Популярность СМИ в студенческой среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру.

Файлы: 1 файл

популярность сми в студенческой среде.docx

— 249.29 Кб (Скачать файл)

Введение

Средства  массовой информации занимают огромное место в жизни отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, Интернет, реклама стали  основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека. Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня  совсем не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости  с другой стороны планеты, незачем  выходить из дома для общения с  людьми.

СМИ обеспечивают специфическое духовное общение  людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен  информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ  дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс  культурного обмена, усиливает интернационализацию  культуры и общественной жизни в  целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ  на культуру.

СМИ – это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что музыкальные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно, возникает больше станций, транслирующих музыкальные программы и меньше тех, которые выдают общественно-политическую информацию [10, C. 220].

Средства  массовой информации представляют собой  специальные учреждения, созданные  для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам [8, C. 121]. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации.

Отличительные черты СМИ – это публичность, наличие специальных технических  средств, непостоянный объем аудитории, меняющийся в зависимости от интереса к той или иной передачи, сообщения, статье.

В практике СМИ сегодня широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем  или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью стереотипных представлений, которые внедряются в поток новостей, автоматически  вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную  реакцию на конкретное событие.

Задача прессы в процессе убеждения – создать  прочное, устойчивое отношение к  данному явлению. Благодаря своей  биологической природе, человек  подвержен внушению, подражательности и заразительности.

Внушением считают  воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего  внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и  вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие  к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей  внушить что-либо обществу, является  негуманной, поскольку люди не могут  контролировать направленное на них  воздействие и, соответственно, оказываются  бессильными перед подобными  внушениями [9, C. 253].

Способ подачи информации позволяет отправителю  контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала  Г.Шиллер [5, c. 117] выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации.  Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться [9, C. 133].

Реклама – это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Реклама оказывает большое влияние на потребителя в выборе товаров.

Основные  виды  СМИ:

Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации

Печатная  продукция включает  в себя различные типы издания – газеты, журналы, альманахи, книги.  Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств

Радио, ориентированное на преимущественно слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на аудиторию, так как в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно те образы, которые близки ему в силу его конкретного психического склада, что способствует определенной релаксации и самореализации личности. Иными словами, воспринимая информацию на слух, человек сам «творит» себе видеоряд, реализуя при этом весь свой психический и творческий потенциал.  Эта особенность радио налагает определенные обязательства на радиожурналистов, которые только при помощи слова и звука должны уметь создать образ.

Интернет – новая медийная среда, новое средство распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду. Таким образом, только лишь технический канал, технология передачи информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен быть определен через целый ряд скорее социальных, а нетехнологических признаков, характеризующих как канал, так и участников, содержание, цели и результаты коммуникации.

Печать, радио  и телевидение представляют собой  своеобразный «триумвират» средств  массовой информации, каждое из которых  обладает рядом особенностей, проявляющихся  в виде и способах донесения информации до аудитории. Однако при наличии  специфичных свойств печать, радио  и телевидение имеют нечто  общее – это способность донести  до массовой аудитории более или  менее оперативно словесно-понятийную и эмоционально-образную информацию. Но есть и своеобразные черты, принадлежащие  только какому-либо одному средству (кинематографическое  изображение на телевидении, словесно-буквенная  информация в прессе, в невизуальное звуковое сообщение на радио).

В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.

 

Было выявлено:

 

- Результаты  исследования показали, что просмотр  телевизионных передач занимает  весьма значимое место в структуре  досуга молодых людей, уступая  лишь общению с друзьями.

 

- Анализ  основных мотивов просмотра фильмов  и передач показал, что учащиеся  смотрят ТВ для того, чтобы  развлечься. В то же время глубинный  (факторный) анализ показывает, что  телевидение для молодых людей  является источником целенаправленного  получения информации и способом  эмоциональной разрядки.

 

- Анализ  отношения молодёжи к агрессии, насилию, представленных на телеэкране, показывает следующее: в среднем  учащийся, проживающий в Красноярском  крае, ежедневно видит не менее  10 сцен насилия; вопреки сложившемуся  мнению, согласно которому молодежь  предпочитает смотреть агрессивные  сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным  сценам равнодушно либо их  отвергает.

 

Достижения  человека в области науки и  техники позволили появиться  таким СМИ как Интернет и реклама.

В последние  годы наблюдается ускоренная компьютеризация  всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет – порождённая  этими технологиями глобальная система  поиска и передачи информации, в  СМИ играет не последнюю роль [3, C. 117].

В «Исследовании российских социальных медиа 2010», проведенном агентством «Роуз креативные стратегии» совместно с компанией HeadHunter весной 2010 года, рассматривалось быстрое развитие социальных медиа в России. Исследование подтвердило, что российские пользователи — самые активные в социальных сетях: 89% российских интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях; 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более.

Функции средств  массовой информации более разнообразны  и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако, различная  деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению  заседания какого-либо съезда или  сессии парламента, трансляция по телевидению  или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных  актов, указов и прочих нормативных  актов государственных властей, трансляция урока английского (или  любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы  очередного товара. То есть понятие  «журналистика» может появиться  тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при  этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий –  элементом журналистской деятельности [4, C. 23].

Например, М.Н. Дымший, считая журналистику полифункциональной системой, выделяет следующие шесть функций журналистики – коммуникативную, непосредственно-организаторскую, идеологическую (социально-ориентирующую), культурно-образовательную, рекламно-справочную,), рекреативную.

А.Н. Сухов полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики – а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена. В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.

Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают  функции средств массовой информации. Самое простое разделение функций  можно встретить в современных  исследованиях:

  1. Гуманитарные функции СМИ – информирование, образование, развлечение и т.п.;
  2. Политические функции СМИ – формирование массового общественного сознания и/или направленное влияние на отдельные группы населения.

Видимо, эти  функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует  определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям  различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются  установки, стереотипы, навязываются свои цели и  человек побуждается к определенному  действию [2, C. 78-79].

Данная  тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие  функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние  СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять  его сиюминутные запросы, не гражданский  институт, а сфера услуг – таким  образом, сместился центр тяжести.

Объект  исследования – студенты 1-4 курсов.

Предметом исследования – популярность СМИ в студенческой среде.

Целью данной работы является исследование популярности средств массовой информации в студенческой среде.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:   

    1) Проанализировать литературу по  данной проблеме;

    2) Определить популярность СМИ  по разделам:

                    а) печать

                    б) телевидение

                    в) радио

                    г) интернет

           3) Разработать анкету, провести опрос,  проанализировать результаты.

           4) Провести сравнительный анализ  популярности СМИ в зависимости  от курса обучения.

Информация о работе Популярность СМИ в студенческой среде