Понятие мотива и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование технологии мотивации социального и жизненного успеха личности.
Актуальность работы обусловлена тем, что только поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Файлы: 1 файл

мотивация.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Иерархия  мотивов не является абсолютно стабильным мотивационным комплексом, она меняется со временем и возрастом (в зависимости от обстоятельств и влияния людей). Например, школьника в раннем возрасте побуждают к учебе требования взрослых и стремление избежать неприятностей. Позже этот мотив имеет меньшее влияние на его деятельность, а ведущее значение может приобрести познавательный мотив.

Мотивационная сфера является достаточно динамичной: значение и влияние отдельных  мотивов меняется (соответственно меняется и иерархия мотивов). Различные факторы могут изменять эту иерархию.

Невзирая  на динамичность мотивационной сферы, каждому человеку присуща относительная  стабильность иерархии мотивов. Можно  утверждать, что мотивы, которые  побуждают нас к деятельности, являются относительно устойчивыми, неизменными (в течение определенного промежутка времени). Относительная стабильность иерархии мотивов предопределяется тем, что личность в целом и мотивы в частности (но не мотивация, которая – зависит и от ситуативных факторов) не так уж легко подвергаются изменению. И если изменить или развить мотивационную сферу ребенка относительно легко, то сделать это со взрослым человеком значительно сложнее. Таким образом, невзирая на влияние различных факторов, которые способны изменить иерархию мотивов, есть основания также утверждать о ее относительной стабильности.

Такая закономерность касается также мотивационной саморегуляции. Когда вам необходимо выполнить  определенную деятельность, но не хватает  мотивации, следует активизировать (задействовать) дополнительные мотивы, которые способны повысить общий уровень мотивации.[7]

Зависимость уровня мотивации

Как уже упоминалось, деятельность, как правило, побуждается  не одним, а несколькими мотивами. Чем больше мотивов детерминирует  деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Много зависит от побуждающей  силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий уровень мотивации зависит:

  • от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

  • от актуализации ситуативных факторов;

  • от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

 

Возрастные и гендерные особенности  мотивации социального успеха

 

Поскольку процесс формирования мотива (мотивации) связан с использованием личностных образований, постепенно формирующихся по мере развития личности, очевидно, что на каждом возрастном этапе будут иметься какие-то особенности мотивации и структуры мотива.

Сказать, с какого возраста у ребенка появляются мотивированные,    т.е. осознанные действия, чрезвычайно трудно.

Уже на третьем году жизни  в мотивационный процесс могут  включаться мотиваторы из блока «внутреннего фильтра», т. к. начинает формироваться  нравственная сфера ребенка. Но его нравственность ориентированна на взрослых, и оценка себя и своих поступков осуществляется с учетом их оценок и мнений. А это означает, что у малыша становиться выраженной потребность в сотрудничестве со взрослыми и в получении от них одобрения.

У детей трех лет появляется желание делать все самому («Я сам»); а гипертрофированная тенденция  к самостоятельности приводит к  своеволию детей. Однако они еще  не могут организовать свои действия в соответствии  с заранее намеченной целью, которую легко утрачивают.

К концу дошкольного  возраста ребенок начинает оценивать  себя с точки зрения усвоенных  правил и норм поведения уже постоянно, а не от случая к случаю. Однако осознаваемость мотива остается еще слабой.

У детей появляются новые  мотивы: достижения успеха, соревнования, соперничества, избегания неудачи. Равнодушие младших дошкольников к  удачам и неудачам сменяется у  средних дошкольников переживанием успеха и неуспеха (успех вызывает у них усиление мотива, а неуспех – уменьшение его). У старших дошкольников стимулировать может и неуспех. В игровой мотивации смещается акцент с процесса на результат: если дети 3-5-ти лет получают удовольствие от процесса игры, то 5-6-ти летние получают удовольствие не только от процесса, но и от результата игры, т. е. от выигрыша.

В период младшего школьного  возраста появляются новые мотивы, происходят перестановки в иерархической  мотивационной системе ребенка. То, что имеет отношение к учебной деятельности, оказывается значимым, ценным, то же, что имеет отношение к игре, становиться менее важным. В то же время у младших школьников по-прежнему заметно преобладание мотивов над мотивационными установками, т. к. в основном ими ставятся цели на ближайшее будущее, связанные с настоящими событиями.

У детей с высокой  успеваемостью ярко выражена мотивация  достижения успеха – желание хорошо выполнить задание, сочетающееся с  мотивом получения высокой отметки  и одобрения. У слабо успевающих – мотив достижения выражен хуже и даже отсутствует.

Подростки в значительной степени способны руководствоваться  в своем нравственном поведении  теми требованиями, которые сами себе предъявляют, и теми задачами и целями, которые перед собой ставят. Происходит переход от «реактивного» следования требованиям извне к активному построению своего поведения в соответствии со своим собственным идеалом.

У школьников средних  классов отмечается большая, чем  прежде, устойчивость целей, достаточно развитое чувство долга, ответственности. Интересы уже не ситуативны, а возникают постепенно по мере накопления знаний. Отсюда – устойчивость ряда мотивов, базирующихся на интересах и поставленных самими учащимися целях.

Если у учеников 9-го класса выбор профессии (скорее декламируемый, чем обоснованный) еще в значительной степени импульсивен, совершается нередко под влиянием внешних обстоятельств или является актом подражания старшим, то у старшеклассников этот выбор осуществляется на основе предварительной подготовки, внимательного анализа той деятельности, которую они готовы выбрать в качестве своей профессии, и тех трудностей, с которыми им придется столкнуться.

Молодежь более амбициозна, более стремится к популярности и самоутверждению. С этим согласуется и ряд различий по другим личностным факторам. Так у юношества более высокий уровень спонтанной агрессии, хотя они несколько уступают взрослым в доминантности. Студенты обладают большим уровнем манипулятивности и эгоцентрического раскрытия в беседе, менее сформированными моральными установками. В целом студенты по сравнению со взрослыми более эгоцентричны.

Среди юношей и девушек нет различий в распределении мотивационных тенденций, в группе же взрослых женщины явно менее склонны к соперничеству, чем мужчины, они менее доминантны и активны, более склонны избегать неудач. В юношеском возрасте различия по этим свойствам отсутствуют. Девушки имеют наиболее оптимальное соотношение мотивационных тенденций, то есть надежда на социальный успех у них преобладает над избеганием неудачи, у женщин же было выявлено некоторое преобладание избегания неудачи над надеждой на социальный успех.

Между мужчинами и  юношами подобных различий не наблюдается. Очевидно, в юности девушки не менее юношей нацелены на социальную активность и ставят перед собой широкие задачи социальной самореализации, они столь же энергичны, не избегают соперничества и стремятся к деловому успеху и признанию. Обнаруженное у женщин снижение стремления к признанию и соперничеству и усиление мотива избегания неудачи может говорить о том, что с годами происходит постепенная переориентация женщины с направленности на широкие социальные контакты и социальную активность на более узкие доверительные отношения, актуализируется присущее ей от природы стремление оберегать то, за что она несет ответственность – семейный очаг.

Таким образом, можно  сделать предварительный вывод, что мотив социального успеха имеет возрастные особенности, которые проявляются в сильной выраженности тенденций соперничества и стремления к признанию в юношеском возрасте, в их преобладании над стремлением к достижениям в значимой деятельности и отсутствии явных мотивационных различий между юношами и девушками. В зрелом же возрасте на первый план выступает стремление к достижениям в значимой деятельности, тенденции соперничества и стремления к признанию значительно снижаются, при этом явственно обозначаются различия в мотивации у мужчин и женщин.

 

Роль социальных институтов в развитии мотивации успеха

 

Социальный институт – исторически сложившаяся форма организации совместной жизнедеятельности людей, возникающая из необходимости удовлетворения социальных потребностей общества и направленная на реализацию в нем определенных социальных функций. Институты характеризуются своими возможностями влиять на поведение людей посредством установленных правил, определяющих такое поведение.

Первое, чаще всего употребляемое  значение термина «социальный институт»  связано с характеристикой всякого  рода упорядочения, формализации и  стандартизации общественных связей и  отношений. А сам процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институционализацией. Процесс институционализации, то есть образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

  1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;
  2. формирование общих целей;
  3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;
  4. появление процедур, связанных с нормами и правилами;
  5. институционализация норм и правил, процедур, то есть их принятие, практическое применение;
  6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;
  7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института;

Итак, финалом процесса институционализации можно считать  создание в соответствии с нормами  и правилами четкой статусно-ролевой  структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса.

Процесс институционализации, таким образом, включает в себя ряд  моментов.

Одним из необходимых  условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Так институт семьи удовлетворяет потребность в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует отношения между полами, поколениями и т. д. Институт высшего образования обеспечивает подготовку рабочей силы, даёт возможность человеку развить свои способности для того, чтобы реализовать их в последующей деятельности и обеспечивать своё существование и т. д. Возникновение определённых общественных потребностей, а также условия для их удовлетворения являются первыми необходимыми моментами институционализации.

Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных индивидов, социальных групп и общностей. Но он, как и другие социальные системы, не может быть сведен к сумме этих лиц и их взаимодействий. Социальные институты носят надындивидуальный характер, обладают своим собственным системным качеством. Следовательно, социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальные институты могут быть рассмотрены как организованные социальные системы, характеризующиеся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определённой изменчивостью их функций.

Прежде всего, речь идёт о системе ценностей, норм, идеалов, а также образцов деятельности и  поведения людей и других элементов  социокультурного процесса. Эта система  гарантирует сходное поведение  людей, согласовывает и направляет в русло их определённые стремления, устанавливает способы удовлетворения их потребностей, разрешает конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивает состояние равновесия и стабильности в рамках той или иной социальной общности и общества в целом.

Само по себе наличие  этих социокультурных элементов  ещё не обеспечивает функционирование социального института. Для того, чтобы он работал, необходимо, чтобы они стали достоянием внутреннего мира личности, были интернализованы ими в процессе социализации, воплотились в форму социальных ролей и статусов. Интернализация индивидами всех социокультурных элементов, формирования на их основе системы потребностей личности, ценностных ориентаций и ожиданий является вторым важнейшим элементом институционализации.

Также важнейшим элементом институционализации является организационное оформление социального института. Внешне социальный институт представляет собой совокупность организаций, учреждений, лиц, снабженных определёнными материальными средствами и выполняющими определённую социальную функцию. Так, институт высшего образования приводится в действие социальным корпусом преподавателей, обслуживающего персонала, чиновников, которые действуют в рамках таких учреждений, как вузы, министерство или Госкомитет по высшей школе и т. д., которые для своей деятельности располагают определёнными материальными ценностями (зданиями, финансами и т. д.).

Информация о работе Понятие мотива и мотивации