Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 11:38, курсовая работа
Целью написания данной работы является изучение природы социального конфликта и его роли в развитии общества.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
изучить понятие, виды и сущность социального конфликта;
выявить причины социальных конфликтов;
раскрыть роль социальных конфликтов в общественном развитии
и пути его разрешения
2.1. Причины социальных конфликтов
Нет особой необходимости доказывать тот факт, что конфликт, будучи одним из главных методов разрешения, объективно возникающих общественных противоречий, является постоянным спутником жизни и деятельности человечества. Именно поэтому, буквально с первых дней осознания этого феномена, человек пытается не только объяснить его сущность, причины возникновения, особенности развития, но и найти способы воздействия на ход конфликта, чтобы максимально использовать присущую ему функцию разрешения проявившегося противоречия (развития) и одновременно максимально снизить степень неотъемлемо наступающей дестабилизации общественной системы.
Социальный конфликт может играть разную роль. Он либо становится фактором прогрессивного развития общества, либо порождает социальный хаос. Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в развитии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выходных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения. Другой позитивной функцией конфликта является коммуникативно-связующая. Через эту функцию участники конфликта осознают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие проблемы, приспосабливаются друг к другу. Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из предыдущих, проявляется в том, что он способен играть консолидирующую роль в обществе и даже быть движущей силой социальных изменений. Это происходит тогда, когда в ходе разрешения конфликта люди по-новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.
Но социальный конфликт может носить негативный, разрушительный характер, дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. Национальные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями. И причинами таких конфликтов могут быть самые разные проблемы, например конфликт по поводу материальных ресурсов, по поводу ценностей и важнейших жизненных установок, по поводу властных полномочий (проблемы доминирования), по поводу статусно-ролевых различий в социальной структуре, по поводу личностных (в том числе эмоционально-психологических) различий и так далее. Одной из сложных в теории конфликта является проблема выявления причин возникновения межличностных отношений междусубъектами. Так, основной детерминантой конфликтов у курсантов выступаетсвоеобразное сочетание объективных и субъективных условий. Совокупность объективных условий несет в себе только потенциальнуювозможность конфликтов, и они превращаются в реальные причины конфликтов в сочетании с субъективными условиями, к которым относятся индивидуально-психологические качества военнослужащих.
Принадлежность к определенной культуре,возрастной категории, полу, профессиональной группе делает наше восприятие и оценкутех или иных обстоятельств специфическим,особенным. Определение ситуации зависит иот внешней реальности, и от внутреннего мирачеловека, а сила влияния может различаться взависимости от ситуации.5
Инцидент может возникнуть по инициативе обоих участников или одного из них либонезависимо от их воли и желания, вследствиеобстоятельств, случайности, ошибочныхдействий одного из участников конфликтнойситуации. Характер поведения зависит от индивидуально-психологических особенностей оппонента, его психического состояния, отношения к конкретному партнеру по взаимодействию, от особенностей актуальной ситуации взаимодействия. Еслиреальное поведение партнера укладываетсяв рамки желательного или допустимого, то взаимодействие продолжается бесконфликтно. Нежелательное поведение может привести к созданию предконфликтной ситуации, а недопустимое – к конфликту.6
Интерпретируя внешнюю ситуацию какконфликтную, человек начинает вести себя по правилам конфликтного взаимодействия, переводя ситуацию в конфликт.
При разрешении конфликтов решающуюроль играет ролевое поведение. Ролевое поведение – это не только атрибут совместной деятельности людей, но и сущностный элементразвития и личности, и группы. Грамотная социально-психологическая диагностика, включающая в себя распознание ролей, умение вычленить составляющие компонентыролевых взаимоотношений, позволяет значительно повысить эффективность управленческого воздействия. В связи с этим меняетсяи понимание значимости социальной роли вгрупповых процессах.
Поскольку принятие формальных и неформальных ролей и готовность реализовыватьсоответствующее ролевое поведение, вероятно, обусловлено личностными и групповымиизменениями, то представляется возможнымискать истоки и закономерности этого поведения и в процессе обучения. Необходимостьболее глубокого изучения проблемы обусловлена рядом причин.
Во-первых, отношения между взаимодействующими в процессе обучения сторонамиограничены не только формальными рамками. Не формальность же всегда проявляется в ролевых отношениях. Игнорирование этогоприводит к снижению эффективности социально-психологического и педагогическоговоздействия, затрудняет достижение целейучебного занятия.
Во-вторых, анализ ролевого поведения, проводимый только с точки зрения формальных взаимоотношений, может не дать полнойкартины динамики групповых процессов, связанных с познавательной деятельностью.
В-третьих, поскольку формальная и неформальная структура курсантского подразделения различна по своей психологической сущности как объект управления, то средстваи способы управления им также будут различны.
В-четвертых, знание природы, механизмов, особенностей ролей и ролевого поведения увеличивает объем информации о групповых процессах и является достаточно стабильным источником повышения эффективности управления, так как позволяет более качественно воздействовать на личность курсанта и курсантский коллектив.7
Немаловажное влияние на развитие конфликтных отношений оказывает окружающая среда, определяющая условия, в которых протекают конфликтные процессы. Средаможет выступать либо источником внешней поддержки участников конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором.
2.2. Типы социальных конфликтов
Политические конфликты – это конфликты, причиной которых является борьба за распределение власти, доминирование, влияние и авторитет. Они возникают из различных интересов, соперничества и борьбы в процессе приобретения, распределения и реализации политико-государственной власти. Политические конфликты имеют прямое отношение к завоеванию ведущих позиций в институтах и структурах политической власти.
Основные виды политических конфликтов:
1. конфликт между ветвями власти;
2. конфликт внутри парламента;
3. конфликт между политическими партиями и движениями;
4. конфликт между различными звеньями управленческого аппарата.
Социально-экономические конфликты – это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.
Национально-этнические конфликты – это конфликты, возникающие в ходе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп.
Согласно классификации типологии Д. Катца различают:
1. конфликт между косвенно конкурирующими подгруппами;
2. конфликт между непосредственно конкурирующими подгруппами;
3. конфликт внутри иерархии по причине вознаграждения.
2.3. Технологии разрешения и регулирования
социальных конфликтов
Сколь бы ни были разнообразны конфликты, процесс их разрешения характеризуется некоторыми общими чертами. Как этап более широкого управленческого процесса он осуществляется, прежде всего, в рамках необходимых условий и принципов. Кроме того, ему присущи свои предпосылки, специфические этапы, стратегия и технология. Предпосылками разрешения конфликта, как правило, выступают следующие:
1) достаточная
зрелость конфликта,
2) потребность субъектов разрешить конфликт и способность это осуществить;
3) наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта: материальных, политических, культурных, человеческих.
Процесс разрешения любого конфликта складывается, как минимум, из трех этапов. Первый - подготовительный (диагностика конфликта), второй - разработка стратегии разрешения и технологии, третий - практическая деятельность по разрешению конфликта.
Диагностика конфликта включает в себя описание его видимых проявлений, определение уровня развития конфликта, выявление причин конфликта и его природы, измерение интенсивности и определение сферы распространенности.
В зависимости
от возможных моделей разрешения
конфликтов, интересов и целей
конфликтующих сторон применяются
пять основных стилей разрешения конфликта.
К ним относятся стили
Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида или группы за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Для достижения поставленных целей применяются все доступные средства этого стиля: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, применение силы. Условиями его применения являются: восприятие ситуации как крайне значимой для одной из сторон конфликта, наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем, ограниченность времени решения проблемы и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения.
Уклонение (избегание,
уход). Данная форма поведения характеризуетс
Приспособление характеризуется тем, что субъект действует совместно с другими, не стремясь отстаивать свои интересы. Следовательно, он уступает своему оппоненту и смиряется с его доминированием. При этом одна из сторон конфликта стремится сохранить мир с другими.
Сотрудничество означает, что индивид или сторона конфликта активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, не забывая при этом и свои интересы. Стиль сотрудничества предполагает открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Это интегративная модель разрешения конфликта. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон.
При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и ничего не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.
Эффективное разрешение конфликта, т. е. разрешение при наименьших потерях ресурсов и сохранении жизненно важных общественных структур, возможно при наличии некоторых необходимых условий и реализации принципов управления конфликтом. К числу первых относятся: наличие организационно-правового механизма разрешения конфликта; наличие опыта конструктивного решения конфликтов; развитие коммуникативных связей; наличие ресурсов для осуществления системы компенсаций. Что касается принципов, то здесь речь идет, прежде всего, о конкретном подходе к разрешению конкретных конфликтов. Различаются силовая, компромиссная и интегративная модели. Силовая модель ведет к исходам конфликта двух видов: «выигрыш-проигрыш» и «проигрыш-проигрыш». Две другие модели — к возможному разрешению конфликта по типу «выигрыш-выигрыш».8
Всю совокупность методов разрешения конфликтов, в зависимости от вышеперечисленных стилей, целесообразно разделить на две группы. Первая группа - так называемых негативных методов - включает в себя все виды борьбы, преследующие цели достижения победы одной стороны над другой. Термин «негативные методы» в данном контексте обоснован ожидаемым конечным результатом завершения конфликта - разрушением единства конфликтующих сторон как базового отношения. Вторая группа - так называемых позитивных методов - предполагает при их использовании сохранение основы взаимосвязи (единства) между субъектами конфликта.
Это в первую
очередь разнообразные виды переговоров
и конструктивного
Основным позитивным
методом разрешения конфликтов являются
переговоры. Теория переговоров была
разработана американскими
Переговоры – это совместное обсуждение конфликтующими сторонами с возможным привлечением посредника спорных вопросов с целью достижения согласия. Переговоры выступают своеобразным продолжением конфликта и в то же время служат средством его преодоления. В том случае, когда делается акцент на переговоры как часть конфликта, их стремятся вести с позиции силы, с целью достигнуть односторонней победы. Естественно, такой характер переговоров обычно приводит к временному, частичному разрешению конфликта, и они служат лишь дополнением к борьбе с противником. Если же переговоры понимаются как метод урегулирования конфликта, то они приобретают форму открытых дебатов, рассчитанных на взаимные уступки и взаимное удовлетворение определенной части интересов сторон.
Информация о работе Понятие, виды и сущность социального конфликта