Понятие об организации и организаций.Типология организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Это обуславливает важность и актуальность темы курсовой работы "Понятие об организации и организациях. Типология организаций".
Цель курсовой работы - исследование понятия организации и типология организаций.
Реализация этой цели потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач: дать характеристику природы и сущности организации; раскрыть сущностные характеристики организации как открытой системы; расписать типологию организаций.

Содержание работы

Введение - 3
1. Природа и сущность организации
1.1 Понятие организации, ее структура, виды, функции и цели – 5
1.2 Природа и сущность современной организации - 9
2.Типология организаций – 24
3.Исследование
3.1 Строительная организация ООО «Руст»- 30
3.2 Санкт- Петербургское Государственное Казенное Учреждение «Организатор Перевозок»- 31
Заключение - 32
Библиография - 34

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ.docx

— 64.53 Кб (Скачать файл)

3) жесткими властными связями,  основанными на формальных нормах. Формальный нормативный кодекс  со строго расписанными правами  и обязанностями в отношении  каждого статуса позволяет функционировать  безличной организационной структуре,  обеспечивает преемственность организационного поведения путем непрерывного процесса обучения ролевым требованиям для каждого статуса в структуре организации.

Появление устойчивых искусственных  организаций впервые отмечено в цивилизациях древности. Организации такого рода возникали только в строго ограниченных областях деятельности, связанных с реализацией долгосрочных целей и с постоянной координацией усилий многих участников. К таким областям деятельности относились в первую очередь военное дело и крупное строительство. Создание армии как искусственной организации с жесткой властной структурой обусловлено прежде всего переходом от добровольной армии к армии, основанной на найме или рекрутском наборе. Необходимость такой организации армии объясняется, во-первых, требованием постоянной охраны границ государства, во-вторых, значительным увеличением численности войск. Последнее обусловило применение формального контроля через принуждение (а не через групповое давление, как в естественных организациях) на основе сложной системы правил и норм, обеспечивающих взаимодействие между различными подразделениями большого войска. Это стало возможным при линейном управлении войсками. Отметим, что линейная структура, принятая в римской армии, — прообраз современных жестких линейных структур, характеризующихся авторитарными методами управления.

Значение целей  в деятельности организации. Как следует из определения организаций, среди всех компонентов ее внутренней структуры особое место занимают цели, так как ради их достижения и осуществляется вся деятельность организации. Организация, не имеющая цели, бессмысленна и не может существовать сколько-нибудь продолжительное время. Вместе с тем цели — один из наиболее спорных моментов в понимании организации. Одни ученые считают, что цели необходимы при анализе организационного поведения, другие, напротив, пытаются принизить их значение. Так, бихевиористы считают, что цель могут иметь только индивиды, а группа и коллективы их не имеют.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, показывают, что по значимости цели занимают одно из первых мест среди  других компонентов организации. Можно привести множество примеров, когда простое смещение целей или даже неопределенность в их формулировке приводят к таким серьезным негативным последствиям в организации, как неправильный выбор стратегических направлений (это приводит к серьезным материальным потерям), снижение эффекта синэргии из-за отсутствия единой ориентации у членов организации, нарушение коммуникаций внутри организации, ослабление интеграции внутри организационных структур, появление сложностей в мотивации членов организации, и другим серьезным проблемам. Таким образом, цели оказывают самое непосредственное влияние практически на все компоненты деятельности организации. Для того чтобы понять причины важности целей для организационной деятельности, необходимо определить понятие цели и ее функции.

Определим цель как желаемый, планируемый результат или те ориентиры, которых пытаются достичь, используя свою активность, члены  организации для удовлетворения коллективных потребностей. В условиях организации цель нужно рассматривать как единство мотивов, средств и результатов. Это означает следующее:

· цель есть определенный мотив (или потребность). Справедливо утверждают, что цель относится к мотиву как  стакан воды — к утолению жажды, обладание властью — к самоутверждению, одна цель может удовлетворять несколько  потребностей, как одна потребность  может удовлетворяться через  разные цели;

· цель образуется при встрече  мотива со средствами (ресурсами, условиями, возможностями), т.е. при оценке способа  удовлетворения соответствующей потребности  или устремления;

· цель в деятельности организации  не тождественна результату, поскольку  даже при достижении цели в реальный результат привносятся другие следствия, не совпадающие с предполагаемым результатом, поэтому достигнутая  цель может быть только частью результата;

· выбор цели субъектом  существенно предопределен и  ограничен индивидуальными предпочтениями, влияниями окружающей среды, побочными  целями и т.д. Поэтому целеполагание  не есть лишь выражение свободы воли субъекта.

Типы целей  в организации. Цели организации разнообразны по виду и содержанию. Например, цели у рядовых исполнителей, руководителей высшего уровня и у руководителя финансового характеризуются существенными различиями в видении будущих результатов их деятельности. Но это вовсе не свидетельство того, что цели организации — это лишь формальное оглашение о намерениях, не реализуемое на практике. Ответ на этот вопрос дает А.И. Пригожий, который считает, что совместная деятельность индивидов в организации предполагает наличие по крайней мере трех видов взаимосвязанных организационных целей.

1. Цели-задания — оформленные  как программы общих действий  поручения, которые задаются организацией  более высокого уровня (например, для предприятия цели такого  рода могут задаваться министерством)  или диктуются рынком (совокупностью  организаций, включая смежников  и конкурентов). Эти задания определяют  целевое существование организаций.  Очевидно, что эти цели являются  приоритетными и на их выполнение  направлено внимание и основные  усилия всех без исключения  участников организационного процесса. Например, преподавание в школе,  лечение и прием пациентов в больнице, лабораторные работы в научно-исследовательском институте — все это цели-задания, определяющие смысл существования организации.

2. Цели-ориентации — совокупность  целей участников, реализуемых через  организацию. К ним относятся  обобщенные цели коллектива, включая  и личные цели каждого члена  организации. Важным моментом  совместной деятельности является  совмещение целей-заданий и  целей-ориентаций. Если они расходятся, утрачивается мотивация на выполнение целей-заданий и работа организации может стать неэффективной. Стремясь к достижению собственных (часто эгоистических) целей-ориентаций, члены организации отмахиваются от целей-заданий или выполняют их лишь формально.

3. Цели системы обусловлены  стремлением сохранить организацию  как самостоятельное целое, т.е.  сохранить равновесие, стабильность  и целостность. Другими словами,  цели системы выражают стремление  организации к выживанию в  условиях существующего внешнего  окружения, к ее интеграции  в ряду других. Цели системы  должны органично вписываться  в цели-задания и цели-ориентации. В случаях организационной патологии  цели системы могут заслонять  другие цели. При этом на первый  план выступает желание любой  ценой сохранить организацию,  невзирая на необходимость выполнения  ею целей-заданий или удовлетворение  коллективных и индивидуальных  целей-ориентаций членов организации.  Такое явление нередко наблюдается  при крайних негативных проявлениях  бюрократизма, когда организация,  утратив реальные цели, существует  только для того, чтобы выжить, сохранить свою самостоятельность.

Приведенное разделение целей  является основным. Оно позволяет  понять значение целей организации  и показывает их разнообразие. Однако в организации существует большое  количество различных стратегических, тактических, промежуточных и вторичных  целей.

Отметим, что появление  и последующее развитие искусственных  организаций не означало полного  исчезновения естественных форм организованной жизни. Сохранение естественных форм организации  в современных условиях объясняется  тем, что формальные правила не могут  охватить всех ситуаций, возникающих  в процессе функционирования организационной  структуры. Проблемы, не попадающие под  действие формальных норм, решаются естественными  организационными структурами, функционирующими в рамках искусственных организаций  в виде коалиций, первичных групп  и др. При этом между членами  организации устанавливаются особые связи, которые трудно распознаются и анализируются в отличие  от формальных структурных связей, фиксируемых заранее.

 

2. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ 

 

Сущность организаций  не может быть сведена лишь к формальным структурам или потокам информации, к механическим взаимодействиям  или исполнению команд. Упрощенный подход к функционированию организаций, однобокость в интерпретации  их базисных элементов и свойств  не позволяют в полной мере использовать их потенциал. Наряду с традиционными  экономическими критериями оценки деятельности организаций, основанными на измерении  эффективности использования ресурсов, на первый план выходят "неосязаемые" измерители: интеллектуальный капитал, удовлетворенность потребителя, социальная прибыль, организационная культура. Во многих случаях такие критерии лучше свидетельствуют о будущих  результатах, чем финансовые показатели.

В начале XXI века кооперация и сотрудничество парадоксальным образом  начинают доминировать над конкуренцией, дают гораздо более весомые стратегические преимущества, чем традиционная конкурентная борьба. Расширяются рыночные ниши и востребованность малых и средних форм предпринимательства - гибких, чутко реагирующих на изменения потребительского спроса. Появляются новые формы организации крупномасштабного производства и распределения, - стратегические альянсы, виртуальные, сетевые, круговые, обучающиеся, интеллектуальные, глобальные организации. В условиях стремительного развития техники и технологии производства, динамичных изменений потребительских свойств продуктов и услуг, беспрецедентного роста коммуникаций и взаимозависимостей в управлении принципиальную важность приобретает стремление к организационным переменам и инновациям как к возможности препятствовать застою и обеспечивать эффективное использование всех имеющихся ресурсов. Главным источником всех этих возможностей становятся управление, деятельность, компетентность и предприимчивость руководителей. Создавать условия для этого должна рационально построенная современная организация.

Классификация организаций  позволяет сгруппировать их по сходным  признакам или параметрам для  выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий (например, налоговая политика, кредитная политика, политика государственной поддержки бизнеса и пр.). 
По правовой форме можно выделить четыре типа организаций:

1. Юридическое лицо —  это организация, которая имеет  печать, расчетный счет в банке,  имеет в собственности обособленное  имущество, отвечает по своим  обязательствам этим имуществом, может от своего имени осуществлять  имущественные и личные неимущественные  права, выполняет возложенные  обязанности, имеет самостоятельный  баланс, может быть истцом и ответчиком в суде, зарегистрирована в государственных органах власти.

2. Неюридическое лицо  — подразделения организации  юридического лица (не зарегистрировано).

3. Неюридическое лицо  — предприниматель без организации  юридического лица (зарегистрировано).

4. Неформальная организация  граждан — это объединение  людей, не связанных между собой  формальными договоренностями о  правах и обязанностях, они не  регистрируются в государственных органах.

Всем формам организаций  присущи общие черты: 
· наличие хотя бы одного сотрудника; 
· наличие хотя бы одной общей цели, направленной на удовлетворение потребностей и интересов человека или общества; 
· получение прибавочного продукта в разных формах (материалы, услуги, информация, духовная пища); 
· преобразование ресурсов в ходе деятельности (финансы, сырье, оборудование, знания, информация). 
Классификация организаций проводится по самым разным признакам: по размеру, по форме собственности, по источникам финансирования, по признаку формализации, по отношению к прибыли, по организационно-правовой форме и др. 
Перечислим основные признаки классификации организаций:

    • по отношению к власти - правительственные и неправительственные;
    • по отношению к главной цели - общественные и хозяйственные;
    • по отношению к прибыли - коммерческие и некоммерческие;
    • по отношению к бюджету - бюджетные и внебюджетные;
    • по форме собственности - государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
    • по уровню формализации - формальные и неформальные;
    • по отраслевой принадлежности - промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
    • по самостоятельности принятия решений - головные, дочерние, зависимые;
    • по размеру и численности членов организации - крупные, средние, малые.

Наверное, существует еще  много признаков, по которым можно  классифицировать организации, например, по территориальной принадлежности (организации Западного округа Москвы), по политической ориентации (красный пояс) и т.п.

Общественные организации  создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Осуществляют добровольно общественную деятельность, например, »Экология и мир», «Столичное собаководство», «Гринпис», «Союз потребителей» и пр. 
Хозяйственные организации удовлетворяют потребности индивидуума и общества путем хозяйственно-производительной деятельности. В свою очередь они подразделяются на производственные, научно-производственные, посреднические и др.

Информация о работе Понятие об организации и организаций.Типология организаций