Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:08, курсовая работа
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 6
1.1. История развития приемной семьи в России 6
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 11
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 23
2.1. Правовое регулирование порядка создания приемной семьи 23
2.2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 33
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Статистические данные свидетельствуют, что в СССР к концу 1990 года количество детских домов семейного типа достигло 258 с общим числом детей более двух тысяч человек. Больше всего таких детских домов было создано в Омской области (более 20), в результате чего был закрыт один детский дом.
В середине 90-ых годов XX века появляется разочарование в семейных детских домах. Во-первых, для создания детских городков отсутствовала достаточная экономическая база. Представлялась также сомнительной их целесообразность с педагогической точки зрения в связи с большим количеством детей (15-20 детей), приходящихся на одного родителя-воспитателя, что приближало условия жизни детей не к семье, а к детскому дому.
С целью развития и совершенствования детских домов семейного типа было принято решение «реорганизовать» их в приемные семьи. В Семейный кодекс РФ16 1996 года (далее – СК РФ) была включена специальная глава «Приемная семья», регламентирующая основания, порядок и условия создания «искусственных» семей для воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Именно с этого момента можно говорить о создании новой семейной формы устройства под названием «приемная семья».
Принятое в соответствии с СК РФ 1996 года Постановление Правительства РФ «О приемной семье»17 (далее – Положение о приемной семье) признало утратившими силу правовые акты, регламентирующие деятельность по созданию и деятельности детских домов семейного типа. Письмом Минобразования РФ от 30 января 1997 г. органам опеки и попечительства было рекомендовано проявить к детским домам семейного типа особое внимание и бережное отношение и предоставить родителям-воспитателям возможность самим определить дальнейший статус: преобразовать детский дом семейного типа в малокомлектный детский дом с соответствующим штатом сотрудников или - в приемную семью18. При этом ранее учрежденные детские дома семейного типа существуют и по сей день, и многие из них в приемные семьи так и не преобразованы.
Со 2 января 2000 г. детские дома семейного типа были включены в список учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей19, а 19 марта 2001 г. определен их правовой статус20.
В литературе даются различные определения приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, но чаще всего они либо вообще не отражают ее специфики как самостоятельной формы устройства, либо содержат лишь один или два отличительных признака. На сегодняшний день можно констатировать, что среди учёных, занимающихся исследованиями в этой области, единодушие в этом вопросе отсутствует.
Так, М. В. Антокольская определяет приемную семью как «новый институт семейного законодательства» и как «гибридную форму, содержащую в себе некоторые черты опеки, детского учреждения и усыновления»21.
A.M. Нечаева определяет приемную семью как «суррогатную семью, где сложно переплетаются проблемы педагогического и правового характера». С одной стороны, приемная семья обладает всеми признаками семьи как таковой, ибо это общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством, с другой - в контексте соответствующих статей СК РФ она имеет свои, лишь ей присущие особенности, отличающие ее от усыновления, опеки (попечительства)22.Таким образом, автор указывает на искусственную природу образования приемной семьи.
Ряд ученых отмечают, что приемная семья отличается от других форм устройства тем, что передача детей на воспитание происходит на основе особого соглашения (договора) между органами опеки и попечительства и лицами, желающими воспитывать ребенка23. Соответственно, для определения приемной семьи они используют один, основной отличительный признак приемной семьи - договорный порядок передачи в нее детей на воспитание. Кроме этого, приёмная семья определяется как институт (форма) защиты детства24.
И. Воронина считает, что приёмная семья и патронат однотипны по своей правовой природе, т. е. качественно однородны. Приёмная семья понимается и как одна из моделей семьи25. Л.М. Пчелинцева не дает самостоятельного определения приемной семье, однако отмечает, что «приемная семья дает возможность обеспечить детям их право на семейное воспитание, которому законом отдается безусловное предпочтение»26.
Ю.Ф. Беспалов полагает, что приёмную семью следует понимать, во-первых, как институт семейного права. В этом качестве она представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих отношения по передаче ребёнка на воспитание в приёмную семью, воспитанию, содержанию ребёнка в приёмной семье и защите его прав приёмными родителями. Во-вторых, приёмная семья есть форма устройства детей, т.е. порядок, условия воспитания, образования, содержания детей приёмными родителями. В-третьих, приёмная семья рассматривается как способ защиты прав ребёнка, оставшегося без попечения родителей. С этой позиции она представляет собой меру, позволяющую восполнить нарушенные права ребёнка, и, прежде всего, право на семейное воспитание, образование и содержание, право жить и воспитываться в семье27.
СК РФ не содержит определение понятия «приемная семья», которое подчеркивало бы ее основные специфические особенности как самостоятельной формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Большинство определений приемной семьи, данных в нормативных правовых актах, основываются на особенности ее создания. Несомненно, это один из основных отличительных признаков данной формы устройства, но не единственный.
Так, ст. 123 СК определяет приемную семью как одну из форм устройства на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей. Данное определение приемной семьи не позволяет отграничить ее от других семейных форм устройства, т.к. не содержит никаких отличительных признаков.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 22.08.2004) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»28 (далее Федеральный закон № 159-ФЗ) приемная семья – это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органом опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
На наш взгляд, приёмная семья есть семья, созданная и функционирующая по правилам Главы 21 СК РФ и Положения о приёмной семье. Иными словами, в данном случае, мы имеем дело с приёмной семьёй как формой семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В литературе выделяются следующие признаки приемной семьи: 1) приемная семья основывается на договоре, который заключается в письменной форме по просьбе лиц, желающих воспитывать ребенка в своей семье. Сторонами в данном договоре являются эти лица и органы опеки и попечительства; 2) лица (лицо), заключившие договор, именуются родителями-воспитателями; 3) труд родителей-воспитателей в приемной семье оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребенка; 4) воспитанникам приемных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счет бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам; 5) приемная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями29.
Проанализировав ст. 151-155 СК РФ и нормы Положения о приемной семье, можно выделить следующие признаки приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Приемная семья – это искусственно созданный социально-правовой институт в отличие от обычной семьи. Приемная семья в отличие от обычной семьи создается государством в лице органов опеки и попечительства, т.е. в основании ее создания лежит, в первую очередь, воля государства, а не брак или родство. С учетом того, что приемная семья - искусственный социальный институт, она может создаваться, действовать и порождать при этом какие-либо права и обязанности только при закреплении такой возможности в законодательстве.
2. Приемная семья – это временная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Срок передачи ребенка на воспитание в приемную семью в соответствии со ст. 151 СК РФ обязательно должен быть установлен в соответствующем договоре. Соответственно права и обязанности приемных родителей и приемных детей ограничены сроком действия договора. Естественно, что отношения, возникающие между приемными родителями и детьми, могут продолжаться и в дальнейшем, однако они не будут носить правового характера и порождать взаимных прав и обязанностей.
3. Приемная семья – это профессиональная форма устройства, иными словами, это профессиональная семья, т.е. грамотно воспитывающая гражданина по поручению государства. Под профессионализмом приемных родителей обычной приемной семьи понимается наличие необходимых знаний и навыков по воспитанию детей, оставшихся без попечения родителей, а в специализированной приемной семье - наличие профессионального педагогического образования. Приемные родители выполняют свои обязанности за вознаграждение и должны обладать соответствующей профессиональной подготовкой. При этом приемные родители (родитель) в специализированной приемной семье должны иметь не только педагогическое образование, но и опыт работы (учителя, воспитатели и т.п.), а приемные родители в обычной приемной семье - пройти соответствующие подготовку и обучение до того, как возьмут ребенка на воспитание в семью. Как отмечает М.В Антокольская, «приемные родители, воспитывающие большое количество детей, получают возможность нигде больше не работать и все свои силы и внимание уделять детям»30.
4. Работа по воспитанию
приёмных детей зачисляется
4. Приемная семья – возмездная форма устройства. Воспитание детей требует затраты значительного количества труда, поэтому приемные родители получают за это определенную плату, размер которой зависит от числа принятых на воспитание детей (ст.152 СК). О.Ю. Косова указывает, «необходимым элементом правового статуса приемного родителя является хотя и основанное на договоре о передаче ребенка на воспитание, но не являющееся семейным его право получать вознаграждение за свой труд»31 . A.M. Нечаева отмечает, что материальное обеспечение приемных детей и приемных родителей является существенным признаком приемной семьи, который состоит в том, что первые находятся на полном государственном обеспечении, а вторые получают плату за свой труд32.
Правовым основанием такого подхода к материальному обеспечению приемной семьи являются ст. 152, 155 СК РФ и Положение о приемной семье в соответствии с которыми: 1) на содержание каждого приемного ребенка (детей) приемной семье независимо от оснований утраты родительского попечения выплачиваются ежемесячно денежные средства на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) на ребенка (детей), передаваемого на воспитание в приемную семью на один год и более, выделяются средства на приобретение мебели; 3) труд приемных родителей оплачивается в размере, установленном законом субъекта РФ; 4) органы местного самоуправления, исходя из принимаемых ими решений, выделяют денежные средства приемным семьям на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату услуг бытового обслуживания.
5. Приемная семья – это индивидуальная форма устройства, т.к. воспитание и защита прав приемного ребенка осуществляются конкретным физическим лицом. В связи с этим правоотношениям по функционированию приемной семьи присущ лично-доверительный характер, обязывающий приемного родителя лично исполнять обязанности по договору.
6. Приемная семья – это семейная форма устройства, при которой дети (ребенок) воспитываются в естественных домашних условиях. При помещении ребенка в приемную семью, так же, как и при установлении опеки и попечительства, на первый план выдвигается задача воспитания детей в семейных условиях.
7. Приемная семья – договорная форма устройства. Правовым основанием возникновения приемной семьи является договор. В соответствии со ст.151 СК ребенок передается на воспитание в приемную семью на основании договора, т.е. договор является последним, основным юридическим фактом, необходимым для возникновения правоотношений по функционированию приемной семьи.
Таким образом, с уверенностью можно констатировать, что, с одной стороны, приёмная семья представляет собой семью в общеупотребимом смысле, но с другой - для неё характерны такие индивидуальные особенности, которые отличают её от родительской семьи, семьи усыновителей и опекунской семьи, не позволяющие говорить об их тождестве.
Следует согласиться с В.А. Цветковым, который дает следующее определение приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: приемная семья - это временная, профессиональная, семейная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривающая оплату труда приемных родителей (супругов или отдельных граждан, взявших детей на воспитание) и государственное содержание детей33.