Понятие общественного мнения и его структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы: изучение технологий управления и понятия общественного мнения и его основных разновидностей.
Для достижения цели исследования были поставлены основные задачи:
1. Охарактеризовать виды, структуру общественного мнения и методы его формирования.
2. Изучить значение общественного мнения, технологии управления общественным мнением.
3. Проанализировать технологии управления общественного мнения в предвыборной компании М.Д. Прохорова.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Теоретические основы общественного мнения.
1.1 Понятие общественного мнения и его структура.
1.2. Виды общественного мнения.
1.3. Функции общественного мнения.
1.4. Технология управления общественным мнением.
Глава 2. Управление общественным мнением на примере политической программы Михаила Дмитриевича Прохорова.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 41.46 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы общественного мнения.

1.1 Понятие общественного мнения  и его структура.

1.2. Виды общественного мнения.

1.3. Функции общественного мнения.

1.4. Технология управления общественным  мнением.

Глава 2. Управление общественным мнением на примере политической программы Михаила Дмитриевича Прохорова.

Заключение.

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

         Феномен «общественное мнение»  принадлежит к числу таких  социальных явлений, которые привлекают  внимание мыслителей с давних  времен. Сила общественного мнения, его активное воздействие на  деятельность субъектов исторического  процесса признавалась всегда.

Общественное мнение и общественное сознание находятся в сложных связях и отношениях. Общественное сознание, как считают многие ученые, – это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определенными материальными условиями жизни людей. Структура реального содержания общественного сознания чрезвычайна сложна. В нем выделяют несколько форм. Чаще всего в качестве таких форм выступают политические идеи, правосознание, мораль, наука, искусство, религия, философия, экология и экономика и т.д. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т.д., но прежде всего своим предметом.

В настоящее время очень выросло значение общественного мнения в современном обществе с демократической формой управления, в связи с резко возрастающей возможностью общественности влиять на политические и экономические решения. Современная цивилизация обладает разветвленной системой средств массовой информации (СМИ), что, в условиях мгновенного информирования о происходящих событиях, позволяет социуму одновременно реагировать на них. Глобализация современных мировых политических и экономических процессов во многом определяется информационной составляющей.

Общественное мнение, являясь неотъемлемым элементом демократии, превращается в движущую силу развития и информационного общества, определяя специфические особенности существования и развития таких областей духовного бытия человечества как политика, наука, философия, право, искусство, религия, мораль. Общественное мнение - феномен исторический. По мере развития общества меняются экономические, социальные, политические, технические условия функционирования общественного мнения, а вместе с ними меняется и его место в жизни общества, повышается его роль, усложняются функции, расширяются сферы деятельности и, в соответствии с этим, меняется структура, повышается степень глубины и компетентности. В то же время, расширяются границы проблем, выступающих в качестве объекта суждения общественности и т. д. Все эти процессы становятся особенно значимыми в эпоху перехода от индустриального общества к информационному, что связано, в первую очередь, с качественными изменениями в социальной природе общества.

Цель данной курсовой работы: изучение технологий управления и понятия  общественного мнения и его основных разновидностей.

Объектом исследования служит понятие общественного мнения.

Предметом исследования является технологии управления общественным мнением.

Для достижения цели исследования были поставлены основные задачи:

1. Охарактеризовать  виды, структуру общественного мнения  и методы его формирования.

2. Изучить  значение общественного мнения, технологии управления общественным  мнением.

3. Проанализировать  технологии управления общественного  мнения в предвыборной компании  М.Д. Прохорова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы общественного мнения.

          1.1. Понятие  общественного мнения и его  структура.

 Общественное мнение является  одной из центральных категорий  в социологии и психологии, позволяющей  проникнуть в содержание социальной  активности групп людей.                                                                                      Под общественным мнением в  социологии понимают специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее  явное или скрытое отношение  больших социальных групп к  актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание  представляет собой целостное  духовное явление, обладающее определенной  внутренней структурой, включающей  различные уровни (теоретический  и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного  мнения являются большие социальные  группы (нации, народы, социальные страты).                                                                                                                  В обычной жизни «общественное  мнение» несёт такой смысл: мнение  определённой группы людей по  какому-либо вопросу, разделяемое  и выражаемое значительной частью  данной группы.                                                            В теории связей с общественностью  под общественным мнением понимают  коллективное оценочное суждение  той или иной группы общественности  по поводу социально значимых  проблем, в котором проявляется  ее отношение к событиям и  фактам, связанным с деятельностью  базисного субъекта PR.  Исходя  из этого можно выделить особенности  общественного мнения с точки  зрения теории PR. Особенности общественного  мнения: его носителем являются  группы общественности; рассматривается  во взаимосвязи с конкретным  базисным субъектом.                                                                        Таким образом, основным сущностным  признаком общественного мнения  в различных теоретических концепциях  является то, что данное понятие  отражает групповые оценочные  суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство  позволяет учитывать общие закономерности  общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение  прежде всего в содержании, структуре  и механизмах его формирования.                                                                                            Управление общественным мнением  в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний  об объекте управления. Основу  таких знаний составляют социологические  и социально - психологические знания  о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах  формирования.                                                                                                 Основу содержания общественного  мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают  требованиям (критериям).              Субъектами общественного мнения  в PR являются социальные группы, а объектом общественного мнения  являются события, процессы, явления  и факты, которые непосредственно  связаны с деятельностью субъектов PR. Рассмотрим критерии включенности  различных явлений в объекты  общественного мнения:                                                                                            Первый критерий связан с интересами  субъекта. В соответствии с этим  критерием объектом общественного  мнения могут стать лишь те  явления, которые затрагивают интересы  личности или социальной группы.                                                                                                     Второй критерий связан с многозначностью  явлений. В соответствии с этим  критерием в объект общественного  мнения могут быть включены  лишь те явления, которые имеют  неоднозначное толкование.                                     Третий критерий связан с компетентностью  субъекта. В соответствии с этим  критерием объектом общественного  мнения могут стать лишь те  явления, которые доступны знанию  и осмыслению людей, составляющих  субъект общественного мнения.

   С содержанием общественного  мнения непосредственно связана  его форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения  в вербальном и невербальном  выражении.                               Вербальное и невербальное выражение  общественного мнения объясняется  его структурой. В структуре общественного  мнения выделяют три основных  компонента:                                                                                                         Рациональный - основу составляют  знания об объекте. При этом  особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний  об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль  в формировании положительного  общественного мнения по отношению  к базисному субъекту играет  информация.                                                                                  Эмоциональный - основу составляют  эмоциональное восприятие объекта  и эмоциональные переживания, которые  проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные  переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное  длительное состояние людей могут  иметь положительную или отрицательную  направленность, что в свою очередь  будет проявляться в вербальных  и особенно невербальных оценочных  суждениях.                                                                                                       Волевой - основу составляют общественная  воля и воля личностей, входящих  в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека  представляет собой способность  к выбору цели деятельности  и внутренним усилиям, необходимым  для ее осуществления. Волевой  компонент непосредственно связан  с рациональным и эмоциональным  компонентами. Рациональная и эмоциональная  составляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного  мнения и производя его социальную  оценку, тем самым формируют определенную  волевую направленность субъекта  общественного мнения по отношению  к его объекту. Непосредственно  общественная воля реализуется  в различных формах массового  поведения субъекта общественного  мнения.

     Общественное мнение как социальный  процесс имеет свою динамику, которая характеризуется стадиями, этапами и механизмами формирования.

   Жизненный цикл общественного  мнения проходит в три стадии - возникновения и формирования, функционирования, убывания. Каждая  стадия имеет свою внутреннюю  структуру, которая разделяется  на несколько этапов. Стадия возникновения  и формирования общественного  мнения включает следующие этапы: зарождение индивидуальных мнений; обмен мнениями; кристаллизация  общей точки зрения.                                               

  На этапе зарождения проявляется  широкий интерес множества индивидов  к потенциальному объекту общественного  мнения, происходит формирование  индивидуальных заинтересованных  оценочных суждений, возникает потребность  выразить свою оценку, обменяться  мнением с другими индивидами.                                                                                                                    На этапе обмена мнениями идет  активное обсуждение проблемы, происходит  столкновение мнений в виде  дискуссий и споров.                                                       На этапе кристаллизации общей  точки зрения в ходе продолжающихся  дискуссий и борьбы групповых  мнений происходит интеграция  всех индивидов или их большинства  вокруг единой точки зрения, которая  сформировалась в процессе обсуждения  на основе совпадающих оценочных  мнений.                                                                                                         

        Стадия функционирования общественного  мнения включает этап объективизации  и этап активности.                                                                                    На этапе объективизации происходит  переход сформировавшегося общественного  мнения от отражательного состояния  к преобразующему. На этом этапе  включается так называемый блок  готовности, который характеризуется  ориентацией людей на реализацию  социальной оценки в актах  поведения.                                                                                                                На этапе активности наблюдаются  активные массовые действия субъектов  общественного мнения, их участие  в массовых акциях в поддержку  или в осуждение тех или  иных социальных действий, ставших  объектом общественного мнения.

        Стадия убывания общественного  мнения включает этап спада  и этап отмирания.                                                                                                                      На этапе спада происходит  снижение интереса к объекту  общественного мнения у большинства  людей.                                                                                        На этапе отмирания мнение  теряет свое качество общественного  явления. Объект общественного мнения  перестает представлять массовый  интерес. Общественное мнение с  утратой своего субъекта и  объекта прекращает функционирование.

          1.2. Виды  общественного мнения.

Общественное мнение может существовать в нескольких видах. Эти виды отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т.д. но, прежде всего, своим предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отождествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какого-либо одного вида, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д.

В зависимости от содержания суждений, сформированных общественностью, мнение может быть [13, c. 53]:

1) Оценочное – это мнение выражает отношение к тем или иным проблемам или фактам. В нем больше эмоций, чем аналитических выводов, умозаключений.

2) Аналитическое и конструктивное - общественные мнения тесно связаны между собой: принятие какого-либо решения требует глубокого и всестороннего анализа, для чего необходимы элементы теоретического мышления.

          3) Регулятивное общественное мнение состоит в том, что оно вырабатывает и внедряет определенные нормы общественных отношений и оперирует целым сводом не писанных законом норм, принципов, традиций, обычаев, нравов. Обычно оно реализует тот кодекс правил, который закреплен в нравственном сознании людей, групп, коллективов. Общественное мнение может также выступать в форме позитивных или негативных суждений.

         1.3. Функции  общественного мнения.

        Функции общественного мнения  различаются в зависимости от  характера взаимодействия мнения  тех или иных социальных институтов  или отдельных лиц в первую  очередь от характера влияния, воздействия первого на вторых, от содержания высказываемого  мнения, от его формы. Для общественного  мнения характерны следующие  функции: экспрессивная (в более  узком смысле контрольная); консультативная; директивная.      Экспрессивная  функция - самая широкая по своему  значению. Общественное мнение всегда  занимает определенную позицию  по отношению к любым фактам  и событиям в жизни общества, действиям различных институтов, лидеров государства. Эта особенность  придает данному феномену характер  силы, стоящей над институтами  власти, оценивающей и контролирующей  деятельность институтов и лидеров  партий, государства.                                                                                    Таким образом, объективным содержанием  деятельности общественного мнения  государственные институты, их лидеры  ставятся в положение контролируемых. Обладая только одной моральной  властью, общественное мнение бывает  весьма эффективно по своим  результатам. Этот эффект будет  безусловно выше, если он подкрепляется  разнообразными формами контроля  со стороны трудящихся.                                                                                    

Информация о работе Понятие общественного мнения и его структура