Введение
Мотивация занимает
ведущее место в структуре
поведения личности и является одним
из основных понятий, которые используются
для объяснения движущих сил, деятельности
в целом. Мотив, мотивация – побуждение к активности
и деятельности субъекта, связанное со
стремлением удовлетворить определенные
потребности.
Целью данной
работы является исследование технологии мотивации социального
и жизненного успеха личности.
Актуальность
работы обусловлена тем, что только
поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем
целенаправленно влиять при помощи воспитательных
воздействий на становление мотивации
наших детей; руководители смогут эффективно
управлять персоналом, повышая производительность
предприятия при помощи мотивирования
своих сотрудников; а получив представление
о том что же такое мотивация и каковы
наш истинные мотивы, каков собственно
механизм мотивации, мы сможем эффективнее
распоряжаться собственной жизнью, адекватно
воспринимать не только окружающих нас
людей, но и всю ситуацию взаимодействия,
наслаждаться настоящим, прислушиваясь
к своим потребностям и желаниям, строить
планы на будущее, опираясь на свои истинные
мотивы.
Понятие мотива
и мотивации
Деятельность
всегда побуждается определенными
мотивами. Мотивы – это то, ради чего выполняется
деятельность (например, ради самоутверждения,
денег и т.п.).
Понятие «мотив» (от лат. movere – двигать,
толкать) означает побуждение к деятельности,
побудительную причину действий и поступков.
Мотивы могут быть различные: интерес
к содержанию и процессу деятельности,
долг перед обществом, самоутверждение
и т.п. [7].
Например, ученого
к научной деятельности могут
побуждать следующие мотивы:
1. самореализация;
2. познавательный
интерес;
3. самоутверждение;
4. материальные
стимулы (денежное вознаграждение);
5. социальные
мотивы (ответственность, стремление
принести пользу обществу);
6. идентификация
с кумиром.
Если человек
стремится к выполнению определенной
деятельности, можно сказать, что
у него есть мотивация. Например, если
ученик прилежен в учебе – у него мотивация к
учебе; у спортсмена, который стремится
достичь высоких результатов, высокий
уровень мотивации достижения; желание
руководителя всех подчинять свидетельствует
о наличии высокого уровня мотивации к
власти.
Мотивация – это совокупность побуждающих
факторов, определяющих активность личности;
к ним относятся мотивы, потребности, стимулы,
ситуативные факторы, которые детерминируют
поведение человека.
Мотивы – это относительно устойчивые
проявления, атрибуты личности. Например,
утверждая, что определенному человеку
присущ познавательный мотив, мы подразумеваем,
что во многих ситуациях у него проявляется
познавательная мотивация.
Мотивы являются
относительно устойчивыми образованиями
личности, однако мотивация включает
в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы
(влияние различных людей, специфика деятельности
и ситуации). Такие ситуативные факторы,
как сложность задания, требования руководства,
установки окружающих людей, сильно влияют
на мотивацию человека в некоторый промежуток
времени. Ситуативные факторы динамичны,
легко меняются, поэтому существуют возможности
влиять на них и на активность в целом.
Интенсивность актуальной (действующей
«здесь и теперь») мотивации состоит из
силы мотива и интенсивности ситуативных
детерминант мотивации (требований и влияния
других людей, сложности заданий и т.п.).
Например, мотивация
деятельности и активность работника
зависят не только от интенсивности
мотивов (стабильных личностных образований,
которые проявляются в различных
обстоятельствах), но и от требований, установок
руководителя и других ситуативных факторов.
Актуально (в
некоторый конкретный промежуток времени)
мотивация достижения студента (например,
в процессе выполнения им теста) зависит
не только от его мотивов, но и от
многих ситуативных факторов (указаний и установок
экспериментатора, предыдущего влияния
других людей).
Определенный
мотив (или даже совокупность мотивов)
однозначно не определяют мотивацию
деятельности. Необходимо учитывать
вклад факторов конкретной ситуации.
Например, чрезмерная сложность учебной
деятельности, отсутствие нормального
взаимодействия с учителем или руководителем
приводят к снижению не только мотивации,
но и эффективности деятельности.
Таким образом,
мотивация – это совокупность всех
факторов (как личностных, так и ситуативных),
которые побуждают человека к активности.
Мотивация как
фактор успеха
Успех в любой
деятельности зависит не только от
способностей и знаний, но и от мотивации
(стремления работать и достигать
высоких результатов). Чем выше уровень
мотивации и активности, тем больше
факторов (т.е. мотивов) побуждают человека
к деятельности, тем больше усилий он склонен
прикладывать [2].
Высокомотивированные
индивиды больше работают и, как правило,
достигают лучших результатов в
деятельности.
Мотивация – это один из важнейших факторов
(как и способности, знания, навыки), который
обеспечивает успех в деятельности.
Часто менее способный,
но более замотивированный ученик (спортсмен,
работник) достигает больших успехов,
чем его одаренный товарищ (коллега).
Это и не удивительно, поскольку человек
с высоким уровнем мотивации больше работает.
Таким образом, мотивация – важный фактор, который обеспечивает
успех в деятельности.
Можно с определенной
долей уверенности говорить о
формировании идеологии социального
успеха в современном российском обществе,
об утверждении в общественном сознании
доктрины социального успеха. Нацеленность
на успех, стремление к достижению успеха
в различных сферах общественной жизни,
следование определенным стандартам успешности,
демонстрация символов социальной успешности
становится фактором в значительной степени
структурирующим социальную реальность
и определяющим поведение социальных
субъектов.
Важно отметить, что авторы,
занимающиеся исследованием феномена
социального успеха, процесса возрастающей роли стремления к успеху
в системе жизненных ценностей личности
и детерминант социального поведения,
неоднозначно трактуют происходящие в
современном российском обществе процессы.
Одни исследователи обращают внимание
на гипертрофию идеи личного успеха и
рассматривают данный факт в качестве
одной из причин дезинтеграции российского
общества. Другие, напротив, подчеркивают
неразвитость и неприемлемость достижительских
стратегий в российском социуме, объясняя
данным фактом низкую эффективность социальной
системы в целом и низкие темпы общественных
преобразований.
При этом большинство
из них сходится во мнении, что в
современном обществе господствует
одна модель жизненного успеха, которую
можно условно обозначить как
денежная модель успеха, где главным критерием успеха выступает его денежное
измерение, предлагаются одинаковые способы
достижения и репрезентации успешности
без учета специфики сфер общественной
жизни, в которых реализуют себя социальные
субъекты.
Можно сделать вывод
о существующем противоречии между многообразием, плюрализацией
социальных практик современного общества
и универсализацией содержания и способов
достижения социального успеха, которые
включены в предлагаемую обществу доктрину
успеха. Не учитывается, что успех многоаспектен,
индивидуален, ситуативен, интерсубъективен,
относителен, имеет как объективную, так
и субъективную стороны, а также предполагает
многовариантные способы его достижения.
Социальный успех личности
– это адаптация, приводящая к
обретению влияния данной личности на общество и эффективному отношению
доходов к затраченному на их получение
труду. Он достигается обретением личностью
внутренней свободы и ее самореализацией
при расширении сферы взаимодействия.
Пределом социального успеха является
абсолютная власть личности над обществом.
Компоненты мотивации
Смысл деятельности человека
заключается не только в получении
результата. Привлекать может деятельность
сама по себе. Человеку может нравиться
процесс выполнения деятельности (например,
проявление физической и интеллектуальной активности). Подобно физической
активности, умственная активность сама
по себе приносит человеку удовольствие
и является специфической потребностью.
Когда субъекта побуждает сам процесс
деятельности, а не его результат, то это
свидетельствует о наличии процессуального
компонента мотивации. [7]
Данный компонент приобретает
особое значение в игре. Ведь мотив
игры заключен в самом его процессе,
а не в результате (например, когда
ребенок играет, то мотив – сам процесс игры, а не желание что-нибудь
создать, т.е. содержание самой деятельности).
Не выиграть, а играть – такова общая формула
мотивации игры.
Результативный компонент
также представлен в играх. Вот
почему есть основания утверждать,
что процессуальный и результативный
компонент мотивации тесно связаны.
И в процессе
учебы процессуальному компоненту
отведена очень важная роль. Стремление
преодолеть трудности в учебной
деятельности, испытать свои силы и
способности может стать личностно
значимым мотивом учебы.
В то же время
результативная мотивационная установка играет
организующую роль в детерминации деятельности,
особенно если ее процессуальный компонент
(т.е. процесс деятельности) вызывает негативные
эмоции. В этом случае на первый план выступают
цели, намерения, которые мобилизуют энергию
человека. Постановка целей, промежуточных
заданий – это значительный мотивационный
фактор, который стоит использовать.
Полимотивированность
деятельности
Как известно,
любая деятельность является полимотивированной,
т.е. побуждается не одним мотивом,
а несколькими, иногда даже многими
мотивами. Полимотивированность деятельности
предопределяется тем, что действия человека
определяются отношением к предметному
миру, к людям, к обществу, к самому себе.
Трудовая деятельность, например, общественно
мотивирована, но она побуждается и многими
другими экстенсивными и интенсивными
(процессуально-содержательными) мотивами.
Так, забота о своей собаке может отвечать
мотиву «любви к животным» и вместе с тем
– мотиву воспитания детей, охраны квартиры,
необходимости осуществлять полезные
для здоровья прогулки.
Относительно
феномена полимотивации А. Маслов утверждал,
что любое поведение проявляет
тенденцию к детерминации несколькими
или даже всеми базовыми потребностями
одновременно, а не одной. Привлечение
как можно большего числа потребностей (актуализация
большего числа побуждающих факторов)
повышает общий уровень мотивации деятельности.
Не только
одна и та же потребность может
воплощаться в различных объектах,
но в одном и том же объекте
могут воплощаться (опредмечиваться)
разнообразные потребности.
Например, оценка как мотив учебы может
воплощать в себе и потребность в одобрении
учителя, и потребность соответствовать
уровню собственной самооценки, и стремление
завоевать авторитет друзей.
Достаточно
полная схема соотношения различных мотивов в побуждении
сложных видов деятельности была предложена
Б. Додоновым. Согласно данной схеме, деятельность
побуждается следующей группой мотивов:
удовольствие от самого процесса деятельности;
прямой результат деятельности (созданный продукт, усвоенные знания и т.п.);
вознаграждение за деятельность (плата, повышение в должности, слава);
избежание санкций (наказания), которые угрожали бы в случае уклонения от деятельности или недобросовестного выполнения.
Каждый из
этих мотивов может вносить различный вклад в общую мотивацию
деятельности, причем как позитивный,
так и негативный.
Есть все
основания предполагать, что число
мотивов, которые активизируются и
побуждают к деятельности, определяют
общий уровень мотивации. Вместе
с тем, как это продемонстрировал Б. Додонов в своей
схеме, большое значение имеет вклад каждого
отдельного мотива в общий уровень мотивации.[5]
Иерархия
мотивов
К деятельности
человека побуждают, как правило, несколько
мотивов, которые образовывают мотивационный
комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни
мотивы в этой системе имеют ведущее значение
и большую побудительную силу (осуществляют
большее влияние на деятельность, чаще
актуализируются). Влияние других мотивов
меньшее: они имеют слабую побуждающую
силу и пребывают внизу иерархии мотивов
[4].
Мотив проявляется
с различной силой в зависимости
от конкретных обстоятельств жизни,
влияния других людей, временных
факторов и т.п. Поэтому и иерархия
мотивов, невзирая на относительную
стабильность, не является абсолютно
устойчивым психическим образованием.
«Вес» (побудительная сила) отдельных
мотивов время от времени может меняться
под влиянием различных социальных и психологических
факторов.
Мотивы, которые
занимают ведущее место, постоянно
актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием
на деятельность человека, называются
действующими мотивами.
Мотивы, находящиеся
внизу мотивационной иерархии, незначительно
влияют на активность человека и часто
вообще не проявляются. А. Леонтьев называет
их потенциальными мотивами, поскольку в данный конкретный
промежуток времени они не совершают побуждающего
влияния, но могут актуализироваться при
определенных обстоятельствах.
Под влиянием
некоторых факторов потенциальные
мотивы приобретают побуждающее
значение (становятся действующими мотивами). Например,
после разговора с учителем у школьника
социальный мотив (ответственность), который
был пассивным (не побуждал к деятельности),
приобретает большее побуждающее значение
и становится действующим.