Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:08, курсовая работа
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 6
1.1. История развития приемной семьи в России 6
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 11
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 23
2.1. Правовое регулирование порядка создания приемной семьи 23
2.2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 33
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
При обсуждении первого проекта Положения о детских домах семейного типа в 1989 г. предлагалось отдавать предпочтение лицам не моложе 25 лет и не старше 45, но, к сожалению, эта норма не нашла отражения в действующих нормативных актах о приёмной семье40.
В настоящее время З.И. Воронина предлагает установить для приёмных родителей следующие возрастные рамки: не моложе 30 лет и не старше 45 лет. По её мнению, основная причина выбора низшего возрастного предела обусловлена тем, что к 30 годам родные дети обычно достигают десяти лет или хотя бы школьного возраста. Соответственно, у родителей-воспитателей появляется больше возможностей уделять максимум внимания приёмным детям, особенно, если они ясельного или дошкольного возраста41. Что же касается наиболее высокого возрастного порога, то И.Ф. Дементьева, Л.Я. Олиференко определяют его в 55 лет42. Аналогичной позиции придерживаются и другие авторы43.
Предложение о дополнении действующего законодательства о приёмной семье, связанное с возрастными ограничениями, представляется, правильным и оправданным. Это объясняется тем, что деятельность приёмных родителей по воспитанию детей требует полной самоотдачи, больших физических затрат и определённого жизненного опыта, а также специальных навыков и знаний. Кроме этого, установление чётких возрастных показателей позволит избежать ситуаций, необъективной оценки своих возможностей в силу возрастных особенностей того, кто хочет заменить родителей. Поэтому в качестве наиболее оптимального варианта, предлагается разрешить стать родителем-воспитателем лицам в возрасте от 30 до 60 лет. Думается, что 30 лет - это именно тот возраст, когда человек приобретает определённый жизненный опыт, достигает той степени зрелости, когда решение создать приёмную семью будет обдуманным и полностью осознанным.
На наш взгляд, создание приёмной семьи лицами старше 60 лет является, во-первых, неэффективным с точки зрения выполнения воспитательных функций, и, во-вторых, смерть приёмного родителя может привести к потере воспитанником вновь обретённой семьи, и, как следствие, необходимости его устройства в детское учреждение или другую семью, что может причинить ребёнку непоправимую душевную травму.
Проблема возрастных особенностей, которые следует учитывать при создании приёмной семьи, тесно перекликается с таким морально-этическим вопросом как возможность образования брачных связей между непосредственными «участниками» приёмной семьи; родителем-воспитателем и приёмным ребёнком, между кровными детьми приёмных родителей и принятым на воспитание ребёнком, а также между воспитанниками приёмной семьи. По мнению Р.А. Шукурова, принимая во внимание отношения приёмного родительства, нравственные и этические факторы, должно быть запрещено заключение браков между всеми вышеназванными субъектами44.
В этой связи отметим, что, по нашему мнению, подобная позиция справедлива, но лишь отчасти. Несомненно, оформление брачных отношений между приёмным родителем и его подопечным на сегодняшний день лишь формально невозможно. В основе данного утверждения лежат нравственные и этические нормы. Поскольку, мы имеем дело, как и в случае с усыновлением, не просто с возникшими между фактически и юридически чужими друг другу людьми семейными отношениями, но и отношениями, соответствующие конструкции «отцы -дети», при этом первым вменяется обязанность осуществлять воспитание и надзор за вторыми. В этой связи, подобные отношения требуют от их участников неукоснительное соблюдение определённых правил, соответствующих природе общения взрослых и детей, тем более живущих в одной семье, «под одной крышей». При этом, в отличие от усыновления, юридических препятствий к заключению брака между рассматриваемыми субъектами в действующем законодательстве о приёмной семье нет. Между тем, вероятность заключения брака между приёмным родителем и приёмным ребёнком несколько возрастает, чем при усыновлении, потому что связь между ними не аналогична связи «родители - дети» (хотя, как показано выше, базовые элементы и в том и в другом случае одинаковы), а договор о создании приёмной семьи является единственным правовым препятствием. На мой взгляд, приемные родители и их воспитанники ни в коем случае не должны воспринимать друг друга как сексуальных партеров и потенциальных супругов. Представляется, что следствием заключённого брака между воспитателем и воспитанником приёмной семьи должно быть незамедлительная реакция органа опеки и попечительства, выраженная в виде расторжения договора. Предлагаем, законодательно запретить оформление брачных отношений между приёмным родителем и его подопечным.
Запрещать же заключать браки между родными и приёмными детьми, а также между воспитанниками приёмной семьи, на наш взгляд неправильно, более того, нецелесообразно. Это объясняется тем, что, по сути дела, все дети приёмной семьи лишь формально считаются братьями и сестрами, ни закон, ни имеющий место договор не связывает их никакими правами и обязанностями в отношении друг друга. Более того, данное обстоятельство ни в коей мере не противоречит общепринятым правилам морали.
Принять ребёнка на воспитание разрешается гражданам, которые не только этого хотят, но и в состоянии надлежащим образом исполнять возлагаемые на них обязанности, создать в семье необходимые условия для полноценного физического и нравственного развития своего воспитанника. Этому служит установленный ст. 153 СК РФ и п. 6 Положения о приёмной семье перечень лиц, которые не могут выступать в качестве приёмных родителей45.
Приемными родителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением: лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными; лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах; отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей; бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине; лиц, которые по состоянию здоровья (п.1 ст. 127 СК) не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка46.
Перечень установленных в СК РФ и Положении о приёмной семье ограничений является исчерпывающим. Но, на мой взгляд, его необходимо расширить, чтобы оградить детей от «недобросовестных» взрослых, способных ухудшить и без того их тяжёлую жизнь. В этой связи нужно дополнить нормативные акты о приёмной семье следующими положениями: 1) приёмными родителями не могут быть лица, имеющие на момент обращения в орган опеки и попечительства не снятую или не погашенную судимость за совершение умышленного преступления, предусмотренного УК РФ, любой степени тяжести; 2) приёмным родителем не может стать один из супругов, если у другого супруга имеются противопоказания, установленные законодательством о приёмной семье; 3) наличие расторгнутого ранее договора о передаче ребёнка в приёмную семью по причине виновного ненадлежащего выполнения бывшим родителем-воспитателем возложенных на него договором обязанностей по воспитанию приёмного ребёнка (детей).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 151 СК, приёмными родителями могут быть как состоящие в браке супруги, так и одинокие мужчина и женщина. Вопреки этому, О.В. Бутыко в своей книге, посвященной правовому статусу ребёнка, отмечает, что семьи, в которых отсутствует один из родителей (так называемые неполные семьи) не могут принять ребёнка (детей) на воспитание47. С такой позицией нельзя согласиться.
В силу принципа равенства супругов в семье, закреплённого в ст. 31 СК РФ, каждый из супругов свободен в выборе рода занятий и профессии, поэтому каждый из них может принять решение об осуществлении деятельности по воспитанию приёмного ребёнка. Однако с учётом особенностей труда приёмного родителя и того обстоятельства, что несовершеннолетний воспитанник должен проживать совместно с родителем-воспитателем, при передаче ребёнка одному из супругов, органу опеки и попечительства надлежит получить письменное согласие другого супруга. В случае его негативного к этому отношения, в просьбе о создании приёмной семьи другому супругу может быть отказано.
Возникает вопрос, могут ли создавать приёмную семью однополые пары, а также транссексуалы? В последнее время данной проблеме посвящаются многочисленные дискуссии, как у нас в стране, так и за рубежом, которые «вольно или невольно окрашиваются в эмоциональные тона, поскольку обращение с детьми является чувствительной областью для любого человека, общества и государства»48. Действующий СК РФ не содержит прямых указаний на то, что гомосексуальная ориентация является преградой на пути к созданию приёмной семьи. Думается, что эта проблема относится к проблемам господствующей морали, а её решение зависит от того, насколько общество готово к «признанию» (в правовом смысле) такой категории лиц, наделению их правами не только супругов, но и родителей.
Некоторые сторонники однополых браков предлагают вообще исключить из определения брака указания на союз мужчины и женщины. В частности, Н.А. Алексеев называет браком «обезличенный институт, союз между двумя лицами, достигшими брачного возраста»49. Полагаем, такое предложение является чересчур радикальным, не соответствующим современным культурологическим представлениям нашего общества, и потому не может быть принято и поддержано правовой наукой.
При отборе на должность родителя-воспитателя учитываются также личностные качества кандидатов, их социальная устойчивость, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними, а также окружающими. При наличии нескольких лиц, желающих создать приёмную семью, предпочтение отдаётся семьям или отдельным лицам, которые имеют опыт в воспитании детей, при условии обязательного соблюдения интересов приёмного ребёнка. Как отмечает Л.М. Пчелинцева, СК РФ и Положение о приёмной семье не устанавливают критерии, по которым орган опеки и попечительства должен оценивать способность лица к выполнению обязанностей приёмных родителей, что предполагает необходимость индивидуального подхода к решению данного вопроса в каждом конкретном случае50.
В п. 2 ст. 153 СК РФ устанавливается, что подбор приёмных родителей осуществляется органом опеки и попечительства при соблюдении требований, п. 2 ст. 146 СК РФ. Пункт 11 Положения о приёмной семье предусматривает лишь возможность создания органами исполнительной власти субъектов РФ по опеке и попечительству отделов по устройству детей на воспитание в приёмные семьи, в компетенцию которых входит решение вопросов, связанных с подбором, обучением кандидатов в приёмные родители. В свою очередь субъекты РФ в своих нормативных актах зачастую дублируют положения указанных федеральных актов о приёмной семье. Такой подход представляется необоснованным. Здесь требуется дополнительная детальная регламентация на местном уровне, с учётом особенностей субъектов РФ51.
Процесс подбора родителей-воспитателей происходит в несколько этапов, что требуется, прежде всего, для выявления наличия или отсутствия у претендента на роль приёмного родителя необходимых данных, способности к воспитанию детей. Именно на данном этапе происходит установление мотивов, побуждающих человека к занятию такой деятельностью. Вот почему кандидаты на должность родителя-воспитателя заполняют анкеты, проходят психологические тестирования и тренинг.
Следующий этап - подготовка будущего родителя-воспитателя к работе по воспитанию приёмных детей. Он включает в себя комплекс мероприятий, проводимых органами опеки и попечительства, в целях приобретения приёмными родителями навыков и приёмов по воспитанию, общению с детьми, лишённых родительской заботы, что может выражаться в их ознакомлении с законодательством о приёмной семье, особенностями её организации и деятельности. Для родителей-воспитателей могут быть организованы лекции по педагогике, детской и подростковой психологии, психиатрии, дефектологии и пр., где они смогут получить наиболее полную информацию о тех проблемах, которые в последствие могут возникнуть в связи с воспитанием детей, оставшихся без попечения родителей: задержка психического развития, педагогическая и социальная запущенность, невроз, посттравматический стресс и пр.52
В соответствии с п. 2 Положения о приемной семье общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, восьми человек. Эта норма обусловлена необходимостью создать детям условия, приближенные к семейным. При воспитании в приемной семье большего количества детей возникает риск ненадлежащего исполнения приемными родителями своих обязанностей по договору53.
Относительно «качества» детей, передаваемых в приёмную семью, СК РФ и Положение о приёмной семье не содержит никаких ограничений и запретов, что, несомненно, правильно. Статья 151 СК РФ лишь закрепляет общее правило, в соответствие с которым на воспитание в приёмную семью может быть передан ребёнок (дети), не достигший совершеннолетия.
Необходимо отметить, что в соответствии с Федеральным законом от 16.04.2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», кандидаты в приемные родители, получившие положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть приемными родителями, не подыскав себе ребенка в пределах муниципального образования, могут обратиться к региональным, а также к федеральному операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей54. Встав на учет в соответствующем банке, кандидат в приемные родители сможет получить информацию о других детях, нуждающихся в устройстве в приемную семью. Эта возможность, к сожалению, не учитывается Положением о приемной семье.
В семью приёмных родителей может быть передан как здоровый ребёнок, так и ребёнок с отклонениями от нормы в физическом и умственном развитии. Однако, приёмные родители должны знать о его состоянии здоровья и обо всём, что касается личности ребёнка, передаваемого в их семью. Если орган опеки и попечительства предоставил недостоверную информацию о состоянии здоровья ребёнка, а в дальнейшем выявится то или иное тяжёлое заболевание либо оно начнёт прогрессировать, а приёмные родители не будут к этому подготовлены и не смогут с этим справиться, то возможно расторжение договора о передаче ребёнка в приёмную семью.
Ребёнок до момента его передачи в приёмную семью проходит обследование экспертной медицинской комиссией, которая даёт заключение о состоянии его здоровья, а также о физическом и умственном развитии55. Приёмным родителям представляется медицинское заключение экспертной медицинской комиссии о состоянии здоровья ребёнка.
Статья 154 СК РФ устанавливает два императивных правила, являющихся гарантом соблюдения прав и интересов детей при их устройстве в приёмную семью. Первое правило касается невозможности разделения братьев и сестёр, кроме случаев, когда это отвечает их интересам, а второе гласит о необходимости учёта мнения ребёнка при передаче его на воспитание в приёмную семью. Ребенок (дети), достигший возраста десяти лет, может быть передан в приемную семью только с его согласия (п. 3 ст. 154 СК).