Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:12, курсовая работа
Конец XX века был судьбоносным для нашей страны. Социальные потрясения этого периода сказались на институте семьи, во многом подорвали его устои. Экономическая нестабильность, утрата духовных ценностей привели к колоссальному росту числа сирот и, прежде всего, социальных сирот.
Так, к 1995 году число детей, лишенных родительского попечительства, составило около 400 тыс. человек. При этом, лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты. В новом тысячелетии государство много сделало для исправлении ситуации. Тем не менее, число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, все равно достаточно велико. В абсолютных числах – это более 200 тысяч человек, что приближается к 1% всего российского детского населения1.
Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений………………………………………...7
1.1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений…………..…………..7
1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни…………………………………...…….11
1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений……………..………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение регионального опыта работы по сопровождению выпускников отделения постинтернатной адаптации (на примере Мурманского центра социальной помощи семье и детям)……..………………………………………………………………...…….21
2.1. Общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области……………………………………………………………………..……..21
2.2. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений в отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям…………………………………………………………………….………..28
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………...……..38
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений………………………………………...7
1.1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений…………..…………..7
1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни…………………………………...…….11
1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного
сопровождения выпускников интернатных
учреждений……………..…………………………………
Глава 2. Изучение регионального опыта
работы по сопровождению выпускников
отделения постинтернатной адаптации
(на примере Мурманского центра социальной
помощи семье и детям)……..……………………………………………………
2.1. Общие положения о постинтернатном
патронате в Мурманской области……………………………………………………………
2.2. Технологии постинтернатного
сопровождения выпускников интернатных
учреждений в отделении постинтернатной
адаптации Мурманского центра социальной
помощи семье и детям…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Конец XX века был судьбоносным для нашей страны. Социальные потрясения этого периода сказались на институте семьи, во многом подорвали его устои. Экономическая нестабильность, утрата духовных ценностей привели к колоссальному росту числа сирот и, прежде всего, социальных сирот.
Так, к 1995 году число детей, лишенных родительского попечительства, составило около 400 тыс. человек. При этом, лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты. В новом тысячелетии государство много сделало для исправлении ситуации. Тем не менее, число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, все равно достаточно велико. В абсолютных числах – это более 200 тысяч человек, что приближается к 1% всего российского детского населения1.
Актуальность темы исследования. В настоящее время на уровне государства осознана необходимость поддержки не только воспитанников детских домов и школ-интернатов, но и выпускников, т.к. низкий процент социальной адаптации выпускников, может привести к значительному росту социальной дезадаптации, маргинализации и криминализации этой категории лиц.
Дети, которые были лишены родительского внимания, после выпуска из учреждений остаются социально уязвимыми, незащищёнными от криминала, неподготовленными к социально-бытовым проблемам. Многие выпускники детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие ведут противоправный образ жизни. Оказываемая поддержка выпускников оказывается неэффективной, процент успешной адаптации остался низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами. Одним из механизмов решения этой проблемы может быть постинтернатный патронат, главная особенность которого состоит в введении в практику работы с выпускниками детских домов исключительно гражданско-правовых средств и методов достижения поставленных целей с чётко ограниченным кругом участников.
Таким образом, исследование в области постинтернатной адаптации и патроната является актуальным.
Объект исследования: выпускники интернатных учреждений.
Предмет исследования: технология постинтернатного патроната.
Цель исследования: изучить и проанализировать технологии постинтернатного патроната.
Задачи исследования:
Теоретические методы исследования: анализ литературных, нормативно-правовых и законодательных источников по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: беседа, наблюдение, анализ документов отделения постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.
Методологической основой исследования являются работы следующих авторов: Г.В. Семья, И.А. Бобылева, Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд, С.А. Левин, А.И.Панов, Н.Н. Юдинцева.
Этапы исследования:
1 этап – теоретическое осмысление проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по теме постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений позволил определить цель, объект, предмет исследования. Сформулировать задачи исследования. Осмыслить теоретико-методологические основы курсовой работы.
2 этап – анализ общего положения о постинтернатном патронате в Мурманской области и исследование технологического процесса предоставления постинтернатного патроната в Отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.
3 этап - сформулированы выводы и оформлен текст курсовой работы.
В нашей работе был исследован опыт работы отделения постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.
Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут быть использованы для улучшения качества работы с выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А так же материалы данной курсовой работы могут являться основой для проведения дальнейших исследований по данной проблематике и написанию научных работ.
Апробация. Участие в семинаре на тему: «Эффективное взаимодействие специалистов, работающих с выпускниками интернатных учреждений».
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Название глав отображает их содержание.
В ведении обоснованна актуальность темы работы, сформулирована цель, объект, предмет исследования, представлена задача исследования, обозначены методологические и теоретические основы, методы и методики исследования, дана характеристика этапов исследования.
Первая глава посвящена теоретическому исследованию постинтернатного патроната как формы работы с выпускниками интернатных учреждений. В первой главе указаны понятие и сущность постинтернатного патроната, проанализированы его цели и задачи, изучены особенности социальной адаптации выпускников данных учреждений, проанализирована нормативно-правовая и законодательная основа постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.
Во второй главе изучены общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области и проанализирован технологический процесс предоставления постинтернатного патроната в Отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.
В заключении сформулированы обобщенные выводы по содержанию теоретической и эмпирической части работы.
Глава 1. Теоретическое
исследование особенностей постинтернатного
патроната выпускников
Патронат известен в России со времен Екатерины II, активно применялся в годы Великой Отечественной войны для помощи детям, оставшимся сиротами. Постинтернатный патронат (от лат. patronatus — форма покровительства слабым) — форма оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.2 Патронат выпускника интернатного учреждения — форма профессиональной деятельности, осуществляемой на условиях трехстороннего договора между государственными учреждениями социальной защиты населения, создаваемыми для социальной адаптации выпускников, патронатным воспитателем и самим клиентом. Договор включает в себя права, обязанности и ответственность сторон, срок действия, условия и порядок расторжения договора, меры социальной помощи выпускнику, размер денежного вознаграждения патронирующему и пр.3
С формальной точки зрения патронат не является формой семейного устройства. Патронируемый выпускник является абсолютно самостоятельным и дееспособным гражданином, проживающим отдельно от патронатного воспитателя.
Постинтернатный патронат основан на индивидуальном подходе к клиенту, ориентирован на профилактику возможных осложнений в адаптации к самостоятельной жизни, принципе преемственности в оказании помощи и поддержке выпускнику. Постинтернатный патронат становится все более популярной формой устройства молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, поскольку его существование отвечает не только требованиям экономической целесообразности и эффективности, но и юношеским социально-психологическим особенностям – стремлению стать быстрее взрослым и самостоятельным.4
Постинтернатный патронат имеет целый ряд отличительных особенностей. Во-первых, в отличие от усыновления, ребёнок, как и при любой другой форме опеки, не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в том числе: ежемесячная выплата на содержание, право внеконкурсного поступления в учебное заведение, закрепление жилья, а при его отсутствии — получение жилья по достижении совершеннолетия. При прекращении патроната все правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются.
Во- вторых, в отличие от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребенка возмездно. Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства специальный договор, близкий по характеру к гражданско-правовым, регулируемых гражданским, а не трудовым законодательством. По такому договору патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение в порядке и объеме, определяемом региональным законодательством. Договором могут быть так же предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения.
В-третьих, при проведении
патроната существует возможность
поместить в семью патронатного
воспитателя ребёнка, которому временно
требуется замещающая семья, или
реабилитация в семье. Так же при
организации патроната
Работа в
ходе поститернатного
Со стороны учреждения
по патронату ведется самый
Постинтернатный патронат существует только при наличии службы, профессионально занимающейся постинтернатным патронатом и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату. Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат.
Работа по патронатному воспитанию включает в себя:
— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ребенком в социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;
— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять детей на воспитание в семью;
— технологию сопровождения и поддержки ребенка и семьи после помещения ребенка на патронатное воспитание;
— технологию оценки,
целенаправленного
Исходя из положения об организации постинтернатного патроната,
основными целями постинтернатного патроната являются:
а) адаптация к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - выпускник);
б) снижение количества выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения;
Информация о работе Постинтертантный патронат как форма сопровождения выпускников