Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 22:08, курсовая работа
Необходимость развития и совершенствования приемной семьи как формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, продиктована рядом причин. Во-первых, правом ребенка жить и воспитываться в семье (статья 20 Конвенции о правах ребенка). Во-вторых, высокой степенью социальной дезадаптации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В-третьих, преимуществом с педагогической и экономической точки зрения за счет отсутствия капитальных расходов (на поддержание материальной базы учреждений, осуществление ремонта и т.п.).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 6
1.1. История развития приемной семьи в России 6
1.2. Понятие и признаки приемной семьи 11
1.3. Приемная семья и другие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей 17
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ПРИЕМНОЙ СЕМЬИ 23
2.1. Правовое регулирование порядка создания приемной семьи 23
2.2. Договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью 33
2.3. Порядок и последствия прекращения приемной семьи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Чтобы более четко определить особенности приемной семьи, необходимо сравнить ее с другими формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, О.В. Фетисова устройство ребёнка в семью подразделяет на следующие виды: 1) устройство в семью усыновителя; 2) устройство в семью опекуна (попечителя); 3) устройство в приёмную семью; 4) устройство в семью патронатного воспитателя. Приёмная семья является разновидностью семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей34.
В соответствии с п.1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, могут быть предусмотрены законами субъектов РФ. Таким образом, дан перечень форм устройства детей, лишенных заботы семьи. Он не исчерпывающий, так как законодательством субъектов РФ могут быть предложены и иные формы.
Первой среди названных форм является передача ребенка в семью. В СК РФ впервые законодательно закреплено преимущество семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и осуществлен отказ от монополии государства на воспитание данной категории детей в государственных воспитательных учреждениях. Этот способ жизнеустройства детей во всем мире признан лучшим по причинам в первую очередь психологического свойства. Как показывает многолетняя практика, коллективное воспитание оставленных своими родителями детей в специализированных учреждениях ни к чему хорошему не приводит. К сожалению, идеальных детских домов не бывает: даже если ребенок там обеспечен материально, окружить его душевной заботой сотрудники таких заведений не могут.
Важной отличительной особенностью усыновления от приёмной семьи является порядок его установления. Усыновление производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным главой 29 Гражданского процессуального кодекса РФ. Факт установления усыновления подлежит обязательной регистрации в органах записи актов гражданского состояния. В приемную семью ребенок передается на основании договора.
В отличие от приёмной семьи, где правовые связи между родителем-воспитателем и его воспитанником носят временный характер, при усыновлении отношения не прекращаются больше никогда, кроме случаев отмены усыновления. Усыновление имеет одновременно правоустанавливающее и правопрекращающее значение35. С момента вступления решения суда об усыновлении в силу между усыновителем и усыновленным возникают не только личные, но и алиментные, и наследственные правоотношения. Одновременно усыновление, как правило, влечет прекращение всех правоотношений между усыновляемым и его кровными родителями и родственниками (ст. 137 СК РФ). Переданный же на воспитание в приемную семью ребенок сохраняет правовую связь со своими родителями, если последние не лишены и не ограничены в родительских правах.
Различия состоят ещё и в том, что при усыновлении требуется не только согласие ребёнка, достигшего возраста десяти лет, но и в зависимости от того, где он находится также согласие его родителей, кроме случаев, установленных ст. 130 СК РФ, опекунов (попечителей), приёмных родителей, руководителей соответствующих учреждений (ст. 131 СК РФ), а так же необходимо заручиться поддержкой другого супруга, если усыновление ребёнка производится одним из них (ст. 133 СК РФ). Различны и правовые последствия, которые наступают после усыновления и помещения несовершеннолетнего в приёмную семью36.
Тем не менее, между приёмной семьёй и усыновлением имеется ряд сходных черт. Наиболее очевидным сходством, лежащим на поверхности, является то, что и в том и в другом случае ребёнок помещается в семейную среду, а именно, в семью усыновителя или семью приёмного родителя. При этом обе эти семьи, по общему правилу, являются чужими по отношению к ребёнку. Родство рассматриваемых форм устройства состоит и в идентичных правовых требованиях, предъявляемых, как к лицам, желающим усыновить ребёнка, так и к кандидатам в приёмные родители, хотя при усыновлении их перечень более широк. Едины предписания закона о необходимости получения согласия несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, и о недопустимости разделения родных братьев и сестёр, кроме случаев, обусловленных их интересами.
Отношения по опеке и попечительству регламентируются нормами одновременно двух отраслей права - гражданского и семейного. Гражданский кодекс РФ содержит правила, определяющие условия установления и прекращения опеки и попечительства, а также порядок осуществления защиты имущественных прав подопечного. В свою очередь нормы семейного законодательства устанавливают требования к опекунам (попечителям), а также определяют их права и обязанности, связанные с осуществлением воспитания, образования и защитой прав опекаемого несовершеннолетнего ребёнка. Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство - от четырнадцати до восемнадцати лет.
Так же как приёмная семья, опека (попечительство) представляет собой временное правовое состояние, имеющее строго определённый начальный и конечный моменты. К опекунам (попечителям) предъявляются общие требования, характерные для усыновителей и приёмных родителей. Несмотря на то, что родители-воспитатели наделяются правами и обязанностями опекунов (попечителей), их правовой статус не равнозначен. В каждом случае он совершенно самостоятелен и индивидуален37.
Особенность опеки (попечительства) состоит в том, что действующее законодательство предусматривает административную процедуру её установления. Органы опеки и попечительства назначают опекуна (попечителя) при наличии на то его согласия. Он выполняет свои функции по воспитанию, образованию и защите прав и интересов подопечного ребёнка на безвозмездной основе. Это обстоятельство роднит опеку (попечительство) с усыновлением и отличает её от приёмной семьи.
В качестве характерной черты опеки (попечительства) можно назвать и то, что, как правило, опекунами (попечителями) назначаются близкие родственники ребёнка (бабушки, дедушки, тёти и пр.). Из этого следует, что несовершеннолетний не изымается из родной, привычной для себя обстановки. Возможно именно этим можно объяснить существование менее жёстких правовых требований к кандидатам в опекуны (попечители), а также административный порядок их назначения, который представляет собой значительно более простую процедуру, по сравнению с установлением усыновления и даже передачей ребёнка в приёмную семью.
Статья 123 СК РФ закрепляет положение, согласно которому наряду с рассмотренными формами устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, субъекты РФ вправе учреждать и иные новые формы. В настоящее время в большинстве регионов России приняты законодательные акты, регулирующие порядок организации патроната.
Патронат призван решать практические задачи. В частности, его повсеместное применение позволит существенно сократить поток детей, направляемых в государственные детские учреждения. Условия его установления таковы, что позволяют поместить в семью любого ребёнка и на любой срок, вернуть детей домой или не допустить их изъятие из кровной семьи, благодаря быстрому оказанию социальной помощи на дому посредством сотрудничества с кровными родителями.
Патронат осуществляется в двух основных формах: патронатного воспитания и социального патроната. Патронатное воспитание представляет собой устройство детей в семьи патронатных воспитателей, а социальный патронат предполагает оказание уполномоченной службой (учреждение для детей-сирот или структурное подразделение органа опеки и попечительства), в т. ч. патронатным воспитателем, необходимой помощи в воспитании и защите прав ребёнка, без изъятия его из кровной семьи.
Так, например, в Красноярском крае действует Закон Красноярского края от 28.04.2005 № 14-3365 (ред. от 20.12.2005) «Об организации работы по патронатному воспитанию в Красноярском крае»38 (далее Закон), который регулирует отношения по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на патронатное воспитание между органами опеки и попечительства, учреждениями, передающими детей на патронатное воспитание, гражданами (ст. 1 Закона). В силу ст. 2 Закона патронатное воспитание - временная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью патронатного воспитателя в порядке и на условиях, установленных Законом. Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее временное содержание и воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя (далее - договор) с органом опеки и попечительства по месту нахождения учреждения, передающего ребенка на патронатное воспитание, и данным учреждением. Разница в возрасте между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронатное воспитание, должна быть не менее шестнадцати лет.
В соответствии с п.1 ст.5 указанного выше Закона – о возможности осуществления патронатного воспитания кандидатом в патронатные воспитатели органом опеки и попечительства по месту жительства лица, желающего стать патронатным воспитателем, составляется заключение. Указанное заключение является основанием для принятия решения об устройстве ребенка на патронатное воспитание и заключения соответствующего договора на патронатное воспитание.
Патронатное воспитание – временная формой семейного устройства ребенка. Ребенок может передаваться на патронатное воспитание до достижения им возраста 18 лет на срок, определенный договором, но не более чем на шесть месяцев (ст. 9 Закона). Патронатному воспитателю в соответствии с договором об устройстве ребенка в семью патронатного воспитателя ежемесячно выплачивается сумма в размере одной тысячи ста пятидесяти рублей с учетом налога на доходы физических лиц за каждого ребенка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, взятого в семью (п.1 ст. 14 Закона).
Таким образом, общими признаками приемной семьи и патронатного воспитания является то, что обе данные формы устройства являются семейными, индивидуальными и возмездными, ребенок передается на воспитание в патронатную и приемную семью на основании договора на определенный срок.
Ещё одной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренной ст. 123 СК РФ – является детский дом семейного типа. На сегодняшний день нормативным актом, регулирующим вопросы его организации и деятельности, является Постановление Правительства РФ от 19.03.2001. № 195 (ред. от 01.02.2005) «О детском доме семейного типа»39. Примечательно, что СК РФ не причислил рассматриваемую форму устройства детей, лишённых родительского попечения, к приоритетным формам семейного воспитания, а поставил её в один ряд с воспитательными, лечебными и иными учреждениями подобного рода. Проанализировав основные критерии организации и деятельности приёмной семьи, детского дома семейного типа и государственного детского учреждения, можно заключить, что детский дом семейного типа более всего тяготеет к детскому учреждению, чем к приёмной семье. Другими словами, детский дом семейного типа представляет собой то же детское учреждение, но в миниатюре. При невозможности устроить ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в семью предпочтение следует отдавать детскому дому семейного типа, где условия его жизни и воспитания в большей степени, чем в детском учреждении, приближены к домашним. В то же время нельзя отрицать и экономическую рентабельность детского дома семейного типа по сравнению с государственными детскими учреждениями.
Выбор той или иной формы устройства несовершеннолетнего в семью должен осуществляться с учётом конкретных обстоятельств и, главное, интересов ребёнка, а также с учётом потребностей граждан, желающих принять участие в судьбе осиротевших или брошенных детей. Основное бремя реализации данного положения должно лежать на региональных органах власти, тем самым, предоставив субъектам Федерации свободу действий в этом направлении. Если появятся новые формы устройства детей, то они не должны быть лишь «декларативными». Каждая из них должна быть тщательно законодательно проработана и профинансирована. Если «изобретённая» форма семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, поможет хотя бы одному из десяти детей, значит, она имеет полное право на дальнейшее существование.
При создании приёмной семьи наибольший интерес вызывает процесс её организации. Точкой отсчёта в создании приемной семьи, на мой взгляд, надлежит считать подачу в орган опеки и попечительства потенциальными родителями-воспитателями заявления, в котором формулируется просьба дать заключение о возможности быть приёмными родителями (п. 7 Положения о приёмной семье). Именно с этого момента стороны вступают в правовые отношения друг с другом, направленные, в конечном счёте, на создание приёмной семьи.
Орган опеки и попечительства проверяет соответствие качеств кандидатов в приёмные родители требованиям, предъявляемым СК РФ и Положением о приёмной семье, к их личности, возрасту, состоянию здоровья. В данном случае все существующие правовые запреты и ограничения являются необходимой гарантией соблюдения и обеспечения прав и законных интересов не только несовершеннолетних детей, подлежащих передаче в приёмные семьи, но и самих родителей-воспитателей.
В соответствие с ч.1 ст. 153 СК РФ приёмными родителями могут стать только граждане, достигшие восемнадцатилетнего возраста. Иными словами, они должны отвечать требованиям ст. 21 ГК РФ о полной дееспособности гражданина. При этом следует иметь ввиду, что ГК РФ предусматривает возможность приобретения дееспособности в полном объёме и до достижения лицом восемнадцати лет в результате эмансипации (ст. 27 ГК) или вступления в брак до достижения совершеннолетия (п.2 ст. 21 ГК). Тем не менее, из содержания ст. 153 СК РФ вытекает, что в роли родителей-воспитателей приёмных детей выступать указанные выше лица не могут. Верхний возрастной предел для создания приемной семьи законом не установлен.