Пожилые люди как социальная общность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 22:15, контрольная работа

Описание работы

Целью работы является изучение социальных проблем пожилых людей, а также анализ применяемых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
1) определение основных социальных проблем пожилых людей;
2) исследование проблем взаимодействия социального работника и пожилого человека;
3) выявление основных форм обслуживания граждан;
4) изучение ведения беседы социального работника с клиентом;
5) анализ приоритетных направлений социальной работы с пожилыми людьми.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ_________________________________________________________ 2
1. ПРОБЛЕМЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ__________________________________ 4
1.1. Пожилые люди как социальная общность__________________________ 4
1.2. Качество жизни пожилых людей как социальная проблема___________ 9
2. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ЛИЦАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА.__________________________________________________________ 14
2.1. Понятие технологии социальной работы и её значение_______________ 14
2.2. Система учреждений социального обслуживания пожилых людей_____ 18
2.3. Новые модели и технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов_________________________________________22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ______________________________________________________ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ_______________________ 31

Файлы: 1 файл

технологии социальной работы с пожилыми людьми.doc

— 226.00 Кб (Скачать файл)

Сегодня речь идёт не о новой, а о совершенствующейся деятельности, поскольку меры радикального характера встречают более сильное сопротивление и с учётом менталитета нашего населения результат может быть получен совсем противоположный (инволюция – «назад, в средние века»). В данной ситуации  более целесообразным будет говорить о модифицирующих нововведениях, представляющих собой введение улучшений, дополнений к успешно работающим базовым формам. В этом направлении показателен опыт, накопленный в муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания» города Нововоронежа, в особенности по развитию сети платных услуг, предоставляемых гражданам  города.

Цель, которую для себя определили в муниципальном учреждении «Центр социального обслуживания населения» города Нововоронежа: рост качества социального обслуживания, расширение количества услуг, привлечение дополнительных финансовых средств для развития социального обслуживания, и др.

Стратегия, которую используют в учреждении – самостоятельная разработка и активное внедрение новшеств, а также  развитие у персонала мотивации на успех и на конечный результат.

В настоящее время работа учреждения осуществляется по следующим направлениям:

-отделение срочного социального  обслуживания;

-отделения социального обслуживания  на дому №1 и №2;

                 -специализированное отделение социально-медицинского  обслуживания на

                   дому;         

   -   отделение дневного  пребывания для граждан пожилого  возраста и инвалидов.

   -  стационарное отделение  для детей, оказавшихся в трудной  жизненной ситуации.

  -  служба срочных социальных  услуг.

  -  социальная столовая.

  -  прокат средств реабилитации для инвалидов и др.

      В учреждении проводится  активно работа по привлечению  финансовых средств для дальнейшего  развития учреждения. Способствует  успеху работы в данном направлении  прежде всего большая разъяснительная работа, проводимая с руководителями предприятий всех форм собственности, с индивидуальными частными предпринимателями и отдельными гражданами города,  как через средства массовой информации, так и путём личного общения. Центр стал участником конкурсов на лучшие  социальные проекты, что во многом способствует внедрению и развитию новых форм социального обслуживания населения города.

     С 2002 года денежные  средства, полученные за обслуживание, направляются в бюджет города. Если в 2002 году за социальное обслуживание получено 25083 рубля, то  в 2003 году эта сумма уже составила 31309 рублей. В 2004 году планируется увеличить сумму привлечённых средств  до 90 тысяч рублей.   При этом граждане, относящиеся к категории малообеспеченных, обслуживаются бесплатно или находятся на частичной оплате.                                                     

       В настоящее  время бесплатно оказываются  услуги 37,5 % обслуживаемых граждан, на условиях частичной оплаты-42,1% и на условиях полной оплаты 20,4% граждан.

Затраты по оказанию социальных  услуг на одного обслуживаемого в месяц:

-  отделения социальной помощи  на дому №№ 1,2 – 751 руб/мес.;

-  срочное отделение – 28,53 руб/мес., 

- специализированное  отделение  социально - медицинской помощи –1520,4 руб/мес.              

По мере развития учреждения расширяется и зона обслуживания. На сегодняшний день  в отделениях надомного обслуживания в  учреждении работает 41 человек (для сравнения: на этот же период 2002г работало 35человек).

Вызвано это было ростом числа граждан, желающих обслуживаться отделениями соответственно с 215человек в 2002году до 241 человека на конец 2003г.

 

Таблица 1

Сравнительный анализ поступления денежных средств за социальное обслуживание на дому за 2002-2003 гг.

 

 

2002 г.

2003 г.

1

Сумма поступивших денежных средств за платное обслуживание (руб.)

 

25080,45

 

29411,88

2

Количество оказанных услуг всего

64505

90758

3

Количество платных услуг

40775

52222

4

Количество бесплатных услуг

23730

38536

 

5

Бесплатные услуги оказаны на общую сумму (руб.)

 

63968,96

 

77520,51


 

 

 

В учреждении  с 2003 года организована работа службы срочных социальных услуг. Служба состоит из трёх человек и призвана решать вопросы по предоставлению гражданам услуг по ремонту квартир. По мере необходимости, штат службы расширяется за счёт привлечения  работников требуемых специальностей через городской центр занятости. Так, с апреля 2004 года служба пополнилась 5-ю специалистами.  В рамках утверждённой в городе программы по подготовке к 60-летию победы в Великой Отечественной войне служба проводит работу  по проведению текущего ремонта у одиноких и одиноко проживающих Ветеранов. Всего необходимо отремонтировать 61 квартиру. Средства на эти цели выделены за счёт бюджета Воронежской области (100000 рублей), бюджета  города (на 2004 год-40000 рублей),  а также проводится работа с предприятиями всех форм собственности по привлечению внебюджетных средств. Все ремонтные работы проводятся бесплатно,  выделенные и привлечённые средства используются только на приобретение материалов и инструментов. Для всех остальных категорий населения города ремонтные работы проводятся в соответствии с утверждёнными тарифами. В настоящее время уже отремонтировано 25  квартир, а полностью работы планируется завершить к 20 апреля 2005 года.

    С октября 2003 года в  учреждении  работает пункт проката  средств реабилитации для граждан, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации (костыли, ходунки, трости, инвалидные  коляски и др.). Средства реабилитации  были приобретены за счёт внебюджетных средств на общую сумму 30 тыс. рублей в результате победы в конкурсе малых благотворительных социальных проектов, который проводился по инициативе партии «Единая Россия». Через Воронежское протезно-ортопедическое предприятие  приобретено необходимое количество инвентаря, и на основе разработанного положения и тарифов предоставляют его не только клиентам учреждения, но и всем нуждающимся жителям города. Первые дни работы показали все положительные и все отрицательные моменты в работе, пришлось вносить коррективы в процессе работы. При этом малоимущие граждане получают услуги бесплатно.

    Следует отметить, что  реализацией представленной на  конкурс программы развития  Центра  социального обслуживания в учреждении  продолжают заниматься, планируя  выполнение вех её пунктов закончить к 2005 году.

В 2004 году учреждение представило на Всероссийский конкурс социальных проектов «Социальный форум» очередную программу «Ремонт жилых помещений малоимущих граждан пожилого возраста и инвалидов г. Нововоронежа в 2004 – 2005 гг.». Значимость этого проекта состоит в том, что силами 8 работников, привлекаемых через городской Центр занятости населения планируется произвести ремонт квартир у 20 граждан пожилого возраста и инвалидов, имеющих  совокупный среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума. Планируется также и  оборудование  перил на выходе  в 2-х домах, изготовление пандусов и др. мероприятия,  направленные на улучшение качества жизни вышеперечисленных категорий граждан.

Сегодня стоит подумать о развитии движения по целевому финансированию  больших и малых социальных проектов и программ в рамках отдельно взятой территории и конкретного учреждения. Основой для такого движения должно стать движение меценатов и благотворителей учреждения, города, района, области. 

В МУ «Центр социального обслуживания населения» г.Нововоронежа система платного социального обслуживания только развивается, но уже накоплен соответствующий опыт работы с пожилыми людьми в этом направлении, а также имеется ряд проектов, по осуществлению которых  планируется продолжать работу.

 Создание методик, способствующих  максимально точной оценке нужд  лиц пожилого возраста и их  потребностей в платных социальных  услугах, отнесено к приоритетным  направлениям проводимых в учреждении  исследований. Это позволяет при разработке перечня платных социальных услуг и тарифной сетки учитывать возможности и интересы населения, не нарушая при этом экономической целесообразности. При этом в качестве основной задачи в Центре определили, чтобы дополнительные социальные услуги были для учреждения не затратными, а приносили прибыль, направляемую на развитие системы бесплатного социального обслуживания и повышение материальной заинтересованности работников социальной сферы в качественном профессиональном труде.

Создание и функционирование системы платных социальных услуг  призвано решать следующие задачи:

1) обеспечение адресной социальной  поддержки граждан старшего поколения  с использованием различных организационных  форм и экономических механизмов  реализации социальных услуг;

2) расширение количества социальных  услуг, оказываемых гражданам старшего  поколения, улучшение их качества  с использованием организационной  и материально-технической базы  учреждений социальной защиты  населения;

3) обеспечение устойчивой экономической  эффективности системы социальных услуг, оказываемых гражданам старшего поколения, с использованием различных форм привлечения личных средств населения, а также льготных механизмов реализации;

4) обеспечение полноценного социального  обслуживания граждан старшего поколения при уменьшении бюджетных расходов на эти цели.

Решение комплекса указанных задач предполагает системный анализ организационной, нормативно-правовой и хозяйственно-экономической сторон проблемы.

В учреждении было проведено изучение основных источников денежных доходов домохозяйств и их зависимости от возраста проживающих в них пожилых людей. Выяснено, что по мере увеличения возраста все большее значение как источник дохода приобретает пенсия по старости и по случаю потери кормильца. Значение других источников дохода незначительно.

На основе полученных данных  исследователи пришли к выводу  о том, что основой адресного социального обслуживания, в том числе и в части введения платных социальных услуг, должен быть дифференцированный подход.

В Центре социального обслуживания разработано и внедрено положение о порядке предоставления платных социальных услуг. Данный документ  предусматривает:

- основные виды социальных услуг;

-перечень услуг, предоставляемых  гражданам пожилого возраста  учреждением;

- перечень гарантированных социальных услуг;

-перечень дополнительных социальных  услуг.

Утвержденный перечень услуг, оказываемых за полную и частичную оплату, включает перечень гарантированных услуг, а также перечень платных услуг, не входящий в перечень гарантированных услуг.

Перечень платных услуг формировался исходя из потребностей населения, а также материальных и кадровых возможностей учреждения.

Результаты проведенного исследования свидетельствовали о том, что при предоставлении платных услуг в г.Нововоронеже реализуются следующие установленные на федеральном уровне принципы:

- учет категорий граждан (одинокие  граждане, лица, проживающие с родственниками);

- определение размера оплаты  в процентном отношении к разнице  между пенсией клиента и прожиточным минимумом;

 Введение платных услуг по  социальному обслуживанию населения  требует создания определенной  нормативной правовой базы на  уровне субъекта РФ. В частности, необходимо разработать:

- положение о порядке и условиях  предоставления платных социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- перечень гарантированных социальных  услуг, оказываемых на платной  основе гражданам пожилого возраста  и инвалидам;

- перечень дополнительных социальных услуг, оказываемых на платной основе;

- примерная методика расчета  тарифов на социальные услуги;

- положение о порядке использования  средств, поступивших от взимания  платы за социальные услуги.

В результате проведенного исследования выявлено, что наиболее востребованы следующие виды услуг: материально-бытовые; по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические; правовые; содействие   в организации ритуальных услуг. Разнообразны формы предоставления социальных услуг:  на дому, в отделении срочной социальной помощи, в полустационарных  и стационарных условиях.

Выявлен ряд факторов, тормозящих внедрение системы платного социального обслуживания:

- низкий уровень жизни населения;

- низкий уровень правосознания  населения, во многом связанный со слабой просветительской работой;

- слабая координация деятельности  различных социальных служб;

- отсутствие приоритета социальной  сферы в политике всех уровней;

- слабая разработка механизмов  реализации платных социальных  услуг;

- специфика ментальности населения  города, заключающая в ожидании  от государства бесплатной или  дешевой помощи;

- слабая материально-техническая  база Центра социального обслуживания  населения;

- отсутствие информационной базы  по формам и видам реализации платных социальных услуг;

- отсутствие рекламы платных  социальных услуг среди местного  населения;

- непродуманное налогообложение  деятельности, связанной с реализацией  системы платных социальных услуг;

Информация о работе Пожилые люди как социальная общность