Понятие социальной ответственности государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:45, реферат

Описание работы

Сегодня взаимоотношения гражданина РФ и государства (власти) в том, что касается социальной ответственности власти перед гражданами за обеспечение их социальными услугами, остаются с одной стороны крайне запутанными и непонятными, а с другой - глубоко античеловечными. Понять, какую социальную ответственность по защите здоровья, материнства, старости и др. социальные обязательства перед гражданином государство берёт на себя, крайне непросто. А то, что можно понять, является явно недостаточным для улучшения качества жизни населения Российской Федерации.

Файлы: 1 файл

Основы соц. гос-ва реферат.docx

— 44.12 Кб (Скачать файл)

 

Гарантированность прав граждан реализуется в области  социального обеспечения путем  обоснования этих прав в Конституции  РФ и др. нормативно-правовых актах, но их объем и реализация не должны быть в зависимости от решений  должностных лиц и отдельных  государственных органов.

 

Существенной  гарантией для граждан является установление судебного порядка  разрешения большинства споров, связанных  с социальным обеспечением.

 

Шагом вперед стало введение норм о регулярном пересмотре размеров пенсии по мере изменения  стоимости жизни, что гарантирует  социальную защищенность населения.

 

Реализация  гражданами своего права имеет смысл  не сама по себе, а только если при  этом достигается ожидаемый социальный эффект, цель законодательства. Главная  цель всего законодательства в социальном обеспечении - содействие повышению  благосостояния народа, его жизненного уровня, предоставление средств в таком объеме, чтобы обеспечить населению достойное существование. Анализ сложившегося уровня социального обеспечения показывает, что даже после повышения размеров многих видов обеспечения, далеко не всегда достигается их надлежащий уровень. В основу всех расчетов положен минимальный размер зарплаты, которая намного ниже прожиточного минимума, что свидетельствует об отступлении от принципа гарантированности права граждан на материальное обеспечение в достаточных размерах.

 

Справедливость  данного принципа является одинаково  значимой для всех видов социальных норм, применительно к социальному  обеспечению его можно трактовать, как принцип справедливого распределения, который может осуществляться двояко: по вкладу или по потребности. В оптимальном  сочетании данных подходов и кроется  критерий справедливости: учет продолжительности  трудовой деятельности, размер заработка, характер и условия труда, с одной  стороны, и удовлетворение социально-культурных потребностей, обеспечение равных возможностей для развития личности независимо от трудового вклада на основе реальных потребностей, с другой.

 

Обязательным  требованием этого принципа является соблюдение очередности при предоставлении дефицитных благ и услуг (тех, которых  нет в достаточном количестве) с установлением льгот по социально  значимым признакам получателей.

 

Принцип гуманизма - это уважение прав и достоинства  личности, который составляет одну из ведущих идей законодательства любого цивилизованного государства. Уже  сам факт провозглашения и законодательного закрепления права на материальное обеспечение и социальную помощь лицам, нуждающимся в них, является проявлением гуманизма.

 

Понимание гуманизма  в нашем обществе со временем изменяется. Если до недавнего времени некоторые  формы благотворительности -- бесплатная столовая, льготное обеспечение продуктами питания и предметами первой необходимости, предоставление бесплатных мест для ночлега лицам без определенного места жительства и т.д. считались едва ли не оскорбляющими человеческое достоинство, то теперь отношение к этому совершенно другое.

 

Всеобщность обеспечения это проявление принципов  равноправия и справедливости. Право  на обеспечение имеют все категории  трудящихся -- рабочие и служащие, члены колхозов и других с/х предприятий, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, военнослужащие, безработные и т. д., т. е. представители всех социальных групп. Однако конкретный объем реализации этого права зачастую зависит от участия гражданина в общественно полезной деятельности определенного вида. Особенно наглядно данный принцип проявляется в пенсионном обеспечении. Введение института социальных пенсий означает фактическую реализацию принципа всеобщности и в отношении тех нетрудоспособных, которые по различным причинам не смогли приобрести права на трудовую пенсию.

 

Пособия по своей природе таковы, что некоторые  выплачиваются только работающим, а другие -- только неработающим. Если в законодательстве принцип всеобщности проводится достаточно последовательно, то в применительной практике имеются отступления от него, и, прежде всего в отношении тех видов обеспечения, которые продолжают оставаться дефицитными или не имеют достаточного финансирования, поэтому Е.Г. Азарова трактует данный принцип как «принцип-идею, цель, к которой стремится развитие законодательства о социальном обеспечении».

 

Принцип всесторонности обеспечения обозначает, что необходимая  материальная помощь и услуги предоставляются  во всех случаях, когда возникает  соответствующая потребность. Это  может быть в случае болезни, инвалидности, беременности и родов, по достижению определенного возраста (пенсионного) и т.д. За счет общественных фондов потребления  реализуются потребности в услугах  сферы образования, здравоохранения, предоставления жилья из муниципального фонда и т. д.

 

Этот принцип  предполагает и наличие в законодательстве такого основания материального  обеспечения как безработица. Законодательная  база этого вида обеспечения заложена в Законе о занятости населения  в РСФСР.

 

В целом, законодательство о социальном обеспечении предусматривает  развитую систему видов обеспечения  и обслуживания, которые соответствуют  рекомендациям международно-правовых актов о социальном обеспечении, в частности Конвенции №102 Международной организации труда 1952 г. «О минимальных нормах социального обеспечения», и по числу предусмотренных видов обеспечения даже превосходит их, что нельзя сказать о его размерах и качестве.

 

Принцип доступности  социального обеспечения реализуется  в трех аспектах.

 

Во-первых, все  условия обеспечения реально  достижимы. Так, для приобретения права  на пенсию по возрасту достаточно иметь  стаж работы 20 лет для женщин и 25 - для мужчин.

 

Во-вторых, в  ряде случаев обеспечение предоставляется  без каких-либо условий. Например, пособие  одинокой матери выплачивается независимо от других ее доходов.

 

В-третьих, законодательство возлагает на соответствующие государственные  органы и администрацию предприятий  обязанность оказывать грамотное  содействие в сборе и оформлении необходимых документов. Это требование закона выполняется далеко не всегда и общеизвестны факты хождений пенсионеров, инвалидов, многодетных матерей  по различным инстанциям в поисках  справок и других документов, бесконечные  очереди, отказы, обращения в газеты с просьбой оказать содействие и  т.д.

 

Такое положение  во многом объясняется отсутствием  надлежащего правового механизма  реализации гражданами своих прав, в которых гражданин должен играть роль оператора, включающего механизм, а все прочие действия должны быть совершены государственными органами. Поэтому данный принцип нельзя отнести  к полностью реализованным в законодательстве, его следует рассматривать как принцип-цель.

 

Принцип связи  размеров денежных видов обеспечения  с минимальным заработком появился в законодательстве сравнительно недавно. А до того не существовало единого  подхода к определению размеров пенсий и пособий, в результате чего они оказывались малообоснованными  и суммы неоправданно малыми. Кроме  того, установление пособий в твердых  размерах не давало возможности увязывать  эти виды обеспечения с изменяющейся социально-экономической обстановкой.

 

В настоящее  время в системе оплаты труда  есть величина, достаточно стабильная, единая для всех категорий граждан  и в то же время периодически изменяемая. Это минимальная заработная плата. С этой величиной связывается  размер пенсий и пособий. Закон СССР о пенсиях от 1990 г. проводил эту  зависимость в отношении трудовых пенсий всех видов двояко: во-первых, минимальный размер пенсий установлен на уровне минимального заработка, во-вторых, механизм определения среднего заработка, из которого начисляется пенсия, также  строится на базе минимальной зарплаты. С минимальным заработком связан и размер надбавок к пенсиям, а  также размер социальных пенсий, семейных пособий.

 

В современном  пенсионном законодательстве достигнут  следующий, более совершенный этап в реализации этого принципа, когда  размер обеспечения связывается  с прожиточным минимумом как  величиной, более обоснованной и  в большей степени отражающей необходимый минимум обеспечения, который может предоставить государство.

 

Конечно, размеры  пенсий и пособий в большинстве  своем нельзя назвать достаточно высокими, соответствующими уровню, необходимому для нормального удовлетворения потребностей человека, особенно если речь идет об одиноких престарелых людях, о многодетных семьях, для которых возможности получения дополнительных доходов весьма ограничены. Но есть тенденция к росту размеров обеспечения, что является результатом социальной политики, направленной на усиление защищенности населения.

 

Отношения по социальному обеспечению есть часть  распределительных отношений по поводу распределения предметов  потребления пропорционально потребностям, признаваемым обществом, и под влиянием действия целого ряда экономических  факторов. По-разному решается вопрос о том, какие отношения охватываются понятием «социальное обеспечение». Можно говорить о трех основных концепциях:

 

сторонники  первой рассматривают данное понятие  в узком смысле - как обеспечение  за счет общественных фондов потребления  только нетрудоспособных граждан, а  также семей, в которых имеются  несовершеннолетние дети,

 

2) авторы, придерживающиеся  второй точки зрения, которую  можно назвать традиционной, так  как она является преобладающей,  понимают под социальным обеспечением  материальное обеспечение граждан  в старости, при нетрудоспособности, при потере кормильца, осуществление  охраны материнства и детства,  медицинское обслуживание,

 

наиболее  предпочтительной является третья концепция, которая основывается на наиболее широком  понимании социального обеспечения  как предоставления всех благ из общественных фондов потребления, осуществляемого  бесплатно на началах равного  доступа к ним каждого гражданина. При таком подходе содержанием  социального обеспечения будет  не только собственно обеспечение лиц, нуждающихся в материальной поддержке со стороны общества, но и бесплатное медицинское обслуживание и предоставление лекарственных средств, обеспечение жильем, право на получение образования и на пользование достижениями культуры.

 

Таким образом, социальное обеспечение -- это система общественных отношений по предоставлению гражданам благ за счет общественных фондов потребления. Способы социального обеспечения различны. Или необходимые средства предоставляются гражданами в виде денежных выплат (пенсии, пособия, предоставление определенных льгот), или направляются на создание и развитие систем здравоохранения, просвещения, жилищного хозяйства и т. д.

 

2.3 Виды социального обеспечения

 

Это способ предоставления материальной помощи или  способ, при помощи которого государство  содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.

 

Принято говорить о таких видах социального  обеспечения, как пенсии, пособия  различных видов, льготы, социальное обслуживание и натуральное обеспечение.

 

Пенсии - это  наиболее значимый как по числу обеспечиваемых, так и по объему расходуемых средств, вид обеспечения.

 

Буквальный  перевод слова «pension» - платеж. Это одна из форм денежных выплат, которая осуществляется государством через специально предназначенные для этого органы и производится из определенного пенсионного фонда. Субъектом данного вида обеспечения является лицо, признанное нетрудоспособным по причине достижения определенного возраста, по признанию нетрудоспособным по медицинским критериям (инвалидность), либо из-за выполнения каких-либо социальных функций (уход за инвалидом 1-ой гр., ребенком - инвалидов, престарелым и т. д.).

 

Важными чертами  пенсии является ее связь с бывшей трудовой деятельностью пенсионера и с размером получаемой ранее  заработной платы, ее обязательный характер. Цель пенсии - материальное обеспечение  граждан, предоставление им единственных или основных средств к существованию. Существует точка зрения, что пенсия - отложенное на время вознаграждение за труд.

 

Таким образом, пенсия - это государственная выплата, производимая из пенсионного фонда  с целью материального обеспечения  нетрудоспособных граждан в связи  с их прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельностью в размерах, как  правило, соизмеримых с размером прошлого заработка.

 

Этот вид  социального обеспечения не является монолитным, он подвергается дифференциации, в основе которой лежат нормативно-правовые акты -- закон «О пенсионном обеспечении военнослужащих», «О государственных пенсиях в РСФСР» и т.д.

 

Пенсии иногда сопровождаются другим видом обеспечения -- социальным обслуживанием, т.е. предоставлением за счет общества бесплатно ряда услуг. Цель -- оказать нуждающимся дополнительную помощь в виде действий бытового характера. Социальное обслуживание, как вид социального обеспечения, включает в себя услуги по санаторно-курортному лечению, содержанию в домах - интернатах, трудовой реабилитации и трудоустройству инвалидов, некоторые услуги здравоохранения, услуги по образованию, по содержанию детей в дошкольных и внешкольных и учреждениях.

 

Следующим видом  социального обеспечения, имеющим  большое распространение, являются пособия - это ряд видов социального  обеспечения, различающихся по целям, источникам выплат, субъектам.

Информация о работе Понятие социальной ответственности государства