Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2013 в 16:50, курсовая работа
СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру.
Введение
Средства
массовой информации занимают огромное
место в жизни отдельного человека
и общества в целом. Телевидение,
радио, печать, Интернет, реклама стали
основными источниками
СМИ обеспечивают специфическое духовное общение людей, при котором обмен продуктами деятельности выступает как обмен информации между людьми. В этой связи следует отметить, что СМИ дают возможность приобщения к культурным ценностям самых широких масс, повышает требования к образованию, к интеллектуальному потенциалу общества, интенсифицирует процесс культурного обмена, усиливает интернационализацию культуры и общественной жизни в целом. Вместе с тем, следует отметить и негативное воздействие СМИ на культуру.
СМИ – это услуга по обеспечению контакта рекламодателя и потенциальной рекламной аудитории. Существует много исследований, которые показывают, что музыкальные трансляции собирают аудиторию большую, чем, например, «новости». Следовательно, возникает больше станций, транслирующих музыкальные программы и меньше тех, которые выдают общественно-политическую информацию [10, C. 220].
Средства массовой информации представляют собой специальные учреждения, созданные для открытой, публичной передачи с помощью специального инструментария сведений любым лицам [8, C. 121]. СМИ – это относительно самостоятельная система, характеризующаяся множественностью составляющих элементов: содержанием, свойствами, формой, методами и определенным уровнем организации.
Отличительные
черты СМИ – это публичность,
наличие специальных
В практике
СМИ сегодня широко используются
методы подсознательного воздействия,
когда отношение общества к тем
или иным явлениям окружающего мира
формируется с помощью
Задача прессы в процессе убеждения – создать прочное, устойчивое отношение к данному явлению. Благодаря своей биологической природе, человек подвержен внушению, подражательности и заразительности.
Внушением считают воздействие на личность, приводящее к появлению у человека помимо его воли и сознания определенных чувств и/или побуждающее человека к совершению определенных действий. Находясь под воздействием внушения, человек не контролирует направленное на него воздействие. Проще всего внушить человеку то, к чему он предрасположен в силу своих потребностей и интересов. Однако внушить что-то можно и вопреки его воле, вызывая определенные чувства и состояния, толкающие к совершению поступка, возможно, совершенно не следующего из принимаемых им норм и принципов поведения. Сама по себе деятельность СМИ, ставящая задачей внушить что-либо обществу, является негуманной, поскольку люди не могут контролировать направленное на них воздействие и, соответственно, оказываются бессильными перед подобными внушениями [9, C. 253].
Способ подачи информации позволяет отправителю контролировать уровень ее восприятия аудиторией. По способу подачи материала Г.Шиллер [5, c. 117] выделяет два метода манипулирования: метод дробления и метод немедленной подачи информации. Сущность метода дробления (фрагментации) заключается в том, что по мере усложнения телевизионных программ длительность каждого их элемента сокращается во времени, что создает противоречие между действительным содержанием какого-либо события и временем, отведенным для его демонстрации. Т.е. информация, поданная мелкими порциями, не позволяет ею эффективно воспользоваться [9, C. 133].
Реклама – это уже неотъемлемая часть нашей жизни. Общественная потребность в рекламе появляется там, где потребитель имеет выбор, свободен делать его. Реклама развивается тем интенсивнее, чем шире становится выбор товаров и услуг. Отсутствие нормальных рыночных отношений, разумеется, ставит под сомнение необходимость рекламы. Сейчас ее можно увидеть и услышать повсюду: по телевидению, радио, в печати, а так же через наружные средства массовой коммуникации. Реклама оказывает большое влияние на потребителя в выборе товаров.
Основные виды СМИ:
Телевидение, как одно из средств массовой информации, является наиболее массовым из СМИ, охватывая и те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Эта способность телевидения объясняется его спецификой как средства создания, передачи и восприятия информации
Печатная продукция включает в себя различные типы издания – газеты, журналы, альманахи, книги. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных средств
Радио, ориентированное на преимущественно слуховое восприятие информации, оказывает ни с чем не сравнимое психологическое воздействие на аудиторию, так как в силу ассоциативности человеческого мышления слуховые образы переводятся в зрительные. При этом человек «видит» именно те образы, которые близки ему в силу его конкретного психического склада, что способствует определенной релаксации и самореализации личности. Иными словами, воспринимая информацию на слух, человек сам «творит» себе видеоряд, реализуя при этом весь свой психический и творческий потенциал. Эта особенность радио налагает определенные обязательства на радиожурналистов, которые только при помощи слова и звука должны уметь создать образ.
Интернет – новая медийная среда, новое средство распространения и получения информации. Он взят на вооружение разными видами социальных коммуникаций, включает их в свое пространство, в свою среду. Таким образом, только лишь технический канал, технология передачи информации еще не определяют типа коммуникации. Он должен быть определен через целый ряд скорее социальных, а нетехнологических признаков, характеризующих как канал, так и участников, содержание, цели и результаты коммуникации.
Печать, радио
и телевидение представляют собой
своеобразный «триумвират» средств
массовой информации, каждое из которых
обладает рядом особенностей, проявляющихся
в виде и способах донесения информации
до аудитории. Однако при наличии
специфичных свойств печать, радио
и телевидение имеют нечто
общее – это способность
В 2003 году социологической лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.
Было выявлено:
- Результаты
исследования показали, что просмотр
телевизионных передач
- Анализ
основных мотивов просмотра
- Анализ
отношения молодёжи к агрессии,
насилию, представленных на
Достижения человека в области науки и техники позволили появиться таким СМИ как Интернет и реклама.
В последние годы наблюдается ускоренная компьютеризация всех сфер общественной жизни и на пути развития информационных технологий почти полностью отсутствуют какие-либо барьеры. Интернет – порождённая этими технологиями глобальная система поиска и передачи информации, в СМИ играет не последнюю роль [3, C. 117].
В «Исследовании российских социальных медиа 2010», проведенном агентством «Роуз креативные стратегии» совместно с компанией HeadHunter весной 2010 года, рассматривалось быстрое развитие социальных медиа в России. Исследование подтвердило, что российские пользователи — самые активные в социальных сетях: 89% российских интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях; 49% проводят в них от 5 до 10 часов в месяц, а 23% — 20 часов и более.
Функции средств массовой информации более разнообразны и журналистика не исчерпывает весь спектр деятельности СМИ. Однако, различная деятельность средств массовой информации выходит за рамки деятельности журналистики, как, например, прямая трансляция по телевидению заседания какого-либо съезда или сессии парламента, трансляция по телевидению или радио балета (спектакля, эстрадного концерта), публикация (оглашение) законодательных актов, указов и прочих нормативных актов государственных властей, трансляция урока английского (или любого другого) языка, трансляция (публикация) программы передач, сводки погоды, рекламы очередного товара. То есть понятие «журналистика» может появиться тогда и только тогда, когда дается оценка текущему событию. Только при этих условиях комментатор становится журналистом, а комментарий – элементом журналистской деятельности [4, C. 23].
Например, М.Н.
Дымший, считая журналистику полифункциональной
системой, выделяет следующие шесть функций
журналистики – коммуникативную, непосредственно-
А.Н. Сухов полагает, что ролевой подход дает возможность описать сложный комплекс функционирования СМИ. Возможно, но автор считает, что быть товаром есть функция журналистики – а это, по всей видимости, преувеличение, поскольку товар – это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена, но каким образом журналистика может служить продуктом обмена. В данном случае это не функция журналистики, а функция информации, которую обрабатывает журналистика.
Таким образом, различные авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Самое простое разделение функций можно встретить в современных исследованиях:
Видимо, эти функции названы политическими, поскольку политическая власть воздействует на общественное мнение, формирует определенную идеологию в массах, привлекает к политическим идеям различные группы лиц. Особенно сильно процесс влияния на общественное мнение происходит во время политических выборов, когда внедряются установки, стереотипы, навязываются свои цели и человек побуждается к определенному действию [2, C. 78-79].
Данная тема особенно актуальна сегодня, когда речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.
СМИ в условиях рынка утратили свои некогда важнейшие функции воспитания человека, формирования личности, просвещения. Сегодняшние СМИ – это бизнес, главная цель которого, извлечение прибыли. На пути к достижению этой цели используются все средства, позволяющие привлечь массовую аудиторию. Не поднимать человека в его лучших проявлениях, а удовлетворять его сиюминутные запросы, не гражданский институт, а сфера услуг – таким образом, сместился центр тяжести.
Объект исследования – студенты 1-4 курсов.
Предметом исследования – популярность СМИ в студенческой среде.
Целью данной работы является исследование популярности средств массовой информации в студенческой среде.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Проанализировать литературу
2) Определить популярность СМИ по разделам:
а) печать
б) телевидение
в) радио
г) интернет
3) Разработать анкету, провести опрос, проанализировать результаты.
4) Провести сравнительный анализ
популярности СМИ в