – молодые люди, то возможно наступит время, когда большинство населения страны будут больны наркоманией. В настоящее время скорость и размеры распространения наркомании «ставят под вопрос физическое и моральное здоровье молодежи и будущее значительной ее части, социальной стабильности российского общества» [6, 305]

Дороговизна наркотиков и физическая зависимость, заставляет наркомана  совершать преступления, с целью  достать сам наркотик или средства на его приобретение. Кроме того, наркоманы образуют наркотическую субкультуру, в которую втягивают все больше людей, что, приводит к росту числа потребителей наркотических средств.

 

      1. Алкоголизм.

Информация о работе Понятие и характеристика молодежи