Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:45, реферат
Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой - глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.
Первый вид данной группы составляют так называемые трудовые пособия, которые выплачиваются лицам, состоящим в трудовых отношениях с предприятием (государственным, муниципальным, кооперативным и т.д.) и утратившим заработную плату временно в связи с нетрудоспособностью. Выплачиваются они за счет средств социального страхования. Наличие трудовых связей между субъектом обеспечения пособием и страхователем, в роли которого выступает предприятие или иной аналогичный объект, обязательно. Цель трудовых пособий - полное или частичное возмещение утраченного заработка, с которым их размер соизмерим, т. е. в период нетрудоспособности лицо, не совершая никаких действий в пользу предприятия, получает от него денежное содержание.
К числу трудовых пособий относятся, например, пособия по беременности и родам.
Вторая группа - социальные пособия. Они отличаются от первой группы тем, что не связаны с трудовой деятельностью. Для данных пособий характерно отсутствие общественно-полезной деятельности получателя или наличие ее в размерах, не дающих права на другие виды обеспечения. Цель - предоставление средств, которые были бы источником существования или материальной поддержкой. Они выплачиваются в твердых, установленных законодательством размерах. Для лиц, освобожденных от обязанностей трудиться (инвалиды 1-ой гр., инвалиды 1-ой и 2-ой гр.), данные пособия приравниваются к минимальной трудовой пенсии. Для других лиц их размер таков, чтобы обеспечить удовлетворение лишь незначительного круга жизненно -- необходимых потребностей. Социальные пособия являются выразителем заботы общества о лицах, оставшихся в силу тех или иных причин без средств к существованию. Их установление следует рассматривать как проявление гуманизма общества. Источник выплаты данных пособий - государственный бюджет. Таким образом, социальное пособия - это ежемесячные денежные выплаты из специальных государственных фондов в установленные законом случаях нетрудоспособным лицам, которые не работают и не имеют права на трудовые пенсии и другие денежные виды обеспечения (кроме семейных пособий).
К их числу относятся социальные пенсии. Отнесение в законодательстве социальных пособий к пенсиям вызвано сложившейся мировой законной практикой.
Третья группа -- семейные пособия. Субъектами их получения является семьи. Основное социальное назначение семейных пособий - оказание государственной материальной помощи семьям, несущим дополнительные расходы в связи с воспитанием и содержанием несовершеннолетних детей и в некоторых других случаях. Они выплачиваются в качестве дополнительной помощи независимо от других доходов семьи из государственного бюджета в размерах, определяемых исходя из суммы минимальной заработной платы, установленной действующим законодательством.
К ним относятся пенсии на детей-инвалидов, пособия по уходу за малолетними детьми, одиноким матерям, на детей малообеспеченным семьям, по случаю рождения ребенка, на погребение и т. д.
Следующий вид обеспечения -- предоставления льгот, облегчающих материальное положение некоторых категорий лиц в результате того, что часть необходимых денежных трат общество берет на себя. Данный вид обеспечения используется достаточно широко. К нему относится частичная оплата лекарственных средств и коммунальных услуг, оплата частичной стоимости путевок для отдыха детей в санаториях и лагерях, содержание детей в детских дошкольных учреждениях и т. д.
Еще одним
видом обеспечения является натуральное
обеспечение, т. е. передача некоторым
категориям граждан в собственность
или в пользование материальных
ценностей. Речь идет о бесплатном обеспечении
протезно-ортопедическими
Распределение данных видов социальной защиты должно идти в широком соответствии с нормативно правовыми актами, принятыми как на уровне РФ, так и на уровне субъектов федерации.
Заключение
Исходя из рассмотренных основных видов социальной ответственности государства, самого термина, его функций, можно прийти к следующим выводам.
Развитие социальной ответственности государства происходит в современном обществе следующим образом и базируется на следующих принципах:
· гуманность и милосердие, т. е. готовность общества прийти на помощь любому его члену, попавшему в экстремальную ситуацию;
· гарантированность помощи всем нетрудоспособным и действительно нуждающимся гражданам, при их обращении в органы социальной защиты, за счет доведения уровня их дохода до установленного в области бюджета прожиточного минимума;
· комплексность, т. е. предоставление при необходимости одновременно нескольких видов помощи;
· адресность и целенаправленность, т. е. оказание поддержки конкретным гражданам с учетом их индивидуальных особенностей, в оптимально полезной для них форме;
· динамичность,
т. е. оперативный пересмотр
· самостоятельность, т.е. право органов исполнительной власти на всех уровнях, предприятий и организаций на реализацию своих программ, в сочетании с региональными программами;
· межведомственность, т. е. согласование решений органов представительной и исполнительной власти, влияющих на уровень жизни населения при одновременном принятии мер по защите малоимущих граждан.
«Концепцией социальной защиты» в качестве главных целей социальной ответственности, программ и целевых проектов, разрабатываемых в этот период, определены такие, как:
· сохранение минимальных социальных гарантий;
· ослабление социальной напряженности в регионе.
Дальнейшее разграничение полномочий между федеральными управлениями и субъектами Российской Федерации привели к перемещению центра тяжести в решении социальных проблем в регионы.
Для усиления
социальной защищенности различных
категорий населения, кроме государственных
социальных гарантий материальной поддержки,
Нижегородская область, как субъект
Федерации, осуществляет дополнительные
меры их адресной социальной поддержки
на основе областных комплексных
и целевых программ. В результате
выполнения этих программ укреплена
и расширена сеть стационарных учреждений,
создана инфраструктура перспективных
и принципиально новых
Следует отметить определённые положительные результаты по ряду направлений:
· активизировалась работа по становлению и развитию системы социального партнерства;
· продолжала
развиваться система
Вместе с
тем, некоторые негативные тенденции
в социально-экономическом
Из-за резкого
ухудшения финансового
В целях устранения негативных социальных процессов необходимо направить усилия органов исполнительной власти по труду, занятости и социальной защите населения на разработку и реализацию комплекса мер, предусмотренных
Стратегическими целями социальной ответственности на ближайшие годы являются:
· гарантия конституционных прав граждан в области труда и социальной защиты населения;
· обеспечение
эффективной занятости
· достижение
ощутимого улучшения
· переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий семье, женщинам, детям и молодежи;
· развитие социальной инфраструктуры.
Список использованной литературы
1. Денисов. Н. Социальная политика: цели, принципы, механизмы реализации. Экономист, - 1995 г. №11
2. Концепция
социальной политики в России:
Из доклада Института
Общественные науки и современность - 1994 г. №6, стр.23-31.
3. Горшнев В. Социальная ответственность государства в разных сферах.
Саратов, 1980.
4. Савченко П. Социальные приоритеты и социальная ответственность: проблемы и решения Экономист - 1995 г., №5, стр. 58 - 66.
5. Хропанюк В. Теория государства и права, М., 1995. Ст. «Социальная ответственность: понятие, основания, разновидности».
Информация о работе Понятие социальной ответственности государства