Пожилые люди как социальная общность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных проблем пожилых людей, а также анализ применяемых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________ 2
1. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ__________________________________ 4
1.1. Пожилые люди как социальная общность__________________________ 4
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема___________ 9
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.__________________________________________________________ 14
2.1. Понятие технологии социальной работы и её значение_______________ 14
2.2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей_____ 18
2.3. Новые модели и технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов_________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________ 31

Файлы: 1 файл

технологии социальной работы с пожилыми людьми.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

    Примером инновационных  технологий могут служить, в частности, современные социальные технологии  профессионального обучения безработных, в основе которого лежит активное  использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, новых свойств и характеристик обучения.

      В социальной работе  используют и региональные технологии, что обусловлено спецификой отдельных  территорий, а также технологии, учитывающие специфику различных сфер жизнедеятельности.

     Технологии в социальной  работе во многом предопределяют  её эффективность

 

 

2.2 Система учреждений  социального обслуживания пожилых людей.

 

 

Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

Наиболее острой проблемой является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов. Под ограничением жизнедеятельности понимается полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым и инвалидам.

Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально-экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этих групп населения к полнокровной жизни в обществе.

Составным элементом социальной защиты пожилых людей и инвалидов на современном этапе является оказание социальной помощи т.е. обеспечение в денежной и натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставляемое с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной социальной поддержки этих категорий, ликвидации  или  нейтрализации  критических  жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Таким образом, наряду с предоставлением традиционных форм социального обеспечения: денежных выплат (пенсий, пособий); натурального обеспечения; услуг и льгот; стационарных и нестационарных видов обслуживания, - важное значение придается новым формам экстренной социальной помощи нетрудоспособным, остронуждающимся гражданам Российской Федерации.

Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей включает в себя пенсии и различные пособия; содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях органов социальной защиты населения; протезирование; льготы инвалидам; оказание помощи бездомным.                            

В 2003 г. в системе социальной защиты населения Воронежской области функционировало 34 стационарных учреждения для лиц пожилого возраста и инвалидов, 33 центра социального обслуживания, 215 отделений  социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной  психологической помощи и т.д.).

В наши дни на первое место в работе с пожилыми людьми играет разработка и внедрение эффективных форм работы, позволяющих обеспечить  человеку такие условия жизни, которые соответствовали бы мировым стандартам.

В разработке и внедрении таких форм работы большое значение принадлежит центрам социального обслуживания населения. Как правило, состоят подобные учреждения из нескольких отделений.

 В отделении дневного  пребывания (рассчитанного на содержание не менее 30 пенсионеров и инвалидов) организуется питание, медицинское и культурное обслуживание. Предусмотрено участие в посильной трудовой деятельности в спецмастерских или подсобных хозяйствах.

Отделение временного пребывания (рассчитано на содержание не менее 15 человек) осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое обслуживание, питание в условиях круглосуточного содержания.

В отделении социальной помощи на дому (оно обслуживает в городе 120 человек, в сельской местности — 60 человек) осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров и инвалидов, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает широкий перечень услуг: разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия»: оказание юридической помощи в пределах своей компетенции; оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет адресная социальная защита пожилых людей. Она оказывается в первую очередь наиболее нуждающимся: одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет.

Социологические исследования в нашей стране показали, что основными направлениями обеспечения благосостояния престарелых (по их мнению) являются: повышение пенсий, совершенствование пенсионного обеспечения, развитие услуг по уходу за ними на дому, увеличение числа домов для престарелых и улучшение условий жизни проживания в них.

Совершенствование пенсионного обеспечения является одним из важнейших направлений социального обеспечения в современных государствах.

Необходимо обратить внимание на социально-бытовое обслуживание престарелых. Здесь важно предусмотреть, с учетом потери способности к самообслуживанию, обеспечение специальной удобной обувью, одеждой, различного рода приборами и приспособлениями, которые бы облегчили старым людям передвижение по улице, ведение домашнего хозяйства, выполнение некоторых гигиенических процедур.

Перечень услуг, оказываемых социальными работниками на дому, регламентирован специальными нормативными актами. Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:

  • уход во время болезни – 83%;
  • доставка продуктов – 80,9%;
  • доставка лекарств – 72,9%;

  Социально - медицинское обслуживание  на дому осуществляется  в   отношении   нуждающихся  в  надомных  социальных  услугах  граждан   пожилого   возраста   и   инвалидов,    страдающих    психическими   расстройствами  (в стадии ремиссии),  туберкулезом (за исключением   активной   формы),   тяжелыми   заболеваниями   (в    том    числе   онкологическими

       Социально - медицинское  обслуживание  на  дому  осуществляется   специализированными   отделениями,  создаваемыми  в  муниципальных   центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты   населения.   В   штат  указанных  отделений  вводятся  медицинские   работники,  профессиональная  деятельность  которых   регулируется   законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

Полустационарное     социальное      обслуживание     включает   социально - бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан   пожилого  возраста  и инвалидов,  организацию их питания,  отдыха,   обеспечение  их  участия  в  посильной  трудовой  деятельности   и   поддержание активного образа жизни.

       На полустационарное   социальное   обслуживание    принимаются   нуждающиеся   в   нем   граждане  пожилого  возраста  и  инвалиды,   сохранившие   способность   к   самообслуживанию    и    активному   передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению   на социальное  обслуживание.

Полустационарное социальное     обслуживание    осуществляется   отделениями  дневного   (ночного)   пребывания,   создаваемыми   в   муниципальных  центрах  социального  обслуживания  или при органах   социальной защиты населения.

Для решения этих проблем архитекторами, дизайнерами, геронтологами уже давно определены перспективные направления разработки и выпуска соответствующей бытовой техники. Эти предложения сводятся к созданию:

- автоматизированных кухонных  комплексов, позволяющих программировать  операции по приготовлению пищи;

- системы подъемников для ухода  за лежачими больными и оказания им санитарно-гигиенической помощи;

- специальной мебели и механизмов  для уборки помещений с учетом  возрастной специфики престарелых  и т п , а также ряда простых, но очень нужных устройств и приспособлений, создающих удобства людям преклонного возраста и повышающих безопасность бытовых операций;                                      

- системы поручней и опорных  скоб для принятия старым человеком ванны;

- специальных подставок, облегчающих  надевание обуви;

- пологих пандусов вместо порогов  и т. п.

Предложения хорошие, однако, к сожалению, в нашей стране они реализуются крайне неудовлетворительно

С 1986 года в нашей стране начали создаваться так называемые Центры социального обслуживания пенсионеров, в состав которых помимо отделений социальной помощи на дому вошли совершенно новые структурные подразделения — отделения дневного пребывания.

Целью организации таких отделений было создание своеобразных центров досуга для пожилых людей, независимо от того, проживают они в семьях или одиноки [3, с.126]. Предусматривалось, что в такие отделения люди будут приходить утром, а вечером возвращаться домой; в течение дня они будут иметь возможность находиться в уютной обстановке, общаться, содержательно проводить время, участвовать в различных культурно-массовых мероприятиях, получать одноразовое горячее питание и при необходимости доврачебную медицинскую помощь.

Основной задачей деятельности таких отделений является помощь пожилым людям в преодолении одиночества, замкнутого образа жизни, наполнение существования новым смыслом, формирование активного образа жизни, частично утраченного в связи с выходом на пенсию.

Первоначально такие Центры создавались при домах-интернатах для престарелых, поскольку эти учреждения имеют такую материально-техническую базу, которая могла обеспечить для отделения соответствующую площадь, ее оборудование, обеспечить посетителей горячим питанием.

Отделения были рассчитаны на 25-50 посетителей в день. Срок посещения в первое время функционирования отделений не ограничивался. Оплата за питание взималась с посетителей отделения дифференцирование, в зависимости от размера получаемой пенсии.

При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз.

В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.

В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и др.

Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.

В качестве примера  работы по внедрению новых моделей и технологий социальной работы с пожилыми людьми  рассмотрим содержание работы Центра социального обслуживания  г. Нововоронежа, за разработку и внедрение которых учреждение в 2004 году удостоено почётного звания «Лучший Центр социального обслуживания населения Воронежской области».

 

 

2.3  Новые модели  и технологии социального обслуживания   граждан пожилого возраста и  инвалидов.

 

Необходимость совершенствования организации социальной защиты населения не вызывает ни у кого сомнения, так как накопилось множество требующих незамедлительного разрешения вопросов по функционированию и дальнейшему развитию этой системы, и прежде всего в муниципальных образованиях.

Информация о работе Пожилые люди как социальная общность