Постинтертантный патронат как форма сопровождения выпускников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века был судьбоносным для нашей страны. Социальные потрясения этого периода сказались на институте семьи, во многом подорвали его устои. Экономическая нестабильность, утрата духовных ценностей привели к колоссальному росту числа сирот и, прежде всего, социальных сирот.
Так, к 1995 году число детей, лишенных родительского попечительства, составило около 400 тыс. человек. При этом, лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты. В новом тысячелетии государство много сделало для исправлении ситуации. Тем не менее, число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, все равно достаточно велико. В абсолютных числах – это более 200 тысяч человек, что приближается к 1% всего российского детского населения1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений………………………………………...7
1.1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений…………..…………..7
1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни…………………………………...…….11
1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений……………..………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение регионального опыта работы по сопровождению выпускников отделения постинтернатной адаптации (на примере Мурманского центра социальной помощи семье и детям)……..………………………………………………………………...…….21
2.1. Общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области……………………………………………………………………..……..21
2.2. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений в отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям…………………………………………………………………….………..28
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………...……..38

Файлы: 1 файл

kursovaya_VIKA.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….……3

Глава 1. Теоретические основы постинтернатного патроната выпускников интернатных  учреждений………………………………………...7

1.1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений…………..…………..7

1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни…………………………………...…….11

1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений……………..………………………………………………………..15

Глава 2. Изучение регионального опыта работы по сопровождению выпускников отделения постинтернатной адаптации (на примере Мурманского центра социальной помощи семье и детям)……..………………………………………………………………...…….21

2.1. Общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области……………………………………………………………………..……..21

2.2. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений в отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям…………………………………………………………………….………..28

Заключение………………………………………………………………..36

Список литературы………………………………………………...……..38

 

 

 

 

 

 

Введение

Конец XX века был судьбоносным для нашей страны. Социальные потрясения этого периода сказались на институте семьи, во многом подорвали его устои. Экономическая нестабильность, утрата духовных ценностей привели к колоссальному росту числа сирот и, прежде всего, социальных сирот.

Так, к 1995 году число детей, лишенных родительского попечительства, составило около 400 тыс. человек. При этом, лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты. В новом тысячелетии государство много сделало  для исправлении ситуации. Тем не менее, число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, все равно достаточно велико. В абсолютных числах – это более  200 тысяч человек, что приближается к 1% всего российского детского населения1.

Актуальность  темы исследования. В настоящее время на уровне государства осознана необходимость поддержки не только воспитанников детских домов и школ-интернатов, но и выпускников, т.к. низкий процент социальной адаптации выпускников, может привести к значительному росту социальной дезадаптации,  маргинализации и криминализации этой категории лиц.

Дети, которые  были лишены родительского внимания, после выпуска из учреждений остаются социально уязвимыми, незащищёнными от криминала, неподготовленными к социально-бытовым проблемам. Многие выпускники детских домов пропадают для общества: одни становятся алкоголиками, другие ведут противоправный образ жизни. Оказываемая поддержка выпускников оказывается неэффективной, процент успешной адаптации остался низким, выпускники не в состоянии пользоваться предоставленными им правами. Одним из  механизмов решения этой проблемы может быть постинтернатный патронат, главная особенность которого состоит в введении в практику работы с  выпускниками детских домов исключительно гражданско-правовых средств и методов достижения поставленных целей с чётко ограниченным кругом участников.

Таким образом, исследование в области постинтернатной адаптации и патроната является актуальным.

Объект  исследования: выпускники интернатных учреждений.

Предмет исследования: технология постинтернатного патроната.

Цель исследования: изучить и проанализировать технологии постинтернатного патроната.

Задачи исследования:

  1. Изучить научную, нормативно-правовую,  учебно-методическую литературу по теме исследования.
  2. Выявить понятие и сущность постинтернатного патроната.
  3. Проанализировать основные цели и задачи постинтернатного патроната.
  4. Изучить общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области.
  5. Выявить и изучить технологический процесс предоставления постинтернатного патроната в Отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.

Теоретические методы исследования: анализ литературных, нормативно-правовых  и законодательных источников по проблеме исследования.

Эмпирические методы исследования:  беседа, наблюдение, анализ документов отделения постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.

Методологической основой исследования являются работы следующих авторов: Г.В. Семья, И.А. Бобылева, Н.В. Владимирова, Х. Спаньярд, С.А. Левин, А.И.Панов, Н.Н. Юдинцева.

Этапы исследования:

1 этап – теоретическое осмысление проблемы. Анализ психолого-педагогической литературы по теме постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений позволил определить цель, объект,  предмет исследования. Сформулировать задачи исследования. Осмыслить теоретико-методологические основы курсовой работы.

2 этап – анализ общего положения о постинтернатном патронате в Мурманской области и исследование технологического процесса предоставления постинтернатного патроната в Отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.

3 этап - сформулированы выводы и оформлен текст курсовой работы.

В нашей работе был исследован опыт работы отделения постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.

Практическая значимость исследования: полученные в ходе исследования выводы и обобщения могут быть использованы для улучшения качества работы с выпускниками учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. А так же материалы данной курсовой работы могут являться основой для проведения дальнейших исследований по данной проблематике и написанию научных работ.

Апробация. Участие в семинаре на тему: «Эффективное взаимодействие специалистов, работающих с выпускниками интернатных учреждений».

Структура работы:  курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Название глав отображает их содержание.

В ведении обоснованна актуальность темы работы, сформулирована цель, объект, предмет исследования, представлена задача исследования, обозначены методологические и теоретические основы, методы и методики исследования, дана характеристика этапов исследования.

Первая глава посвящена теоретическому исследованию постинтернатного патроната как формы работы с выпускниками интернатных учреждений. В первой главе указаны понятие и сущность постинтернатного патроната, проанализированы его цели и задачи, изучены особенности социальной адаптации выпускников данных учреждений, проанализирована нормативно-правовая  и законодательная основа постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений.

 Во второй главе изучены общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области и проанализирован  технологический процесс предоставления постинтернатного патроната в Отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям.

В заключении сформулированы обобщенные выводы по  содержанию теоретической  и эмпирической части работы.

 

Глава 1. Теоретическое  исследование особенностей постинтернатного патроната выпускников интернатных  учреждений

    1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений

Патронат известен в России со времен Екатерины II, активно  применялся в годы Великой Отечественной  войны для помощи детям, оставшимся сиротами. Постинтернатный патронат (от лат. patronatus — форма покровительства слабым) — форма оказания социальной помощи ребенку-сироте и ребенку, оставшемуся без попечения родителей, а также лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет.2 Патронат выпускника интернатного учреждения  — форма профессиональной деятельности, осуществляемой на условиях трехстороннего договора между государственными учреждениями социальной защиты населения, создаваемыми для социальной адаптации выпускников, патронатным воспитателем и самим клиентом. Договор включает в себя права, обязанности и ответственность сторон, срок действия, условия и порядок расторжения договора, меры социальной помощи выпускнику, размер денежного вознаграждения патронирующему и пр.3

С формальной точки  зрения патронат не является формой семейного  устройства. Патронируемый выпускник  является абсолютно самостоятельным  и дееспособным гражданином, проживающим  отдельно от патронатного воспитателя.

Постинтернатный патронат основан на индивидуальном подходе к клиенту, ориентирован на профилактику возможных осложнений в адаптации к самостоятельной жизни, принципе преемственности в оказании помощи и поддержке выпускнику. Постинтернатный патронат становится все более популярной формой устройства молодых людей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России, поскольку его существование отвечает не только требованиям экономической целесообразности и эффективности, но и юношеским социально-психологическим особенностям – стремлению стать быстрее взрослым и самостоятельным.4

Постинтернатный патронат имеет целый ряд отличительных  особенностей. Во-первых, в отличие от усыновления, ребёнок, как и при любой другой форме опеки, не приобретает родственных прав и обязанностей по отношению к патронатному воспитателю, сохраняет все льготы и выплаты, причитающиеся ему как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, в том числе: ежемесячная выплата на содержание, право внеконкурсного поступления в учебное заведение, закрепление жилья, а при его отсутствии — получение жилья по достижении совершеннолетия. При прекращении патроната все правоотношения между ребенком и патронатным воспитателем прекращаются.

Во- вторых, в отличие  от простой опеки, патронатный воспитатель оказывает свои услуги по воспитанию ребенка возмездно. Патронатный воспитатель заключает с органом опеки и попечительства специальный договор, близкий по характеру к гражданско-правовым, регулируемых гражданским, а не трудовым законодательством. По такому договору патронатный воспитатель получает ежемесячное вознаграждение в порядке и объеме, определяемом региональным законодательством. Договором могут быть так же предусмотрены дополнительные льготы, разовые выплаты, а также требования и ограничения.

В-третьих, при проведении патроната существует возможность  поместить в семью патронатного воспитателя ребёнка, которому временно требуется замещающая семья, или  реабилитация в семье. Так же при  организации патроната предъявляются  менее жёсткие требования к кандидатам, чем при усыновлении, но более жёсткие, чем при простой опеке. Патронатный воспитатель обязан пройти специальную подготовку.

 Работа в  ходе поститернатного патроната  ведется  по планам, устанавливаемым  органом опеки с привлечением  учреждения по патронату.

Со стороны учреждения по патронату ведется самый жёсткий  контроль над воспитателем ребёнка  и детальная отчётность за расходование выплачиваемых на его содержание средств.

Постинтернатный патронат существует только при наличии службы, профессионально занимающейся постинтернатным патронатом и имеющей «качество» уполномоченной организации органа опеки и попечительства, на которую органом опеки и попечительства возложена работа по патронату. Такая служба должна иметь необходимую структуру и профессионально подготовленный штат. 

Работа по патронатному воспитанию включает в себя: 

— реабилитационно-воспитательную работу с ребенком, оставшимся без  попечения родителей, ребенком в  социально опасном положении, на всех этапах работы с ним органа опеки и попечительства — от выявления до возврата родителям или усыновления;

— работу по отбору и подготовке граждан, желающих взять  детей на воспитание в семью;

— технологию сопровождения  и поддержки ребенка и семьи  после помещения ребенка на патронатное  воспитание;

— технологию оценки, целенаправленного вмешательства  и изменений в кровной семье  такого ребенка с целью сохранения семьи.

Исходя  из положения об организации постинтернатного патроната,

основными целями постинтернатного патроната  являются:

а) адаптация к самостоятельной жизни выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет по окончании их пребывания в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьях попечителей, приемных родителей, патронатных воспитателей (далее - выпускник);

б) снижение количества выпускников организаций для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, в возрасте от 18 до 23 лет, не получивших профессионального образования, не занятых трудовой деятельностью, совершивших правонарушения;

Информация о работе Постинтертантный патронат как форма сопровождения выпускников