Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа
Целью работы является изучение социальных проблем пожилых людей, а также анализ применяемых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.
ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________ 2
1. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ__________________________________ 4
1.1. Пожилые люди как социальная общность__________________________ 4
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема___________ 9
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.__________________________________________________________ 14
2.1. Понятие технологии социальной работы и её значение_______________ 14
2.2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей_____ 18
2.3. Новые модели и технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов_________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________ 31
Сегодня речь идёт не о новой, а о совершенствующейся деятельности, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный (инволюция – «назад, в средние века»). В данной ситуации более целесообразным будет говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам. В этом направлении показателен опыт, накопленный в муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания» города Нововоронежа, в особенности по развитию сети платных услуг, предоставляемых гражданам города.
Цель, которую для себя определили в муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения» города Нововоронежа: рост качества социального обслуживания, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития социального обслуживания, и др.
Стратегия, которую используют в учреждении – самостоятельная разработка и активное внедрение новшеств, а также развитие у персонала мотивации на успех и на конечный результат.
В настоящее время работа учреждения осуществляется по следующим направлениям:
-отделение срочного
-отделения социального
-специализированное отделение
дому;
- отделение дневного
пребывания для граждан
- стационарное отделение для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
- служба срочных социальных услуг.
- социальная столовая.
- прокат средств реабилитации для инвалидов и др.
В учреждении проводится
активно работа по привлечению
финансовых средств для
С 2002 года денежные
средства, полученные за обслуживание,
направляются в бюджет города.
Если в 2002 году за социальное обслуживание получено
25083 рубля, то в 2003 году эта сумма уже
составила 31309 рублей. В 2004 году планируется
увеличить сумму привлечённых средств
до 90 тысяч рублей. При этом граждане,
относящиеся к категории малообеспеченных,
обслуживаются бесплатно или находятся
на частичной оплате.
В настоящее
время бесплатно оказываются
услуги 37,5 % обслуживаемых граждан,
на условиях частичной оплаты-
Затраты по оказанию социальных услуг на одного обслуживаемого в месяц:
- отделения социальной помощи на дому №№ 1,2 – 751 руб/мес.;
- срочное отделение – 28,53 руб/мес.,
- специализированное отделение социально - медицинской помощи –1520,4 руб/мес.
По мере развития учреждения расширяется и зона обслуживания. На сегодняшний день в отделениях надомного обслуживания в учреждении работает 41 человек (для сравнения: на этот же период 2002г работало 35человек).
Вызвано это было ростом числа граждан, желающих обслуживаться отделениями соответственно с 215человек в 2002году до 241 человека на конец 2003г.
Таблица 1
Сравнительный анализ поступления денежных средств за социальное обслуживание на дому за 2002-2003 гг.
2002 г. |
2003 г. | ||||
1 |
Сумма поступивших денежных средств за платное обслуживание (руб.) |
25080,45 |
29411,88 | ||
2 |
Количество оказанных услуг всего |
64505 |
90758 | ||
3 |
Количество платных услуг |
40775 |
52222 | ||
4 |
Количество бесплатных услуг |
23730 |
38536 | ||
5 |
Бесплатные услуги оказаны на общую сумму (руб.) |
63968,96 |
77520,51 |
В учреждении с 2003 года организована работа службы срочных социальных услуг. Служба состоит из трёх человек и призвана решать вопросы по предоставлению гражданам услуг по ремонту квартир. По мере необходимости, штат службы расширяется за счёт привлечения работников требуемых специальностей через городской центр занятости. Так, с апреля 2004 года служба пополнилась 5-ю специалистами. В рамках утверждённой в городе программы по подготовке к 60-летию победы в Великой Отечественной войне служба проводит работу по проведению текущего ремонта у одиноких и одиноко проживающих Ветеранов. Всего необходимо отремонтировать 61 квартиру. Средства на эти цели выделены за счёт бюджета Воронежской области (100000 рублей), бюджета города (на 2004 год-40000 рублей), а также проводится работа с предприятиями всех форм собственности по привлечению внебюджетных средств. Все ремонтные работы проводятся бесплатно, выделенные и привлечённые средства используются только на приобретение материалов и инструментов. Для всех остальных категорий населения города ремонтные работы проводятся в соответствии с утверждёнными тарифами. В настоящее время уже отремонтировано 25 квартир, а полностью работы планируется завершить к 20 апреля 2005 года.
С октября 2003 года в
учреждении работает пункт проката
средств реабилитации для
Следует отметить, что
реализацией представленной на
конкурс программы развития Центра
социального обслуживания в
В 2004 году учреждение представило на Всероссийский конкурс социальных проектов «Социальный форум» очередную программу «Ремонт жилых помещений малоимущих граждан пожилого возраста и инвалидов г. Нововоронежа в 2004 – 2005 гг.». Значимость этого проекта состоит в том, что силами 8 работников, привлекаемых через городской Центр занятости населения планируется произвести ремонт квартир у 20 граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих совокупный среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Планируется также и оборудование перил на выходе в 2-х домах, изготовление пандусов и др. мероприятия, направленные на улучшение качества жизни вышеперечисленных категорий граждан.
Сегодня стоит подумать о развитии движения по целевому финансированию больших и малых социальных проектов и программ в рамках отдельно взятой территории и конкретного учреждения. Основой для такого движения должно стать движение меценатов и благотворителей учреждения, города, района, области.
В МУ «Центр социального обслуживания населения» г.Нововоронежа система платного социального обслуживания только развивается, но уже накоплен соответствующий опыт работы с пожилыми людьми в этом направлении, а также имеется ряд проектов, по осуществлению которых планируется продолжать работу.
Создание методик, способствующих
максимально точной оценке
Создание и функционирование системы платных социальных услуг призвано решать следующие задачи:
1) обеспечение адресной
2) расширение количества
3) обеспечение устойчивой
4) обеспечение полноценного
Решение комплекса указанных задач предполагает системный анализ организационной, нормативно-правовой и хозяйственно-экономической сторон проблемы.
В учреждении было проведено изучение основных источников денежных доходов домохозяйств и их зависимости от возраста проживающих в них пожилых людей. Выяснено, что по мере увеличения возраста все большее значение как источник дохода приобретает пенсия по старости и по случаю потери кормильца. Значение других источников дохода незначительно.
На основе полученных данных исследователи пришли к выводу о том, что основой адресного социального обслуживания, в том числе и в части введения платных социальных услуг, должен быть дифференцированный подход.
В Центре социального обслуживания разработано и внедрено положение о порядке предоставления платных социальных услуг. Данный документ предусматривает:
- основные виды социальных
-перечень услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста учреждением;
- перечень гарантированных социальных услуг;
-перечень дополнительных
Утвержденный перечень услуг, оказываемых за полную и частичную оплату, включает перечень гарантированных услуг, а также перечень платных услуг, не входящий в перечень гарантированных услуг.
Перечень платных услуг формировался исходя из потребностей населения, а также материальных и кадровых возможностей учреждения.
Результаты проведенного исследования свидетельствовали о том, что при предоставлении платных услуг в г.Нововоронеже реализуются следующие установленные на федеральном уровне принципы:
- учет категорий граждан (одинокие граждане, лица, проживающие с родственниками);
- определение размера оплаты
в процентном отношении к
Введение платных услуг по
социальному обслуживанию
- положение о порядке и
- перечень гарантированных
- перечень дополнительных социальных услуг, оказываемых на платной основе;
- примерная методика расчета тарифов на социальные услуги;
- положение о порядке
В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее востребованы следующие виды услуг: материально-бытовые; по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические; правовые; содействие в организации ритуальных услуг. Разнообразны формы предоставления социальных услуг: на дому, в отделении срочной социальной помощи, в полустационарных и стационарных условиях.
Выявлен ряд факторов, тормозящих внедрение системы платного социального обслуживания:
- низкий уровень жизни
- низкий уровень правосознания населения, во многом связанный со слабой просветительской работой;
- слабая координация
- отсутствие приоритета
- слабая разработка механизмов реализации платных социальных услуг;
- специфика ментальности
- слабая материально-
- отсутствие информационной
- отсутствие рекламы платных
социальных услуг среди
- непродуманное налогообложение
деятельности, связанной с реализацией
системы платных социальных