Пожилые люди как социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:03, курсовая работа

Описание работы

В современной России наблюдается устойчивый период демографического кризиса старения, что выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуре населения страны. В Российской Федерации насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста, составляющий пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти. Ожидается, что в период до 2008 года доля лиц пожилого возраста останется относительно стабильной.

Содержание работы

Введение 2
1 Пожилые люди, как объект социальной работы 5
1.1 Пожилые люди как социальная группа 5
1.2 Социально-психологические проблемы пожилых людей в Российской Федерации. 10
2 Особенности психосоциальной поддержки на базе МБУ «ЦСОГПВиИ города Новошахтинска» 15
2.1 Организация деятельности МБУ « ЦСОГПВиИ города Новошахтинска» 15
2.2 Социально-реабилитационная работа с пожилыми людьми 25
Гарантированные услуги. 28
2.3 Компетентность специалиста, работающего с пожилыми людьми 31
Выводы и рекомендации 35
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa.doc

— 184.50 Кб (Скачать файл)

Социально –  реабилитационное отделение для  граждан пожилого возраста и инвалидов  предназначается для социально-бытового, культурного, медицинского обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, сохранивших способность к самообслуживанию и активному передвижению, а также организации  отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

Основные  задачи социально – реабилитационного отделения:

  • выявление и учет граждан пожилого возраста и инвалидов, нуждающихся в обслуживании отделением;
  • осуществление регулярного контроля за соответствием услуг отделения потребностям обслуживаемых клиентов;
  • укрепление здоровья и повышение статуса граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • внедрение новых видов  социокультурной помощи, форм и методов ее оказания;
  • повышение информационного и образовательного уровня пожилых людей через правовое, социально-медицинское, психологическое и культурное просвещение;
  • повышение жизненного потенциала и улучшение общего психологического состояния пожилых людей и инвалидов.
  • реализация мероприятий по социальной, психологической, творческой и трудовой реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов;
  • организация активного образа жизни, досуга, через различные формы и методы социо-культурной, общественной деятельности.

В соответствии с задачами отделение осуществляет:

  • своевременную квалифицированную социально-медицинскую, социально-психологическую помощь;
  • организацию творческого развития клиентов через социально-значимые мероприятия;
  • проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;
  • привлечение к посильной трудовой деятельности;
  • организацию клубов по интересам.

Гарантированные услуги.

Социальные  услуги, входящие в перечень гарантированных  государством социальных услуг:

Социально-бытовые  услуги

  • Предоставление помещений для организации социально-реабилитационных мероприятий, трудотерапии и культурно-досуговой деятельности;
  • Предоставление в пользование мебели;
  • Покупка, доставка продуктов питания, горячих обедов;
  • Обеспечение книгами, газетами, журналами, настольными играми и иным, необходимым для организации досуга;
  • Предоставление транспорта для поездок  граждан пожилого возраста к месту лечения. 

Социально-медицинские  услуги

  • Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур, лечебно-оздоровительных мероприятий при наличии лицензии на медицинскую деятельность соответствующего вида;
  • Организация лечебно-трудовой деятельности;
  • Наблюдение за состоянием здоровья;
  • Пальчиковая терапия.

Социально-психологические услуги 

  • Социально-психологическое консультирование;
  • Психологическая диагностика и обследование личности;
  • Психологическое консультирование;
  • Психологические тренинги;
  • Психологическая коррекция;
  • Психологическая помощь;
  • Проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения;
  • Психопрофилактическая работа.

Социально-педагогические услуги 

  • Организация досуга
  • Проведение мероприятий по обучению доступным профессиональным навыкам в целях социально-трудовой реабилитации, восстановление личностного и социального статуса

Социально-правовые услуги 

  • Консультирование по вопросам, связанным с правом граждан на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих интересов;
  • Оказание помощи в оформлении документов;
  • Содействие в осуществлении по отношению к гражданам пожилого возраста и инвалидам мер социальной поддержки и преимуществ, установленных действующим законодательством; 
  • Оказание юридических и иных консультаций, помощь в написании, оформлении различных документов. 

В социально-реабилитационном отделении  создаются благоприятные условия для отдыха, общения, оздоровления и творческого развития. Проводятся кружки, клубы по интересам, с большим  удовольствием посещают клиенты  группы «Здоровье», граждане пожилого возраста и инвалиды могут поправить свое здоровье, занимаясь на тренажерах под присмотром инструктора по лечебной физкультуре, выпить чашку целебного чая. На сегодняшний день созданы две группы по 10 человек. Основная цель создания группы – максимальное продление физической активности пожилых людей и инвалидов, оздоровление, повышение жизненного тонуса. 

2.3 Компетентность специалиста,  работающего с пожилыми людьми

Требования, предъявляемые  к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере. В «Стандартах классификации практической социальной работы» предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста.

Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа», социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее. Таким образом, стандарты указывают на следующие качества:

• наблюдательность;

• коммуникабельность;

• доброжелательность;

• умение организованность и тому подобное.

Например, личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе - психолого-педагогические качества.

Качества первой группы, которые отражают психические  процессы (мышление, восприятие, память, воображение); психическое состояние (стресс, тревожность, депрессия); внимание, как состояние сознания; эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов по социальной работе не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.

Ко второй группе качеств относятся такие психологические  качества, как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, а также стрессоустойчивые качества: физическая тренированность, самовнушаемост, умение переключать и управлять своими эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.

Если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностей человека - социального работника, то становится ясно, не каждый человек может работать с людьми пожилого возраста. Качества, необходимые специалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологических особенностях клиента. Социальный работник имеет дело с различными контингентами людей, которые являются субъектами общения, познания и труда, досуга и им можно помочь лишь хорошо зная их индивидуальные способности, мотивы и желания, потребности и нужды.

Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми, является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяет специалисту понять проблемы клиента и построить эффективно процесс взаимодействия с ним в решении этой проблемы, что предполагает наличие у специалиста  определенных качеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки. И. Г. Беленькая, Е. И. Холостова Р. С. Яцемирская, выделяют эти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. Например, Р. С. Яцемирская и И.Г.Беленька16 отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнению самих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус специалиста.

Е. И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту по социальной работе с пожилыми людьми:

• Строгость  и требовательность - эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.

• Вежливость, приветливость, тактичность - обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует выходу пожилого человека из депрессивного состояния.

• Коммуникабельность является одним из важных качеств, так  как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.

• Ощущение уверенности  в себе позволяет справиться с  раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивости психики пожилых людей. Таким образом, исключительное  значение в организации социальной работы с пожилыми людьми имеет самопознание социального работника как специалиста. Основная цель профессиональной деятельности социального по социальной работе с пожилыми людьми состоит в том, что все помогающее поведение специалиста проходит через различные виды контактов с клиентом, профессиональная помощь клиенту - есть процесс взаимодействия в общении с ним. 17

Социальное  обслуживание пожилых людей зависит  от их потребностей и проблем, а также во многом от профессиональной подготовки специалиста.

Должный уровень профессиональной подготовки специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с пожилым клиентом рационально. Личностные качества специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми, является самой важной составляющей. Эти качества помогают построить эффективно процесс взаимодействия с пожилыми людьми.

Немаловажно во взаимодействии социального работника  с пожилым человеком, знать социально-психологические особенности пожилых людей для создания эффективных отношений с ними.

Специалист  по социальной работе должен владеть  навыками эффективного общения, что позволит ему продуктивно проводить работу с пожилым человеком, правильно вести беседу, нацеленную на решение проблемы, следовательно, в процессе работы гипотеза подтвердилась.

 

Выводы и рекомендации

Пожилые люди - то категория населения людей, вышедших на пенсию. В соответствии с классификацией всемирной организации здравоохранения лица в возрасте от 60 - 74 лет относятся к категории пожилых людей; от 75 - 89 к категории старых, а от 90 и старше - долгожители. К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, выходцы из разных социальных слоев, с разными уровнями образования, квалификациями и интересами. Условия жизни каждого пожилого очень разные. Большую часть пожилых людей составляют женщины. По брачному статусы пожилые женщины реже живут с супругом, чем мужчины. Основная часть пожилых людей живут без детей. Редкость супружеские пары, проживающие с взрослыми детьми. Большинство пожилых являются жителями сельской местности.

Информация о работе Пожилые люди как социальная группа