Постинтертантный патронат как форма сопровождения выпускников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 00:12, курсовая работа

Описание работы

Конец XX века был судьбоносным для нашей страны. Социальные потрясения этого периода сказались на институте семьи, во многом подорвали его устои. Экономическая нестабильность, утрата духовных ценностей привели к колоссальному росту числа сирот и, прежде всего, социальных сирот.
Так, к 1995 году число детей, лишенных родительского попечительства, составило около 400 тыс. человек. При этом, лишь 5% из них не имело родителей, остальные - социальные сироты. В новом тысячелетии государство много сделало для исправлении ситуации. Тем не менее, число детей, находящихся в учреждениях интернатного типа, все равно достаточно велико. В абсолютных числах – это более 200 тысяч человек, что приближается к 1% всего российского детского населения1.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….……3
Глава 1. Теоретические основы постинтернатного патроната выпускников интернатных учреждений………………………………………...7
1.1. Понятие и сущность постинтернатного патроната, цели и задачи сопровождения выпускников интернатных учреждений…………..…………..7
1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений к самостоятельной жизни…………………………………...…….11
1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений……………..………………………………………………………..15
Глава 2. Изучение регионального опыта работы по сопровождению выпускников отделения постинтернатной адаптации (на примере Мурманского центра социальной помощи семье и детям)……..………………………………………………………………...…….21
2.1. Общие положения о постинтернатном патронате в Мурманской области……………………………………………………………………..……..21
2.2. Технологии постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений в отделении постинтернатной адаптации Мурманского центра социальной помощи семье и детям…………………………………………………………………….………..28
Заключение………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………...……..38

Файлы: 1 файл

kursovaya_VIKA.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

в) обеспечение  индивидуального сопровождения  выпускника в процессе постинтернатной  адаптации.

Основные задачи постинтернатного патроната:

а) содействие выпускникам  в получении образования, трудоустройстве, адаптации в обществе, организации  досуга, помощь в реализации и защите их личных, жилищных, имущественных, иных прав и законных интересов;

б) оказание консультативной, социально-правовой и социально-педагогической помощи выпускникам;

в) поддержка  выпускников в решении проблем  самообеспечения, реализации возможностей по преодолению сложных жизненных  ситуаций;

г) содействие выпускникам  в реализации социальных гарантий;

д) организация  индивидуального процесса сопровождения  выпускников при постинтернатной  адаптации;

е) проведение диагностики  и коррекции процесса постинтернатной адаптации.5

Таким образом, можно говорить о том, что постинтернатныый патронат – это особая форма сопровождения, которая имеет цели и задачи, а так же ряд отличительных особенностей, нормативно-правовое и организационное обеспечение.6 Наличие разнообразных форм патроната дает возможность для более полного и качественного решения социальных проблем, с которыми сталкивается выпускник учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

1.2. Особенности социальной адаптации выпускников интернатных учреждений

Ежегодно из интернатных учреждений выходит  около 13 тысяч детей-сирот. По данным Министерства образования и науки Российской Федерации большинство выпускников поступают в учреждения начального (60%) и среднего (24%) профессионального образования. Только 5% молодых людей начинают учиться в высших учебных заведениях и столько же устраиваются на работу.7

Перед выпускниками встают задачи адаптации в новых  социальных условиях вне стен учреждения, поиска себя в профессии, работе, быту, отношениях с окружающими, определения  своего места в обществе.8

 Период взросления и начала самостоятельной жизни особенно сложен для сирот, так как они не могут рассчитывать на помощь и поддержку близких людей. Формально перед ними открыты все пути, но они испытывают сложности в самоопределении и в первую очередь в выборе необходимого образования и желаемой профессии.

Существует  ряд факторов, препятствующих успешной социальной адаптации выпускников:

  1. Неопределенность социального статуса. Выпускники не принадлежат ни к одной социальной группе, не имеют семьи, а после выпуска лишаются принадлежности и к своему учреждению.
  2. Значительные отклонения в состоянии здоровья и в психическом статусе. У учащихся из числа детей-сирот общеобразовательной школы чаще по сравнению  с семейными детьми выявляются нарушения в состоянии здоровья, неуравновешенность поведения.9 Отставание в физическом и интеллектуальном развитии у них часто осложняется нарушениями в эмоционально-волевой сфере.
  3. Особенности психического развития. По мнению многих отечественных психологов, особенности психического развития детей-сирот в подростковом возрасте проявляется в первую очередь в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Процесс общения со взрослыми характеризуется напряженностью, неадекватностью форм взаимодействия, неудовлетворенной потребностью в принятии со стороны взрослого. Это лишает детей важного для их психологического благополучия переживания: во-первых, своей нужности и ценности для других и, во-вторых, ценности другого человека, глубокой привязанности к людям.
  4. Специфика формирования личности. Большое значение для формирования личности подростка имеют его стремления, желания, надежды, т.е. отношение его к своему будущему. Выпускники интернатных учреждения, как правило, живут сегодняшним днем, для них важны ближайшие конкретные планы, а не отдаленное абстрактное будущее. Самооценка воспитанников интернатного учреждения основывается преимущественно на отношении к ним окружающих и, как правило, бывает занижена.10 Возникая на ранних стадиях онтогенеза, неуверенность в себе становится устойчивым образованием, характеристикой воспитанника детского дома. Низкая самооценка и неуверенность в себе приводят к тому, что подростки не ставят перед собой целей, ориентированных на повышение образовательного уровня, приобретение профессии.                                    

Исследователи констатируют, что выпускники имеют повышенный уровень виктимности, т.е. высокую вероятность оказаться жертвой насилия, обмана, шантажа, жестокости.11

Выпускники  характеризуются некритичной доверчивостью  и подверженностью манипулятивным психологическим воздействиям, т.е. повышенной внушаемостью.

По мнению Г.В. Семьи, внутреннюю позицию личности выпускника отличают психологическое  капсулирование, рентные установки  и рецептивные ориентации в поведении.12

Психологическое капсулирование состоит в отчужденном  отношении к другим, к социальному миру. Оно усугубляется при столкновении выпускника с реальной жизнью, что вызывает у него желание находиться в освоенных стереотипах жизнедеятельности, условиях ограниченного социального пространства.

Рентные установки  означают стремление выпускника получить максимум того, что может дать статус сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, вместо проявления активной экономической позиции.

  1. Специфика усвоения норм и ценностей. Из социально одобряемых ценностей у выпускников наиболее значимы здоровье, счастливая семейная жизнь, материальное благополучие, но в то же время достижение этих ценностей представляется им недоступным, что порождает внутренний конфликт, стресс. Выпускникам мешает низкий уровень социального интеллекта. Оказавшись после выпуска в условиях свободы от внешних регулирования и контроля, бывшие воспитанники теряются: они не умеют формировать для себя нормативы поведения и деятельности, принятые в обществе, так как привыкли только нарушать навязанные им извне правила.

Несмотря на то, что интернатные учреждения ориентируют выпускников на позитивные социальные ценности, большинство из них не могут реализовать сформированные установки на практике. В течение первых трех лет после выхода из учреждения почти треть выпускников обретают опыт общения с органами правопорядка из-за своего асоциального поведения.13

  1. Замедленное осознание своего места в социуме в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями (включая направленность на овладение профессией и получение образования). У выпускников занижены притязания в сфере образования, профессионального продвижения и материального благополучия. Возможности подростка-сироты как субъекта формирования своих профессиональных планов снижаются и под действием жесткой распределительной системы, ограничивающей спектр выбираемых профессий.14
  2. Неуверенность в будущем. Как правило, выпускники считают, что не готовы к самостоятельной жизни, но, с одной стороны, хотят жить самостоятельно и, ни от кого не зависеть, а с другой – боятся этой самостоятельности. Эта двойственность приводит к недовольству собой  и своей жизнью.15
  3. Несформированность семейных установок, готовности к созданию собственной семьи. Подросток из интернатного учреждения понимает, что обделен родительской любовью и заботой. Восприятие семьи у сирот амбивалентное, эмоционально насыщенное и напряженное. У всех детей-сирот имеется ярко выраженное желание иметь свою семью в будущем, однако практически каждый второй из них после выпуска не может создать полноценную семью, каждый десятый отправляет своих детей в интернат. Выпускников отличают слабо развитое чувство ответственности за свои поступки и безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь.16
  4. Недостаточное освоение бытовых навыков и умений. В сфере освоения бытовых навыков и умений, необходимых каждому взрослому человеку в обыденной жизни, выпускник интернатного учреждения испытывает сложности.  Более половины выпускников (56%) не умеют готовить, каждый третий (31%) – ремонтировать одежду, чистить обувь, каждый четвертый (22%) – стирать и гладить белье.

Наличие большого числа факторов, затрудняющих процесс  социальной адаптации выпускников  интернатных учреждений, вызывает необходимость  оказания им в первый период их самостоятельной  жизни всесторонней помощи и поддержки.17

1.3. Нормативно-правовые и законодательные основы постинтернатного сопровождения выпускников интернатных учреждений

Как было отмечено ранее, после выпуска из детских  домов и интернатных учреждений дети-сироты и дети, оставшиеся без  попечения родителей, сталкиваются с целым комплексом проблем и трудностей. Для того, чтобы разрешить эти проблемы, необходимо законодательное закрепление за данной социальной группой особых прав и льгот. В законодательстве Российской Федерации для осуществления социальной защиты и поддержки разработаны нормативно-правовые акты как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов страны.

На федеральном  уровне основными законодательными актами, которые гарантируют выпускникам  детских домов и интернатных  учреждений дополнительные права и льготы, являются:

  • Конституция Российской Федерации18
  • Семейный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»
  • Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Конституция Российской Федерации, а именно статья 39, гарантирует  выпускникам право на социальное обслуживание и социальное пособие, а так же закрепляет за ними и  другие гражданские права и свободы. Положения данного нормативного документа носят обобщенный характер и являются фундаментом для разработки других нормативно-правовых актов, обеспечивающих социальную защиту и поддержку выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В семейном кодексе  Российской Федерации так же прописаны  особые права выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так  в статье 155 части первой установлено, что по завершении пребывания ребенка в образовательной организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения им возраста восемнадцати лет исполнение обязанностей опекуна или попечителя этого ребенка возлагается на органы опеки и попечительства. Это положение разделяет выпускников детских домов и интернатных учреждений на две группы:

  • Первая группа – в возрасте до 18 лет. Социальной защитой и поддержкой данной группы, как уже было упомянуто выше, занимаются  органы опеки и попечительства;
  • Вторая группа – в возрасте от 18 до 23 лет. Оказанием помощи и социальной защиты и поддержки представителей этой группы занимаются учреждения социального обслуживания населения.

Часть третья статьи 155 Семейного кодекса Российской Федерации определяет основные права   детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» прописывает основные принципы и формы поддержки выпускников. Так согласно данному законодательному акту выпускник в праве получить: Материальная помощь;
  • Социальное обслуживание на дому;
  • Предоставление временного приюта;
  • Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
  • Консультативная помощь;
  • Реабилитационные услуги.

Основным законом, обеспечивающим социальную защиту и поддержку выпускников детских домов и интернатных учреждений, является Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Данный нормативно-правой акт дает определение понятию выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно закону к данной социальной группе относятся лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.

Так же на основании Федерального закона выпускникам детских домов и интернатных учреждений предоставляется целый ряд дополнительных гарантий, таких как:

  • Дополнительные гарантии права на образование;
  • Дополнительные гарантии права на медицинское обслуживание;
  • Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое    помещение;
  • Дополнительные г<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Rom

Информация о работе Постинтертантный патронат как форма сопровождения выпускников