Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2014 в 12:03, курсовая работа
В современной России наблюдается устойчивый период демографического кризиса старения, что выражается в росте абсолютной численности лиц старше трудоспособного возраста и доли граждан старшего поколения в структуре населения страны. В Российской Федерации насчитывается более 30 млн. человек старше трудоспособного возраста, составляющий пятую часть населения страны. Доля людей пенсионного возраста с 2000 года превысила долю детей до 15 лет. В дальнейшем это превышение будет расти. Ожидается, что в период до 2008 года доля лиц пожилого возраста останется относительно стабильной.
Введение 2
1 Пожилые люди, как объект социальной работы 5
1.1 Пожилые люди как социальная группа 5
1.2 Социально-психологические проблемы пожилых людей в Российской Федерации. 10
2 Особенности психосоциальной поддержки на базе МБУ «ЦСОГПВиИ города Новошахтинска» 15
2.1 Организация деятельности МБУ « ЦСОГПВиИ города Новошахтинска» 15
2.2 Социально-реабилитационная работа с пожилыми людьми 25
Гарантированные услуги. 28
2.3 Компетентность специалиста, работающего с пожилыми людьми 31
Выводы и рекомендации 35
Список использованной литературы 37
Социально –
реабилитационное отделение для
граждан пожилого возраста и инвалидов
предназначается для социально-
Основные задачи социально – реабилитационного отделения:
В соответствии с задачами отделение осуществляет:
Гарантированные услуги.
Социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг:
Социально-бытовые услуги
Социально-медицинские услуги
Социально-психологические услуги
Социально-педагогические услуги
Социально-правовые услуги
В социально-реабилитационном отделении создаются благоприятные условия для отдыха, общения, оздоровления и творческого развития. Проводятся кружки, клубы по интересам, с большим удовольствием посещают клиенты группы «Здоровье», граждане пожилого возраста и инвалиды могут поправить свое здоровье, занимаясь на тренажерах под присмотром инструктора по лечебной физкультуре, выпить чашку целебного чая. На сегодняшний день созданы две группы по 10 человек. Основная цель создания группы – максимальное продление физической активности пожилых людей и инвалидов, оздоровление, повышение жизненного тонуса.
Требования, предъявляемые к специалисту по социальной работе на законодательном уровне (законы, стандарты), излагаются в виде профессионально значимых качеств личности и качеств, препятствующих работе в данной сфере. В «Стандартах классификации практической социальной работы» предъявляются соответствующие требования, без которых невозможна профессиональная деятельность специалиста.
Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по специальности «социальная работа», социальный работник должен уметь просто и грамотно говорить и писать, обучать других внимательно и доброжелательно реагировать на эмоциональные и кризисные ситуации. А также служить примером в профессиональных отношениях, объяснять сложные психосоциальные явления, эффективно организовывать свою работу, изыскивая источники, получать средства по оказанию помощи другим и так далее. Таким образом, стандарты указывают на следующие качества:
• наблюдательность;
• коммуникабельность;
• доброжелательность;
• умение организованность и тому подобное.
Например, личные качества специалиста по социальной работе можно разделить на три группы. К первой группе относятся психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности. Ко второй - психологические качества, характеризующие социального работника как личность. К третьей группе - психолого-педагогические качества.
Качества первой группы, которые отражают психические процессы (мышление, восприятие, память, воображение); психическое состояние (стресс, тревожность, депрессия); внимание, как состояние сознания; эмоциональные и волевые проявления (сдержанность, настойчивость, импульсивность) должны отвечать требованиям, предъявляемым к профессиональной деятельности специалиста. Некоторые из этих психологических требований являются основными, без них вообще невозможна качественная деятельность. Другие играют, на первый взгляд, второстепенную роль. Если кто-то из специалистов по социальной работе не отвечает психологическим требованиям, предъявляемым профессией, то отрицательные последствия такого несоответствия могут проявиться не так быстро, но при неблагоприятных условиях они практически неизбежны.
Ко второй группе
качеств относятся такие
К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (улавливание настроение людей, выявление их установок и ожиданий, сопереживание их нуждам); аттрактивность (внешняя привлекательность личности); красноречие (умение внушать и убеждать словом) и другие.
Если рассматривать профессиональные качества как проявление психологических особенностей человека - социального работника, то становится ясно, не каждый человек может работать с людьми пожилого возраста. Качества, необходимые специалисту геронтологического плана, имеют свою специфику, основанную на психологических особенностях клиента. Социальный работник имеет дело с различными контингентами людей, которые являются субъектами общения, познания и труда, досуга и им можно помочь лишь хорошо зная их индивидуальные способности, мотивы и желания, потребности и нужды.
Психологическая компетентность специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми, является наиболее важной составляющей профессиональной компетентности. Она позволяет специалисту понять проблемы клиента и построить эффективно процесс взаимодействия с ним в решении этой проблемы, что предполагает наличие у специалиста определенных качеств, способствующих оказанию профессиональной помощи и поддержки. И. Г. Беленькая, Е. И. Холостова Р. С. Яцемирская, выделяют эти качества в контексте социальной работы с пожилыми людьми. Например, Р. С. Яцемирская и И.Г.Беленька16 отмечают качества специалиста, выделенные пожилыми людьми. По мнению самих пожилых людей их требования к специалистам таковы: прежде всего доброта и честность, бескорыстие и сострадание, а добросовестность, ответственность и требовательность к себе должны определять профессиональный статус специалиста.
Е. И. Холостова выделяет следующие качества, необходимые специалисту по социальной работе с пожилыми людьми:
• Строгость и требовательность - эти качества, характерные для позиции ситуативного доминирования, которую занимает специалист, контактируя с клиентом. Разумеется, они не должны трансформироваться в жестокость и жесткость. Очень важно критичное отношение к качеству своей работы, не преувеличение своих возможностей и своей роли в достижении успеха. В то же время излишний критизм, неуверенность в себе могут препятствовать эффективной деятельности.
• Вежливость, приветливость, тактичность - обязательные качества любого профессионала, в том числе и социального работника. Позитивный эмоциональный настрой, наличие чувства юмора способствует выходу пожилого человека из депрессивного состояния.
• Коммуникабельность является одним из важных качеств, так как позволяет быстро установить контакт и понять внутренний мир клиента, его скрытые побуждения.
• Ощущение уверенности в себе позволяет справиться с раздражительностью пожилого человека, которая возникает в силу неустойчивости психики пожилых людей. Таким образом, исключительное значение в организации социальной работы с пожилыми людьми имеет самопознание социального работника как специалиста. Основная цель профессиональной деятельности социального по социальной работе с пожилыми людьми состоит в том, что все помогающее поведение специалиста проходит через различные виды контактов с клиентом, профессиональная помощь клиенту - есть процесс взаимодействия в общении с ним. 17
Социальное обслуживание пожилых людей зависит от их потребностей и проблем, а также во многом от профессиональной подготовки специалиста.
Должный уровень профессиональной подготовки специалиста по социальной работе позволяет ему построить процесс взаимодействия с пожилым клиентом рационально. Личностные качества специалиста по социальной работе, работающего с пожилыми людьми, является самой важной составляющей. Эти качества помогают построить эффективно процесс взаимодействия с пожилыми людьми.
Немаловажно во взаимодействии социального работника с пожилым человеком, знать социально-психологические особенности пожилых людей для создания эффективных отношений с ними.
Специалист по социальной работе должен владеть навыками эффективного общения, что позволит ему продуктивно проводить работу с пожилым человеком, правильно вести беседу, нацеленную на решение проблемы, следовательно, в процессе работы гипотеза подтвердилась.
Пожилые люди - то категория населения людей, вышедших на пенсию. В соответствии с классификацией всемирной организации здравоохранения лица в возрасте от 60 - 74 лет относятся к категории пожилых людей; от 75 - 89 к категории старых, а от 90 и старше - долгожители. К пожилым относятся разные люди - от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, выходцы из разных социальных слоев, с разными уровнями образования, квалификациями и интересами. Условия жизни каждого пожилого очень разные. Большую часть пожилых людей составляют женщины. По брачному статусы пожилые женщины реже живут с супругом, чем мужчины. Основная часть пожилых людей живут без детей. Редкость супружеские пары, проживающие с взрослыми детьми. Большинство пожилых являются жителями сельской местности.