Понятие социальной ответственности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой - глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Основы соц. гос-ва реферат.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

 

Введение

 

Тема социальной ответственности государства весьма актуальна в современном мире.

 

Сегодня взаимоотношения  гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности  власти перед гражданами за обеспечение  их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными  и непонятными, а с другой - глубоко  античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином  государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для  улучшения качества жизни населения  Российской Федерации.

 

С другой стороны, и ответственность граждан перед  государством и обществом не обозначена предельно чётко, исходя из оптимального баланса интересов.

 

Итогом такого положения дел могут стать  опасные внутренние противоречия в  российском обществе. Изменить положение  дел должно принятие властью единого  общего государственного Социального  Кодекса, точно прописывающего права  и ответственности гражданина и  государства (власти) по отношению друг к другу.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Понятие социальной ответственности

    1. Характеристика термина социальной ответственности государства

 

Термин социальная "ответственность" достаточно многообразен. Ее существование предопределено политикой  государства, и отражает его взаимодействие с обществом. Жить в обществе и  быть свободным от государства и  его законов нельзя.

В свою очередь, государство, проявляя ответственность  перед обществом постоянно контролируют деятельность субъекта, адекватно реагируя на различные варианты поведения (поощряя, одобряя ответственное поведение и наказывая нарушителя). Поэтому ответственность (в широком, социальном плане) можно охарактеризовать как общественное отношение между субъектом и контролирующей его поведение инстанцией (государством, обществом). Благодаря ей в обществе и обеспечиваются организованность и порядок.

 

1.2 Функции социальной ответственности

 

Социальная  ответственность государства проявляется  в том, что оно выполняет ряд  важнейших социальных функций:

 

* корректирует  стихийные процессы поляризации  богатств, не допускает того, чтобы  социальная дифференциация в  обществе перешла допустимые  пределы. В социальной политике  это означает перераспределение  (на основе закона) части богатств  для поддержания малоимущих слоев -- в этом состоит существенное значение социального государства;

* определяет  прожиточный минимум, который  реализует через установленные  законы о минимальных размерах  заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

* обеспечивает  гражданам определенный комплект  бесплатных услуг в области  образования, здравоохранения, экологической безопасности,

* создает  минимально необходимые условия  для социального страхования.

 

Выступая  как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых  случаях также свои административные и информационные функции. Государство, например, принявшее на себя труд развивать  предпринимательскую культуру, способно через средства массовой информации, искусство и другие каналы воздействия  наглядно рекламировать предпринимательство как благо для общества.

Если в  обществе культивируется представление  о том, что создание собственной фирмы - дело престижное и достойное, а на человека, создавшего собственное дело, смотрят с одобрением, желающих последовать его примеру найдется немало.

Именно  государство, и только оно, объединяет всех граждан страны и способно (по этой причине) представлять их общие  потребности, интересы и цели, выражать общую волю народа, закреплять ее посредством  законодательства и иных форм правотворчества, обеспечивать претворение ее в жизнь, применяя самые разнообразные методы, вплоть до прямого принуждения.

 

1.3 Виды социальной ответственности

 

Основные  виды социальной ответственности можно  свести к следующим:

 

- Обязательства перед человеком,

- социальная  защита тех групп людей, кто  в этом нуждается

- доступность  в получении образования, предоставление  качественных медицинских услуг.

ГЛАВА 2. Рассмотрение основных видов социальной ответственности

2.1 Нормативно правовые акты социальной  защиты населения как одного  из видов социальной ответственности  государства

 

В основном законе Российской Федерации - в Конституции, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - который закрепляет основы конституционного строя страны, национально-государственное и административно-территориальное  устройство, организацию и принципы деятельности системы государственной  власти и органов местного самоуправления, есть статьи и о правовом положении  человека и граждан в РФ, о его  правах, свободах, обязанностях. Сама структура основного закона подчеркивает приоритет принципов демократического строя, впервые в законодательстве закрепляется признание прав и свобод человека в качестве высшей ценности, их соблюдение и защита определяется как обязанность государства.

 

Глава 1 Конституции  РФ - «Основы Конституционного строя» - в 16 статьях содержит утверждение  основ государства. Особенно выделим  статью 7, которая гласит:

 

1. Российская  федерация - социальное государство,  политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека.

 

2. В Российской  Федерации охраняются труд и  здоровье людей, устанавливается  гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Правовым инструментом реализации социальной роли государства являются конституционные права и свободы граждан, причем Конституция содержит лишь обязательный на всей территории страны минимум социальных гарантий. Каждый субъект РФ вправе, исходя из своих материальных и других возможностей, расширять круг этих социальных гарантий: может быть, увеличен размер индексации пенсии или детского пособия из местного бюджета, предоставлено право бесплатного проезда на общественном транспорте для всех пенсионеров и т. д.

 

Глава 2 Конституции  РФ - «Права и свободы человека и  гражданина» - отличается общей демократической  направленностью, разрабатывает основы правового статуса личности. Содержащиеся здесь права и свободы приведены  в максимальное соответствие с «Декларацией прав и свобод человека и граждан», со всеми международными пактами  о правах человека, в частности  с «Всеобщей декларацией прав человека», принятой ООН в 1918 году. Здесь  в отличие от прежней Конституции, центр тяжести лежит не на предоставлении прав гражданину со стороны государства, а на признании государством естественных прав человека, которые принадлежат  ему от рождения, уважение и защита которых - задача государства. В системе конституционных прав и свобод (их насчитывается около 10 видов) на первый план выдвигаются личные (статья 20-29): на жизнь, на сохранение личного достоинства, на неприкосновенность, свободу, на тайну частной жизни, на жилье и т. д. Подчеркивается, что нормы Конституции РФ, закрепляющие права и свободы, являются всеобщими - распространяются на всех граждан в равной степени. Нужно отметить, что наряду с конституционными в действующем законодательстве учитываются и нормы международного права. Применительно к данной работе хотелось бы выделить один из основополагающих документов в международном праве по вопросу о социальной защите населения, который вплотную реализует на практике провозглашенные права и свободы. Это Конвенция международной организации труда (МОТ) №102 от 1952 года, вступившая в силу в 1955 году. Именно в ней были употреблены слова «социальная защита», содержится перечень видов соцзащиты и определяется их уровень. На базе данной Конвенции во многих странах принято национальное законодательство по вопросам соцзащиты.

 

Международные правовые акты являются действующими, если они заключены с участием РФ или если РФ присоединяется к  ним. Внутреннее законодательство в  этих случаях должно быть приведено  в соответствии с ними. Ведущим  международно-правовым актом, определяющим социальные права, является также «Всеобщая  декларация прав человека», принятая Генеральной  ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года. Она  провозглашает право каждого  человека на социальное обеспечение  и социальную помощь. В 1973 году в  СССР ратифицирован Международный  пакт об экономических, социальных и  культурных правах. Участвующие в  этом пакте государства принимают  право каждого человека на социальное обеспечение, включая социальное страхование, признают, что семья должна получать самую широкую охрану и помощь. Особенно если на ней лежит забота о воспитании несовершеннолетних детей.

 

С рядом государств были заключены двухсторонние договоры о социальном обеспечении граждан (например, с Финляндией).

 

К источникам права социального обеспечения и защиты относят Федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента РФ и Постановления Правительства, федеральные правовые договоры и акты органов государственной власти субъектов РФ. Высшая юридическая сила - за законами.

 

Данные нормативно-правовые акты лежат в основе реализации такой  важнейшей части внутренней политики государства как социальная политика.

 

Социальная  политика - это часть внутренней политики государства, на что в своих  трудах указывали еще К. Маркс  и Ф. Энгельс. В правовых нормах закрепляются сложившиеся в обществе социальные отношения, определяются приоритетные направления социальной политики, финансовое обеспечение их реализации, формируются  цели и задачи социального развития общества в целом и в отдельных  регионах, закрепляются структура и  форма деятельности государства  и общественных органов, претворяющих в жизнь социальную политику.

 

Социальная  сфера как совокупность социальных отношений испытывает на себе регулирующее воздействие практически всех отраслей права. Нормы права закрепляют равный доступ всех граждан к материальным и духовным благам, устанавливают  принципиально единые условия обеспечения  пенсиями и пособиями и всеми  другим видами социального обеспечения  независимо от классовой принадлежности гражданина. Серьезным шагом в  этом направлении явилось принятие Закона о пенсиях в 1990 году, который  ликвидировал различие в пенсионном обеспечении рабочих и служащих, с одной стороны, и колхозников, с другой. В условиях рыночной экономики  очень контрастными являются различия в уровне жизни различных социальных групп. Одна из задач социальной политики - смягчение этих различий, что решается путем предоставления социального  обеспечения: государственная помощь семьям, имеющим детей, установление надбавок к пенсиям на содержание нетрудоспособных иждивенцев, предоставление пособий одиноким материям или отцам и т. д.

 

Главная идея социального обеспечения - идея социальной справедливости. Государство не может игнорировать то обстоятельство, что не все члены общества в силу тех или иных причин в состоянии обеспечить нормальный уровень жизни себе и своей семье, а потому оно берет на себя заботу о полном или частичном обеспечении нетрудоспособных, семей с большим числом иждивенцев, о развитии соответствующих сфер (здравоохранения, просвещения, культуры и т. д.).

 

Предметом особой заботы государства должны стать  социально слабые слои населения, нетрудоспособные, особенно инвалиды.

 

социальный ответственность правовой защита

 

2.2 Принцип правового социального  обеспечения как вид социальной  ответственности

 

В 1982 году X Всемирным  конгрессом профсоюзов была принята  партия социального обеспечения, первый раздел которой посвящен принципам  системы социального обеспечения. В этом документе говорится, что  право на социальное обеспечение  должно гарантироваться законом  каждому гражданину, живущему за счет собственного труда, временно и непостоянно  потерявшему трудоспособность, а  также членам семьи, находящимся  на его иждивении. Система социального  обеспечения должна быть одинаковой для всех без какой-либо расовой, религиозной или профессиональной дискриминации. Ее финансирование должно осуществляться в первую очередь  государством и предпринимателями  при постепенном снижении или  отмене взносов со стороны лиц, пользующихся системой социального обеспечения, а управление и контроль должны осуществляться профсоюзами или представителями трудящихся, избираемыми при участии профсоюзов.

 

В нашей стране действуют следующие общеправовые принципы, оказывающие наибольшее влияние  на правовое регулирование общественных отношений в сфере. Это равноправие граждан, гарантированность их прав, гуманизм, справедливость, всеобщность (универсальность), всесторонность, доступность, связь с уровнем оплаты труда.

 

Равноправие граждан - этот правовой принцип закреплен  в статье Конституции РФ. Равноправие  определяется обычно как равенство  прав, обязанностей и ответственности, отсутствие в законодательстве ограничений  или привилегий для каких-либо категорий  граждан. Оно не тождественно равенству, которое представляет собой равные возможности для удовлетворения потребностей. Рассматриваемый принцип  является принципом прямого действия.

 

Все виды обеспечения  в равной степени распространяются на всех граждан, расовая и национальная принадлежность, происхождение, социальное положение, образование, отношение  к религии, место жительства и  т. д. не имеют значения.

Информация о работе Понятие социальной ответственности государства