Понятие мотива и мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:03, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование технологии мотивации социального и жизненного успеха личности.
Актуальность работы обусловлена тем, что только поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников; а получив представление о том что же такое мотивация и каковы наш истинные мотивы, каков собственно механизм мотивации, мы сможем эффективнее распоряжаться собственной жизнью, адекватно воспринимать не только окружающих нас людей, но и всю ситуацию взаимодействия, наслаждаться настоящим, прислушиваясь к своим потребностям и желаниям, строить планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.

Файлы: 1 файл

мотивация.doc

— 111.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, социальные институты – это социальные механизмы, устойчивые ценностно-нормативные  комплексы, регулирующие разные сферы социальной жизни (брак, семья, собственность, религия), которые мало восприимчивы к изменениям личностных характеристик людей. Но они приводятся в действие людьми, осуществляющими свою деятельность, «играющими» по их правилам.

Институционализации, предшествует процесс хабитуализации, или «опривычивания» повседневных действий, приводящий к формированию образцов деятельности, которые в дальнейшем воспринимаются как естественные и нормальные для данного рода занятий или решения типичных в данных ситуациях проблем. Образцы действий выступают, в свою очередь, основой для формирования социальных институтов, которые описываются в виде объективных социальных фактов и воспринимаются наблюдателем как «социальная реальность» (или социальная структура). Эти тенденции сопровождаются процедурами сигнификации (процесс создания, употребления знаков и фиксации значений и смыслов в них) и формируют систему социальных значений, которые, складываясь в смысловые связи, фиксируются в естественном языке. Сигнификация служит целям легитимации (признание правомочным, общественно признанным, законным) социального порядка, то есть оправдания и обоснования привычных способов преодоления хаоса деструктивных сил, угрожающих подорвать стабильные идеализации повседневной жизни.

С возникновением и существованием социальных институтов связано формирование в каждом индивидууме особого набора социокультурных диспозиций (габитуса), практических схем действования, ставших для индивида его внутренний «естественной» потребностью. Благодаря габитусу происходит включение индивидов в деятельность социальных институтов. Социальные институты поэтому — это не просто механизмы, а «своеобразные «фабрики смыслов», задающие не только образцы человеческих взаимодействий, но и способы осмысления, понимания социальной реальности и самих людей»

У каждого социального  института есть главная функция, определяющая его «лицо», связанная с его главной социальной ролью по закреплению и воспроизводству определенных социальных практик и отношений. Если это армия, то её роль состоит в обеспечении военно-политической безопасности страны путем участия в боевых действиях и демонстрации своей военной мощи. Помимо неё есть и другие явные функции, в той или иной степени свойственные всем социальным институтам, обеспечивающие выполнение главной.

Социальные институты  в общественной жизни выполняют  следующие функции или задачи:

  • обеспечивают возможность удовлетворить индивидам, социальным общностям и группам различные свои потребности;
  • регулируют действие индивидов в рамках социальных отношений, стимулируя желательное и репрессируя нежелательное поведение;
  • определяют и поддерживают общий социальный порядок системой своих социальных регуляторов и осуществляют воспроизводство безличных общественных функций (то есть такие функции, которые выполняются всегда одним и тем же способом, независимо от личных черт и интересов человечества);
  • производят интеграцию стремлений, действий и отношений индивидов и обеспечивают внутреннюю сплоченность общности.

Заключение

В ходе выполнения данной работы исследованы мотив  и мотивация социального поведения  и деятельности личности. В заключение сделаем основные выводы.

Деятельность  всегда побуждается определенными  мотивами. Мотивы – это то, ради чего выполняется деятельность (например, ради самоутверждения, денег и т.п.).

Мотивация – это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Успех в любой  деятельности зависит не только от способностей и знаний, но и от мотивации (стремления работать и достигать высоких результатов). Чем выше уровень мотивации и активности, тем больше факторов (т.е. мотивов) побуждают человека к деятельности, тем больше усилий он склонен прикладывать

Любая деятельность является полимотивированной, т.е. побуждается  не одним мотивом, а несколькими, иногда даже многими мотивами. Полимотивированность деятельности предопределяется тем, что действия человека определяются отношением к предметному миру, к людям, к обществу, к самому себе. Трудовая деятельность, например, общественно мотивирована, но она побуждается и многими другими экстенсивными и интенсивными (процессуально - содержательными) мотивами.

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько  мотивов, которые образовывают мотивационный  комплекс (систему или иерархию мотивов). Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются). Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Таким образом, определенную во введении цель работы можно считать достигнутой в  полном объеме.

Список литературы

 

  1. Арестова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник Московского университета. № 4, 2008;
  2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М., 2009;
  3. Бодалев А.А. Мотивация и личность. Сборник научных трудов. - М., 2007;
  4. Виллиам С. Гриффис. Понимание и применение исследований в области мотивации. - М, 2008;
  5. Головин С.Ю. Словарь практического психолога / сост. С.Ю. Головин/ - М., 2006;
  6. Додонов Б. И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. – 1984;
  7. Котов С. В. Мотивация «на успех» и мотивация «на избегание неудач» в контексте позитивной психологии / С. В. Котов // Молодой ученый. — 2012;
  8. Кручинин В.А. Формирование мотивации достижения успеха в подростковом возрасте: монография / В.А.Кручинин, Е.А.Булатова; Нижегород. гос. архит.строит. ун-т. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2010;
  9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1998;
  10. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя. - М., 2006;
  11. Хакхаузен Х. Мотивация и деятельность. - М., 2009.

 


Информация о работе Понятие мотива и мотивации